Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятием сферы
малого бизнеса 6
1.1 Фундаментальные теории стратегического управления 6
1.2 Методы стратегического управления 16
1.3 Особенности стратегического управления предприятием сферы малого
бизнеса 27
2. Отечественный и зарубежный опыт стратегического управления
предприятием сферы малого бизнеса 35
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом 35
2.2 Анализ сферы малого бизнеса в Республике Татарстан 44
2.3 Методические подходы к стратегическому управлению предприятием
сферы малого бизнеса 60
3. Концепция формирования стратегии управления предприятиями сферы
малого бизнеса в регионе 67
3.1 Рекомендации по анализу факторов внешней среды ,.67
3.2 Рекомендации по прогнозированию рисков 70
3.3 Рекомендации по выбору источников финансирования стратегии 74
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
Малые и средние предприятия считаются основой социальной стабильности. Эти компании представляют собой существенный источник экономического роста, динамичности и гибкости как в промышленно развитых странах, так и в странах с формирующимся рынком, в развивающихся странах.
Следует отметить, что показатели и уровень развития национальной экономики сильно зависят от способности создавать благоприятные условия для предприятий сферы малого бизнеса, которые могут предоставлять качественные услуги и конкурентоспособную продукцию по низкой цене и в количественном отношении, которые корректируются на рынке.
Необходимым условием успешного развития малого бизнеса в том или ином регионе является государственная поддержка, она оказывает влияние, в том числе, на выработку стратегии управления предприятием малого бизнеса, поскольку выбор стратегии развития предприятия будет определяться особенностями социально-экономических процессов в регионе. Таким образом, выявление проблем и решение задач по стратегическому управлению предприятием малого бизнеса в регионе является важной и актуальной задачей.
Цель исследования - исследовать возможности повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса в регионе посредством учета возможностей государственной поддержки
Задачи исследования:
• Исследовать фундаментальные теории стратегического управления
• Исследовать методы стратегического управления
• Определить особенности стратегического управления
предприятием сферы малого бизнеса
• Исследовать инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом
• Проанализировать сферу малого бизнеса в Республике Татарстан
• Предложить методические подходы к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса
Объект исследования - стратегическая деятельность малого бизнеса
Предмет исследования - повышение эффективности стратегического управления предприятием сферы малого бизнеса на основе учета факторов внешней среды, в т.ч. государственной поддержки предпринимательской деятельности
Научная новизна работы:
• разработка факторной модели зависимости количества малых предприятий РФ от факторов, определяющих легкость ведения бизнеса
• разработка методических подходов к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса
• разработка рекомендаций по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии
Гипотеза - факторы внешней среды, в т.ч. государственная поддержка предпринимательской деятельности оказывают положительное влияние на стратегическую деятельность малого бизнеса.
Степень разработанности темы.
Вопросы стратегического менеджмента рассматривались в трудах Питера Друкера, Филиппа Селзника, Альфреда Чандлера, Игоря Ансоффа и Брюса Хендерсона
Проблемами формирования стратегии малого предприятия занимались Плетюх О.В. и Воронина Е.А., Дрок Т. Е., Счастливенко Т.В. и Счастливенко Е.В., Курникова Н.А. и Лобков К.Ю., Курносова Е.А. и Хасьянов И.И., Шевелев С.Ю. и Шевелева Е.А., Песоцкая Е.В. и Феткуллова К.А., Синельникова Е. А., Гурова В.Р.
Инструменты государственной поддержки предпринимательства рассмотрены в трудах Демина Е.Н., Блинова А.О. и Годунова Л.А., Эпштейн М.З. и Царук М.И., Апостолюк О.Ю. Костюченко А.Г., Мазанко Д.Е. и Кетова И. А., Шведова М. Ф.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы Питера Друкера, Филиппа Селзника, Альфреда Чандлера, Игоря Ансоффа и Брюса Хендерсона, Г.Н. Константинова.
Методологическая основа исследования составили научные приемы и методы исследования, в том числе методы анализа, синтеза, моделирования. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные по малому предпринимательству, данные социологического опроса.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что результаты работы позволяют использовать предложенные рекомендации по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии на малом предприятии. Кроме того, значимость исследования состоит в раскрытии теоретических положений стратегического управления и разработке методических подходов к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса является одним из ключевых элементов роста российской экономики, способствующим формированию «здоровой» конкурентной среды, увеличению производства валового внутреннего продукта, занятости населения, росту его фактического дохода, повышению уровня жизни. Следует отметить, что предпринимательскую деятельность характеризует чрезвычайно высокая степень сложности, динамизма и неопределенности. Управление малыми предприятиями, способность к дальнейшему научно-техническому прогрессу и мобилизация значительных ресурсов производства и финансов общества предопределяют важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
Развитие малого бизнеса является одним из основных стратегических направлений государственной политики. При этом государственная поддержка является необходимым условием успешного развития малого бизнеса в том или ином регионе.
В ходе написания магистерской диссертации нами были исследованы фундаментальные теории стратегического управления и методы стратегического управления, определены особенности стратегического управления предприятием сферы малого бизнеса, в том числе, особенности реализации процесса стратегического управления в малом и среднем бизнесе . Также были исследованы инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, была проанализирована сфера малого бизнеса в Республике Татарстан. Кроме того, были выявлены возможности повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса в регионе посредством учета возможностей государственной поддержки.
В ходе диссертационного исследования было выявлено, что факторы внешней среды, в то числе государственная поддержка предпринимательской деятельности оказывают положительное влияние на стратегическую деятельность малого бизнеса. Они во многом определяют его способность выстраивать стратегию в зависимости от изменений во внешней среде, оказывают значительное влияние на стратегическое управление предприятием сферы малого бизнеса. Проведенные исследования показали динамику и особенности развития малых предприятий в России и Республике Татарстан, исследованы показатели предпринимательской активности в странах мира, а также средства федерального бюджета, выделенные на программы малого предпринимательства в РФ. Нами была выявлена зависимость между количеством малых предприятий в России и средствами федерального бюджета, выделенными на программы поддержки малого предпринимательства в РФ. Разработанная факторная модель зависимости количества малых предприятий от факторов, определяющих легкость ведения бизнеса показала, что такие факторы как налогообложение, обеспечение исполнения контрактов, кредитование и получение разрешений на строительство оказывают наибольшее влияние на предприятия малого бизнеса в Российской Федерации.
Также были разработаны методические подходы к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса, в частности, для социологической оценки уровня стратегического менеджмента нами была составлена анкета для руководителей предприятий малого бизнеса. Анализ данных социологического опроса показал, что в сфере малого бизнеса Республики Татарстан уделяется недостаточно внимания вопросам стратегического управления и планирования. Автором были разработаны рекомендаций по анализу факторов внешней среды, а именно форма PEST анализа для предприятий сферы малого бизнеса на основе выявленных факторов внешней среды и степени их влияния на малое предпринимательство.
Для разработки рекомендаций по прогнозированию рисков были исследованы различные группы рисков малого предпринимательства, составлена карта рисков малого предпринимательства на основе анализа социологического опроса 10 человек о степени воздействия и возникновения рисков малого предпринимательства. Анализ составленной карты риска показал, что наиболее катастрофическими рисками для малого предпринимательства являются - риски утраты платежеспособности, кредитные риски, отсутствие поддержки со стороны государства. Кроме того, были даны рекомендации по повышению качества управления рисками и их прогнозированию.
В качестве рекомендаций по выбору источников финансирования стратегии нами были проанализированы различные программы финансирования для поддержки малого предпринимательства, на основе чего был составлен алгоритм выбора источников финансирования для предприятий малого бизнеса Республики Татарстан. Предложенный алгоритм выбора источников финансирования позволяет предприятиям малого бизнеса правильно осуществить выбор возможного источника финансирования с учетом требований и ограничений, имеющихся в программах.
Таким образом, представленные в работе рекомендации по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии имеют практическую значимость для стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г., № 86-ФЗ // Вестник банка России. - 2002. - № 46. - С. 35-54.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон "от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016)
4. Константинов, Г. Н. Стратегический менеджмент. Концепции: учебное пособие для слушателей программы МВА, обучающихся по специальностям «Общий и стратегический менеджмент» и «Финансы» / Г. Н. Константинов ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента. — М.: Бизнес Элайнмент, 2009. — 239 с.
5. Дж. Пирс, Р. Робинсон Стратегический менеджмент. СПб: Питер, 2013. - 560 с.
6. Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2012 -158 с.
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб./ М19 Росстат. - M., 2015. - 96 с.
8. Domenec Mele, Manuel Guillen the intellectual evolution of strategic management and its relationship with ethics and social responsibility IESE Business School - University of Navarra Avda. Pearson, 21 - 08034 Barcelona, Spain. 22p
9. Neil Ritson Strategic Management - Ventus Publishing ApS ISBN. 2011 52p
10. Боровских С.В. Необходимость и возможность внедрения
стратегического менеджмента и бюджетирования в систему управления малым предприятием/ Baikal Research Journal. Издательство: Байкальский
государственный университет (Иркутск). - 2011 - С. 34
11. Важдаев А.Н. Применение принципа открытого управления в малых предприятиях с несколькими видами деятельности/ Известия ЮФУ. Технические науки. Издательство: Южный федеральный университет (Ростов- на-Дону). - 2013 - С. 225-230
12. Гудашова Л.Е. Предпринимательство в России: проблемы и особенности Современная конкуренция. 2013. № 2 (38). С. 39-45.
13. Денисенко В.И., Никитина С.М. Стратегическое управление развитием малого бизнеса/ Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. 2015. № 1 (3). С. 102-104.
14. Дорофеева О.Н. Особенности менеджмента в малом бизнесе/ Корпоративное управление и инновационное развитие экономики севера: вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования сыктывкарского государственного университета. Издательство: Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина (Сыктывкар). - 2005 - С. 101-106
15. Дуракова Н.Ю. Скрипалев И.А. Малые предприятия России: микроэкономический анализ// Актуальные вопросы экономических наук. Пермский национальный исследовательский политехнический университет. - Пермь, 2015 - С. 11-15
16. Ершова М.Я., Кобкова А.В., Ершов С.Ю. Институционально-налоговая
среда малого бизнеса в россии: история и перспективы Вестник
Новосибирского государственного университета. Серия: Социально¬
экономические науки. 2008. Т. 8. № 4. С. 101-119.
17. Заболоцкая В.В., Хут Н.А. Сравнительный анализ мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России и за рубежом// Кубанский государственный университет - 2015. - С. 46-49
18. Корниенко К.А., Самсонова И.А. Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности и возможности его использования в России Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2012. № 8. С. 75-81.
19. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. История и современные тенденции развития малого бизнеса в России/ Успехи современного естествознания. 2015. № 1-3. С. 496-498.
20. Мезенцева Е.С. Стратегическое управление как фактор развития малого производственного бизнеса/ Экономика региона. 2008. № 1. С. 205-211.
21. Плеханов Д.В. Особенности менеджмента в малых предприятиях/ Д.В. Плеханов, Е.А. Юдина, //Молодежь и наука. Издательство: Уральский государственный аграрный университет (Екатеринбург). - 2016 - С. 207
22. Попов С. А. Роль стратегического управления функционированием системы государственной поддержки малого предпринимательства Электронный вестник Ростовского социально-экономического института Выпуск № 4 / 2013
23. Прокофьев А.А. Стратегическое управление: современные ориентиры для российских строительных предприятий малого бизнеса Вестник Челябинского государственного университета Выпуск № 3 / 2010 С. 106 - 112
24. Титов В.С. Особенности стратегического управления малым
предприятием/ В.С. Титов, А. Хайдар, А.А. Кузнецов //Вестник российского университета дружбы народов. Серия: инженерные исследования.
Издательство: Российский университет дружбы народов (РУДН) (Москва). - 2009 - С. 123-125
25. Туренко Б.Г. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятий малого и среднего бизнеса байкальского региона Baikal Research Journal. 2010. № 4. С. 109-113.
26. Чепик А.Г. Проблемы управления развитием малого и среднего предпринимательства в регионе/ А.Г. Чепик, Д.А. Чепик //Экономика и управление: проблемы, решения. Издательство: Издательский дом "Научная библиотека" (Москва). - 2015 - С. 134-138
27. Черников А.А., Стрелкова Л.В. Методы и модели стратегического управления предприятием Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского Серия - Экономика и финансы с. 166-167
28. Фадеева Е.А. Особенности стратегического управления малыми предприятиями в современных условиях/ Е.А. Фадеева, А.А. Маргарян //Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. Издательство: Частное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский институт бизнеса" (Волгоград). - 2015 - С. 56-59
29. Шутилов Ф.В. Стратегическое управление и государственная поддержка развития промышленных кластеров. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. Выпуск № 4 (131) / 2013
30. Bfeckova, P. , Havllcek, K., “Leaders management and personnel controlling in SMEs”, European Research Studies Journal, Volume 16, Issue 4, Faculty of Economic Studies, University of Finance and Administration, Estonska 500, Prague, Czech Republic, International Strategic Management Association, (2014): p. 3-13
31. Chaston, I., Badger, B., Mangles, T., Sadler-Smith, E., “Organisational learning style, competencies and learning systems in small, UK manufacturing firms”, International Journal of Operations and Production Management, Volume 21, Issue 11, (2001): p. 1417-1432
32. Changchit, C., Klaus, T., “An exploratory study on small business website creation and usage”, Journal of Electronic Commerce in Organizations, Volume 13, Issue 1, IGI Global, Texas A and M University Corpus Christi, Corpus Christi, TX, United States, (1 January 2015): p. 1-14
33. Glebova I., Khamidulina A., An Evaluation of Entrepreneurial Potential in the Republic of Tatarstan, 2015, p. 345-351
34. Harrington, R.J., 2006. The moderating effects of size, manager tactics and involvement on strategy implementation in food service. Hospitality Management, 25:p. 373-397.
35. Honcharenko I. The implementation features of the strategic management process in organizations of small and medium businesses// Kyiv National University of Technologies and Design 2015. - p.340-342
36. Kim, W.C., and Mauborgne, R.A. 1993. Making Global Strategies Work. Sloan Management Review, 34:p. 11-27.
37. Lehner, J. 2004. Strategy Implementation Tactics as Response to Organizational, Strategic, and Environmental Imperatives. Management Revue, 15: p. 460-480
38. Marcelino-Sadaba, S. , Perez-Ezcurdia, A. , Echeverria Lazcano, A.M. , Villanueva, P., “Project risk management methodology for small firms”, Public University of Navarre, Spain, International Journal of Project Management, Volume 32, Issue 2, (February 2014): p. 327-340
39. Mintzberg, H., Rise and Fall of Strategic Planning. NY: The Free Press, 2012. 464 p.
40. Naipinit, T. , Kojchavivong, S., Kowittayakorn, V., Na Sakolnakorn, T.P., “McKinsey 7S model for supply chain management of local SMEs construction business in upper northeast region of Thailand”, Asian Social Science, Volume 10, Issue 8, Canadian Center of Science and Education, (26 March 2014): p. 35-41
41. Nilsson, F., and Rapp, B. 1999. Implementing Business Unit Strategies: The Role of Management Control Systems. Scandinavian Journal of Management, 15: p. 65-88.
42. Noble, C.H. 1999. Building the Strategy Implementation Network. Business Horizons, 6:p. 19-27.
43. Noble, C.H., and Mokwa, M.P. 1999. Implementing Marketing Strategies: Developing and Testing a Managerial Theory. Journal of Marketing, 63:p. 57-73.
44. OECD - Russian Federation: Key Issues and Politics - 2015 - C.33-34
45. Peng, W., and Litteljohn, D. 2001. Organizational Communication and Strategy Implementation-A Primary Inquiry. International Journal of Contemporary Hospitality, 13:p. 360-363.
46. Rapert, M.I., Velliquette, A., and Garretson, J.A. 2002. The Strategic Implementation Process Evoking Strategic Consensus through Communication. Journal of Business Research, 55: p.301-310.
47. Reher, F., “Adaptation of business process management to requirements of small and medium-sized enterprises in the context of strategic flexibility”, International Workshops on Business Process Management Workshops, BPM 2014; Eindhoven; Netherlands; 7 September 2014 through 8 September 2014, Springer Verlag, (2015): p. 561-566
48. Singh, D.T. 1998. Incorporating cognitive aids into decision support systems: the case of the strategy execution process. Decision Support Systems, 24:p. 145-163.
49. Singer, S., J.E. Amoros, and D.M. Arreola (2015), Global Entrepreneurship Monitor 2014 Global Report. Babson College, Universidad del Desarrollo, Universiti tun Abdul Razak, and tecnologico de Monterrey
50. Walker, Jr, O.C., and Ruekert, R.W. 1987. Marketing's Role in The Implementation of Business Strategies: A Critical Review and Conceptual Framework. Journal of Marketing, 51: 15-33.
51. Информационный сайт научно-практического журнала Эффективное
антикризисное управление. О цели государственной экономической поддержки стратегических организаций, Бештоев М.И. Южно-Российский институт- филиал РАНХиГС. URL: Режим доступа: http://www.info.e-c-
m.ru/magazine/7 9/eau 7 9 237. htm
52. ТатГрант - все о Лизинг-грант в Татарстане. URL: https://tatgrant.ru/ URL: (дата обращения: 15.03.2017)
53. Агентство стратегических инициатив ASI URL:
https://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения: 16.04.2017)
54. Министерство Экономического развития РФ URL:
http://economy.gov.ru/minec/documents/vostrebdocs (дата обращения: 24.04.2017)
55. Министерство экономики Республики Татарстан - Развитие и поддержка
малого и среднего предпринимательства URL:
http://mert.tatarstan.ru/rus/Development and support of small and medium busine sses.htm (дата обращения: 23.03.2017)
56. Опора России URL: http://www.opora.ru/analytics/analiticheskie-materialy/ (дата обращения: 20.02.2017)
57. Ресурсный центр малого предпринимательства URL:
http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения: 24.04.2017)
58. Федеральная служба государственной статистики URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc_1139841601359 (дата обращения: 25.04.2017)
59. Фонд поддержки предпринимательства РТ URL: http://fpprt.ru/cpp/ (дата обращения: 24.04.2017)
60. AccountAnts for business Small business: a global agenda URL: http://www.accaglobal.com/content/dam/acca/global/PDF-technical/small- business/pol-afb-sbaga.pdf (дата обращения: 19.11.2016)
61. GEM Global Entrepreneurship Monitor URL:
http://www.gemconsortium.org/data (дата обращения: 24.04.2017)
62. Doing Business URL:
http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 19.03.2017)