СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СФЕРЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятием сферы
малого бизнеса 6
1.1 Фундаментальные теории стратегического управления 6
1.2 Методы стратегического управления 16
1.3 Особенности стратегического управления предприятием сферы малого
бизнеса 27
2. Отечественный и зарубежный опыт стратегического управления
предприятием сферы малого бизнеса 35
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом 35
2.2 Анализ сферы малого бизнеса в Республике Татарстан 44
2.3 Методические подходы к стратегическому управлению предприятием
сферы малого бизнеса 60
3. Концепция формирования стратегии управления предприятиями сферы
малого бизнеса в регионе 67
3.1 Рекомендации по анализу факторов внешней среды ,.67
3.2 Рекомендации по прогнозированию рисков 70
3.3 Рекомендации по выбору источников финансирования стратегии 74
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятием сферы
малого бизнеса 6
1.1 Фундаментальные теории стратегического управления 6
1.2 Методы стратегического управления 16
1.3 Особенности стратегического управления предприятием сферы малого
бизнеса 27
2. Отечественный и зарубежный опыт стратегического управления
предприятием сферы малого бизнеса 35
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом 35
2.2 Анализ сферы малого бизнеса в Республике Татарстан 44
2.3 Методические подходы к стратегическому управлению предприятием
сферы малого бизнеса 60
3. Концепция формирования стратегии управления предприятиями сферы
малого бизнеса в регионе 67
3.1 Рекомендации по анализу факторов внешней среды ,.67
3.2 Рекомендации по прогнозированию рисков 70
3.3 Рекомендации по выбору источников финансирования стратегии 74
Заключение 82
Список использованной литературы 85
Приложения
Малые и средние предприятия считаются основой социальной стабильности. Эти компании представляют собой существенный источник экономического роста, динамичности и гибкости как в промышленно развитых странах, так и в странах с формирующимся рынком, в развивающихся странах.
Следует отметить, что показатели и уровень развития национальной экономики сильно зависят от способности создавать благоприятные условия для предприятий сферы малого бизнеса, которые могут предоставлять качественные услуги и конкурентоспособную продукцию по низкой цене и в количественном отношении, которые корректируются на рынке.
Необходимым условием успешного развития малого бизнеса в том или ином регионе является государственная поддержка, она оказывает влияние, в том числе, на выработку стратегии управления предприятием малого бизнеса, поскольку выбор стратегии развития предприятия будет определяться особенностями социально-экономических процессов в регионе. Таким образом, выявление проблем и решение задач по стратегическому управлению предприятием малого бизнеса в регионе является важной и актуальной задачей.
Цель исследования - исследовать возможности повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса в регионе посредством учета возможностей государственной поддержки
Задачи исследования:
• Исследовать фундаментальные теории стратегического управления
• Исследовать методы стратегического управления
• Определить особенности стратегического управления
предприятием сферы малого бизнеса
• Исследовать инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом
• Проанализировать сферу малого бизнеса в Республике Татарстан
• Предложить методические подходы к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса
Объект исследования - стратегическая деятельность малого бизнеса
Предмет исследования - повышение эффективности стратегического управления предприятием сферы малого бизнеса на основе учета факторов внешней среды, в т.ч. государственной поддержки предпринимательской деятельности
Научная новизна работы:
• разработка факторной модели зависимости количества малых предприятий РФ от факторов, определяющих легкость ведения бизнеса
• разработка методических подходов к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса
• разработка рекомендаций по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии
Гипотеза - факторы внешней среды, в т.ч. государственная поддержка предпринимательской деятельности оказывают положительное влияние на стратегическую деятельность малого бизнеса.
Степень разработанности темы.
Вопросы стратегического менеджмента рассматривались в трудах Питера Друкера, Филиппа Селзника, Альфреда Чандлера, Игоря Ансоффа и Брюса Хендерсона
Проблемами формирования стратегии малого предприятия занимались Плетюх О.В. и Воронина Е.А., Дрок Т. Е., Счастливенко Т.В. и Счастливенко Е.В., Курникова Н.А. и Лобков К.Ю., Курносова Е.А. и Хасьянов И.И., Шевелев С.Ю. и Шевелева Е.А., Песоцкая Е.В. и Феткуллова К.А., Синельникова Е. А., Гурова В.Р.
Инструменты государственной поддержки предпринимательства рассмотрены в трудах Демина Е.Н., Блинова А.О. и Годунова Л.А., Эпштейн М.З. и Царук М.И., Апостолюк О.Ю. Костюченко А.Г., Мазанко Д.Е. и Кетова И. А., Шведова М. Ф.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы Питера Друкера, Филиппа Селзника, Альфреда Чандлера, Игоря Ансоффа и Брюса Хендерсона, Г.Н. Константинова.
Методологическая основа исследования составили научные приемы и методы исследования, в том числе методы анализа, синтеза, моделирования. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные по малому предпринимательству, данные социологического опроса.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что результаты работы позволяют использовать предложенные рекомендации по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии на малом предприятии. Кроме того, значимость исследования состоит в раскрытии теоретических положений стратегического управления и разработке методических подходов к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса.
Следует отметить, что показатели и уровень развития национальной экономики сильно зависят от способности создавать благоприятные условия для предприятий сферы малого бизнеса, которые могут предоставлять качественные услуги и конкурентоспособную продукцию по низкой цене и в количественном отношении, которые корректируются на рынке.
Необходимым условием успешного развития малого бизнеса в том или ином регионе является государственная поддержка, она оказывает влияние, в том числе, на выработку стратегии управления предприятием малого бизнеса, поскольку выбор стратегии развития предприятия будет определяться особенностями социально-экономических процессов в регионе. Таким образом, выявление проблем и решение задач по стратегическому управлению предприятием малого бизнеса в регионе является важной и актуальной задачей.
Цель исследования - исследовать возможности повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса в регионе посредством учета возможностей государственной поддержки
Задачи исследования:
• Исследовать фундаментальные теории стратегического управления
• Исследовать методы стратегического управления
• Определить особенности стратегического управления
предприятием сферы малого бизнеса
• Исследовать инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом
• Проанализировать сферу малого бизнеса в Республике Татарстан
• Предложить методические подходы к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса
Объект исследования - стратегическая деятельность малого бизнеса
Предмет исследования - повышение эффективности стратегического управления предприятием сферы малого бизнеса на основе учета факторов внешней среды, в т.ч. государственной поддержки предпринимательской деятельности
Научная новизна работы:
• разработка факторной модели зависимости количества малых предприятий РФ от факторов, определяющих легкость ведения бизнеса
• разработка методических подходов к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса
• разработка рекомендаций по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии
Гипотеза - факторы внешней среды, в т.ч. государственная поддержка предпринимательской деятельности оказывают положительное влияние на стратегическую деятельность малого бизнеса.
Степень разработанности темы.
Вопросы стратегического менеджмента рассматривались в трудах Питера Друкера, Филиппа Селзника, Альфреда Чандлера, Игоря Ансоффа и Брюса Хендерсона
Проблемами формирования стратегии малого предприятия занимались Плетюх О.В. и Воронина Е.А., Дрок Т. Е., Счастливенко Т.В. и Счастливенко Е.В., Курникова Н.А. и Лобков К.Ю., Курносова Е.А. и Хасьянов И.И., Шевелев С.Ю. и Шевелева Е.А., Песоцкая Е.В. и Феткуллова К.А., Синельникова Е. А., Гурова В.Р.
Инструменты государственной поддержки предпринимательства рассмотрены в трудах Демина Е.Н., Блинова А.О. и Годунова Л.А., Эпштейн М.З. и Царук М.И., Апостолюк О.Ю. Костюченко А.Г., Мазанко Д.Е. и Кетова И. А., Шведова М. Ф.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы Питера Друкера, Филиппа Селзника, Альфреда Чандлера, Игоря Ансоффа и Брюса Хендерсона, Г.Н. Константинова.
Методологическая основа исследования составили научные приемы и методы исследования, в том числе методы анализа, синтеза, моделирования. Эмпирической базой исследования послужили статистические данные по малому предпринимательству, данные социологического опроса.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что результаты работы позволяют использовать предложенные рекомендации по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии на малом предприятии. Кроме того, значимость исследования состоит в раскрытии теоретических положений стратегического управления и разработке методических подходов к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса является одним из ключевых элементов роста российской экономики, способствующим формированию «здоровой» конкурентной среды, увеличению производства валового внутреннего продукта, занятости населения, росту его фактического дохода, повышению уровня жизни. Следует отметить, что предпринимательскую деятельность характеризует чрезвычайно высокая степень сложности, динамизма и неопределенности. Управление малыми предприятиями, способность к дальнейшему научно-техническому прогрессу и мобилизация значительных ресурсов производства и финансов общества предопределяют важную экономическую, антимонопольную, инновационную и социальную роль этого сектора экономики.
Развитие малого бизнеса является одним из основных стратегических направлений государственной политики. При этом государственная поддержка является необходимым условием успешного развития малого бизнеса в том или ином регионе.
В ходе написания магистерской диссертации нами были исследованы фундаментальные теории стратегического управления и методы стратегического управления, определены особенности стратегического управления предприятием сферы малого бизнеса, в том числе, особенности реализации процесса стратегического управления в малом и среднем бизнесе . Также были исследованы инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, была проанализирована сфера малого бизнеса в Республике Татарстан. Кроме того, были выявлены возможности повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса в регионе посредством учета возможностей государственной поддержки.
В ходе диссертационного исследования было выявлено, что факторы внешней среды, в то числе государственная поддержка предпринимательской деятельности оказывают положительное влияние на стратегическую деятельность малого бизнеса. Они во многом определяют его способность выстраивать стратегию в зависимости от изменений во внешней среде, оказывают значительное влияние на стратегическое управление предприятием сферы малого бизнеса. Проведенные исследования показали динамику и особенности развития малых предприятий в России и Республике Татарстан, исследованы показатели предпринимательской активности в странах мира, а также средства федерального бюджета, выделенные на программы малого предпринимательства в РФ. Нами была выявлена зависимость между количеством малых предприятий в России и средствами федерального бюджета, выделенными на программы поддержки малого предпринимательства в РФ. Разработанная факторная модель зависимости количества малых предприятий от факторов, определяющих легкость ведения бизнеса показала, что такие факторы как налогообложение, обеспечение исполнения контрактов, кредитование и получение разрешений на строительство оказывают наибольшее влияние на предприятия малого бизнеса в Российской Федерации.
Также были разработаны методические подходы к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса, в частности, для социологической оценки уровня стратегического менеджмента нами была составлена анкета для руководителей предприятий малого бизнеса. Анализ данных социологического опроса показал, что в сфере малого бизнеса Республики Татарстан уделяется недостаточно внимания вопросам стратегического управления и планирования. Автором были разработаны рекомендаций по анализу факторов внешней среды, а именно форма PEST анализа для предприятий сферы малого бизнеса на основе выявленных факторов внешней среды и степени их влияния на малое предпринимательство.
Для разработки рекомендаций по прогнозированию рисков были исследованы различные группы рисков малого предпринимательства, составлена карта рисков малого предпринимательства на основе анализа социологического опроса 10 человек о степени воздействия и возникновения рисков малого предпринимательства. Анализ составленной карты риска показал, что наиболее катастрофическими рисками для малого предпринимательства являются - риски утраты платежеспособности, кредитные риски, отсутствие поддержки со стороны государства. Кроме того, были даны рекомендации по повышению качества управления рисками и их прогнозированию.
В качестве рекомендаций по выбору источников финансирования стратегии нами были проанализированы различные программы финансирования для поддержки малого предпринимательства, на основе чего был составлен алгоритм выбора источников финансирования для предприятий малого бизнеса Республики Татарстан. Предложенный алгоритм выбора источников финансирования позволяет предприятиям малого бизнеса правильно осуществить выбор возможного источника финансирования с учетом требований и ограничений, имеющихся в программах.
Таким образом, представленные в работе рекомендации по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии имеют практическую значимость для стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса является одним из основных стратегических направлений государственной политики. При этом государственная поддержка является необходимым условием успешного развития малого бизнеса в том или ином регионе.
В ходе написания магистерской диссертации нами были исследованы фундаментальные теории стратегического управления и методы стратегического управления, определены особенности стратегического управления предприятием сферы малого бизнеса, в том числе, особенности реализации процесса стратегического управления в малом и среднем бизнесе . Также были исследованы инструменты государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом, была проанализирована сфера малого бизнеса в Республике Татарстан. Кроме того, были выявлены возможности повышения эффективности стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса в регионе посредством учета возможностей государственной поддержки.
В ходе диссертационного исследования было выявлено, что факторы внешней среды, в то числе государственная поддержка предпринимательской деятельности оказывают положительное влияние на стратегическую деятельность малого бизнеса. Они во многом определяют его способность выстраивать стратегию в зависимости от изменений во внешней среде, оказывают значительное влияние на стратегическое управление предприятием сферы малого бизнеса. Проведенные исследования показали динамику и особенности развития малых предприятий в России и Республике Татарстан, исследованы показатели предпринимательской активности в странах мира, а также средства федерального бюджета, выделенные на программы малого предпринимательства в РФ. Нами была выявлена зависимость между количеством малых предприятий в России и средствами федерального бюджета, выделенными на программы поддержки малого предпринимательства в РФ. Разработанная факторная модель зависимости количества малых предприятий от факторов, определяющих легкость ведения бизнеса показала, что такие факторы как налогообложение, обеспечение исполнения контрактов, кредитование и получение разрешений на строительство оказывают наибольшее влияние на предприятия малого бизнеса в Российской Федерации.
Также были разработаны методические подходы к стратегическому управлению предприятием сферы малого бизнеса, в частности, для социологической оценки уровня стратегического менеджмента нами была составлена анкета для руководителей предприятий малого бизнеса. Анализ данных социологического опроса показал, что в сфере малого бизнеса Республики Татарстан уделяется недостаточно внимания вопросам стратегического управления и планирования. Автором были разработаны рекомендаций по анализу факторов внешней среды, а именно форма PEST анализа для предприятий сферы малого бизнеса на основе выявленных факторов внешней среды и степени их влияния на малое предпринимательство.
Для разработки рекомендаций по прогнозированию рисков были исследованы различные группы рисков малого предпринимательства, составлена карта рисков малого предпринимательства на основе анализа социологического опроса 10 человек о степени воздействия и возникновения рисков малого предпринимательства. Анализ составленной карты риска показал, что наиболее катастрофическими рисками для малого предпринимательства являются - риски утраты платежеспособности, кредитные риски, отсутствие поддержки со стороны государства. Кроме того, были даны рекомендации по повышению качества управления рисками и их прогнозированию.
В качестве рекомендаций по выбору источников финансирования стратегии нами были проанализированы различные программы финансирования для поддержки малого предпринимательства, на основе чего был составлен алгоритм выбора источников финансирования для предприятий малого бизнеса Республики Татарстан. Предложенный алгоритм выбора источников финансирования позволяет предприятиям малого бизнеса правильно осуществить выбор возможного источника финансирования с учетом требований и ограничений, имеющихся в программах.
Таким образом, представленные в работе рекомендации по анализу факторов внешней среды, по прогнозированию рисков и выбору источников финансирования стратегии имеют практическую значимость для стратегического управления предприятиями сферы малого бизнеса.
Подобные работы
- Проблемы развития малого бизнеса в регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса
Главы к дипломным работам, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование организационно-экономического механизма управления предприятием сферы услуг в крупном городе на материалах ООО «Командор-холдинг»
Главы к дипломным работам, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы развития малого бизнеса в регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ КОМПАНИИ «C22LAB» В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование управления малым бизнесом (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Управление организационной структурой малого бизнеса
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Разработка стратегии предприятия сферы услуг в современных условиях
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса с учетом зарубежного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



