Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внешняя политика Турции в Центральной Азии на современном этапе

Работа №59640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
808
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Политика Турции в Центральной Азии 1991-2000гг 8
1.1. Предпосылки и факторы турецкой экспансии 8
1.2. Особенности внешнеполитического курса Турции в экономической и
политической сферах 18
1.3. Особенности внешней политики в сфере образования и культуре 28
Глава II. Политика Турции в Центральной Азии 2001-2016 гг 35
2.1 Отношения с Казахстаном 35
2.2 Отношения с Узбекистаном 42
2.3 Отношения с Киргизией 47
2.4 Отношения с Туркменистаном 51
2.5 Отношения с Таджикистаном 59
Заключение 61
Список использованной литературы 66
Приложения 70


Центральная Азия является стратегически важным регионом для обеспечения безопасности и стабильности Евроатлантического региона. Его энергетические ресурсы жизненно важны для глобальной энергетической безопасности, и это крупный узел для газовых и нефтепроводов, а также торговых коридоров.
За 20 лет независимости центральноазиатские республики добились значительного прогресса во многих областях, особенно в укреплении своего суверенитета, институционализации своих государственных структур и повышении их уровня интеграции с миром.
Начиная с 1991-го года, страны Центральной Азии стали местом активного развития турецкой дипломатии. Факторы, послужившие сближению республик после периода распада СССР: экономические достижения, этническое родство и языковая близость между тюркскими народами, «турецкая модель» развития привлекала внимание в качестве государства с мусульманским населением и прочной исламской традицией, создавшей светскую политическую систему, включающую основные элементы западной демократии.
Постановка проблемы. Турция является первой страной,
признавшей независимость стран Центральной Азии. С 1991 года ее стремление к стабильной, независимой и процветающей Центральной Азии направило свои приоритеты политики в регионе на создание свободной рыночной экономики и функционирующей демократии. Учитывая общие исторические, лингвистические и культурные связи, Турция стремились активизировать взаимодействие с этим регионом по широкому кругу вопросов. В данной работе были проанализированы основные сферы взаимодействия на рубеже 20-21 вв., а также приведены результаты.
Актуальность темы исследования. Актуальность проблемы, исследованной в данной работе, обусловлена важностью всестороннего понимания многосторонних отношений Турецкой Республики и пяти государств Центральной Азии. Обладая историческими знаниями о развитии отношений между данными государствами, мы сможем сделать прогноз на развитие этих отношений в будущем.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1991 - 2016 гг., с момента распада СССР и образования новых государств по настоящее временя.
Объект исследования. Объектом исследования работы является развитие отношений Турции со странами Центральной Азии, формирование между ними интеграционной взаимозависимости.
Предметом исследования является роль Турции в формировании и функционировании системы политических, экономических и культурно - образовательных отношений между государствами в данный период.
Периодизация работы связана с основными этапами развития интеграционных связей Турции. Выделены периоды с 1990 г. по настоящее время.
Цель работы заключается в изучении развития международных отношений между Турцией и странами Центральной Азии в указанный период.
В связи с вышеупомянутой целью были определены следующие задачи:
- Выявить приоритетные направления многостороннего сотрудничества в данный период.
- Изучить документы, подписанные главами государств и
определяющие политические курсы стран.
- Выявить возможные перспективы развития отношений и
всестороннего сотрудничества на завершающем этапе.
Методы исследования. В данной работе использован сравнительно¬исторический метод, который позволил нам увидеть эволюцию двусторонних отношений за указанный период.
Историко-генетический метод позволил нам отследить общий ход развития событий, выявить причинно-следственные связи между международной ситуацией и тенденциями развития двусторонних отношений в указанный период.
Конкретно-исторический анализ, применённый в работе, позволил рассмотреть события и тенденции в контексте конкретной эпохи. Для анализа развития двусторонних отношений метод был широко использован, поскольку все произошедшие в рамках двусторонних отношений события так или иначе отражают историческую ситуацию.
Использование историко-системного подхода позволило нам проследить системность развития отношений. Данный подход был применён в исследовании исторических процессов на примере углубления и расширения контактов во всех сферах двусторонних отношений.
Научная новизна работы определяется тем, что несмотря на наличие ряда публикаций, в отечественной экономической и тюркологической литературе вопрос отношений Турции и Центральной Азии освещен явно недостаточно. Особенно это касается событий и тенденций, имевших место в последние 3-4 года, включая важнейший этап - интеграционное взаимодействие.
Новаторским, по сути, является и исследование комплекса факторов, определяющих характер проблемы полноправного членства Турции как развивающейся страны на пути социально-экономической модернизации.
Источниковую базу, к которой мы обращались при проведении исследования, можно разделить на несколько групп:
1) Источники официального происхождения - ряд официальных документов Министерства иностранных дел Турции.
2) Материалы турецких СМИ, интервью и пресс-релизы, в которых можно найти информацию об отношениях между Турцией и странами Центральной Азии.
При написании дипломной работы мною была изучена литература: значительное количество монографий, а также научных статей отечественных и зарубежных авторов. Среди них особенно значимы работы авторитетных специалистов в области международных отношений на русском языке, таких как Уразова Е.И. , Киреева Н.Г. Крайне полезной оказалась турецкая литература, особенно книги Balkan Oran под названием «Turk Dis Politikasi» в трех томах, подробный анализ многосторонних отношений. А также другие произведения на турецком и английском языках.
В структурном отношении дипломная работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка источников и литературы.
Во введении определены цели и задачи исследования, предмет и объект, а также дан краткий анализ использованных источников и литературы.
Первая глава основной части повествует политике Турции в Центральной Азии на период 1991-2000гг. В данной главе я подробно разбираю такие темы, как предпосылки и факторы турецкой экспансии, особенности внешнеполитического курса Турции в экономической и политической сферах, а также в сфере образования и культуре.
Во второй главе рассматривается политика Турции в Центральной Азии на период 2001-2016гг. В ней приводится подробный анализ отношений с Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном и Таджикистаном соответственно.
В заключение дипломной работы сделаны основные выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Центральная Азия является стратегически важным регионом для обеспечения безопасности и стабильности Евроатлантического региона.
Стремительное сближение Турции с новыми тюркскими государствами, возникшими в результате распада СССР, принадлежит к числу наиболее заметных явлений в Центральной Азии. Его многоплановый характер, включающий торгово-экономические, военно-политические, образовательные и культурные аспекты, предусматривает тесное и долговременное сотрудничество. Изучение этого феномена представляет интерес и в научном, и в практическом планах. В большей степени это касается экономического проникновения Турции в центральноазиатские и некоторые закавказские республики, рассмотрению которого посвящена данная работа.
Начиная с 1991-го года, страны Центральной Азии стали местом активного развития турецкой дипломатии.
Турция является первой страной, признавшей независимость стран Центральной Азии. Учитывая общие исторические, лингвистические и культурные связи, Турция стремились активизировать взаимодействие с этим регионом по широкому кругу вопросов. В этом отношении механизмы Совета высокого уровня по стратегическому сотрудничеству, которые турки создали с Казахстаном и Кыргызстаном и Советом сотрудничества с Таджикистаном, являются полезной основой для дальнейшего развития многосторонних отношений.
Турция приветствует мирные и демократические изменения в Кыргызстане и поддерживает установление в стране демократических правил и принципов. Укрепление политического, социального и экономического климата в Кыргызской Республике является ключом к региональному миру и безопасности. Казахстан также сделал важный шаг в правильном
направлении в создании многопартийной системы на общенациональных выборах 15 января 2012 года. Турция поощряет эти усилия с целью обеспечения того, чтобы демократическая и стабильная Центральная Азия лучше отвечала интересам всей евразийской области.
Степень политического и экономического влияния Турции в разных странах Центральной Азии традиционно была неодинаковой. Наиболее сильным является влияние Анкары в Туркмении, которая не только первой по образцу Турции перешла на латинский алфавит, но и установила с ней интенсивные гуманитарные и экономические связи. Отношения же Турции с крупнейшей по населению страной региона - Узбекистаном - испортились еще в начале 1990-х годов, после того как она предоставила убежище беглому узбекскому политику Мухаммаду Солиху. С тех пор Узбекистан вышел из всех пантюркистских организаций и участия в их деятельности больше не принимает. Тесные деловые связи сложились у Турции с Казахстаном и Киргизией, где турецкий бизнес появился почти сразу после распада СССР.
Экономические отношения Турции с центральноазиатскими республиками развивались быстро, в области торговли, транспорта и связи был достигнут значительный прогресс. Кредиты, предоставленные странам региона через Эксимбанк, достигли уровня около 1 миллиарда долларов США. Турция также предоставила около 1 млрд. УДС иностранной помощи четырем странам Центральной Азии, а именно Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану и Туркменистану в последние 20 лет, что составляет четвертую часть своей общей иностранной помощи за тот же период. Турецкое агентство по сотрудничеству и развитию (TIKA) было создано для оказания технической помощи этим странам.
Объем торговли Турции со странами региона составил около 6,5 млрд. долларов США к 2010 году, а общий объем инвестиций турецких компаний в регионе превысил 4,7 млрд. долларов США. Общая стоимость проектов, 61
реализуемых турецкими компаниями-подрядчиками в регионе, достигла уровня около 50 миллиардов долларов США. Почти 2 тысячи турецких компаний работают на местах.
Подробная статистика взаимных инвестиций и объемов торговли между Турцией и странами Центральной Азии приведена в Приложении 1.
Отношения также развивались в областях культуры и образования. Международная организация тюркской культуры (TURKSOY) была создана в 1993 году с целью защиты тюркской культуры, искусства, языка и исторического наследия, вводя эти ценности в мир и передавая их молодым поколениям.
Турция проводит широкую программу стипендий «Великий студенческий проект» для студентов в странах Центральной Азии. В республиках Центральной Азии существуют множество турецких школ при Министерстве национального образования или управляются частными организациями. В городе Туркестан (Казахстан) работает турецко-казахский международный университет имени Хока Ахмета Есеви, а турецко-киргизский университет Манас расположен в Бишкеке (столица Кыргызстана).
Турция стала инициатором процесса «Саммитов глав государств тюркоязычных стран», который проводился с 1992 года в целях повышения солидарности между тюркоязычными странами и создания новых возможностей сотрудничества между ними. Этот процесс приобрел институциональную структуру через Нахичеванский договор о создании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (тюркского совета), подписанного 3 октября 2009 года. Секретариат Совета был создан в Стамбуле и посол (R) Х.Е. Г-н Халил Акинси назначен первым Генеральным секретарем.
В условиях введенных РФ экономических Анкара стала рассматривать тюркские страны СНГ как плацдарм, с помощью которого она может сохранить свои позиции на внутреннем российском рынке. Тем более что Казахстан и Киргизия являются участниками ЕАЭС и таможенных барьеров с Россией для них не существует. В результате обострение российско-турецких отношений обернулось заметной активизацией контактов Анкары с тюркскими странами СНГ, преследовавшими как экономические, так и политические цели.
В перспективе активные усилия Турции по развитию экономических и культурных связей с тюркскими странами СНГ способны оживить потерявший было актуальность пантюркистский проект. Именно отсутствие прочной экономической базы стало причиной краха этого проекта в первые годы после распада Советского Союза. Теперь же Турция может частично исправить прежние ошибки, значительно усилив свое экономическое присутствие в тюркоязычных республиках бывшего СССР.



1) Интервью Премьер-министра Турецкой Республики Реджеп Тайип
Эрдогана 22 мая 2012 года Информационно-аналитическому порталу «BNews.kz» [Электронный ресурс]/ TuranToday: [сайт]. URL:
http://www.turantoday.com/2012/05/blog-post 3543.html (дата обращения: 15.06.2017)
2) Заявление о первой трехсторонней встрече министров иностранных дел Азербайджанской Республики, Турецкой Республики и Туркменистана [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Турции: [сайт]. URL: http://www.mfa.gov.tr/baku-statement-of-the-first- trilateral-meeting-of-the-ministers-of-foreign-affairs-of-the-republic-of- azerbaijan -the-republic. en.mfa (дата обращения: 05.06.2017)
3) Пресс-релиз относительно Центрально-Азиатского тура Министра
иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Турции: [сайт]. URL: http://www.mfa.gov.tr/no-265-17-october-
2016-press-release-regarding-the-central-asia-tour-of-h e-mevl%C3%BCt- %C3%A7avu%C5%9Fo%C4%9Flu-minister-of-foreign-affairs-of-the- republic-of-turkey.en.mfa (дата обращения: 01.06.2017)
4) Совместная декларация Президента Республики Казахстан Нурсултан
Назарбаева и Президента Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдогана [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Министерства иностранных дел Турции: [сайт]. URL: http://www.mfa.gov.tr/joint-declaration-of-the- president-of-the-republic-of-kazakhstan-nursultan-nazarbayev-and-the- president-of-the-republic-of-turkey-recep-tayyip-erdogan-on-islamic- rapprochement- 13-april-2016-istanbul. en. mfa (дата обращения:
17.06.2017)
5) Ba§bakan Abdullah Gul tarafindan TBMM’ne sunulan 58’inci Hukumet Programi.- Ankara, 2002.
6) Turkey's Relations with Central Asian Republics [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Turkey: [сайт]. URL: http://www.mfa.gov.tr/turkey s-relations-wrth-central-asian-republics.en.mfa (дата обращения: 01.06.2017)
7) Relations between Turkey and Kazakhstan [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Turkey: [сайт]. URL: http: //www. mfa. gov.tr/relations-between-turkey-and-kazakhstan. en. mfa (дата обращения: 01.06.2017)
8) Relations between Turkey and Uzbekistan [Электронный ресурс]/
Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Turkey: [сайт]. URL:
http: //www. mfa. gov.tr/relations-between-turkey-and-uzbekistan%20. en. mfa (дата обращения: 01.06.2017)
9) Relations between Turkey and Kyrgyzstan [Электронный ресурс]/
Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Turkey: [сайт]. URL:
http: //www. mfa. gov.tr/relations-between-turkey-and-kyrgyzstan. en.mfa (дата обращения: 01.06.2017)
10) Relations between Turkey and Turkmenistan [Электронный ресурс]/ Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Turkey: [сайт]. URL: http://www.mfa.gov.tr/relations-between-turkey-and-turkmenistan.en.mfa (дата обращения: 01.06.2017)
11) Relations between Turkey and Tajikistan [Электронный ресурс]/ Ministry
of Foreign Affairs of the Republic of Turkey: [сайт]. URL:
http: //www. mfa. gov.tr/relations-between-turkey-and-taj ikistan. en.mfa (дата
обращения: 01.06.2017)
Литература:
1) Алибеков И.А. Государственный капитализм в Турции. - Москва: Наука, 1966. - 246 с.
2) Ататюрк М. К. Путь новой Турции. - М.: Наука, 1934. - 480 с.
3) Белокреницкий В.Я. Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. - М., 1997. - 196 с.
4) Киреев Н.Г. Турция между Европой и Азией. - М., 2001. - 286 с.
5) Сыздыкова Ж.С. Турция-партнер ШОС по диалогу: поворот на Восток. Инновации и инвестиции. - 2012, №4. - 10 с.
6) Троицкий Е.Ф. Политика Турции в Центральной Азии (1992-2000 гг.) - Научная редакция «История», 2009 - 88 с.
7) Уразова Е.И. Экономическое сотрудничество Турции и тюркских государств СНГ. - Москва: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока ИВРАН, 2003. - 208 с.
8) Уразова Е.И. Экономические взгляды и практика исламистов в Турции//Ислам и политика: сб. статей/ под ред. Мироновой Г.В. - М., 2001.- 379 с.
9) Ушакова Н. Новые направления внешнеэкономических связей центральноазиатских республик. - МЭиМО, 1994. - 124с.
10) Центральная Азия. Пути интеграции в мировое сообщество. - Москва: Институт востоковедения РАН, 1995. - 139 с.
11) Турция: новая роль в современном мире. - Москва ЦСА РАН, 2012. - 76 с.
12) Frappi C. Central Asia’s place in Turkey’s foreign policy. - Analysis,
2013. - 12 p.
13) Satke R., Michel C., Korkmaz S. Turkey in Central Asia: Turkic Togetherness? -The Diplomat, 2014.
14) Alimukhamedov F. Turkish Foreign Policy towards Central Asia: Understanding the Differences between Ozalism and AK Party Politics. -
2014.
15) Alimukhamedov F. Turkey’s Central Asia policy in the changing world: priorities, policies and actions. - South - East European Journal of Political Science, 2016.
16) Aras B. Turkey’s Policy in the Former Soviet South: Assets and Options. - Turkish Studies, 2000 - 88 p.
17) AydIn M. Foucault's Pendulum: Turkey in Central Asia and the Caucasus. - Turkish Studies, 200 4. - 55 p.
18) Bulent A. Turkey's policy in the former Soviet south: Assets and options. - Turkish Studies, 2001. - 77 p.
19) FIdan H. Turkish Foreign Policy towards Central Asia. - Journal of Balkan and Near Eastern Studies, 2010. - 150 p.
20) Makovsky A, and Sayari S. Turkey’s New World. Changing Dynamics in Turkish Foreign Policy. - Wash., 2000. - 234 p.
21) Oran B. Turk Dis Politikasi. Cilit II 1980-2001 - Istanbul, 2002. - 731 s.
22) Oran B. Turk Dis Politikasi. Cilit III 2001-2012. - Istanbul, 2013. - 885 s.
23) Sonmezoglu F., Turan G., Turan i. Turkiye’nin Diger Turk Cumhuriyetleriyle iliskileri. // Turk Dis Politikasinin Analizi.- Istanbul, 2004. - 911 s.
24) Pinar A. Turkey’s educational policies in Central Asia and Caucasia: Perceptions of policy makers and experts. - International Journal of Educational Development, 2010.
25) Robins Ph. Turkey’s Ostpolitik: Relations with the Central Asian States // Central Asia Meets the Middle East. L., - Portland, Or., 1998. - 176 p.
26) Winrow G. Turkey in Post-Soviet Central Asia. - L.,1995. - 171 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ