ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ЮЛДУЗСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В
ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ 9
1.1 История разработки и использования кейс- метода в образовании 9
1.2 Общая характеристика кейс - технологии как метода обучения 14
1.3 Источники экономических кейсов: классификация и структура
классического кейса 22
2. ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В МБОУ
«ЮЛДУЗСКАЯ СОШ» ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ 39
2.1 Характеристика Муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Юлдузская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ 39
2.2 Применение кейс-технологии в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского
муниципального района РТ 42
2.3 Анализ примененя кейс-технологии при изучении темы «Спрос и
предложение» на уроке по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ 47
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА» В МБОУ «ЮЛДУЗСКАЯ СОШ» ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ 51
3.1 Проблемы использования и эффект от применения кейс-технологии в
МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского района РТ 51
3.2 Мероприятия по улучшению эффективности применения кейс-технологии на уроках предмета «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского
района РТ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В
ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ 9
1.1 История разработки и использования кейс- метода в образовании 9
1.2 Общая характеристика кейс - технологии как метода обучения 14
1.3 Источники экономических кейсов: классификация и структура
классического кейса 22
2. ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС- ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ ЭКОНОМИКИ В МБОУ
«ЮЛДУЗСКАЯ СОШ» ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ 39
2.1 Характеристика Муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Юлдузская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района РТ 39
2.2 Применение кейс-технологии в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского
муниципального района РТ 42
2.3 Анализ примененя кейс-технологии при изучении темы «Спрос и
предложение» на уроке по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ 47
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА» В МБОУ «ЮЛДУЗСКАЯ СОШ» ЧИСТОПОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ 51
3.1 Проблемы использования и эффект от применения кейс-технологии в
МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского района РТ 51
3.2 Мероприятия по улучшению эффективности применения кейс-технологии на уроках предмета «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского
района РТ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Новая социально-экономическая ситуация в России, изменения в обществе обусловливают важность изменений в системе образования. Россия входит в единую образовательную европейскую систему. Необходимость применения компетентностной модели подготовки специалистов определяют вхождение России в единую образовательную европейскую систему, а также ориентация на новые образовательные результаты.
Традиционная организация передачи знаний предполагает то, что обучающийся- это пассивный получатель знаний, а преподаватель - это эксперт. Учебный процесс, строящийся таким образом, подавляет стимулы к ведению открытого обсуждения, высказывания своей точки зрения, которые необходимы для выявления и смягчения различий между подгруппами. То, что обучающиеся зависимы в приобретении знаний от преподавателя тормозит развитие навыков подсознательного мышления более высокого порядка межпознавательных навыков, которые наиболее важны в условиях современной экономики. Обучающиеся воспринимает информацию, но не вступают в активное взаимодействие с содержанием обучения, а это предполагает, что он не участвуют в процессе выбора, оценки, контроля и формулирования проблемных задач. Обучающийся не обладает достаточной возможностью учиться методом проб и ошибок. Приобретение знаний путем такой зависимости от преподавателя затрудняет развитие навыков решения проблем, подавляет инициативу и нарушает навыки самообразования, которые необходимы для решения различных проблем и задач.
Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ "Об образовании" обуславливают требования к опережающему образованию, в котором акцент делается на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося. Знаний и способов их получения стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и изощренными, что знания стало невозможно передать в полном объеме и, как правило, качество знаний на необходимом уровне представляется трудным сформировать традиционными способами.
Сегодня в школах старшие классы делятся по областям изучения. В социально- экономических классах широко изучается экономика. Изменения в подходах к теории и практике образования под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения обуславливают необходимость внедрения инновационных технологий в обучение экономике в школе.
Представляется, что до сих пор не разрешены противоречия между насущной необходимостью внедрения инновационных методов, одним из которых является кейс-метод, в учебный процесс в школе и отсутствием теоретических работ и рекомендаций по применению данного метода применительно к гуманитарной сфере в целом и экономике в частности.
Вышеуказанное противоречие приводит к формулировке проблемы, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и практической интеграции инновационных технологий, в частности кейс- метода, в учебный процесс в школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования - практическое применение кейс технологии на уроках экономики в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (РТ).
Объектом данного исследования является школа. Предметом исследования -процесс применения и формирования рекомендаций в преподавании предмета «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ.
В основу исследования была положена гипотеза: если провести анализ результатов практического применения кейс-технологии, разработать рекомендации, применительно к предмету «экономика», то эффективность обучения повысится: использование данного метода будет формировать интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Из поставленной цели вытекают основные задачи:
1. Рассмотреть историю создания и применения кейс-метода в обучении;
2. Изучить основные виды, алгоритм составления и использования данной технологии.
3. Провести анализ результатов применения кейс-метода на уроке экономики по теме спроса и предложения в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ.
4. Разработать методические рекомендации по преподаванию предмета «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского района, основанные на педагогических инновационных технологиях, в частности кейс-методе, решением которых должны стать практические результаты.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-теоретической литературы; сравнительно-аналитический метод, синтез, индуктивное и дедуктивное исследование;
2. Эмпирические: анкетирование;
3. Статистические: математическая обработка данных анкетирования, графические и табличные интерпретации данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по применению кейс-технологии на уроках экономики в школе.
Теоретико-методологическую базу исследования составляли:
- труды, раскрывающие сущность процесса обучения в школе (С.И.Архангельский, Н.В.Бордовская, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, П.И Пидкасистый, В.А.Ситаров, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, С.Д.Смирнов, Д.В.Чернилевский, А.В .Хуторской, В.А. Якунин и др.);
- исследования, посвященные обучению экономики и менеджменту (В.А.Абчук, П.А.Бавина, И.А. Богачек, О.С.Виханский, Р.Л. Дафт, Ю.Н.Дулин, И.К.Ильясов, Ю.А. Конаржевский, Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, А.И.Наумов, E.H. Петровская, В.А. Спивак, С.Ю. Трапицын и др.);
- исследования, раскрывающие сущность компетентностного подхода (В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, В.Д.Шадриков, П.М.Эрдниев, В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына и др.) и модульного обучения (С.Я. Батышев, P.C. Бекирова, Н.В. Борисова, Д.Е. Назаров, М.А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.).
- работы, раскрывающие сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, A.A. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, Р.Ф. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Н.В. Сыскина, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.);
- исследования, посвященные изучению кейс-стади, его функций и обучающих возможностей (Л.Б. Барнс, Н.И. Быкова, О.С. Виханский, В.В. Глухов, А.Долгоруков, Л.Г.Зайцев, H.A. Каморджанов, Н.П.Колесник, K.P. Кристенсен, А.И.Наумов, А.П.Панфилова, Н.Н.Пискунова, В.Я.Платов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена кейс-технологии как методу обучения, где рассматривается история создания кейсов, их источники и классификация. Во второй главе описывается проведенное исследование по применению кейс-технологии при обучении темы «Спрос и предложение» по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ»
Чистопольского муниципального района РТ, проводится анализ проведенного исследования. В третьей главе на основе проведённого анализа
разрабатываются рекомендации по повышению эффективности применения кейс-технологии по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Традиционная организация передачи знаний предполагает то, что обучающийся- это пассивный получатель знаний, а преподаватель - это эксперт. Учебный процесс, строящийся таким образом, подавляет стимулы к ведению открытого обсуждения, высказывания своей точки зрения, которые необходимы для выявления и смягчения различий между подгруппами. То, что обучающиеся зависимы в приобретении знаний от преподавателя тормозит развитие навыков подсознательного мышления более высокого порядка межпознавательных навыков, которые наиболее важны в условиях современной экономики. Обучающиеся воспринимает информацию, но не вступают в активное взаимодействие с содержанием обучения, а это предполагает, что он не участвуют в процессе выбора, оценки, контроля и формулирования проблемных задач. Обучающийся не обладает достаточной возможностью учиться методом проб и ошибок. Приобретение знаний путем такой зависимости от преподавателя затрудняет развитие навыков решения проблем, подавляет инициативу и нарушает навыки самообразования, которые необходимы для решения различных проблем и задач.
Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ "Об образовании" обуславливают требования к опережающему образованию, в котором акцент делается на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающегося. Знаний и способов их получения стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и изощренными, что знания стало невозможно передать в полном объеме и, как правило, качество знаний на необходимом уровне представляется трудным сформировать традиционными способами.
Сегодня в школах старшие классы делятся по областям изучения. В социально- экономических классах широко изучается экономика. Изменения в подходах к теории и практике образования под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения обуславливают необходимость внедрения инновационных технологий в обучение экономике в школе.
Представляется, что до сих пор не разрешены противоречия между насущной необходимостью внедрения инновационных методов, одним из которых является кейс-метод, в учебный процесс в школе и отсутствием теоретических работ и рекомендаций по применению данного метода применительно к гуманитарной сфере в целом и экономике в частности.
Вышеуказанное противоречие приводит к формулировке проблемы, которая заключается в необходимости теоретического обоснования и практической интеграции инновационных технологий, в частности кейс- метода, в учебный процесс в школе. Решение этой проблемы составляет цель исследования - практическое применение кейс технологии на уроках экономики в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан (РТ).
Объектом данного исследования является школа. Предметом исследования -процесс применения и формирования рекомендаций в преподавании предмета «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ.
В основу исследования была положена гипотеза: если провести анализ результатов практического применения кейс-технологии, разработать рекомендации, применительно к предмету «экономика», то эффективность обучения повысится: использование данного метода будет формировать интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
Из поставленной цели вытекают основные задачи:
1. Рассмотреть историю создания и применения кейс-метода в обучении;
2. Изучить основные виды, алгоритм составления и использования данной технологии.
3. Провести анализ результатов применения кейс-метода на уроке экономики по теме спроса и предложения в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ.
4. Разработать методические рекомендации по преподаванию предмета «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского района, основанные на педагогических инновационных технологиях, в частности кейс-методе, решением которых должны стать практические результаты.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-теоретической литературы; сравнительно-аналитический метод, синтез, индуктивное и дедуктивное исследование;
2. Эмпирические: анкетирование;
3. Статистические: математическая обработка данных анкетирования, графические и табличные интерпретации данных.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по применению кейс-технологии на уроках экономики в школе.
Теоретико-методологическую базу исследования составляли:
- труды, раскрывающие сущность процесса обучения в школе (С.И.Архангельский, Н.В.Бордовская, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, П.И Пидкасистый, В.А.Ситаров, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, С.Д.Смирнов, Д.В.Чернилевский, А.В .Хуторской, В.А. Якунин и др.);
- исследования, посвященные обучению экономики и менеджменту (В.А.Абчук, П.А.Бавина, И.А. Богачек, О.С.Виханский, Р.Л. Дафт, Ю.Н.Дулин, И.К.Ильясов, Ю.А. Конаржевский, Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, B.C. Лазарев, А.И.Наумов, E.H. Петровская, В.А. Спивак, С.Ю. Трапицын и др.);
- исследования, раскрывающие сущность компетентностного подхода (В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, В.Д.Шадриков, П.М.Эрдниев, В.А.Козырев, Н.Ф.Радионова, А.П.Тряпицына и др.) и модульного обучения (С.Я. Батышев, P.C. Бекирова, Н.В. Борисова, Д.Е. Назаров, М.А. Чошанов, П. А. Юцявичене и др.).
- работы, раскрывающие сущность методов активного обучения (Ю.С. Арутюнов, В.Н. Бурков, A.A. Вербицкий, С.Г. Вершловский, Б.Н. Герасимов, Р.Ф. Жуков, Б.З. Зельдович, В.Ф. Комаров, М.М. и Л.И. Крюковы, А.Л. Лифшиц, А.П. Панфилова, В.Я. Платов, Н.В. Сыскина, И.М. Сыроежин, Г.П. Щедровицкий и др.);
- исследования, посвященные изучению кейс-стади, его функций и обучающих возможностей (Л.Б. Барнс, Н.И. Быкова, О.С. Виханский, В.В. Глухов, А.Долгоруков, Л.Г.Зайцев, H.A. Каморджанов, Н.П.Колесник, K.P. Кристенсен, А.И.Наумов, А.П.Панфилова, Н.Н.Пискунова, В.Я.Платов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена кейс-технологии как методу обучения, где рассматривается история создания кейсов, их источники и классификация. Во второй главе описывается проведенное исследование по применению кейс-технологии при обучении темы «Спрос и предложение» по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ»
Чистопольского муниципального района РТ, проводится анализ проведенного исследования. В третьей главе на основе проведённого анализа
разрабатываются рекомендации по повышению эффективности применения кейс-технологии по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района РТ. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Новая социально-экономическая ситуация в России, трансформация общества обусловливают необходимость системных изменений в образовании. Вхождение России в единую образовательную европейскую систему, ориентация на новые образовательные результаты определяют необходимость реализации компетентностной модели подготовки специалиста.
Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ "Об образовании" востребуют опережающего образования, в котором акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающийся. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать и соответственно качества на необходимом уровне' стало невозможно сформировать традиционными средствами.
Сегодня в школах старшие классы делятся по областям изучения. В социально- экономических классах широко изучается экономика. Изменения в подходах к теории и практике образования под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения обуславливают необходимость внедрения инновационных технологий в обучение экономике в школе.
Метод кейс - стадии - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающийся и преподавателя. Он имеет несколько классификаций а также грамотную структуру.
С введением нового подхода к обучению экономическим дисциплинам возникла необходимость появления инновационных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-метод, т.к. они основаны на активизации процесса самостоятельной выработки решений, творческого мышления, а так же мотивационного и эмоционального фона обучаемых.
Таким образом, внедрение инновационных методов обучения позволяют за достаточно короткий срок передать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающиеся изучаемого материала и закрепления его на практике.
В работе рассмотрена инновационная технология обучения - метод конкретных ситуаций (Case-study). Эффективность обучения с помощью кейс- метода убедительно доказана американскими и европейскими учебными и научными школами. Идеи этого метода довольно просты.
Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающийся и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик - демократия в процессе получения знания, когда обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающиеся и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающиеся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающийся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в дели диспетчера процесса сотворчества.
В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и
миропреобразования.
Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что наша ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
В МБОУ «Юлдузская СОШ» наблюдается положительная динамика применения интерактивных методов на уроках. Проведенное исследование показало, что прирост к 2016 году составил 60% от 2012 года. Учителя видят хороший эффект от использования этого метода в работе, поэтому внедряют данный метод в учебную программу. Наибольшей популярностью пользуются деловые игры. Кейс-технологии находятся на втором месте по активности применения. Представляется, что кейс-технологии должны применяться на уроках предмета «Экономика» гораздо чаще, чем есть.
С целью выявления эффективности метода кейсов проводилось на основе МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района Чистопольского муниципального района. В связи с актуальностью темы, было принято решение применить метод кейсов на одном из уроков предмета «Экономика», в частности при изучении темы «Спрос и Предложение» для получения образовательных результатов и выработки соответствующих рекомендаций. Данная тема была выбрана из-за того, что она доступна и интересна для учеников, а также фигурирует в вопросах Единого Государственного Экзамена для учеников одиннадцатых классов. Результаты, которые предполагалось добиться:
Учебные: освоение новой информации, освоение методов сбора данных, освоение методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний.
Образовательные: создание авторского продукта, образование и
достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
В ходе исследования велось тщательное наблюдение за процессом, а по его окончанию проведен опрос среди обучающихся. На основе опроса и собственных наблюдений был сделан анализ исследования, где были выявлены следующие аспекты исследования:
1. Метод кейсов был хорошо воспринят в виду своей новизны;
2. Частое применение этого метода может надоесть и вызвать безучастность;
3. Недостаток работы в группах заключается в том, что не все её участники будут принимать активное участие в решении проблемы, если они в ней не заинтересованы;
4. Классические методы мотивирования учащихся к активности не приносят большого результата.
Даны грамотные рекомендации для повышения эффективности использования кейс-технологии на уроках в школе, в частности, на уроках экономики.
Рекомендуется использовать метод keys-study в комплексе с классическими методами обучения. Главным аспектом применения метода является тщательная подготовка и контроль за течением урока. Пуская «на самотёк» работу обучающихся, в виду того, что метод предполагает самостоятельную работу, учитель рискует не получить результата и впустую потратить время. Рекомендуется строить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех обучающихся.
Кейс - это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у обучающихся умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор.
Таким образом, цели, поставленные в работе- достигнуты: проведен анализ применения кейс-технологии при изучении темы «Спрос и предложение» по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ». Достигнуты учебные и образовательные цели. Даны теоретически обоснованные и практически подтвержденные рекомендации по увеличению эффективности применения кейс-технологии при изучении предмета «Экономика» в школе.
Социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ "Об образовании" востребуют опережающего образования, в котором акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучающийся. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать и соответственно качества на необходимом уровне' стало невозможно сформировать традиционными средствами.
Сегодня в школах старшие классы делятся по областям изучения. В социально- экономических классах широко изучается экономика. Изменения в подходах к теории и практике образования под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети интернет, медиа средств, дистанционного, личностно-ориентированного обучения обуславливают необходимость внедрения инновационных технологий в обучение экономике в школе.
Метод кейс - стадии - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающийся и преподавателя. Он имеет несколько классификаций а также грамотную структуру.
С введением нового подхода к обучению экономическим дисциплинам возникла необходимость появления инновационных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-метод, т.к. они основаны на активизации процесса самостоятельной выработки решений, творческого мышления, а так же мотивационного и эмоционального фона обучаемых.
Таким образом, внедрение инновационных методов обучения позволяют за достаточно короткий срок передать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающиеся изучаемого материала и закрепления его на практике.
В работе рассмотрена инновационная технология обучения - метод конкретных ситуаций (Case-study). Эффективность обучения с помощью кейс- метода убедительно доказана американскими и европейскими учебными и научными школами. Идеи этого метода довольно просты.
Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающийся и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик - демократия в процессе получения знания, когда обучающийся по сути дела равноправен с другими обучающиеся и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающиеся нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Обучающийся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в дели диспетчера процесса сотворчества.
В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и
миропреобразования.
Наконец, в-шестых, здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы здесь так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что наша ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.
В МБОУ «Юлдузская СОШ» наблюдается положительная динамика применения интерактивных методов на уроках. Проведенное исследование показало, что прирост к 2016 году составил 60% от 2012 года. Учителя видят хороший эффект от использования этого метода в работе, поэтому внедряют данный метод в учебную программу. Наибольшей популярностью пользуются деловые игры. Кейс-технологии находятся на втором месте по активности применения. Представляется, что кейс-технологии должны применяться на уроках предмета «Экономика» гораздо чаще, чем есть.
С целью выявления эффективности метода кейсов проводилось на основе МБОУ «Юлдузская СОШ» Чистопольского муниципального района Чистопольского муниципального района. В связи с актуальностью темы, было принято решение применить метод кейсов на одном из уроков предмета «Экономика», в частности при изучении темы «Спрос и Предложение» для получения образовательных результатов и выработки соответствующих рекомендаций. Данная тема была выбрана из-за того, что она доступна и интересна для учеников, а также фигурирует в вопросах Единого Государственного Экзамена для учеников одиннадцатых классов. Результаты, которые предполагалось добиться:
Учебные: освоение новой информации, освоение методов сбора данных, освоение методов анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний.
Образовательные: создание авторского продукта, образование и
достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
В ходе исследования велось тщательное наблюдение за процессом, а по его окончанию проведен опрос среди обучающихся. На основе опроса и собственных наблюдений был сделан анализ исследования, где были выявлены следующие аспекты исследования:
1. Метод кейсов был хорошо воспринят в виду своей новизны;
2. Частое применение этого метода может надоесть и вызвать безучастность;
3. Недостаток работы в группах заключается в том, что не все её участники будут принимать активное участие в решении проблемы, если они в ней не заинтересованы;
4. Классические методы мотивирования учащихся к активности не приносят большого результата.
Даны грамотные рекомендации для повышения эффективности использования кейс-технологии на уроках в школе, в частности, на уроках экономики.
Рекомендуется использовать метод keys-study в комплексе с классическими методами обучения. Главным аспектом применения метода является тщательная подготовка и контроль за течением урока. Пуская «на самотёк» работу обучающихся, в виду того, что метод предполагает самостоятельную работу, учитель рискует не получить результата и впустую потратить время. Рекомендуется строить работу таким образом, чтобы заинтересовать всех обучающихся.
Кейс - это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у обучающихся умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор.
Таким образом, цели, поставленные в работе- достигнуты: проведен анализ применения кейс-технологии при изучении темы «Спрос и предложение» по предмету «Экономика» в МБОУ «Юлдузская СОШ». Достигнуты учебные и образовательные цели. Даны теоретически обоснованные и практически подтвержденные рекомендации по увеличению эффективности применения кейс-технологии при изучении предмета «Экономика» в школе.



