Маркетинговое исследование было проведено в городе Барнаул в январь – март 2012 года (Можно изменить дату для успешной сдачи).
Есть приложения (анкета и анализ ответа на на некоторые вопросы анкеты).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения основных направлений туристов к турпродуктам в условиях современного туристического рынка 6
1.1. Понятие «туристский продукт». Структура и специфика туристского продукта 6
1.2. Особенности изучения конъюнктуры рынка в СКСТ 14
Глава 2. Анализ туристического рынка Барнаула и требований потребителей к туристическим продуктам 22
Глава 2. Анализ туристического рынка Барнаула и требований потребителей к туристическим продуктам 22
2.1. Маркетинговое исследование аспекта предложений туристических фирм г.Барнаул 22
2.2. Анализ требований туристов к турпродукту 30
2.3. Перспективы развития туризма с учётом требований туристов к современным турпродуктам 38
Заключение 43
Список использованных источников 47
Целью данной работы является изучение основных требований туристов к турпродуктам в условиях современного туристического рынка.
Для реализации этой цели были решены следующие задачи:
1) Изучить структуру и специфику туристского продукта;
2) Провести маркетинговое исследование туристской индустрии Алтайского края и города Барнаула;
3) Выявить перспективы развития туризма с учётом требований туристов к современным турпродуктам.
Для решения поставленной задачи произведено изучение нормативно-правовых актов законодательной и исполнительной власти, ведомственные, отраслевые, правовые и нормативные документы, инструктивные материалы, учебные материалы, отражающие сущность рассматриваемой проблемы, периодические издания и статистические материалы, выводы и заключения экспертов работающих в области туризма.
Объектом исследования является туристский рынок города Барнаула. Предметом исследования являются предпочтения туристов города Барнаула.
Гипотеза состоит в том, что успешная разработка и реализация туристских продуктов туристскими организациями города Барнаула будет осуществляться:
- если проводить маркетинговые исследования по выявлению основных требований туристов к турпродуктам в условиях современного туристического рынка;
- предлагать к реализации те турпродукты, которые туристы готовы приобретать исходя из своих предпочтений.
В работе использованы методы теоретического и эмпирического анализа, в том числе системный подход, логический и структурный анализ, математико-статистическое моделирование, балансовый метод, выборочное обследование туристов.
Тема достаточно хорошо изучена в отечественной литературе. При написании работы были изучены труды таких авторов как Шишкин С.В., Квартальнов В. А., Кабушкин Н.И., Дусенко С.В., Александрова А.Ю.
Практическая значимость настоящей работы состоит в возможности использования её теоретических и практических результатов при продвижении совершенствования туристических продуктов. Также ею могут пользоваться преподаватели при подготовке к лекциям, студенты при изучении дисциплин, связанных с туризмом, и все граждане, интересующиеся проблемами современного общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
В процессе работы было выявлено, что туризм обозначает путешествия граждан и временные выезды со своих постоянных мест жительств на другие территории с целью получения новых знаний, поправки своего здоровья, обмена профессиональным опытом, совершенствования себя в области архитектуры и другое.
Организованные туристические поездки называются турами. Они осуществляются юридическими или физическими лицами (туроператорами), которые должны действовать легально и согласованно с нормативно-правовыми нормами государства. Кроме туроператоров существует турагент. Это организацию или индивидуальный частный предприниматель, конкретно осуществляющий тур.
В туристическом бизнесе, как и в любой другой отрасли рыночной экономики, существуют законы спроса и предложения. Продается определенная услуга – «турпродукт». Это конкретная поездка или тур, предлагаемый компанией к покупке потребителем за определенную сумму денег. Турпродукт подчиняется законам спроса и предложения. Он должен иметь реальную цену, быть качественным, актуальным, соответствующим сезону.
При характеристике туристского рынка необходимо понимать, что предметом купли-продажи являются услуги. Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев. Спрос на туристские услуги имеет много особенностей. Это большое разнообразие участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичность, индивидуальность и высокая степень дифференциации, большая заменяемость, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.
.
Администрация Алтайского края посчитала количество туристов, посетивших регион за 2009 – 2010 год. Получилось, что в течение 2010 года отдыхающих туристов в Алтайском крае было 1 миллион 100 тысяч человек, а это почти на 10 процентов больше, чем в 2009 году, причем, иностранные туристы составили из общего числа отдыхающих 100 тысяч человек. Это связано с природными условиями региона, наличием множества памятников истории и культуры, строительством дорог и развитием транспорта. Туризм выгоден для региона в экономическом отношении, так как налоги с туристического бизнеса дают денежные средства в казну и появляются новые рабочие места.
В результате проведенного анкетирования среди жителей краевого центра города Барнаула можно прийти к выводу о том, что большая часть опрошенных предпочитает внутренний туризм, но есть люди выезжающие отдыхать за пределы региона и даже страны. При выборе места отдыха большую роль играет уровень дохода. Граждане с высокой заработной платой предпочитают отдыхать за рубежом, обращаясь для организации поездки к туристическим агенствам. Граждане с более низким доходом отдыхают в пределах Алтайского края. Женщины путешествуют намного активнее мужчин.
Для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений этих средств.
Туристическая индустрия имеет большие перспективы в своем развитии, связанные с улучшением уровня людей в начале ХХI века по сравнению с перестройкой. В туризме существует большая конкуренция, связанная с большим притоком туристов для отдыха в курортных зонах и улучшением состояния дорог. Согласно нормам международного права страны с туристическим бизнесом должны нести ответственность за жизнь и здоровье людей.
1. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант +»
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант +»
3. Федеральный закон от 05.02.2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант +»
4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «Консультант +»
5. Александрова, А.Ю. Международный туризм. - М.: 2006. – 383 с.
6. Балабанов, И., Балабанов А. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 251 с.
7. Бухтоярова, И. С. Рынок туристских услуг - инструмент развития регионов /И.С.Бухтоярова. - М.: Приор, 2009. – 344с.
8. Власова, И.Б. Основы туристской деятельности. – М.: Рос. Междунар. ин-т туризма, 2006. – 338 с.
9. Гужин, Г. С, Беликов М. Ю, Клименко Е. В. Менеджмент в иностранном и внутреннем туризме. - Краснодар: Изд-во Кубанского государственного университета, 2007. – 382 с.
10. Дусенко, С.В. Управление социально – культурной сферой и туризмом: Учебное пособие. Хабаровск: Изд-во Хабар.Гос.Техн.ун-та, 2006. – 259 с.
11. Жукова, М.А. Индустрия туризма: Менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2006. – 393 с.
12. Зорин, И.В. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 432 с.
13. Зорин, И.В., Квартальнов, В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 413 с.
14. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма. - Мн.: БГЭУ, 2006. – 347 с.
15. Квартальнов, В.А., Романов, А.А. Международный туризм: политика развития. - М.:2006. – 321 с.
16. Квартальнов, В. А., Зорин И. В. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2007. – 237 с.
17. Квартальнов, В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 423 с.
18. Монтанер Х. Монтехано. Структура туристического рынка/ Пер. с испан. - Смоленск: Изд-во СГУ, 2007. – 384 с.
19. Новиков, В.С. Инновации в туризме. - М.: РИПРИКТ, 2009. – 312 с.
20. Пузакова, Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: 2008. – 412 с.
21. Рязанов, В.Т. Проблемы, особенности и перспективы развития туризма в России. – СПб.: 2010. – 384 с.
22. Чеботырь, Ю.Н. Туристский бизнес: Практ. Пособие. М.: Мир. Дел. Книги, 2007. – 429 с.
23. Шишкин, С.В. Экономика социальной сферы. Учебное пособие. Издательство: ГОС. УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, 2008. – 294 с.
24. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2008. – 282 с.
25. Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие 2-е. – М.: Издательство РДЛ, 2007. – 312 с.
26. Федеральное агентство по туризму Минспорттуризма России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/ (дата обращения 13.11.2011)
27. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ak.gks.ru (дата обращения 01.04.2012)
28. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ (дата обращения 01.04.2012)
29. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.econom22.ru (дата обращения 01.04.2012)