Введение 3
1 Понятие и особенности инклюзивного образования 5
1.1 Сущность и принципы инклюзивного образования 5
1.2 Мировой опыт применения инклюзивного образования 8
2 Инклюзивное образование в России 14
2.1 Становление и особенности инклюзивного образования в России 14
2.2 Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России 19
Заключение 27
Список использованных источников 30
Инклюзивное образование – это совместная программа воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, а также категорий детского населения, которые не имеют каких-либо проблем со здоровьем.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что инклюзивное обучение не только помогает особым детям легче влиться в общество, но и, опираясь на основы гуманистической педагогики и мировой опыт, имеет колоссальный положительный воспитательный эффект для здоровых детей. К тому же это способствует уменьшению социальной пропасти и стиранию граней между обычными и «другими» детьми.
Целью данной работы является анализ развития инклюзивного образование в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность инклюзивного образования;
проанализировать Мировой опыт применения инклюзивного образования;
изучить становление и особенности инклюзивного образования в России;
охарактеризовать проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России.
Объектом работы выступает инклюзивное образование. Предметом – развитие инклюзивного образования в России.
Инклюзивная модель образования рассматривалась многими представителями научно сообщества. Большинство исследователей характеризовали его не как статичное обучение детей, а как динамическое действие, в котором можно постоянно вариативно изменять условия воспитания и обучения с целью учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника (И.И. Лошакова, А.Ю. Шеменов, Д.В. Зайцев, Л.М. Шипицина, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, В.К. Зарецкий, М.М Прочухаева).
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как С.В. Алехина, П.В. Васильева, В.И. Лопатина, Н.А. Максимова,
Е.Г. Огольцова, В.Г. Стругова и др., а также источники сети Интернет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Инклюзивная форма обучения в России используется уже достаточно продолжительный период времени. Специально для детей инвалидов школы оборудуются необходимыми технологиями. Педагоги работают дополнительное время, а также активно помогают в освоении материала.
Но следует заметить, что это встречается не во всех образовательных учреждениях, так как в Российской Федерации в данной сфере имеются и проблемы, которые решить окончательно, пока что не удается.
Несмотря на переход многих заведений на инклюзивную форму образования реформа произошла в большинстве случаев формально. Педагогические коллективы оказались не готовы для проведения работы с родителями и здоровыми учащимися, а материальная база не достаточной для обеспечения необходимых условий. Достаточно мало общеобразовательных школ в целом по стране, которые предусматривают возможности дополнительной работы с детьми инвалидами. Нередко из-за отсутствия или занятости педагогов ребенку с ограниченными возможностями приходится самостоятельно разбираться в программе.
Несмотря на наличие подобных проблем в России, с ними ведется активная борьба, направленная на то, чтобы каждый учащийся общеобразовательной школы мог получить качественное образование и впоследствии реализовать себя.
В нашей стране принципы инклюзии прописаны в Федеральном законе «Об образовании в РФ», который гарантирует получение образования всеми детьми, независимо от ограничений их здоровья.
Российская инклюзивное образование развивается в рамках государственной программы «Доступная среда», реализация которой началась в 2011 году. Основным направлением работы является, в первую очередь, финансирование из бюджетов разных уровней закупок оборудования, которое необходимо для совместного обучения детей с ограничениями здоровья и без них. Это могут быть как и обычные пандусы для детей, передвигающихся в кресло-колясках, так и продвинутые компьютерные системы для групповых занятий.
Во-вторых, ведётся подготовка учителей и педагогов общеобразовательных школ и ДОУ для работы с детьми, которые имеют тут или иную форму инвалидности. В-третьих, создаются новые учебные методики, которые адаптированы для всех учащихся в независимости от их образовательных потребностей.
Хочется отметить, что создание полноценно работающей системы инклюзивного образования – это долгосрочный проект и инвестиции скорее в будущее, чем в настоящее. Результаты проводимой сегодня работы мы увидим только через определённое количество лет.