Введение 4
1. Теоретические основы стратегического планирования деятельности организации 7
1.1. Экономическая сущность, принципы и процедуры стратегического планирования 7
1.2 Методы и инструменты стратегического планирования и их характеристика 14
1.3. Основные этапы разработки и принятия стратегического плана организации
21
2. Анализ процесса стратегического планирования в ООО «МАКСИМИЛИАНС» 26
2.1. Общая характеристика организации и основных видов бизнеса 26
2.2. Оценка и анализ факторов внешней и внутренней среды организации ООО
« МАКСИМИЛИАНС» 33
2.3. Изучение конкурентного статуса и оценка привлекательности видов
бизнеса 49
3. Направления по совершенствованию стратегического планирования
организации 56
3.1 Мероприятия по совершенствованию стратегического планирования
организации 56
3.2. Применение метода Хосин Канри в процессе стратегического
планирования деятельности организации 69
3.3. Особенности применения метода Хосин Канри в ООО
«МАКСИМИЛИАНС» 74
Заключение 90
Список использованных источников 94
Для обеспечения эффективности функционирования предприятия необходимо уметь экономически грамотно проводить анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия. С его помощью вырабатываются стратегии и тактика развития, обосновываются планы и управленческие решения,
осуществляется контроль над выполнением, выявляются резервы повышения
эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Актуальность выбранной темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с использованием стратегического планирования предприятия, в настоящее время вызывающих различные оценки и
являющихся предметом наиболее острых дискуссий.
Стратегическое планирование дает главное – цель, зная которую руководство фирмы будет принимать решения, обоснованные и направленные на ее
достижение. На предприятии планируются все процессы: маркетинг, производство, финансы и так далее. Стратегическое планирование включает в себя эти и
другие планы. При его проведении необходимо согласовывать все процессы,
происходящие на предприятии. Это делается для того, чтобы каждое небольшое решение в организации принималось с четкой привязкой к определенной
цели, выработанной по итогам проведения стратегического планирования.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегические планы должны быть разработаны
так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов
времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Работа организации в условиях свободного рынка не что иное, как участие в жестокой конкуренции, результатом которой может быть либо выживание и развитие предприятия, либо его банкротство. Современная стадия развития российской экономики такова, что организация должна сама определять и5
прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг,
цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и
стратегию их достижения.
В настоящее время занявшее свое место стратегическое планирование
наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью
управления организацией, и без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся
экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не
планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема
является весьма актуальной в наши дни.
Объектом исследования дипломной работы являются процессы стратегического планирования в организации.
Предмет исследования - способы и механизмы изучения процесса стратегического планирования на примере ООО «МАКСИМИЛИАНС».
Цель дипломной работы состоит в изучении основных положений стратегического планирования как составной части процесса стратегического управления в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность и содержание стратегического планирования для
перспективного развития деятельности предприятия ООО «МАКСИМИЛИАНС»;
-обосновать необходимость стратегического планирования как основы
для эффективной деятельности организации;
-рассмотреть применение основных положений стратегического планирования
-выделить современные направления стратегического планирования
предприятия ООО «МАКСИМИЛИАНС».6
При написании дипломной работы использованы следующие методы:
изучение и анализ научной литературы, метод сравнения, метод обобщения и
др.
Методологической и теоретической основой дипломной работы явились
научные знания современной теории стратегического планирования, теории организации, внутрифирменного планирования, экономики и организации производства.
Информационную базу исследования составили учётная и отчётная документация предприятия, в том числе бизнес-планы, отчеты о доходах и расходах
предприятия, а также интернет-ресурсы. При создании работы использовались
результаты анализа, методы группировок, экспертных оценок, сравнительного
анализа.
Структура дипломной работы обусловлена объектом, предметом, целью и
задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка
используемых источников и литературы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические аспекты
сущности стратегического планирования. При написании работы основными
источниками информации послужили труды по стратегическому планированию
таких авторов, как Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж., Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П., ЛафтаДж.К., Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Царев В.В. и др.
Во второй главе проводится анализ деятельности ООО «МАКСИМИЛИАНС», его основных финансово-экономических показателей, финансового состояния, а также системы стратегического планирования организации.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию стратегического планирования в организации.
В заключении приводятся выводы по исследованию.
Для организации любой формы собственности и любых масштабов
хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной
деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. Основные
составляющие управления организацией - это формирование видения,
выявление целей и задач, определение стратегии, разработка планов развития,
установление соответствующего лидерства.
Организация без ясной и неэффективной стратегии развития - это не
бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не
только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке,
необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном
уровне.
Стратегическое планирование - это выработка стратегии с помощью
комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как
модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния
к этой модели.
Практика показывает, что, используя преимущества стратегического
планирования, используя современные направления по выработке
стратегического планирования, к примеру, такие как сценарный анализ,
организации в целом и отдельные люди получают в свои руки эффективный
способ оценки цели и направления развития организации. Основная функция
стратегического планирования - обеспечивать основу для управления
организацией.
Стратегическое планирование предусматривает такое управление
организацией, которое позволяет достигать поставленных целей.
Стратегическое планирование является динамическим процессом. По
мере того, как организация реализует процесс своего развития, изменяется и ее
поведение на рынке.91
Современный темп изменений в экономике является настолько большим,
что стратегическое планирование представляется единственным способом
формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно
обеспечивает высшему руководству организации средства создания плана на
длительный срок, дает основу для принятия решений, способствует снижению
риска при принятии решений, обеспечивает интеграцию целей и задач всех
структурных подразделений и исполнителей организации.
Разработка успешной стратегии развития организации должна являться
непрерывным процессом, а не разовым событием.
В настоящее время стратегическое планирование в отечественных
организациях должно быть направлено на их долгосрочное развитие,
достижение более высоких темпов экономического роста на основе применения
новых подходов к разработке стратегического планирования, на основе
поэтапного совершенствования различных производственно-технических
факторов и организационно-управленческих структур с целью обеспечения
высокого качества работы персонала и уровня жизни своих работников.
В отличие от предшествовавшего ему долгосрочного планирования
стратегическое планирование является значительно более сложным процессом,
влияющим на организацию. И практика показывает, что на неритмично
работающих предприятиях организация планирования, как правило, находится
на низком уровне. Следовательно, значительные резервы, связанные с
эффективностью хозяйствования, следует искать на уровне предприятий и
объединений. Чтобы их реализовать, каждая организация должна иметь четкую
систему стратегического планирования.
Объектом анализа в выпускной квалификационной работе является ООО
«МАКСИМИЛИАНС». Это крупное ресторанное предприятие. Анализ
финансово-экономических показателей организации за 2014-2016 гг. показал,
что финансовое состояние организации ухудшилось за анализируемый период.
Прибыль предприятия за 2014-2016 гг. снизилась на 10623 тыс. руб., рентабельность продаж сократилась на 5,53%. То есть финансовые показатели эффективности деятельности сократились, несмотря на рост выручки предприятия.
Все показатели, рассчитанные в процессе анализа финансового состояния, характеризуют финансовое состояние организации как кризисное.
По степени финансового риска, исчисленной с помощью данной методики, анализируемое предприятие относится к V классу риска – предприятиям
высочайшего риска, практически несостоятельным. Причем в 2016 году состояние ООО «МАКСИМИЛИАНС» еще ухудшилось.
В процессе стратегического планирования ООО «МАКСИМИЛИАНС»
использует такие инструменты стратегического анализа как STEP-анализ,
SWOT-анализ. Проведенный SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон,
возможностей и угроз) в работе позволил сформулировать основные достижения и проблемы, а также оценить имеющиеся направления развития предприятия.
В качестве направлений по совершенствованию стратегического
планирования нами предложено внедрение следующих рекомендаций.
Различная степень значимости для ООО «Максимилианс» отдельных целей первого уровня и разная степень влияния отдельных структурных подразделений на их достижение требуют выработки на предприятии единой методики их ранжирования с целью дальнейшей трансформации в KPI для подразделений и работников.
Поскольку все цели взаимосвязаны, то необходимо определить коэффициенты относительной значимости (КОЗ) каждой из них, а в дальнейшем определить степень влияния отдельных подразделений и работников на их достижение. Предлагаем выделить следующие критерии для определения КОЗ:
1. Оценка целей нижележащего уровня по их значимости для достижения
цели более высокого уровня.
2. Оценка целей одного уровня с позиций их значимости между собой вне
связи с целями более высокого уровня.
3. Оценка степени влияния структурного подразделения или отдельного
работника на достижение цели в рамках бизнес-процесса или зон функциональной ответственности.
На втором этапе работы следует определить коэффициент относительной
значимости (КОЗ2) каждой из этих целей, исходя из оценки влияния ее достижения, на достижение других целей этого же уровня.
На следующем этапе проводится экспертная оценка степени влияния
структурного подразделения на полное достижение каждой из целей.
Таким образом, применение предлагаемой методики позволит наиболее
точно оценить значимость отдельных целей организации для ее структурных
подразделений, выявить степень значимости их достижения для конкретных
должностных единиц, разработать более адекватную систему стимулирования
работников на достижение генеральных целей предприятия и реализацию его
стратегии.
В качестве рекомендаций для совершенствования стратегического планирования нами рассмотрена возможность применения метода ХосинКонри. Особенности внедрения данного метода рассмотрены на примере совершенствования бизнес-процесса ресторана «Обслуживание клиента».
Разработка стратегии подразумевает выделение стратегически важных
показателей развития бизнеса (дерева целей) и целевые количественные значения их метрик - ключевых показателей эффективности.
1. Аакер Д.А. Стратегическое рыночное управление: уч. пособие. - СПб.: Питер, 2012.
2. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование: Учебное пособие для ву-зов / Р.И. Акмаева. - В. Луки: Финансы и статистика, 2014. - 208 с.
3. Акопян К.А., Алдаганова Р.В., Тадевосян Д.А. Стратегическое плани¬рование на предприятии. В сборнике: Инновационные технологии научного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 187-188.
4. Алфимова З.А. Стратегическое планирование на предприятии. В книге: Конкурентоспособность территорий. Материалы XIX Всероссийского эконо¬мического форума молодых ученых и студентов: в 8 частях. 2016. С. 123-125.
5. Бабалян Н.С. Стратегическое планирование - основа адаптивного
управления на предприятии// Современные аспекты экономики. - 2015. -
№10(218). - С. 18-23.
6. Байрамов Н.В., Рогова Т.Н. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии. В сборнике: Актуальные проблемы развития со¬циально-экономических систем. Сборник научных трудов. 2016. С. 140-143.
7. Бакаев А.С., Буликов С.Н. Теоретические основы стратегического пла¬нирования на предприятии. В сборнике: Шестьдесят девятая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов выс¬ших учебных заведений с международным участием. Сборник материалов кон¬ференции. Электронное издание. Ярославский государственный технический университет. 2016. С. 1843-1846.
8. Банникова Н.В. Стратегическое планирование и стратегии развития российских предприятий. // АПК: Экономика, управление. - 2015. - №2.
9. Баринов В.А. Экономика фирмы: стратегическое планирование: уч. по¬собие. - М.: КНОРУС, 2015.
10. Бойко М.А. Анализ особенностей отечественного опыта стратегическо¬го планирования на предприятии// Экономика и предпринимательство. - 2016. - №10-3(75-3). - С. 859-863.
11. Бугаенко М.В. Проблемы стратегического планирования на российских предприятиях и пути их решения. В сборнике: Экономика, финансы и менедж¬мент: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 256-258.
12. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник, М.: ИНФРА- М, 2011.- 392с.
13. Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., пере¬раб. и доп. - М.: Гардарика, 2015. - 296 с.
14. Волкова Н.Ю. Реализация стратегического планирования в процессе управления современным предприятием// Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - №5-7. - С. 56-60.
15. Воронова М.А. Проблемы стратегического планирования на предприя¬тиях россии в современных условиях// Экономика. Инновации. Управление ка¬чеством. - 2015. - №3(12). - С. 89-92.
16. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: учебник. - М.: Омега-Л, 2014.
17. Голощапова В.В. Финансовое планирование, как один из основных ин¬струментов стратегического планирования и его задачи на предприятии// Эко¬номика и предпринимательство. - 2016. - №12-3 (77-3). - С. 654-659.
18. Гончар Е.А. Методология формирования системы внутрифирменного планирования в контексте повышения эффективности стратегического управ¬ления предприятием. В сборнике: Стратегирование пространственного разви¬тия территорий России в новых экономических реалиях. Материалы междуна¬родной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Фин университета. 2016. С. 103-107.
19. Дафт Р. Стратегическое планирование: учебник.6-е изд. /Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2014.
20. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии: уч. посо¬бие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
21. Емелина Э.Р., Лапкин А.А., Полякова Т.В. К вопросу о проблемах стратегического планирования на предприятии. В сборнике: Качество продук¬ции: контроль, управление, повышение, планирование. Сборник научных тру¬дов Международной молодежной научно-практической конференции: в 2-х то¬мах. Ответственный редактор: Павлов Е.В.. 2015. С. 254-256.
22. Ефремова А.К., Асатурова Ю.М. Стратегическое планирование на предприятии в период финансово- экономического кризиса. В сборнике: Неде¬ля науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участи¬ем. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. 2016. С. 116-119.
23. Жирнов А.В., Турманидзе Х.Р. Стратегическое планирование на пред¬приятии в период финансово-экономического кризиса// Экономика и социум. -
2015. - №2-2 (15). - С. 425-428.
24. Ильин А.И. Планирование на предприятии: уч. пособие. - М.: ООО «Новое знание», 2010.
25. Ильин А.И. Планирование на предприятии: уч. пособие. - М.: ООО «Новое знание», 2010.
26. Ищенко К.А. Современные особенности стратегического планирования на предприятии. В сборнике: Современная наука: теоретический и практиче¬ский взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конферен¬ции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 96-99.
27. Кирюхина Ю.С. Стратегическое планирование на предприятии. В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 7 частях. 2016. - С. 18-19.
28. Колосов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разра-ботки до реализации. - 2015. - №3.
29. Коробейников О.П., Колосов В.Ю., Трифилова А.А. Стратегическое поведение: от разработки до реализации //Новая наука: Проблемы и перспекти¬вы. - - 2015. - №3.
30. Коростина А.А., Романова А.Н. Значение стратегического планирова¬ния в управлении предприятием// NovaInfo.Ru. - 2016. - № 56. - С. 259-264.
31. Куксова А.В., Коломыц О.Н. Методы планирования в системе страте-гического управления предприятием// Новая наука: Проблемы и перспективы. -
2016. - №51(79). - С. 129-132.
32. Лаева Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирова-ния в организации. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №2.
33. ЛафтаДж.К.: уч. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2014.
34. Лытнева Н.А., Болебе Н.А. Стратегическое планирование в механизме управления предприятием. В сборнике: Развитие современной науки: теорети¬ческие и прикладные аспекты. Сборник научных статей студентов, магистран¬тов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Пермь, 2016. С. 57-58.
35. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: уч. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ МарТ, 2015.
36. Макарова А.Э. Стратегическое планирование на предприятии// Эконо¬мика и социум. - 2016. - №4-1(23). - С. 1172-1174.
37. Маркова В.Д. Внутрифирменное планирование. - Новосибирск: Экор- книга, 2014. - 320 с.
38. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент. Понятия, концепции, ин-струменты принятия решения. / С.А. Кузнецова. - Новосибирск: НГУ, 2011, 324 с.
39. Медведев В.П. Основы планирования: уч. - мет. пособие. - М.: ООО ДеКА, 2013.
40. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы управления / Пер. с англ. - М.: Дело, 2013.
41. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: учебник. - СПб.: Питер, 2010.
42. Моисеенко Ж.Н., Шароватова Т.И., Дармостук Е.А., Смолякова К.А. Стратегическое планирование на предприятиях в современных условиях. В сборнике: Современное состояние и приоритетные направления развития аг-рарной экономики в условиях импортозамещения. Материалы международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Россий¬ской Федерации, Департамент научно-технологической политики и образова¬ния, Донской государственный аграрный университет; Редакционная коллегия: А.И. Клименко, А.А. Громаков, Т.А. Мирошниченко, Т.Н. Мишустина, С.В. Подгорская. 2015. С. 134-137.
43. Муканов А.Х. Зарубежный опыт стратегического планирования на предприятиях. В сборнике: Современная экономика: проблемы, пути решения, перспективы. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2015. С. 95-98.
44. Муршед К. Организация стратегического планирования коммерческой деятельности на предприятии. В сборнике: Проблемы управления в социально¬гуманитарных, экономических и технических системах. Материалы всероссий¬ской (заочной) научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 103¬105.
45. Остринская Е.Г., Карпов В.В. Вопросы совершенствования системы стратегического финансового планирования на предприятии. В сборнике: Ак-туальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией В.В. Карпова и А.И. Ковалева; Ом¬ский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. 2015. С. 57-62.
46. Пальчикова И.С. Особенности стратегического планирования на пред¬приятиях. В сборнике: Новейшие достижения в науке и образовании: отече¬ственный и зарубежный опыт. Сборник научных трудов по материалам Меж¬дународной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2015. С. 108-109.
47. Патрахина Т.Н. Место и роль стратегического планирования в процессе управления современным предприятием// Молодежный научный форум: обще¬ственные и экономические науки. - 2017. - №1(41). - С. 321-326.
48. Патрогин А.Ю., Разиньков П.И. Проблемы стратегического планирова¬ния и управления на предприятии. В сборнике: Проблемы управления в соци¬ально-гуманитарных, экономических и технических системах. Сборник науч¬ных трудов преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов факультета управления и социальных коммуникаций. Под общей редакцией И.И. Павлова, ответственный за выпуск: Ильин О.Ю.. Тверь, 2015. С. 173-179.
49. Потапова И.И., Францева И.Н., Боброва Л.Ю. Стратегическое планиро¬вание как форма управления предприятием. В сборнике: Потенциал интеллек¬туально одаренной молодежи - развитию науки и образования. Материалы V Международного научного форума молодых ученых, студентов и школьников. Под общей редакцией Д. П. Ануфриева. 2016. - С. 246-249.
50. Пучкова Н.С. Проблемы стратегического планирования и управления на предприятии// Studium. - 2016. - №4-2(41). - С. 28.
51. Рахметова Ж.М. Стратегическое планирование на современном пред-приятии. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и пер-спективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной науч¬но-практической конференции. 2016. С. 107-111.
52. Саклакова Е.В., Деникаева Р.Н. Структура капитала как важнейший параметр стратегического планирования на предприятии. В сборнике: Финансы и учет: современная теория, методология и практика сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2016. С. 221-236.
53. Самохина А.А., Сычева Э.В. Функция стратегического планирования при борьбе с кризисом на предприятии. В сборнике: Экономическая безопас-ность: правовые, экономические, экологические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 235-237.
54. Семенов А.К. Основы планирования: уч. пособие. /Общая редакция В.И. Гончаренко, С.И. Кондратьева, Д.П. Копейкин, Е.Л. Маслова, А.К. Семе- нов.3-е изд. - М.: Дашков и К, 2012.
55. СеменоваЮ.Н.,. Планирование: уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
56. Смирнова О.П. Стратегическое планирование на крупных российских предприятиях. В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016. Материалы VI Между¬народной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 345-348.
57. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: учеб- ник/Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.
58. Федорова И.М. Стратегическое планирование: качество управления предприятием// Актуальные проблемы экономики современной России. - 2016. - №3. - С. 465-470.
59. Царев В.В. Внутрифирменное планирование: уч. пособие. - СПб.: Пи-тер, 2012.
60. Шалаев А.В., Коробков Е.В. Стратегическое планирование на сельско¬хозяйственных предприятиях: современное состояние и перспективы развития// Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2015. - №3(46). - С. 158-163.
61. Энгельгардт О.О. Стратегическое планирование на предприятии. В книге: Конкурентоспособность территорий. Материалы XIX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов : в 8 частях. 2016. - С. 222-225.
62. Якупова А.В. Принципы стратегического планирования на предприя-тии// NovaInfo.Ru. - 2016. - №56. - С. 324-329.