Социально-идеологическая направленность мультипликации в условиях российско-американского информационного противостояния
|
СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РФ И США 11
1.1. Истоки информационного противостояния в условиях формирования идеологического базиса государства 11
1.2. Понятие политической коммуникации и пропаганды
в формировании идеологических взглядов государства 17
1.3. Формирование идеологии посредством пропаганды как культурного феномена 23
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ И СОВЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 29
2.1. Формирование американской и советской
мультипликации в довоенный период 29
2.2. Культурный фронт в годы Второй Мировой войны. .38
2.3. Антисоветская пропаганда и образ «западного
врага» в мультфильмах в период «холодной войны» 44
ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА КАК СРЕДСТВО
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 54
3.1. Идеологическое восприятие американской
мультипликации «Нового века» мировым сообществом 54
3.2. Современная российская мультипликация как
основа информационного противостояния мировому сообществу 61
3.3. Особенности российско-американского
информационного противостояния в мультипликации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ РФ И США 11
1.1. Истоки информационного противостояния в условиях формирования идеологического базиса государства 11
1.2. Понятие политической коммуникации и пропаганды
в формировании идеологических взглядов государства 17
1.3. Формирование идеологии посредством пропаганды как культурного феномена 23
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ И СОВЕТСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 29
2.1. Формирование американской и советской
мультипликации в довоенный период 29
2.2. Культурный фронт в годы Второй Мировой войны. .38
2.3. Антисоветская пропаганда и образ «западного
врага» в мультфильмах в период «холодной войны» 44
ГЛАВА 3. ПРОПАГАНДА КАК СРЕДСТВО
ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ 54
3.1. Идеологическое восприятие американской
мультипликации «Нового века» мировым сообществом 54
3.2. Современная российская мультипликация как
основа информационного противостояния мировому сообществу 61
3.3. Особенности российско-американского
информационного противостояния в мультипликации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
В условиях глобализации использование информации выходит на существенно новый уровень. Масштаб информационного потока достиг общемирового уровня. В связи с этим возникло понятие «информационная война», предполагающая использование и управление информационно-коммуникационными технологиями в погоне за конкурентным преимуществом над противником. Информационная война может включать в себя сбор тактической информации, обеспечение достоверности своей собственной информации, распространение пропаганды или дезинформации с целью деморализации или манипулирования противником и общественностью, подрыв качества информации противоборствующих сил и отказ в предоставлении возможностей для сбора информации противоборствующим силам.
На современном этапе информационная война проходит во множестве государств, однако с наибольшей силой она реализовывается у двух сверхдержав - Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Истоки этого противоборства существовали еще во времена Советского Союза, причем на идеологическом уровне, однако в годы «холодной войны» и уже в XXI веке достигли своего эпопея. Государства осуществляют свою политику и выстраивают идеологию в условиях данного противоборства, что не могло найти и своего отражения в культуре. Индоктринация происходит путем внедрения пропаганды в социально важные объекты. Такими являются, в частности, и продукты мультипликации.
Мультфильм - это уникальный носитель, который воспроизводит образы, движение и звук в реалистичной манере, поскольку он сливает смысл развития с течением времени в изображенной истории. Мультипликация является эффективным инструментом пропаганды, она создает визуальные образы исторической реальности и сознания, определяет общественное отношение того времени, которое они изображают, или того, в котором они были сняты, мобилизуют людей на общее дело или привлекает внимание к неизвестной причине. Политические и исторические мультфильмы представляют, влияют и создают историческое сознание и способны искажать события, делая их убедительными и, возможно, ненадежными средствами восприятия, так как построенная картина мира не всегда соответствует объективной реальности.
Именно поэтому мультипликация выступает в качестве средства распространения идеологии, навязываемого государством. Она внедряется в сознание масс, делая анимацию одним из важнейших объектов информационного противоборства США и РФ, что и обуславливает высокую актуальность данной темы исследования.
Объект исследования - российская и американская мультипликация как средство информационного противостояния РФ и США.
Предмет исследования - влияние социально-идеологической направленности мультипликации на российско-американское информационное противостояние.
Хронологические рамки исследования представлены верхней и нижней датой, с 1906 года по 2020 год. Нижняя дата обозначена 1906 годом, что обуславливает зарождение американской и советской мультипликации и анимации в целом. Так как Россия выступает правопреемницей СССР, то вся мультипликация данного периода считается российской. Верхняя дата - 21 января 2020 года ознаменована выпуском американской концепции информационного превосходства «Одна перспектива - 2020», утверждающая американское превосходство в информационных войнах и выделяющая двух основных соперников в противоборстве - Россию и Китай.
Географические рамки исследования представлены следующими государствами: США и Россией, а также некоторыми страны Европы, Азии и Африки, роль которых является определяющей в вовлеченности в российско- американское информационное противостояние.
Целью дипломной работы является анализ характерных особенностей социально-идеологической направленности мультипликации в условиях российско-американского информационного противостояния.
Для достижения поставленной цели работы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение истоков информационного противостояния в условиях формирования идеологического базиса государства.
2. Определение понятия политической коммуникации и пропаганды в формировании идеологических взглядов государства.
3. Анализ формирования идеологии посредством пропаганды как культурного феномена.
4. Изучение становления американской и советской мультипликации в довоенный период.
5. Установление особенностей мультипликации в годы Второй мировой войны.
6. Изучение и анализ антисоветской пропаганды и образа «западного врага» в мультфильмах в период «холодной войны».
7. Выявление характерного идеологического восприятия американской мультипликации «Нового века» мировым сообществом.
8. Раскрытие современной российской мультипликации как основы информационного противостояния мировому сообществу.
9. Определение ключевых характерных особенностей российско-американского информационного противостояния в мультипликации.
При проведении исследования применялись следующие методы исследования, а именно:
- исторический. Выбор данного метода основывается на наличии исторических событий и процессов касающихся выбранной проблематики;
- описательный. Использовался для описания особенностей российской и американской мультипликации в вышеуказанный период времени;
- сравнительный. Применялся для сравнения социально-идеологической направленности российской и американской мультипликации в условиях российско-американского информационного противостояния;
- классификационный. Применялся для структурирования материала.
Характеристика источниковой базы исследования. Во время проведения исследования, использовалось множество видов источников, которые можно поделить на группы.
К первой группе источников - художественно-изобразительным и изобразительно-натуральным - относятся анимационные мультфильмы и фотокадры. Отчетливо это прослеживается в мультфильмах анимационной компании Уолта Диснея: «Лик Фюрера», «Еда выиграет войну», «У меня нет шляпы».
Ко второй группе источников следует отнести нормативно-правовые акты государств: «Кодекс Хейса», «Народное образование в СССР: Сб. док. 1917-1973 гг.» и «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время», «Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
К третьей группе источников относятся данные информационных ресурсов: РИА Новости, ADME, Hellishamerica, BBC News, Первый Канал, Rambler.ru, Helsingin Sanomat.
Историография вопроса заключается в анализе литературы и других научных работ, непосредственно относящихся к теме исследования.
Для тщательного и полного анализа историографии вопроса, стоит разделить научно-исследовательские работы на две группы: отечественную и зарубежную. Так, отечественная группа авторов представлена, в первую очередь, Федоровым А.В. «Технология герменевтического анализа советских анимационных медиатекстов второй половины 1940-х годов на тему «холодной войны», Туровской М.И. «Фильмы «холодной войны», Фатеевым А.В. «Образ врага в советской пропаганде» и Лалетиной А.Ф. «Культурообразующее значение мультипликации». В указанных работах уделяется внимание роли мультипликации в формировании представления об государстве-сопернике, а также описывается значение анимации для культуры страны в целом.
В научно-исследовательских работах американской анимации отведена малая значимость, поэтому достаточно ценным материалом являются работы Кривули Н.Г. Автор не только освещает хронологические рамки развития американской анимации, но и проводит исследование в ракурсе социального влияния внешних событий. В первую очередь, велико значение историко-биографического труда Кривули Н.Г. «В зеркале времени: анимация двух Америк», где автор подробно описывает жизнь и путь к анимации видных художников, например таких, как У. Дисней. Помимо этого, Кривуля Н.Г. рассматривает вопросы эволюции художественных моделей и историю развития американской анимации. В своем пособии «Эволюция мировых аниматологий» она анализирует теории и терминологическое возникновение самой анимации, её техническое развитие и эволюцию образа персонажа. Другие исследователи уделяют внимание формированию советской мультипликации и анализу анимации на разных этапах существования СССР. Здесь речь идет, прежде всего, о Шульгине П.М., который доказал, что наследие в области культуры влияет на социально-экономическое развитие государства. Необходимо отметить важность коллективной работы Голенпольского Т.Г. и Шестакова В.П. «Американская мечта и американская действительность» . Авторы исследуют происходящие в 1910-1970-гг. события с точки зрения кинематографа, так как кинематограф и анимация во многом схожи в техническом исполнении и структуре постановки фильма. Работа авторского коллектива докторов философских наук Акопяна К.З., Захаровой А.В. и Кагарлицкой С.Я. посвященная феномену массовой культуры, «Учебное пособие: массовая культура» , исследователи рассматривает возникновение и проявление элементов массовой культуры, сравнивает последнюю с национальной.
Среди зарубежных автором, следует выделить работу по формированию идеологий посредством пропаганды ведущего зарубежного специалиста Гарольда Лассуэлла «Пропаганда и коммуникация в мировой истории» . В монографии преобладает теоретический описательный характер с изложением исчерпывающего фактологического материала, но не хватает анализа влияния идеологии именно на культуру государства.
Отдельные аспекты взаимосвязи политической коммуникации и становлением ценностных ориентиров государства получили широкое освещение в работах исследователей Аронсона Э., Пратканиса Э. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения» и Березина В.М. «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» , которые в своих работах рассматривали взаимосвязь пропаганды с политической коммуникацией, а также основные средства для внушения нужной информации народу.
Несмотря на то, что существует множество работ по отдельным направлениям данной тематики и на достаточно высокую степень разработанности общих и частных проблем по формированию идеологии посредством пропаганды, об ценностных ориентирах в мультипликации, комплексное исследование взаимосвязи идеологии и пропаганды ванимации, которые служат инструментами в информационном противоборстве, исследователями проведено не было.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые рассмотрен мультфильм как готовый продукт мультипликации. Посредством мультипликации выявлены и социально-идеологические особенности, влияющие на российско-американское информационное противоборство. В работе показано влияние, оказываемое мультфильмами на общество и на формирование образов соперника посредством передачи их в героях анимации. Данный процесс имеет важное значение для формирования социального мнения не только в своем государстве, но и в государстве противника.
Материалы дипломной работы имеют практическое значение и являются апробированными:
1. Лещева И.А. Формирование идеологии в США посредством пропаганды в американской мультипликации в годы Второй мировой войны и в период «холодной войны» / Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - Донецк: ДонНУ, 2020. - Вып. 12, том 2: социально-гуманитарные науки. - С. 142-145.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из списка условных сокращений, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
На современном этапе информационная война проходит во множестве государств, однако с наибольшей силой она реализовывается у двух сверхдержав - Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Истоки этого противоборства существовали еще во времена Советского Союза, причем на идеологическом уровне, однако в годы «холодной войны» и уже в XXI веке достигли своего эпопея. Государства осуществляют свою политику и выстраивают идеологию в условиях данного противоборства, что не могло найти и своего отражения в культуре. Индоктринация происходит путем внедрения пропаганды в социально важные объекты. Такими являются, в частности, и продукты мультипликации.
Мультфильм - это уникальный носитель, который воспроизводит образы, движение и звук в реалистичной манере, поскольку он сливает смысл развития с течением времени в изображенной истории. Мультипликация является эффективным инструментом пропаганды, она создает визуальные образы исторической реальности и сознания, определяет общественное отношение того времени, которое они изображают, или того, в котором они были сняты, мобилизуют людей на общее дело или привлекает внимание к неизвестной причине. Политические и исторические мультфильмы представляют, влияют и создают историческое сознание и способны искажать события, делая их убедительными и, возможно, ненадежными средствами восприятия, так как построенная картина мира не всегда соответствует объективной реальности.
Именно поэтому мультипликация выступает в качестве средства распространения идеологии, навязываемого государством. Она внедряется в сознание масс, делая анимацию одним из важнейших объектов информационного противоборства США и РФ, что и обуславливает высокую актуальность данной темы исследования.
Объект исследования - российская и американская мультипликация как средство информационного противостояния РФ и США.
Предмет исследования - влияние социально-идеологической направленности мультипликации на российско-американское информационное противостояние.
Хронологические рамки исследования представлены верхней и нижней датой, с 1906 года по 2020 год. Нижняя дата обозначена 1906 годом, что обуславливает зарождение американской и советской мультипликации и анимации в целом. Так как Россия выступает правопреемницей СССР, то вся мультипликация данного периода считается российской. Верхняя дата - 21 января 2020 года ознаменована выпуском американской концепции информационного превосходства «Одна перспектива - 2020», утверждающая американское превосходство в информационных войнах и выделяющая двух основных соперников в противоборстве - Россию и Китай.
Географические рамки исследования представлены следующими государствами: США и Россией, а также некоторыми страны Европы, Азии и Африки, роль которых является определяющей в вовлеченности в российско- американское информационное противостояние.
Целью дипломной работы является анализ характерных особенностей социально-идеологической направленности мультипликации в условиях российско-американского информационного противостояния.
Для достижения поставленной цели работы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение истоков информационного противостояния в условиях формирования идеологического базиса государства.
2. Определение понятия политической коммуникации и пропаганды в формировании идеологических взглядов государства.
3. Анализ формирования идеологии посредством пропаганды как культурного феномена.
4. Изучение становления американской и советской мультипликации в довоенный период.
5. Установление особенностей мультипликации в годы Второй мировой войны.
6. Изучение и анализ антисоветской пропаганды и образа «западного врага» в мультфильмах в период «холодной войны».
7. Выявление характерного идеологического восприятия американской мультипликации «Нового века» мировым сообществом.
8. Раскрытие современной российской мультипликации как основы информационного противостояния мировому сообществу.
9. Определение ключевых характерных особенностей российско-американского информационного противостояния в мультипликации.
При проведении исследования применялись следующие методы исследования, а именно:
- исторический. Выбор данного метода основывается на наличии исторических событий и процессов касающихся выбранной проблематики;
- описательный. Использовался для описания особенностей российской и американской мультипликации в вышеуказанный период времени;
- сравнительный. Применялся для сравнения социально-идеологической направленности российской и американской мультипликации в условиях российско-американского информационного противостояния;
- классификационный. Применялся для структурирования материала.
Характеристика источниковой базы исследования. Во время проведения исследования, использовалось множество видов источников, которые можно поделить на группы.
К первой группе источников - художественно-изобразительным и изобразительно-натуральным - относятся анимационные мультфильмы и фотокадры. Отчетливо это прослеживается в мультфильмах анимационной компании Уолта Диснея: «Лик Фюрера», «Еда выиграет войну», «У меня нет шляпы».
Ко второй группе источников следует отнести нормативно-правовые акты государств: «Кодекс Хейса», «Народное образование в СССР: Сб. док. 1917-1973 гг.» и «План мероприятий по усилению антиамериканской пропаганды на ближайшее время», «Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
К третьей группе источников относятся данные информационных ресурсов: РИА Новости, ADME, Hellishamerica, BBC News, Первый Канал, Rambler.ru, Helsingin Sanomat.
Историография вопроса заключается в анализе литературы и других научных работ, непосредственно относящихся к теме исследования.
Для тщательного и полного анализа историографии вопроса, стоит разделить научно-исследовательские работы на две группы: отечественную и зарубежную. Так, отечественная группа авторов представлена, в первую очередь, Федоровым А.В. «Технология герменевтического анализа советских анимационных медиатекстов второй половины 1940-х годов на тему «холодной войны», Туровской М.И. «Фильмы «холодной войны», Фатеевым А.В. «Образ врага в советской пропаганде» и Лалетиной А.Ф. «Культурообразующее значение мультипликации». В указанных работах уделяется внимание роли мультипликации в формировании представления об государстве-сопернике, а также описывается значение анимации для культуры страны в целом.
В научно-исследовательских работах американской анимации отведена малая значимость, поэтому достаточно ценным материалом являются работы Кривули Н.Г. Автор не только освещает хронологические рамки развития американской анимации, но и проводит исследование в ракурсе социального влияния внешних событий. В первую очередь, велико значение историко-биографического труда Кривули Н.Г. «В зеркале времени: анимация двух Америк», где автор подробно описывает жизнь и путь к анимации видных художников, например таких, как У. Дисней. Помимо этого, Кривуля Н.Г. рассматривает вопросы эволюции художественных моделей и историю развития американской анимации. В своем пособии «Эволюция мировых аниматологий» она анализирует теории и терминологическое возникновение самой анимации, её техническое развитие и эволюцию образа персонажа. Другие исследователи уделяют внимание формированию советской мультипликации и анализу анимации на разных этапах существования СССР. Здесь речь идет, прежде всего, о Шульгине П.М., который доказал, что наследие в области культуры влияет на социально-экономическое развитие государства. Необходимо отметить важность коллективной работы Голенпольского Т.Г. и Шестакова В.П. «Американская мечта и американская действительность» . Авторы исследуют происходящие в 1910-1970-гг. события с точки зрения кинематографа, так как кинематограф и анимация во многом схожи в техническом исполнении и структуре постановки фильма. Работа авторского коллектива докторов философских наук Акопяна К.З., Захаровой А.В. и Кагарлицкой С.Я. посвященная феномену массовой культуры, «Учебное пособие: массовая культура» , исследователи рассматривает возникновение и проявление элементов массовой культуры, сравнивает последнюю с национальной.
Среди зарубежных автором, следует выделить работу по формированию идеологий посредством пропаганды ведущего зарубежного специалиста Гарольда Лассуэлла «Пропаганда и коммуникация в мировой истории» . В монографии преобладает теоретический описательный характер с изложением исчерпывающего фактологического материала, но не хватает анализа влияния идеологии именно на культуру государства.
Отдельные аспекты взаимосвязи политической коммуникации и становлением ценностных ориентиров государства получили широкое освещение в работах исследователей Аронсона Э., Пратканиса Э. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения» и Березина В.М. «Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия» , которые в своих работах рассматривали взаимосвязь пропаганды с политической коммуникацией, а также основные средства для внушения нужной информации народу.
Несмотря на то, что существует множество работ по отдельным направлениям данной тематики и на достаточно высокую степень разработанности общих и частных проблем по формированию идеологии посредством пропаганды, об ценностных ориентирах в мультипликации, комплексное исследование взаимосвязи идеологии и пропаганды ванимации, которые служат инструментами в информационном противоборстве, исследователями проведено не было.
Новизна данной работы заключается в том, что впервые рассмотрен мультфильм как готовый продукт мультипликации. Посредством мультипликации выявлены и социально-идеологические особенности, влияющие на российско-американское информационное противоборство. В работе показано влияние, оказываемое мультфильмами на общество и на формирование образов соперника посредством передачи их в героях анимации. Данный процесс имеет важное значение для формирования социального мнения не только в своем государстве, но и в государстве противника.
Материалы дипломной работы имеют практическое значение и являются апробированными:
1. Лещева И.А. Формирование идеологии в США посредством пропаганды в американской мультипликации в годы Второй мировой войны и в период «холодной войны» / Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - Донецк: ДонНУ, 2020. - Вып. 12, том 2: социально-гуманитарные науки. - С. 142-145.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из списка условных сокращений, введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Проведя исследование по теме «Социально-идеологическая направленность мультипликации в условиях российско-американского информационного
противостояния», были сделаны следующие выводы:
1. Информационное противостояние возникло намного раньше, нежели начался технический век, однако с развитием новых информационных технологий увеличился потенциал воздействия информации во всем мире. В XXI веке война стала не физической, а информационной, причем более глобального масштаба. Каждое правительство организовывает информационные кампании, ставя целью овладеть разумом врагов, обретя психологическое преимущество. Те, кто владеют информацией - владеют миром. Но даже при всем могуществе, государство может понести поражение. Для реализации поставленных целей государства используют все возможные средства связи, включая средства массовой информации, Интернет и телевидение. Приоритетной задачей является не причинение грубой силы путем военного столкновения, а трансформация взглядов общества соперника, которые нарушат политический имидж государства-противника.
2. Главы стран либо партий ощущают необходимость в устранении самодеятельности населения, внося свои коррективы в это. В сознании народа создаются мысли и конструкции, проскандированные общественным нуждам. Итогом пропаганды является нужное для правительства поведение своих людей. В случае, если оно согласно собственным главным аспектам удовлетворяет пропагандиста, коммуникативная задача достигнута. В противоположном случае наступает другой коммуникативный период, пропаганда не прекращается. Эффект будет продолжаться до тех пор, пока требуемая идеология не достигнет сознания большей часть населения, так как государству важнее всего, чтобы их цели были завершены до конца.
3. Несмотря на сложность и многоступенчатости механизма распространения пропаганды, воздействие на человека осуществляется при помощи нее. Заключенная в ней идеология порождает новую систему ценностей, влияющих на трансформацию сознания человека и культуру народа в целом. Это и является основой для культурного феномена. Анимация, как благоприятная почва для массовой культуры, обусловила развитие общества, нацеленное на успех и красивую жизнь. Она стала одной из эффективных платформ манипулирования зрителем. Трагичность массовой культуры, как отмечает большинство исследователей, заключается в том, что она создаётся не массами, а для масс.
4. Успешному развитию американской анимации способствовали внутренние национальные интересы в области культуры. Именно в Америке создание анимационных фильмов воспринималось не только как вид творчества, но и как производство. В то же время в советской анимации акцент делается на пропаганду рабочего человека, который в период НЭП всячески поможет Родине своим трудом и упорством. Коллективная работа способствует продуктивности на всем производстве. Что касается детей, то их стимулируют быть смелыми, но при этом не отступать от моральных принципов. Также уже тогда видны черты нарастающей угрозы со стороны Германии, что в свою очередь отражается и на мультипликационной сфере. Создание мультфильмов превратилось в самостоятельный вид кинопромышленности, ставший довольно успешным и выгодным производством уже к концу второго десятилетия XX века.
5. Пропаганда в мультфильмах была построена еще в довоенное время, однако наиболее активно она проявилась в военное. Оба государства показывали то, что нужно было им для мотивации и стимулирования народа. Создавался и образ «всенародного врага», который мог нанести вред всему обществу. Тогда как в советской мультипликации важным было поддержание национального духа внутри Красной Армии, а также привлечение добровольцев на фронт, то американская анимация всячески показывалась как «единственный шанс на всемирное спасение» и свое превосходство над другими нациями. На этом фоне происходило внедрение «мягкой силы» в мультипликационные студии.
6. Период «холодной войны», породивший двустороннюю идейную конфронтацию революционных и капиталистических стран, обхватывал группу медиатекстов, в том числе мультипликационные/анимационные. Мультфильмы применялись государством как связь донесения требуемых конфронтационных, чтобы оказывать воздействие не только на старую аудиторию, но и на младших граждан, а именно детей. Наряду с этим необходимо отметить, что после Второй Мировой войны наблюдается существенный застой в сфере мультипликации. Однако все время до и после периода «холодной войны» анимация показывает величество и превосходство своей нации над другими. Анимация, как и весь кинематограф, подстраивалась под агитационную политику правительства, так как каждый, кто отказывал в сотрудничестве, считался немецким шпионом. К XX в. Америкой овладела идея прирожденного превосходства, что с восходом на мировую политическую арену после Второй мировой войны окончательно закрепилось в сознании массы.
7. Во второй половине XX века направление прямой идеологической пропаганды превратилось в очевидно тупиковое. Первыми на смену изменившихся условий откликнулись США, как представляется, переломным моментом можно назвать решение правящей и информирующей элиты США о необходимости более гибкой пропагандистской политики. Такая политика, по мнению ее создателей, призвана оправдать постоянное американское «присутствие» на других континентах товаров, систем управления. В настоящее время наблюдается тенденция «психологизации пропаганды», но главным средством выступает именно мультипликационная сфера.
8. Современная российская мультипликация подвергается меньшей критике и запрету в мировом сообществе, нежели советская. Тем не менее, мультфильм «Маша и Медведь» имел широкий резонанс в британском сообществе, которое увидело «путинскую пропаганду». Другое дело, что интерес к анимации на государственном уровне проявляется по-прежнему слабо. Отношение к анимации как к несерьезному ответвлению большого кино все еще существует в индустрии и нуждается в изменении.
9. Российско-американское противоборство в анимации имеет глубокие корни и начинается с момента становления данного вида искусства. Хоть первоначальные картины не так пестры борьбой, однако предпосылки очевидны. Пик противоборства в мультипликации приходится на период «холодной войны», однако и в современных условиях выстраивается образ «несмышленой и опасной» России в американской мультипликации. РФ же ведет свою информационную политику более сдержанно, не выставляя Америку врагом и соперником в своих мультфильмах.
В результате изучения источников и литературы по теме исследования, анализ которых позволил заключить, что формирование идеологии посредством пропаганды всегда будет иметь место в политике любого государства. Пропаганда - это внушение, распространение взглядов или идей с определенной целью. Такое манипулирование проводится в США и РФ посредством мультфильмов. С их помощью населению преподносилась идеология, выгодная правительству. Для этого используется вся культура, но более всего, кинематограф и мультипликация, так как они являются главным инструментом влияния на широкие массы. Особенно это удобно делать с мультипликацией, так как она воспринимается не только детьми, но и взрослым населением.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель дипломной работы была достигнута, был
105 осуществлен комплексный анализ материала по выбранной тематике, а также решены все поставленные задачи.
противостояния», были сделаны следующие выводы:
1. Информационное противостояние возникло намного раньше, нежели начался технический век, однако с развитием новых информационных технологий увеличился потенциал воздействия информации во всем мире. В XXI веке война стала не физической, а информационной, причем более глобального масштаба. Каждое правительство организовывает информационные кампании, ставя целью овладеть разумом врагов, обретя психологическое преимущество. Те, кто владеют информацией - владеют миром. Но даже при всем могуществе, государство может понести поражение. Для реализации поставленных целей государства используют все возможные средства связи, включая средства массовой информации, Интернет и телевидение. Приоритетной задачей является не причинение грубой силы путем военного столкновения, а трансформация взглядов общества соперника, которые нарушат политический имидж государства-противника.
2. Главы стран либо партий ощущают необходимость в устранении самодеятельности населения, внося свои коррективы в это. В сознании народа создаются мысли и конструкции, проскандированные общественным нуждам. Итогом пропаганды является нужное для правительства поведение своих людей. В случае, если оно согласно собственным главным аспектам удовлетворяет пропагандиста, коммуникативная задача достигнута. В противоположном случае наступает другой коммуникативный период, пропаганда не прекращается. Эффект будет продолжаться до тех пор, пока требуемая идеология не достигнет сознания большей часть населения, так как государству важнее всего, чтобы их цели были завершены до конца.
3. Несмотря на сложность и многоступенчатости механизма распространения пропаганды, воздействие на человека осуществляется при помощи нее. Заключенная в ней идеология порождает новую систему ценностей, влияющих на трансформацию сознания человека и культуру народа в целом. Это и является основой для культурного феномена. Анимация, как благоприятная почва для массовой культуры, обусловила развитие общества, нацеленное на успех и красивую жизнь. Она стала одной из эффективных платформ манипулирования зрителем. Трагичность массовой культуры, как отмечает большинство исследователей, заключается в том, что она создаётся не массами, а для масс.
4. Успешному развитию американской анимации способствовали внутренние национальные интересы в области культуры. Именно в Америке создание анимационных фильмов воспринималось не только как вид творчества, но и как производство. В то же время в советской анимации акцент делается на пропаганду рабочего человека, который в период НЭП всячески поможет Родине своим трудом и упорством. Коллективная работа способствует продуктивности на всем производстве. Что касается детей, то их стимулируют быть смелыми, но при этом не отступать от моральных принципов. Также уже тогда видны черты нарастающей угрозы со стороны Германии, что в свою очередь отражается и на мультипликационной сфере. Создание мультфильмов превратилось в самостоятельный вид кинопромышленности, ставший довольно успешным и выгодным производством уже к концу второго десятилетия XX века.
5. Пропаганда в мультфильмах была построена еще в довоенное время, однако наиболее активно она проявилась в военное. Оба государства показывали то, что нужно было им для мотивации и стимулирования народа. Создавался и образ «всенародного врага», который мог нанести вред всему обществу. Тогда как в советской мультипликации важным было поддержание национального духа внутри Красной Армии, а также привлечение добровольцев на фронт, то американская анимация всячески показывалась как «единственный шанс на всемирное спасение» и свое превосходство над другими нациями. На этом фоне происходило внедрение «мягкой силы» в мультипликационные студии.
6. Период «холодной войны», породивший двустороннюю идейную конфронтацию революционных и капиталистических стран, обхватывал группу медиатекстов, в том числе мультипликационные/анимационные. Мультфильмы применялись государством как связь донесения требуемых конфронтационных, чтобы оказывать воздействие не только на старую аудиторию, но и на младших граждан, а именно детей. Наряду с этим необходимо отметить, что после Второй Мировой войны наблюдается существенный застой в сфере мультипликации. Однако все время до и после периода «холодной войны» анимация показывает величество и превосходство своей нации над другими. Анимация, как и весь кинематограф, подстраивалась под агитационную политику правительства, так как каждый, кто отказывал в сотрудничестве, считался немецким шпионом. К XX в. Америкой овладела идея прирожденного превосходства, что с восходом на мировую политическую арену после Второй мировой войны окончательно закрепилось в сознании массы.
7. Во второй половине XX века направление прямой идеологической пропаганды превратилось в очевидно тупиковое. Первыми на смену изменившихся условий откликнулись США, как представляется, переломным моментом можно назвать решение правящей и информирующей элиты США о необходимости более гибкой пропагандистской политики. Такая политика, по мнению ее создателей, призвана оправдать постоянное американское «присутствие» на других континентах товаров, систем управления. В настоящее время наблюдается тенденция «психологизации пропаганды», но главным средством выступает именно мультипликационная сфера.
8. Современная российская мультипликация подвергается меньшей критике и запрету в мировом сообществе, нежели советская. Тем не менее, мультфильм «Маша и Медведь» имел широкий резонанс в британском сообществе, которое увидело «путинскую пропаганду». Другое дело, что интерес к анимации на государственном уровне проявляется по-прежнему слабо. Отношение к анимации как к несерьезному ответвлению большого кино все еще существует в индустрии и нуждается в изменении.
9. Российско-американское противоборство в анимации имеет глубокие корни и начинается с момента становления данного вида искусства. Хоть первоначальные картины не так пестры борьбой, однако предпосылки очевидны. Пик противоборства в мультипликации приходится на период «холодной войны», однако и в современных условиях выстраивается образ «несмышленой и опасной» России в американской мультипликации. РФ же ведет свою информационную политику более сдержанно, не выставляя Америку врагом и соперником в своих мультфильмах.
В результате изучения источников и литературы по теме исследования, анализ которых позволил заключить, что формирование идеологии посредством пропаганды всегда будет иметь место в политике любого государства. Пропаганда - это внушение, распространение взглядов или идей с определенной целью. Такое манипулирование проводится в США и РФ посредством мультфильмов. С их помощью населению преподносилась идеология, выгодная правительству. Для этого используется вся культура, но более всего, кинематограф и мультипликация, так как они являются главным инструментом влияния на широкие массы. Особенно это удобно делать с мультипликацией, так как она воспринимается не только детьми, но и взрослым населением.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель дипломной работы была достигнута, был
105 осуществлен комплексный анализ материала по выбранной тематике, а также решены все поставленные задачи.



