Договор коммерческой концессии в сфере малого и среднего бизнеса (Алтайский Государственный Университет)
|
Введение 3
1. Теоретические вопросы договора коммерческой концессии 6
1.1 Договор коммерческой концессии – развитие законодательства 6
1.2 Особенности договора коммерческой концессии 11
1.3 Обязанности субъектов договора коммерческой концессии 14
1.4 Соотношение договора коммерческой концессии с другими гражданско-правовыми договорами 17
2. Проблемы договора коммерческой концессии в России 27
2.1 Вопросы заключения договора коммерческой концессии 27
2.2 Проблемы применения договора коммерческой концессии в малых и средних предприятиях 30
Заключение 35
Библиографический список 38
1. Теоретические вопросы договора коммерческой концессии 6
1.1 Договор коммерческой концессии – развитие законодательства 6
1.2 Особенности договора коммерческой концессии 11
1.3 Обязанности субъектов договора коммерческой концессии 14
1.4 Соотношение договора коммерческой концессии с другими гражданско-правовыми договорами 17
2. Проблемы договора коммерческой концессии в России 27
2.1 Вопросы заключения договора коммерческой концессии 27
2.2 Проблемы применения договора коммерческой концессии в малых и средних предприятиях 30
Заключение 35
Библиографический список 38
В настоящее время договор коммерческой концессии находится в числе наиболее спорных гражданско-правовых договоров. Практика применения регулирующих его норм в настоящее время неоднозначна, что порождает определенные проблемы. В связи с этим изучение проблемных сторон применения данного вида договоров представляет научный интерес.
Цель – рассмотреть теоретические вопросы договора коммерческой концессии в сфере малого и среднего бизнеса.
Задачи:
- изучить историю законодательства о коммерческой концессии;
- проанализировать особенности договора коммерческой концессии;
- определить обязанности субъектов договора коммерческой концессии;
- рассмотреть соотношение договора коммерческой концессии с другими гражданско-правовыми договорами;
- проанализировать основные проблемы договора коммерческой концессии.
Объект – договор коммерческой концессии.
Предмет – правоотношения по договору коммерческой концессии.
В работе использовались общенаучные и частно-научные методы исследования: системного, исторического, логического, сравнительно-правового, формально-юридического и других подходов.
Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно–правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договоров франчайзинга и коммерческой концессии в РФ и в международном коммерческом обороте.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды по теории государства и права, гражданского, предпринимательского и международного частного права. Основой послужили исследования ученых-правоведов, внесших свой вклад в развитие теории права: Ж. Н. Бородиной, Н. К. Змиренковой, А. П. Сергеева, Д. П. Стригунова, Н. Г. Цыза и др.
Значимость исследования состоит в формировании комплексного научного представления о договоре коммерческой концессии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Цель – рассмотреть теоретические вопросы договора коммерческой концессии в сфере малого и среднего бизнеса.
Задачи:
- изучить историю законодательства о коммерческой концессии;
- проанализировать особенности договора коммерческой концессии;
- определить обязанности субъектов договора коммерческой концессии;
- рассмотреть соотношение договора коммерческой концессии с другими гражданско-правовыми договорами;
- проанализировать основные проблемы договора коммерческой концессии.
Объект – договор коммерческой концессии.
Предмет – правоотношения по договору коммерческой концессии.
В работе использовались общенаучные и частно-научные методы исследования: системного, исторического, логического, сравнительно-правового, формально-юридического и других подходов.
Нормативной основой исследования выступают Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативно–правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с заключением и исполнением договоров франчайзинга и коммерческой концессии в РФ и в международном коммерческом обороте.
Теоретическую базу исследования составляют научные труды по теории государства и права, гражданского, предпринимательского и международного частного права. Основой послужили исследования ученых-правоведов, внесших свой вклад в развитие теории права: Ж. Н. Бородиной, Н. К. Змиренковой, А. П. Сергеева, Д. П. Стригунова, Н. Г. Цыза и др.
Значимость исследования состоит в формировании комплексного научного представления о договоре коммерческой концессии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Интерес к франчайзингу обусловлен взаимовыгодным сотрудничеством между субъектами этих отношений: улучшается система распределения продукции, повышаются конкурентные преимущества, расширяется географический рынок потенциальных потребителей, открываются новые транспортные коридоры для перевозки грузов .
Истоки франчайзинга относят еще к Средневековью, однако широкое распространение он получил в результате деятельности таких американских гигантов, как «Дженерал Моторс» и «Зингер» на рубеже XIX-XX вв.
В России такая практика ведения бизнеса появилась только в 1990-х гг., поэтому развитие франчайзинга в нашей стране имеет ряд особенностей. Во-первых, интерес к франчайзингу в нашей стране во многом связывают с наличием большого количества барьеров при открытии нового бизнеса.
Также, по мнению представителей Российской ассоциации франчайзинга, использование франшиз означает меньшую степень предпринимательского риска, что актуально в условиях экономического кризиса. Во-вторых, несмотря на рост числа франшиз, отсутствует официальная общероссийская статистика по франшизным системам, что объясняется пробелами в законодательстве РФ.
О количестве франшиз можно судить только по информации, предоставленной различными порталами. Так профессиональный интернет-ресурс информационный портал Franshiza.ru приводит следующие данные: по подсчетам компании EMTG (основного организатора международной выставки BuyBrand), работают свыше 600 франчайзеров и более 22 тыс. франчайзинговых точек .
Также несовершенство правовой базы сказывается на степени защищенности субъектов франчайзинга. Нередки ситуации, когда нарушаются права франчайзера в области интеллектуальной собственности, или, наоборот, франчайзи выдвигаются невыполнимые требования по ведению бизнеса. Особенностью российского франчайзинга является его неравномерное распределение.
Франшизы приобретают преимущественно в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород и т. п., что связано с уровнем развития бизнеса на этих территориях.
Однако заметна примечательная тенденция: если раньше франчайзеры (правообладатели) появлялись только в столичных экономических центрах, то сейчас бренды зарождаются и в российских регионах.
Еще одну особенность франшиз в России можно выявить, проанализировав их структуру. Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга, более половины – 57% – занимают франшизы в области торговли; 25% и 16% – в сфере услуг и общественном питании, соответственно.
Наименьший интерес франшизы вызывают в производственной отрасли, что обусловлено необходимостью крупных финансовых вложений, к чему франчайзи не готовы: по оценкам компании EMTG, подавляющее большинство российских предпринимателей готовы инвестировать до 150 тысяч долларов (около 10 миллионов рублей) .
Подводя итоги, можно сказать, что франчайзинг в современных условиях кризиса является перспективным направлением по ведению бизнеса, однако его будущее в нашей стране зависит от ряда факторов. Необходимо на законодательном уровне закрепить термин «франчайзинг», поскольку сегодня в Гражданском кодексе РФ подобные отношения регулируются «договором коммерческой концессии», что расходится с мировой практикой.
Важно и стимулирование предпринимательства: развитие банковского сектора и кредитования, предоставление субсидий, внедрение государственных программ по продвижению национального бренда. Одним из главных факторов является информационная составляющая: субъекты деловых отношений нуждаются в информировании, как по поводу системы франчайзинга, так и в повышении грамотности в области ведения любого бизнеса.
Немаловажным фактором развития отечественных франшиз выступают антироссийские санкции, влияющие на распространения франчайзинговых точек. Таким образом, на сегодняшний день в России сложились все предпосылки для успешного осуществления бизнеса по франчайзинговой модели, за исключением решаемых проблем в области государственного регулирования и информирования бизнеса.
Истоки франчайзинга относят еще к Средневековью, однако широкое распространение он получил в результате деятельности таких американских гигантов, как «Дженерал Моторс» и «Зингер» на рубеже XIX-XX вв.
В России такая практика ведения бизнеса появилась только в 1990-х гг., поэтому развитие франчайзинга в нашей стране имеет ряд особенностей. Во-первых, интерес к франчайзингу в нашей стране во многом связывают с наличием большого количества барьеров при открытии нового бизнеса.
Также, по мнению представителей Российской ассоциации франчайзинга, использование франшиз означает меньшую степень предпринимательского риска, что актуально в условиях экономического кризиса. Во-вторых, несмотря на рост числа франшиз, отсутствует официальная общероссийская статистика по франшизным системам, что объясняется пробелами в законодательстве РФ.
О количестве франшиз можно судить только по информации, предоставленной различными порталами. Так профессиональный интернет-ресурс информационный портал Franshiza.ru приводит следующие данные: по подсчетам компании EMTG (основного организатора международной выставки BuyBrand), работают свыше 600 франчайзеров и более 22 тыс. франчайзинговых точек .
Также несовершенство правовой базы сказывается на степени защищенности субъектов франчайзинга. Нередки ситуации, когда нарушаются права франчайзера в области интеллектуальной собственности, или, наоборот, франчайзи выдвигаются невыполнимые требования по ведению бизнеса. Особенностью российского франчайзинга является его неравномерное распределение.
Франшизы приобретают преимущественно в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород и т. п., что связано с уровнем развития бизнеса на этих территориях.
Однако заметна примечательная тенденция: если раньше франчайзеры (правообладатели) появлялись только в столичных экономических центрах, то сейчас бренды зарождаются и в российских регионах.
Еще одну особенность франшиз в России можно выявить, проанализировав их структуру. Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга, более половины – 57% – занимают франшизы в области торговли; 25% и 16% – в сфере услуг и общественном питании, соответственно.
Наименьший интерес франшизы вызывают в производственной отрасли, что обусловлено необходимостью крупных финансовых вложений, к чему франчайзи не готовы: по оценкам компании EMTG, подавляющее большинство российских предпринимателей готовы инвестировать до 150 тысяч долларов (около 10 миллионов рублей) .
Подводя итоги, можно сказать, что франчайзинг в современных условиях кризиса является перспективным направлением по ведению бизнеса, однако его будущее в нашей стране зависит от ряда факторов. Необходимо на законодательном уровне закрепить термин «франчайзинг», поскольку сегодня в Гражданском кодексе РФ подобные отношения регулируются «договором коммерческой концессии», что расходится с мировой практикой.
Важно и стимулирование предпринимательства: развитие банковского сектора и кредитования, предоставление субсидий, внедрение государственных программ по продвижению национального бренда. Одним из главных факторов является информационная составляющая: субъекты деловых отношений нуждаются в информировании, как по поводу системы франчайзинга, так и в повышении грамотности в области ведения любого бизнеса.
Немаловажным фактором развития отечественных франшиз выступают антироссийские санкции, влияющие на распространения франчайзинговых точек. Таким образом, на сегодняшний день в России сложились все предпосылки для успешного осуществления бизнеса по франчайзинговой модели, за исключением решаемых проблем в области государственного регулирования и информирования бизнеса.
Подобные работы
- Роль государственно-частного партнерства в развитии государственной социальной экономической политики (Государственная социально-экономическая политика, Алтайский государственный университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020



