Формирование сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – ОНР III уровня.
Есть приложение.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 6
1.1 Характеристика сложной слоговой структуры и особенности ее усвоения в онтогенезе 6
1.2 Особенности сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня 9
1.3 Дидактическая игра как метод формирования слоговой структуры 12
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 16
2.1 Организация и содержание исследования слоговой структуры слова у старших дошкольников 16
2.2 Формирующий эксперимент по формированию сложной слоговой структуры слова (коррекционно-логопедическая работа) 21
2.3 Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ КонспектНОД 34
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Противоречие состоит в следующем: несмотря на то, что в современных образовательных учреждениях достаточно активно внедряются разработки, направленные на выявление у детей различных логопедических проблем, а также методов по их коррекции, большое количество детей имеют различные дефекты речи. Многие дети имеют те или иные нарушения слоговой структуры, которые в современной науке признаны основными и наиболее стойкими компонентами в структуре дефекта общего недоразвития речи.
Данная проблема определила тему и цель данного исследования.
Цель: изучить проблему и условия формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр.
Задачи:
1. Дать характеристику слоговой структуры слова и особенности ее усвоения в онтогенезе.
2. Раскрыть особенности сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня.
3. Охарактеризовать дидактическую игру как метод формирования слоговой структуры.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению возможностей использования дидактических игр как метода формирования слоговой структуры.
Объект исследования – формирование сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования – формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр.
Гипотеза: дидактические игры являются эффективным средством формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы таких авторов, как Н. С. Четверушкина, С. Е. Большакова, З. Е. Агранович и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, педагогический эксперимент.
Базой исследования выступали воспитанники старшей группы детского сада № 50 города Барнаула. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-5,5 лет с заключением МППК – «Общее недоразвитие речи III уровня».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Овладение слоговым составом слова у детей происходит интенсивно в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Овладение слоговым составом слова опережает усвоение звукового состава слова: в слове, либо раньше всего усваивается слоговой контур, либо разные по звуковому составу и строению слоги (открытые, закрытые, слоги со стечением согласных). Двусложные слова появляются раньше, чем предложения и являются основой, на которой осуществляется овладение многосложными конструкциями.
Наряду с недостатками звукопроизношения у детей с ОНР III уровня обнаруживаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, что ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом. Диaгностическим покaзaтелем речи детей данного уровня является нарушeниe слоговой структуры, дети видоизменяют в рaзных вaриaциях слоговой состaв словa.
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы показал, что использование дидактических игр является достаточно эффективным методом коррекционной работы над слоговой структурой слова.
В результате констатирующего этапа было выявлено, что сложная слоговая структура слов у дошкольников с ОНР III уровня сформирована недостаточно и нуждается в дополнительной коррекционной работе.
Для формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников была предложена система дидактических игр. Игры предлагалось проводить в промежутках между непосредственно-образовательной деятельностью, индивидуально или подгруппами.
Данная программа включает в себя дидактические игры, которые направлены на формирование слоговой структуры слова, дети занимались с удовольствием, эмоциональный настрой был положительным, мотивация на выполнение заданий была очень высокой.
После окончания формирующего эксперимента был проведен контрольный срез по сериям заданий, предлагавшимся детям в рамках констатирующего эксперимента в начале эксперимента. Анализ результатов опытного исследования показал положительную динамику воспроизведения структуры лексических единиц у всех дошкольников с общим недоразвитием речи.
Примененная методика позволила улучшить воспроизведение слоговой структуры слов. У детей экспериментальной группы полностью удалось устранить ошибки добавления и перестановок звуков и слогов; не встречалось у детей также грубое искажение звуко-слоговой структуры и замены слогов. После проведения обучающего эксперимента дети экспериментальной группы практически не допускали ошибок в одно-, двух-, трехсложных словах, а также слов без стечений согласных. Общий анализ полученных результатов указывает на преимущественное нарушение у детей с ОНР звукового оформления слова и существенное преодоление нарушений слогового оформления.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.