Формирование сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: База исследования: МБДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – ОНР III уровня.
Есть приложение.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 6
1.1 Характеристика сложной слоговой структуры и особенности ее усвоения в онтогенезе 6
1.2 Особенности сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня 9
1.3 Дидактическая игра как метод формирования слоговой структуры 12
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ 16
2.1 Организация и содержание исследования слоговой структуры слова у старших дошкольников 16
2.2 Формирующий эксперимент по формированию сложной слоговой структуры слова (коррекционно-логопедическая работа) 21
2.3 Анализ результатов исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ КонспектНОД 34
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Противоречие состоит в следующем: несмотря на то, что в современных образовательных учреждениях достаточно активно внедряются разработки, направленные на выявление у детей различных логопедических проблем, а также методов по их коррекции, большое количество детей имеют различные дефекты речи. Многие дети имеют те или иные нарушения слоговой структуры, которые в современной науке признаны основными и наиболее стойкими компонентами в структуре дефекта общего недоразвития речи.
Данная проблема определила тему и цель данного исследования.
Цель: изучить проблему и условия формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр.
Задачи:
1. Дать характеристику слоговой структуры слова и особенности ее усвоения в онтогенезе.
2. Раскрыть особенности сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня.
3. Охарактеризовать дидактическую игру как метод формирования слоговой структуры.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению возможностей использования дидактических игр как метода формирования слоговой структуры.
Объект исследования – формирование сложной слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования – формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием дидактических игр.
Гипотеза: дидактические игры являются эффективным средством формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Теоретико-методологическая основа исследования: работы таких авторов, как Н. С. Четверушкина, С. Е. Большакова, З. Е. Агранович и др.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, цитирование, педагогический эксперимент.
Базой исследования выступали воспитанники старшей группы детского сада № 50 города Барнаула. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5-5,5 лет с заключением МППК – «Общее недоразвитие речи III уровня».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Овладение слоговым составом слова у детей происходит интенсивно в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Овладение слоговым составом слова опережает усвоение звукового состава слова: в слове, либо раньше всего усваивается слоговой контур, либо разные по звуковому составу и строению слоги (открытые, закрытые, слоги со стечением согласных). Двусложные слова появляются раньше, чем предложения и являются основой, на которой осуществляется овладение многосложными конструкциями.
Наряду с недостатками звукопроизношения у детей с ОНР III уровня обнаруживаются нарушения звуко-слоговой структуры слова, что ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом. Диaгностическим покaзaтелем речи детей данного уровня является нарушeниe слоговой структуры, дети видоизменяют в рaзных вaриaциях слоговой состaв словa.
Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы показал, что использование дидактических игр является достаточно эффективным методом коррекционной работы над слоговой структурой слова.
В результате констатирующего этапа было выявлено, что сложная слоговая структура слов у дошкольников с ОНР III уровня сформирована недостаточно и нуждается в дополнительной коррекционной работе.
Для формирования сложной слоговой структуры слова у старших дошкольников была предложена система дидактических игр. Игры предлагалось проводить в промежутках между непосредственно-образовательной деятельностью, индивидуально или подгруппами.
Данная программа включает в себя дидактические игры, которые направлены на формирование слоговой структуры слова, дети занимались с удовольствием, эмоциональный настрой был положительным, мотивация на выполнение заданий была очень высокой.
После окончания формирующего эксперимента был проведен контрольный срез по сериям заданий, предлагавшимся детям в рамках констатирующего эксперимента в начале эксперимента. Анализ результатов опытного исследования показал положительную динамику воспроизведения структуры лексических единиц у всех дошкольников с общим недоразвитием речи.
Примененная методика позволила улучшить воспроизведение слоговой структуры слов. У детей экспериментальной группы полностью удалось устранить ошибки добавления и перестановок звуков и слогов; не встречалось у детей также грубое искажение звуко-слоговой структуры и замены слогов. После проведения обучающего эксперимента дети экспериментальной группы практически не допускали ошибок в одно-, двух-, трехсложных словах, а также слов без стечений согласных. Общий анализ полученных результатов указывает на преимущественное нарушение у детей с ОНР звукового оформления слова и существенное преодоление нарушений слогового оформления.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Анисимова, Ю.Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия [Текст] / Ю.Н. Анисимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. №4. С. 17-43.
2. Артемьева, И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. 2015. – №7. – С. 31-35.
3. Бабина Г.В., Грассе Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. [Текст] // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С.174-192.
4. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В.И. Бельтюков.-М.: Издательство. Просвещение, 1964. – 90 с.
5. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. [Текст] / С.Е. Большакова – М.: А.О.П., 1995. – 30 с.
6. Веселова, Е.И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 2. [Текст] / Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
7. Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №5. – С. 48-52.
8. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи [Текст] // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. 2006. – № 3. С. 38-41.
9. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. ( Дневник научных наблюдений) [Текст] / А.Н. Гвоздев.- СПб.: Питер, 2011. – 226 с.
10. Голых, Е.А. Сказочная деревня звуков : авторское пособие для старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Е. А. Голых // Логопед. – 2015. – №7. – С. 49-53.
11. Дошкольная логопедическая служба [Текст] / Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
12. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1104 с.
13. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова. Эксмо – Москва, 2011. – 288 c.
14. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963.- № 2.- С. 134-138
15. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. [Текст] / О.Б. Иншакова– М.: Владос, 2008. – 280 с.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше .– М.: Просвещение, 1985.- 177 с.
17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] /А.Н. Корнев.- СПб.: Речь, 2003.- 336с.
18. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией [Текст] // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2005. – № 6. – С. 36-41.
19. Куделина, Ю.Ю. Учимся слышать звуки : консультация для родителей [Текст] / Ю. Ю. Куделина // Логопед. – 2015. – №7. – С. 71-73.
20. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с.
21. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с.
22. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму [Текст] // Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал. – 2006. – № 12. С. 33-44.
23. Основы теории и практики логопедии : учебное пособие [Текст] / ред. Р. Е. Левина . – Репр. воспроизведение изд. . – М. : АльянС, 2013. – 367 с.
24. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005. – № 3. С. 28-35
25. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005. – № 3. С. 28-35
26. Радина, Е.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:Академия, 2001.- 560 с.
27. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979.-223 с.
28. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] / И.Н. Садовникова – М., 2005. – 140 с.
29. Сикорский И. А. О развитии речи у детей [Текст] / И.А.Сикорский. Санкт- Петербург, 1881.- 18 с.
30. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи [Текст] / Л.Ф. Спирова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. – 55с.
31. Титова Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.А. Титова. Инфра-М, Форум, 2017. – 192 с.
32. Ткаченко Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи. [Текст] // Актуальные проблемы логопедии / Отв. ред. Селиверстов В.И. – М., 1980.-С.57-63.
33. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.
34. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А.Фотекова, – М., 2000. – 84 с.
35. Чевелева Л.П. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи [Текст] // Дефектология. – 1986. – №5. – С.57- 61.
36. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 69-83.