Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОМАН Т. УАЙЛДЕРА «МАРТОВСКИЕ ИДЫ» И ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

Работа №59520

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы84
Год сдачи2016
Стоимость4915 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
124
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ КАК ФИЛОСОФСКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 7
1.1 Общая характеристика феномена экзистенциализма 7
1.2 Система основных категорий философии экзистенциализма 13
1.3 Поэтика литературного экзистенциализма 27
ГЛАВА 2 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В «МАРТОВСКИХ ИДАХ»:
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ И НАРРАТОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВНИ. 32
2.1 Экзистенциализм как компонент мировоззрения Уайлдера и его роль в
истории создания романа 32
2.2 Художественный мир «Мартовских ид» 39
2.3 Особенности психологизма в романе 45
ГЛАВА 3 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ В «МАРТОВСКИХ ИДАХ»: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ 50
3.1 Своеобразие авторского экзистенциалистского извода в романе 50
3.2 Идеологическая программа Юлия Цезаря 58
3.3 Конфликт идей в романе 63
3.4 Модусы экзистенции основных персонажей романа 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

Экзистенциализм, будучи одной из магистральных идеологических формаций XX века, оказал значительное влияние как на литературный процесс в целом, так и на творчество отдельных авторов, к числу которых принадлежит американский романист, драматург и эссеист, трехкратный обладатель Пулитцеровской премии Торнтон Уайлдер (1897 - 1975). Наиболее последовательное воплощение экзистенциалистские идеи нашли в лучшем, на наш взгляд, прозаическом произведении писателя - романе «Мартовские иды» (The Ides of March, 1948).
Прочтение «Мартовских ид» как философского текста традиционно для уайлдероведения. Философский характер романа и двойная ипостась Уайлдера - художника и мыслителя - были отмечены уже в рецензиях критиков «Нью-Йорк Таймс» О. Прескотта и Б. Аткинсона, появившихся непосредственно после публикации романа [28, 3]. Людвиг Курциус, рецензировавший в 1950 г. немецкий перевод произведения, одним из первых указал на связь романа с экзистенциализмом, охарактеризовав уайлдеровского Цезаря как «современного Цезаря от экзистенциальной философии» [11; с. 689].
Полноценное критическое осмысление романа началось в 60-е гг., когда изучение творчества Уайлдера приобрело систематический характер, при этом «Мартовские иды» рассматривались как часть художественного макрокосма писателя. В этот период были изданы монографии Р Бёрбанка (1961) [6], Б. Гребанье (1964) [16], М. Голдстайна (1965) [14], Д. Хабермана (1967) [18], Х. Папаевски (1968) [27]. В 70-е гг. последовали работы Г. Штрезау (1971) [33], М. Кюнер (1972) [22], Р Голдстоуна (1975) [15], Л. Саймон (1979) [31], М.Э. Уильямс (1979) [39], А.Н. Уайлдера (1980) [38], Г. Харрисона (1983) [19], Д. Кастроново (1986) [7]. Новейший период уайлдероведения представлен исследованиями М. Кутсудаки (1992) [21], П. Лифтона (1995) [24], Л. Конкла (2006) [20], К. Уитли (2011) [37], Х. Дана (2012) [12], П. Нивен (2012) [26], а также сборником критических эссе под редакцией Дж. Браэра и Л. Конкла (2013) [36].
Отечественное уайлдероведение обратилось к изучению «Мартовских ид» только в конце 70-х гг., вскоре после первой публикации романа на русском языке в 1976 году. В контексте творчества Уайлдера «Мартовские иды» рассматривались такими литературоведами, как Г.П. Злобин (1977) [49], Т.Н. Денисова (1985) [47], Ю.В. Гончаров (1985) [45], И.В. Николаева (1990) [61], И.Г. Садовская (1990) [68], Т.А. Прохорова (1998) [67]. Последними на данный момент образцами критического разбора романа являются работы Ю.С. Канькова (2006) [53] и А.К. Никулиной (2007, 2014, 2015) [64, 62, 63].
Авторы почти всех упомянутых исследований, посвященных творчеству Уайлдера, характеризовали «Мартовские иды» как произведение, созданное под влиянием экзистенциализма, однако чаще всего либо ограничивались констатацией этого факта, либо производили самый общий анализ романа с точки зрения основных категорий экзистенциалистской теории. Среди работ, представляющихся нам наиболее глубокими в плане изучения идейно-философской основы романа, выделяются те, в которых «Мартовские иды» соотнесены либо с экзистенциализмом Ж.-П. Сартра (работы Р Бёрбанка [6], Р.У Корригана [9], Д. Кастроново [7]), либо - с экзистенциализмом С. Киркегора (работы М. Голдстайна [14], А.К. Никулиной [64]). Присутствует также «компромиссная» тенденция рассматривать философскую основу романа как «гибрид» обеих экзистенциалистских версий (работы М. Кюнер [22], М.Э. Уильямс [39], Б. Энглера [13], Ю.С. Канькова [53]). Тем не менее в критической литературе данная проблема еще не становилась предметом самостоятельного исследования.
Актуальность данной работы обусловлена, таким образом, как сравнительной малоизученностью романа, так и необходимостью раскрыть продуктивный потенциал экзистенциалистских моделей в послевоенной литературе соответствующего спектра, изучить структурообразующие возможности экзистенциалистской теории применительно к поэтическим конструктам художественного произведения, а также соотнести роман с панэкзистенциалистским литературно-философским контекстом и рассмотреть его в свете новейших постструктуралистских методологий.
Цель работы заключается в сопоставлении авторского экзистенциалистского извода Уайлдера, представленного в «Мартовских идах», с классическими атеистическим и религиозным инвариантами этой философии. Из означенной цели вытекают следующие исследовательские задачи:
- дать общую характеристику экзистенциализму как философско- литературному феномену;
- проследить историю создания «Мартовских ид» в соотнесении с экзистенциалистскими идеями как компонентом мировоззрения Уайлдера;
- проанализировать устройство романа с нарратологической точки зрения;
- рассмотреть использование психологизма в романе;
- проанализировать специфику экзистенциалистской концепции, развернутой в романе;
- очертить модусы экзистенции, в которых существуют основные персонажи «Мартовских ид»;
- проанализировать экзистенциальный конфликт в романе.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые предпринимается попытка комплексного осмысления возможностей активации экзистенциалистских идей на разных уровнях романа «Мартовские иды», а также детальностью и глубиной проработки сопоставления заявленного в романе экзистенциалистского извода с изводами ведущих теоретиков экзистенциализма.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман Торнтона Уайлдера «Мартовские иды» был рассмотрен нами в данной работе как комплексная идеологическая формация в контексте связи произведения как с атеистическим, так и с религиозным экзистенциализмом. Этот подход имеет объективную историко-биографическую предпосылку: известно, что американский писатель был хорошо знаком с широким спектром экзистенциалистской теории. Более того, именно на период создания романа, опубликованного в 1948 г., пришелся глубокий послевоенный мировоззренческий кризис Уайлдера, способствовавший его обращению к идеям С. Киркегора и Ж.-П. Сартра.
В «Мартовских идах» Уайлдер выступил создателем оригинального экзистенциалистского инварианта, проводником которого является главный герой романа Юлий Цезарь. Уайлдеровский диктатор-идеолог формулирует и разрабатывает основополагающий в «Мартовских идах» вопрос о существовании во вселенной «Высшего Разума». Подобная постановка проблемы обособляет экзистенциалистский инвариант Уайлдера как от инварианта Сартра, в котором вопрос существования бога вынесен за скобки как не влияющий на необходимость для человека быть законодателем собственных ценностей, так и от инварианта Киркегора, ключевой момент учения которого - это напряжение, неотъемлемое от выстраивания человеком личного контакта с богом, бытие которого рассматривается как аксиоматическая величина. Эти соображения помещают уайлдеровскую концепцию экзистенциализма в пограничную зону между атеистическим (вопрос существования бога не нуждается в решении) и религиозным (вопрос уже решен) изводами этой философии.
В основе уайлдеровского экзистенциалистского инварианта лежит представление о сосуществовании двух фундаментально разнящихся по качеству измерений - плана абсолютного, детерминированного наличием либо отсутствием некоего всеобъемлющего смысла, и плана относительного, в котором единственной инстанцией смыслообразования выступает человек. Агностическая корректировка реальности, предпринимаемая уайлдеровским Цезарем, стабилизируя заявленную метафизическую систему, обуславливает принципиальное разграничение данных планов, при этом последний функционально идентичен экзистенциалистскому сценарию Сартра, однако осложнен возможностью надежды, которая осуществляется по механизму киркегоровского скачка, но трансформируется в обращение к потенциалу человеческой незавершенности.
Экзистенциальный проект Цезаря заключается в попытке выведения римлян из модуса неподлинного существования и построения солидарного сообщества экзистирующих людей. В конечной точке своей реализации этот проект предусматривает появление личности, достигшей предела самоосуществления и исчерпания своей «непознаваемости», что является художественным аналогом сартровского идеального бытия бога, т.е. бытия, которое было бы основанием самого себя.
Конфликт идей, развернутый в «Мартовских идах», из политического переводится в экзистенциальный, инвертируя традиционное представление об оппозиции Цезарь - Брут как о столкновении тирана и борца за свободу. Вместо этого в романе противопоставлены представители хайдеггеровской категории das Man,республиканцы-догматики, чья политическая доктрина претендует на статус априорной ценности, и Цезарь как экзистирующая личность, «изобретающий» диктатуру как конкретное решение в рамках своего экзистенциального проекта. По модусу экзистенции Цезарь также противопоставлен Клодии, близкой к концепции человека абсурдного А. Камю, и Клеопатре, воплощающей проект mauvaise foi.
Влияние экзистенциализма на уровне поэтики прослеживается в таких особенностях конструкции романа, как организация в виде «вопрошающего текста» (термин К. Белси), обращение к эффекту преднамеренного повествовательного хаоса, порожденному наличием разных типов дискурса и множества повествователей, и к диегетическому способу повествования, обусловленному эпистолярной формой. Связующим центром фрагментированного повествования выступает образ Цезаря как авторская маска (термин К. Мальмгрена). Решение экзистенциалистской проблематики сопровождается, однако, сохранением психологических характеристик образов.



1. Wilder T. The Ides of March: A Novel. - New York: HarperCollins, 2003. - 304 p.
2 . Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого. Мартовские иды. День восьмой. - М.: АСТ, 2009. - 701 с.
3 . Atkinson B. Mr. Wilder’s Roman Fantasia: An Urbane Appraisal of Julius Caesar and the Last Busy Months of His Rule // The New York Times Book Review. - February 22, 1948. - P 1, 30.
4. Barnes W. The Philosophy and Literature of Existentialism. - New York: Barron's Educational Series, 1968. - 245 p.
5. Belsey C. Critical Practice. Second edition. - London: Routledge, 2002. - 161 p.
6. Burbank R. J. Thornton Wilder. - New York: Twayne, 1961. - 156 p.
7. Castronovo D. Thornton Wilder. - New York: Ungar, 1986. - 174 p.
8. Conversations with Thornton Wilder / Ed. by Jackson R. Bryer. - Jackson and London: University Press of Mississippi, 1992. - 130 p.
9. Corrigan R. W Thornton Wilder and the Tragic Sense of Life // Educational Theatre Journal. - 1961. - Vol. 13. - No. 3. - P 167-173.
1 0. Cotkin G. Existential America. - Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 2003. - 359 p.
11. Curtius L. Thornton Wilders Caesar-Roman. Rezension zu: Thornton Wilder: The Ides of March // Merkur. - Juni 1950. - 4. Jahrgang. - Heft 28. - S. 676-690.
12. Dan H. To Realize the Universal: A Critical Study of Allegorical Narrative in Thornton Wilder's Plays and Novels. - Brussels: Peter Lang, 2012. - 251 p.
13. Engler B. Thornton Wilder und Lukrez'De Rerum Natura: Anmerkungen zur Rezeption epikureischer Philosophie in The Ides of March und The Eighth Day// Arcadia. - 1987. - Ausg. 22. - S. 270-283.
1 4 . Goldstein M. The art of Thornton Wilder. - Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1965. - 179 p.
1 5 . Goldstone R.H. Thornton Wilder, an intimate portrait. - New York: Saturday Review Press, 1975. - 299 p.
1 6 . Grebanier B.D.N. Thornton Wilder. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 1964. - 48 p.
17. Greer R.C. Mapping Postmodernism: A Survey of Christian Options. - Downers Grove, Illinois: IVP Academic, 2003. - 286 p.
1 8. Haberman D. The Plays of Thornton Wilder: A Critical Study. - Middletown, CT: Wesleyan University Press, 1967. - 162 p.
19. Harrison G.A. The Enthusiast: A Life of Thornton Wilder. - New Haven: Ticknor & Fields, 1983. - 403 p.
2 0. Konkle L. Thornton Wilder and the Puritan Narrative Tradition. - Columbia, Missouri: University of Missouri Press, 2006. - 301 p.
21. Koutsoudaki M. Thornton Wilder: a nostalgia for the antique. - Athens: School of Philosophy, University of Athens, 1992. - 120 p.
2 2. Kuner M. C. Thornton Wilder: the bright and the dark. - New York: Crowell, 1972. - 227 p.
23. Langiulli N. European Existentialism. - New Brunswick, New Jersey: Transaction Publishers, 1997. - 468 p.
2 4. Lifton P. Vast encyclopedia: the theatre of Thornton Wilder. - Westport, Conn.: Greenwood Press, 1995. - 225 p.
25. Marquez G.G. «Los idus de marzo» [Электронный ресурс] // El pais. - Miercoles, 30 de septiembre de 1981. URL: http://elpais.com/diario/1981/09/30/opinion/370652412_850215.html(дата обращения: 14.04.2016).
26. Niven PThornton Wilder: A Life. - New York: HarperPerennial, 2012. - 848 p.
27. Papajewski H. ThorntonWilder. - New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1968. - 206 p.
28. Prescott O. Books of the Times // The New York Times Book Review. - February 18, 1948. - P 25.
29. Sartre J.-P. Sartre on Theater / Documents assembled, edited, introduced, and annotated by Michel Contat and Michel Rybalka. - New York: Pantheon Books, 1976. - 352 p.
30. Sartre J.-P. Selected Prose / Ed. by Michel Contat and Michel Rybalka. Tr. by Richard McCleary. - Evanston: Northwestern University Press, 1974. - Vol.2. - 252 p.
31. Simon L. Thornton Wilder, his world. - Garden City, New York: Doubleday & Company, Inc., 1979. - 298 p.
32. Stralen H. Choices and Conflict: Essays on Literature and Existentialism. - Brussels: Peter Lang, 2005. - 241 p.
33. Stresau H. Thornton Wilder. - New York: Frederick Ungar Publishing Co., 1968. - 130 p.
34. The journals of Thornton Wilder, 1939-1961/ Sel. and ed. by Donald Gallup, with two scenes of an uncompleted play, "The Emporium"; foreword by Isabel Wilder. - New Haven: Yale University Press, 1985. - 354 p.
35. The Selected Letters of Thornton Wilder / Ed. by Robin Gibbs Wilder and Jackson R. Bryer. - New York: Harper Perennial, 2009. - 768 p.
36. Thornton Wilder: new perspectives / Ed. by Martin Joseph Blank, Dalma Hunyadi Brunauer, David Garrett Izzo. - West Cornwall, CT: Locust Hill Press,
1999. - 484 p.
3 7. Wheatley C.J. Thornton Wilder and Amos Wilder: Writing Religion in Twentieth-Century America. - Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 2011. - 226 p.
38. WilderA.N. Thornton Wilder and His Public. - Philadelphia: Fortress Press, 1980. - 102 p.
39. Williams M.E. The Novels of Thornton Wilder [Электронный ресурс]. - Tucson, Arizona: The University of Arizona, 197 1 . - 198 p. URL: http://arizona.openrepository.com/arizona/handle/10150/287694(дата обращения: 24.04.2016).
40. Аппиан Александрийский Римская история. - М.: Наука, 1998. - 726 с.
41. Бердяев Н.А. Ставрогин [Электронный ресурс] // Pyccкaя мьюль. - 1914. - Кн. V. - С. 80-89. URL: http://www.vehi.net/berdyaev/stvrogin.html(дата обращения: 24.03.2016).
4 2 . Бердяев Н.А. Истина и Откровение. Пролегомены к критике Откровения. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1996. - 384 с.
43. БорхесХ.Л. Книга сновидений. - СПб.: Амфора, 2005. - 304 с.
4 4 . Беликовский С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. - М.: Искусство, 1973. - 240 с.
45. Гончаров Ю.Б. Творческая эволюция Т. Уайлдера-романиста: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1985. - 24 с.
4 6 . Григорян А.Г. Экзистенциализм в США // Современный экзистенциализм / Л.Н. Митрохин, А.Г. Мысливченко, Т.И. Ойзерман. - М.: Мысль, 1966. - С. 450-489.
47. Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман.
- К.: Наукова думка, 1985. - 248 с.
48. Зарубежная литература XX века: Учеб. для вузов; Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др.; Под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высш. шк., 2004.
- 559 с.
49. Злобин Г. Куски ковра, или Мосты Торнтона Уайлдера // Иностранная литература. - 1977. - № 6. - C. 147-176.
50. Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. - М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), INTRADA, 2001. - 384 с.
5 1 . Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.
5 2. Камю А. Творчество и свобода. / Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. - М.: Радуга, 1990. - 608 с.
53. Каньков Ю.С. Романы Т. Уайлдера 40-70-х годов. Проблемы жанра. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. - 91 с.
54. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.
5 5 . Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» / Пер. с датского яз. Н. Исаевой и С. Исаева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 680 с.
56. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - К. : AirLand, 1994. - 504 c.
57. Кьеркегор С. Повторение. - М.: Лабиринт, 1997. - 160 с.
58. Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Культурная революция, 2010. - 488 с.
59. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.
60. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века / Сост., предисл., общ. ред. Л.Г. Андреева. - М.: Прогресс, 1986. - 640 с.
6 1 . Николаева И.В. Проблемы психологизма романов Т.Уайлдера (в контексте развития американского романа новейшего периода): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1990. - 24 с.
62. Никулина А. К. Жанр философского романа в творчестве Торнтона Уайлдера [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1506-1510. - URL:http://e-koncept.ru/2014/54565.htm(дата обращения: 24.04.2016).
6 3 . Никулина А.К. Философские идеи Серена Кьеркегора в романном творчестве Торнтона Уайлдера // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - Вып. 6 (159). - С. 219-225.
64. Никулина А.К. Художественный мир романов Торнтона Уайлдера. - Уфа: изд-во БГПУ, 2007. - 188 с.
65. Платон. Сочинения в четырех томах / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - Т. 2. - 626 с.
66. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 3 т.. - М.: Издательство АН СССР, 1963. - Т. 2. - 548 с.
67. Прохорова Т.А. Жанровое своеобразие романов Торнтона Уайлдера: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1998. - 25 с.
68. Садовская И.Г. Жанровое своеобразие философского романа Торнтона Уайлдера: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1990. - 25 с.
6 9. Сарафанова А.А. Классическая форма эпистолярного романа и ее трансформация в ХХ веке // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - Вып. № 107. - С. 159-165.
70. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.
71. Сартр Ж.П. Ситуации. Антология литературно-эстетической мысли / Сост. и предисл. С. Беликовского; Коммент. С.Н. Зенкина. - Москва: Ладомир, 1998. - 431 с.
72. Сартр Ж.П. Что такое литература? Слова. - Минск: Попурри, 1999. - 448 с.
73. Светоний Транквилл Г. Жизнь двенадцати цезарей / Пер. с латин. и примеч. М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 1993. - 368 с.
74. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1990. - 398 с.
75. Трещев В.В. Экзистенциализм. Репрезентация в художественной культуре Франции и Германии. 1900-1970 гг. - СПб.: Алетейя, 2008. - 156 с.
76. Утченко С.Л. Юлий Цезарь. - М.: Мысль, 1976. - 365 с.
77. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. - М.: Прогресс, 1967. - 320 с.
78. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.
79. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары / Пер. с нем. яз. И. Глуховой. - Вильнюс: ЕГУ, 2012. - 406 с.
80. Шекспир У. Юлий Цезарь / Пер. М. Зенкевича // Шекспир У Полное собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. - М.: Искусство, 1959. - С. 219-323.
81. Шестов Л. Сочинения в двух томах. - Томск: Водолей, 1996. - Т. 1. - 512 с.
82. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / пер.С. Д. Серебряного. - СПб.: Симпозиум, 2007. - 502 с.
83. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире / пер. А.К. Судакова. - М.: Канон, 2012. - 384 с.
84. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / пер. А.К. Судакова. - М.: Канон, 2012. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ