Роль редактора в телепроекте формата «интеллектуальной игры» (на примере программы «Первого канала» «Что? Где? Когда?»)
|
Введение 3
Глава I. Телевизионный редактор на развлекательном ТВ 6
§1. Рекреативная и культурно-просветительская функции телевидения 6
§2. Роли редактора: от продюсера до сценариста 8
Глава II. Телепрограмма формата «интеллектуальной игры»: особенности редакторской работы 13
§1. История создания, специфика формата, аудитория 13
§2. Деятельность редактора телепроекта «Что? Где? Когда?» («Первый ка-нал») 18
Заключение 24
Литература и источники 26
Приложения
Глава I. Телевизионный редактор на развлекательном ТВ 6
§1. Рекреативная и культурно-просветительская функции телевидения 6
§2. Роли редактора: от продюсера до сценариста 8
Глава II. Телепрограмма формата «интеллектуальной игры»: особенности редакторской работы 13
§1. История создания, специфика формата, аудитория 13
§2. Деятельность редактора телепроекта «Что? Где? Когда?» («Первый ка-нал») 18
Заключение 24
Литература и источники 26
Приложения
В последнее десятилетие на телевидении России динамично развиваются развлекательные программы. Новые телепроекты в формате шоу (например, «Голос» на Первом канале и «Один в один» на России-1) становятся популярными во всей стране1. В результате, на сегодняшний день информационный контент телеканалов стабильно уступает первые места развлекательному. Об этом свидетельствует доля рейтинга («количество человек, смотревших телевизионную программу, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории») российских телепередач.
Как сообщает исследовательская компания TNS, в недельный период с 22 по 28 февраля 2016 года развлекательная программа «Голос. Дети» («Первый канал») стала самой рейтинговой на телевидении страны. Её доля («количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей в данный момент времени») составила 21.7 %. Ближайшие конкуренты - ток-шоу «Пусть говорят» и информационная программа «Время», также транслирующиеся на «Первом канале», набрали 16.5 % и 15.7% соответственно. Сравнив эти цифры, мы видим, что самая рейтинговая информационная программа России на целых 6% уступает развлекательному шоу. В двадцатке самых популярных телепроектов недели значатся передачи «Первого канала» «КВН» и «Вечерний Ургант».
Очевидно, что рекреативная функция телевидения уже стала одной из главных. Сегодня зритель предпочитает отдыхать перед экраном, а не смотреть серьезные телепередачи. Следовательно, становится актуальной профессия редактора в программах развлекательного характера. Можно сказать, что редактор играет одну из самых важных ролей в создании шоу, так как это
специалист-универсал, способный взять на себя обязанности и продюсера, и декоратора.
Данная работа посвящена исследованию роли редактора в телепроекте формата «интеллектуальной игры» - одного из самых популярных на российском телевидении.
Актуальность работы. Сегодня невозможно представить себе создание любой телепрограммы без редакторской бригады. Она координирует деятельность каждого работника: от режиссера до осветителя. Что касается формата «интеллектуальной игры», работа редактора в такой телепередаче особенно сложна и многогранна.
Цель работы: определить особенности редакторской деятельности на примере проекта формата «интеллектуальной игры».
Новизна исследования. Передачи данного формата - довольно редкое явление для российского телевидения. К ним можно причислить всего не-сколько телепередач, среди которых - «Что? Где? Когда?» (выходит с 1975 года) и «Своя игра» («НТВ», выходит с 1994 года). Однако даже в этих проектах есть существенные жанровые отличия. С момента своего старта они динамично эволюционировали и развивались. В рассмотренных российских научных и популярных источниках литературы встречается мало исследований на данную тематику.
Объект исследования. Роли и функции редактора в развлекательных телепрограммах.
Предмет исследования. Особенности редакторской деятельности в про-грамме формата «интеллектуальной игры» на примере проекта «Что? Где? Когда?» на «Первом канале».
Задачи исследования:
1. изучить рекреативную и культурно-просветительскую функции современного телевидения;
2. определить роль редактора в развлекательных программах;
3. проследить развитие формата «интеллектуальной игры»;
4. выявить особенности деятельности телередактора в анализируемом проекте.
Метод исследования: метод анализа. Автор изучает данную тему, сопоставляя теоретический материал с полученными практическими данными (в том числе на основе экспертного интервью с редактором изучаемого теле-проекта).
Эмпирическая база исследования: расшифровки, сценарии, исходные видеоматериалы программы «Что? Где? Когда?».
Период исследования: с января по декабрь 2015 года. Проанализировав программы, которые были сняты именно в этом временном интервале, можно выявить особенности деятельности современного телередактора.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и источников, приложений. Приложения состоят из интервью с редактором анализируемого телепроекта и фрагментов расшифровок передачи.
Как сообщает исследовательская компания TNS, в недельный период с 22 по 28 февраля 2016 года развлекательная программа «Голос. Дети» («Первый канал») стала самой рейтинговой на телевидении страны. Её доля («количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей в данный момент времени») составила 21.7 %. Ближайшие конкуренты - ток-шоу «Пусть говорят» и информационная программа «Время», также транслирующиеся на «Первом канале», набрали 16.5 % и 15.7% соответственно. Сравнив эти цифры, мы видим, что самая рейтинговая информационная программа России на целых 6% уступает развлекательному шоу. В двадцатке самых популярных телепроектов недели значатся передачи «Первого канала» «КВН» и «Вечерний Ургант».
Очевидно, что рекреативная функция телевидения уже стала одной из главных. Сегодня зритель предпочитает отдыхать перед экраном, а не смотреть серьезные телепередачи. Следовательно, становится актуальной профессия редактора в программах развлекательного характера. Можно сказать, что редактор играет одну из самых важных ролей в создании шоу, так как это
специалист-универсал, способный взять на себя обязанности и продюсера, и декоратора.
Данная работа посвящена исследованию роли редактора в телепроекте формата «интеллектуальной игры» - одного из самых популярных на российском телевидении.
Актуальность работы. Сегодня невозможно представить себе создание любой телепрограммы без редакторской бригады. Она координирует деятельность каждого работника: от режиссера до осветителя. Что касается формата «интеллектуальной игры», работа редактора в такой телепередаче особенно сложна и многогранна.
Цель работы: определить особенности редакторской деятельности на примере проекта формата «интеллектуальной игры».
Новизна исследования. Передачи данного формата - довольно редкое явление для российского телевидения. К ним можно причислить всего не-сколько телепередач, среди которых - «Что? Где? Когда?» (выходит с 1975 года) и «Своя игра» («НТВ», выходит с 1994 года). Однако даже в этих проектах есть существенные жанровые отличия. С момента своего старта они динамично эволюционировали и развивались. В рассмотренных российских научных и популярных источниках литературы встречается мало исследований на данную тематику.
Объект исследования. Роли и функции редактора в развлекательных телепрограммах.
Предмет исследования. Особенности редакторской деятельности в про-грамме формата «интеллектуальной игры» на примере проекта «Что? Где? Когда?» на «Первом канале».
Задачи исследования:
1. изучить рекреативную и культурно-просветительскую функции современного телевидения;
2. определить роль редактора в развлекательных программах;
3. проследить развитие формата «интеллектуальной игры»;
4. выявить особенности деятельности телередактора в анализируемом проекте.
Метод исследования: метод анализа. Автор изучает данную тему, сопоставляя теоретический материал с полученными практическими данными (в том числе на основе экспертного интервью с редактором изучаемого теле-проекта).
Эмпирическая база исследования: расшифровки, сценарии, исходные видеоматериалы программы «Что? Где? Когда?».
Период исследования: с января по декабрь 2015 года. Проанализировав программы, которые были сняты именно в этом временном интервале, можно выявить особенности деятельности современного телередактора.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и источников, приложений. Приложения состоят из интервью с редактором анализируемого телепроекта и фрагментов расшифровок передачи.
В ходе исследования удалось проанализировать рекреативную функцию современного телевидения. Было доказано, что развлекательное телевещание является одним из самых перспективных направлений российского телевидения, поскольку рейтинги развлекательных телепередач значительно выше информационных. В исследовании была затронута и культурно-просветительская функция телевидения: мы отметили, что она является не менее важной для образования и просвещения населения России.
На стыке рекреативной и культурно-просветительской функций рождается жанр «интеллектуальной игры», который появился и завоевал массового зрителя в последней трети XX века. Следует признать, что современные программы данного типа по большей части являются франшизами (то есть куплены у иностранных производителей). Однако это не делает их роль менее важной, так как «интеллектуальная игра» - это уникальный синтез развлечения, отдыха и умственной работы. На наш взгляд, именно это делает жанр популярным среди телезрителей.
Наиболее яркий пример «интеллектуальной игры» на отечественном телевидении - передача «Что? Где? Когда?». В ходе исследования было выяснено, что за 40 лет ее существования формат эволюционировал, адаптировался под нужды зрителя и в данный момент продолжает показывать высокие рейтинги.
В работе была проанализирована роль телевизионного редактора в производстве передач. Мы выяснили, что все проекты нуждаются в редакторе не только как в литературном работнике, но и как организаторе всех этапов производства телеконтента. Именно он ответственен за содержание и качество выпущенного материала. Следовательно, профессия телевизионного редактора всегда будет востребована.
В ходе личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?»
Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко удалось вы-явить основные функции редакторской группы телепередачи. Проанализировав их в практической части данного исследования, мы пришли к выводу, что работа редактора телепроекта формата «интеллектуальной игры» уникальна по набору функций и обязанностей. На примерах было доказано, что большая часть успеха телепередачи зависит от работы редакторской бригады, а следовательно, без группы редакторов проект формата «интеллектуальной игры» не может существовать.
В процессе интервью редакторы передачи «Что? Где? Когда?» выразили уверенность в том, что основная идея формата - задавать вопросы и отвечать на них - со временем не умрет, поскольку зрителю всегда будет интересно наблюдать за этим действом и участвовать в нем. Еще Владимир Яковлевич Ворошилов, формулируя идею программы, говорил, что вся человеческая жизнь - это игра. В ней мы видим людей такими, какие они есть, видим их взлеты и падения.
Формат «интеллектуальной игры», конечно, со временем будет транс-формироваться, подстраиваться под нужды аудитории. В этом и будет состоять главная задача телевизионных редакторов: сделать проект таким, чтобы его смотрело не одно будущее поколение.
На стыке рекреативной и культурно-просветительской функций рождается жанр «интеллектуальной игры», который появился и завоевал массового зрителя в последней трети XX века. Следует признать, что современные программы данного типа по большей части являются франшизами (то есть куплены у иностранных производителей). Однако это не делает их роль менее важной, так как «интеллектуальная игра» - это уникальный синтез развлечения, отдыха и умственной работы. На наш взгляд, именно это делает жанр популярным среди телезрителей.
Наиболее яркий пример «интеллектуальной игры» на отечественном телевидении - передача «Что? Где? Когда?». В ходе исследования было выяснено, что за 40 лет ее существования формат эволюционировал, адаптировался под нужды зрителя и в данный момент продолжает показывать высокие рейтинги.
В работе была проанализирована роль телевизионного редактора в производстве передач. Мы выяснили, что все проекты нуждаются в редакторе не только как в литературном работнике, но и как организаторе всех этапов производства телеконтента. Именно он ответственен за содержание и качество выпущенного материала. Следовательно, профессия телевизионного редактора всегда будет востребована.
В ходе личного интервью с шеф-редактором программы «Что? Где? Когда?»
Натальей Китайкиной и редактором по предметам Еленой Бялко удалось вы-явить основные функции редакторской группы телепередачи. Проанализировав их в практической части данного исследования, мы пришли к выводу, что работа редактора телепроекта формата «интеллектуальной игры» уникальна по набору функций и обязанностей. На примерах было доказано, что большая часть успеха телепередачи зависит от работы редакторской бригады, а следовательно, без группы редакторов проект формата «интеллектуальной игры» не может существовать.
В процессе интервью редакторы передачи «Что? Где? Когда?» выразили уверенность в том, что основная идея формата - задавать вопросы и отвечать на них - со временем не умрет, поскольку зрителю всегда будет интересно наблюдать за этим действом и участвовать в нем. Еще Владимир Яковлевич Ворошилов, формулируя идею программы, говорил, что вся человеческая жизнь - это игра. В ней мы видим людей такими, какие они есть, видим их взлеты и падения.
Формат «интеллектуальной игры», конечно, со временем будет транс-формироваться, подстраиваться под нужды аудитории. В этом и будет состоять главная задача телевизионных редакторов: сделать проект таким, чтобы его смотрело не одно будущее поколение.



