Введение 4
1. Теоретические основы исследования спортивной дипломатии как инструмента «мягкой силы» государства 9
1.1 Понятие спортивной дипломатии, её основные акторы и
формы. Спортивная и публичная дипломатия 9
1.2. Спорт как инструмент современной дипломатии государства 23
1.2.1 Политический потенциал спорта в международных
отношениях и внешней политике 31
1.2.2 Спорт как инструмент развития и обеспечения
международной безопасности 36
1.2.3 Значение спорта в развитии международного
гуманитарного сотрудничества 43
2 Реализация спортивной дипломатии как инструмента
«мягкой силы» США 50
2.1 Институционально-правовые основы спортивной
дипломатии США 50
2.2 Реализация спортивной дипломатии США посредством
крупных международных соревнований 58
2.3 Проблемы и перспективы развития спортивной
дипломатии США 66
Заключение 75
Список литературы
Актуальность темы исследования определяется ролью и местом спортивной дипломатии в международных отношениях и внешней политике. Спорт явление глобального масштаба. В современном мире это инструмент политического влияния с очень мощным потенциалом и большими возможностями. Истории знакомо большое количество примеров использования разными странами данного инструмента для достижения поставленных целей.
Спортивная дипломатия - это неотъемлемая часть публичной, культурной дипломатии государства. Проведение крупных международных спортивных соревнований обеспечивают лучшее взаимопонимание, они показывают единство устремлений различных народов. Подготовка спортсменов, их стремления побеждать, умение с достоинством принимать поражение - это важный вклад в создание положительного имиджа государства. Для США успешная реализация спортивной дипломатии имеет огромное значение.
Степень разработанности проблемы.
Отдельные аспекты темы исследования рассмотрены в работах по истории международного спорта, которые дают возможность прослеживания эволюции становления, а также развития спортивной дипломатии как Российской Федерации, так и всего мира. Особой ролью в изучении данного вопроса обладает работа В.В. Григоревича под названием «Всеобщая история физической культуры и спорта», в ней достаточно
глубоко рассматривается не только история спорта как самостоятельного явления, так и роль спорта в плане развития общества в целом.
Вопросы спортивной дипломатии получили свое отражение в работах отечественных и иностранных исследователей, которые были посвящены спорту как инструменту публичной дипломатии. Отметим, что российская наука отличается малой изученностью темы спортивной дипломатии. Поэтому неоценимым значением для исследования обладает работа Ю.В. Николаевой и Н.М. Боголюбовой «Спорт в палитре международных отношений», там проводится рассмотрение целого спектра взаимосвязей между политикой и спортом, а также абсолютно различных форм реализации спортивной дипломатии различных государств. С позиций исследования международного опыта спортивной дипломатии большой ролью обладает работа, написанная Стюартом Мюрреем, под названием «Sports- Diplomacy: a hybrid of two halves». Она содержит достаточно широкий теоретический анализ понятия «спортивная дипломатия», проводится рассмотрение наиболее ярких примеров ее применения.
Данный вопрос изучали такие российские исследователи как С.Е. Мартыненко, И.А. Журова, С.О. Шелягина, а так же иностранные исследователи - Энди Миа, Беатрис Гарсиа и другие.
Важную роль в написании работы сыграли данные из различных спортивных, а также общих периодических изданий, которые были написаны на русском и английском языке и которые раскрывают некоторые аспекты политизации спорта, реализации спортивной дипломатии Российской Федерации на мировой арене, и эквивалентный опыт иных стран.
Кроме того, отдельные аспекты темы исследования представлены в справочно-энциклопедических изданиях в целях изучения понятий в самых разных трактовках. К примеру, нужно отметить «Дипломатический словарь» под ред. А. А. Громыко, а также «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Эти словари дают возможность наглядной оценки отсутствия единых трактовок очень многих понятий по исследуемой теме.
Предмет исследования - это проблемы, а также перспективы достижения целей во внешней политике при помощи спорта. Объект исследования - это спортивная дипломатия Соединенных Штатов Америки в качестве особого вида дипломатической деятельности.
Цель данной работы заключается в определении текущего состояния, а также перспектив реализации спортивной дипломатии Соединенных Штатов Америки в качестве инструмента «мягкой силы» в текущем столетии.
Для достижения данной цели ставились нижеследующие задачи:
1. Охарактеризовать основные теоретические характеристики спортивной дипломатии как научной категории в контексте теории мягкой силы,
2. Рассмотреть процесс формирования основ спортивной дипломатии на фоне развития этого явления в других странах,
3. Проанализировать институциональные основы функционирования спортивной дипломатии в США,
4. Изучить существующие формы реализации спортивной дипломатии США,
5. На основе полученных данных выявить основные проблемы и перспективы спортивной дипломатии США.
Основные источники для написания работы - это ключевые документы ООН, которые были посвящены спорту, а именно - Резолюция ГА ООН «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру», а также «Утверждение мира и построение более счастливой жизни на планете посредством спорта и воплощения олимпийских идеалов» дали возможность изучения ключевых направлений, динамики развития институциональной базы спортивной дипломатии.
В целях получения объективных сведений применялась годовая отчетность ряда НКО. К примеру, очень важными были сведения отчетов FIFA, отчетность об исследовании степени реализации мягкой силы развивающимися государствами, которое провела Московская бизнес-школа Сколково.
Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные методы синтеза, систематизации и обобщения. В процессе исследования были использованы такие методы, как метод исторического анализа для рассмотрения ретроспективы формирования спортивной дипломатии США и других стран, метод институционального анализа для того, чтобы рассмотреть основные законы функционирования международной спортивной дипломатии, метод прогнозирования, применявшийся с целью выявления основных тенденций и перспектив развития спортивной дипломатии.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что спортивная дипломатия рассматривается не только как инструмент влияния на население других стран, посредством успешного выступления атлетов, качественного проведения соревнований или организации международных сборов и программ обменов, но и также как элемент традиционной дипломатии, то есть коммуникации элит посредством спортивных соревнований.
Теоретическая значимость исследования заключается в создании площадки для последующих теоретических исследований наряду с выработкой практических механизмов повышения эффективности действия спортивной дипломатии США.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ней собраны и систематизированы основные проблемы реализации американской спортивной дипломатии, а также предложенные возможные варианты их решения.
Структура дипломной работы отражает поставленные цели и задачи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Нейтральность спорта, его аполитичность была впервые опровергнута в 1950-х годах французским социологом Дж. Мейно, который, анализируя связь между спортом и политикой, отмечал, что спорт в большинстве случаев является орудием в руках политиков, нежели сам оказывает воздействие на политику. Политическая конъюнктура начального периода холодной войны фактически дала старт активному использованию спорта как инструмента воплощения чьих-либо интересов в новой биполярной системе международных отношений. Соперничество двух идеологических и экономических систем - западной капиталистической и советской социалистической вынуждало политические элиты двух сторон использовать в том числе спорт как технологию политической борьбы. Известным историческим событием, подтверждающим данное предположение, стало взаимное бойкотирование США и странами союзниками в 1980 году Олимпийских Игр в СССР в знак протеста ввода советских войск в Афганистан и игнорирование станами социалистического лагеря олимпийских соревнований в Лос- Анджелесе из-за антисоветской пропаганды. Использование спорта в качестве орудия так называемой «психологической войны», придуманной и апробированной в годы «холодной войны», продолжается в современных условиях c применением стратегии «soft power».
Дословный перевод термина - «мягкая сила» или «мягкая власть» отражает его суть и значение, а именно влияние не посредством открытого давления и принуждения с помощью «жестких» методов политической борьбы и открытого противостояния, а пропаганды чего-либо в открытом коммуникативном информационном пространстве, создание нужно дискурса в общественной среде, допустим, позитивного имиджа державы на международной арене.
Понимание того, что спорт самым активным образом участвует в создании образа государства, проявилось уже в начале ХХ века, когда Соединенные Штаты Америки первыми начали вести подсчет общекомандного медального зачета на Олимпиадах. Для иллюстрации отношения американского общества к спорту достаточно привести высказывания двух президентов США. Р. Кеннеди прямо отметил: «часть национального престижа завоевывается на олимпийских играх». Ему же приписывают фразу: «Престиж нации - это полет на Луну и золотые олимпийские медали». Не менее содержательно высказался Дж. Форд: «При нынешнем состоянии системы массовых коммуникаций спортивный триумф является не менее эффективным способом поднять дух нации, чем, скажем, победа на поле сражения».
С недавнего времени еще одна страна, претендующая на роль мировой сверхдержавы, начала уделять огромное внимание позиционированию на международной арене при помощи «soft power» в виде достижений своих спортсменов. Современный Китай демонстрирует успешный опыт освоения не силовых методов политического влияния на мировое общественное сознание. С 2007 года правящая Коммунистическая партия Китая приняла программу развития индустрии спорта и план физического развития населения страны, следствием которого стали все крупные спортивные достижения Китая за последнее десятилетие. Олимпийские Игры 2008 года в Пекине продемонстрировали всему миру силу китайской национальной культуры, частью которой стал спорт как символ здоровья и счастья, а также мощь китайской экономической системы, способной организовать столь крупные и престижные соревнования с должным размахом. В этом смысле, спорт выступил как эффективный инструмент «мягкой силы».
Что же касается внутренней повестки дня, то, по мнению американских социологов Г. Люшен и Дж. Сейдж, «политический аспект спорта известен не во всех странах, но нет никакого сомнения в том, что достижения национальных команд и отдельных атлетов приобретают политическое значение и, следовательно, используются в политических целях... на том или ином уровне политические институты оказывают влияние на институт спорта, подчеркивая тесную связь между ним и политикой».
Взаимное притяжение спорта и политики демонстрирует постсоветская политическая система в России. В текущих условиях использование спорта и спортсменов как объектов всенародного уважения зачастую оборачивается определенными политическими дивидендами. Достаточно назвать несколько конкретных проявлений взаимосвязи спорта и политики:
- Непосредственное вхождение в политическую элиту представителей спортивной элиты. Самые известные спортсмены - политики: Светлана Журова, чемпионка мира по конькобежному спорту, представлявшая в Совете Федерации Кировскую область, вернувшаяся в Государственную Думу в 2013 году, Антон Сихарулидзе - Олимпийский чемпион по фигурному катанию, депутат Государственной Думы РФ, возглавляет Комитет по физической культуре и спорту, Николай Валуев - профессиональный боксер-супертяжеловес, депутат Государственной Думы VI созыва, и, наконец, действующий министр спорта Российской Федерации Павел Колобков является Олимпийским чемпионом по фехтованию;
- Приход к руководству НОКами, международными и национальными спортивными федерациями федеральных министров и чиновников высшего эшелона власти. Например, Александр Жуков, первый зампред Государственной Думы ФС РФ является президентом Олимпийского комитета РФ, а министр иностранных дел РФ Сергей Лавров был одним из организаторов и первым президентом Федерации гребного слалома в России (с 2006 года).
- Расширение использования спорта как рычага в пропагандистских целях в избирательных кампаниях через СМИ. Политики любого уровня извлекают максимальную выгоду из спорта, потому что спорт не только широко распространённое явление в современном обществе, но ассоциируется с тем, что хорошо, морально и справедливо. Таким образом, связь со спортом ставит политического деятеля на сторону справедливости.
Политики часто используют спорт для создания и сохранения при помощи СМИ своего позитивного имиджа мужественной личности, способной перенести физические трудности, и формирования политического сознания зрительской аудитории. Российские СМИ не обходят стороной первых лиц государства, в частности президента РФ В.В. Путина, которого довольно часто показывают на горнолыжном спуске, в борцовском зале, на катке с хоккейной клюшкой в команде с федеральными министрами и знаменитыми спортсменами.
Если учитывать, что одним из главных политических ресурсов является доверие, то разыгрывая спортивную карту в избирательном цикле, спортсмен, баллотирующийся на конкретную государственную должность, или действующий политик, приобщенный к спортивному миру, так или иначе получает большее количество политических очков от населения, симпатии и доверительное отношение которого на стороне спортсменов и спорта. В условиях, когда национальная спортивная сборная демонстрирует регулярные успехи или как минимум, неплохие результаты, количество очков политической элиты увеличивается.
Таким образом, существует два направления использования спорта в конкретных политических целях.
Первое - для создания и доказательства позитивного имиджа политического лидера в частности и страны в целом. Второе направление заключается в воспитании чувств коллективизма, патриотизма и сплоченности нации. Не менее важным является вовлечение граждан в общественную дискуссию по поводу провозглашаемой политики. В этой ситуации спортивные соревнования являются универсальной платформой для пропаганды определенных ценностей, идеалов и программ среди различных социальных групп с неоднородными, а порой полярными политическими взглядами. Проводником складывающего общественного дискурса являются СМИ, которые играют решающую роль в создании имиджа кандидата, выделяя или находя в его жизни факты спортивной принадлежности. Эта тактика политической борьбы стала настолько обыденной, что спортивная повестка стала частью общегосударственной повестки дня для большей части развитого и развивающегося мира.
Последствия влияния политики на спорт катастрофичны для последнего: спортивные образования из самостоятельных организаций, направленных на воспитание сильного и здорового человека, стали марионетками в руках политиков, средством достижения их целей. Как можно увидеть из истории влияние политики может быть благоприятным, примером тому служит дипломатия пинг-понга. Спортсмены стали национальными героями, которые своими способностями объедини две нации, помогли своей родной стране достичь высот на международной арене, да и сам пинг - понг получил на фоне сотрудничества США и Китая новые перспективы развития и изрядную порцию рекламы. Но это скорее исключение из правила, спортивные соревнования и их участники испытывают чаще негативные последствия: из - за политических баталий статус соревнований падает, финансирование уменьшается, спортсмены лишаются возможности показать свои способности и устанавливать рекорды, интересы спортсменов и болельщиков остаются незамеченными.
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
2. О принятии 69-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН
резолюции «Спорт как средство содействия воспитанию, здоровью, развитию и миру» [Электронный ресурс]: сообщение для СМИ. URL:
http://www.mid.rU/iniciativy-rossii-v-oon/-/asset_publisher/lt9FJKw0 JOXM/content/id/792239 (дата обращения: 22.11.2017).
Монографии, исследования
3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии. М.: Издательство Юрайт,2018.
4. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Спорт в палитре международных отношений: гуманитарный, дипломатический и культурный аспекты. СПб., 2011. С. 4-5.
5. Варюшина М.В. Формирование культуры мира в процессе спортивного воспитания студентов гуманитарных вузов: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2005. - 24 с.
6. Воронцов В.Б. Миссионеры и их наследники. Повороты политики США в отношении Китая. М.: Политиздат, 1986.
7. Киссинджер Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997.
8. Най Дж.С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. - Новосибирск-М., 2006. - С. 30-32.
9. Окороков А.В. В боях за Поднебесную. Русский след в Китае. М.: Вече, 2013.
10. Презуменщиков М. Ю. Большой спорт и большая политика. М., 2004. С. 3.
11. Русакова О.Ф. Современная политическая философия: предмет, концепты, дискурс. Екатеринбург: ИД «Дискурс-Пи». 2012. 400 с.
12. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта: Учебник. - М.: Физическая культура, 2004. - 400 с.
13. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Орешкин М.М. Современный спорт и олимпийское движение в системе международных отношений: Учебное пособие. - М.: «Анкил», 2009. - 256 с.
14. Физическая культура: учеб. пособие для бакалавров/С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая, Н.Е. Копылова, О.П. Кокоулина; под ред. А.Г. Ростеванова. - М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2017. - 236 с.
15. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США: Монография. — М.: РУДН, 2010.
Статьи
16. Кондратьева Т.М. Критерии оценки мега-спортивных мероприятий // Известия Сочинского государственного университета. 2015. № 2 (35). С. 65-68.
17. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) // СПС КонсультантПлюс.
18. Косов А.П. Политика США в отношении КНР в период президентства Р. Никсона // Метаморфозы истории. 2014. № 5. С. 343-369.
19. Крылов В.А., Кирьянова Л.А., Комиссарчик К.М. Спортивная дипломатия в контексте имплементации «Концепции мягкой силы» на современном этапе // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 105-107.
20. Лебедева М.М. «Мягкая сила» в отношении центральной Азии: участники и их действия // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 2 (35). С. 47-55.
21. Ленк Ганс. Спорт как современный миф? // Религия. Магия. Миф. Современные философские исследования. - М.: Изд-во «УРСС», 1997. - С. 156-179.
22. Алексеев К.А. Спортивная составляющая имиджа страны // Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации: сб. науч. трудов. Вып. 3 /отв. ред. Д.П. Гавра. - СПб.: Роза мира, 2009. - 264 с.
23. Байков А.А. «Мягкая мощь» Европейского Союза в глобальном силовом равновесии: евро-российский трек // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 2 (35). С. 36-46.
24. Богданова Д.Ш. Профессиональный спорт в современной культуре: проблема маргинализации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 2. С. 162-166.
25. Бочкарева, С.И. Взгляд студенческой молодежи на Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне»/ С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая, О.С. Сапунова//Физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» и развитие массового спорта в России: сб. тр. Науч.-практич. Конф. - Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», 2015. - С. 48-52.
26. Бочкарева, С.И. Основные факторы, влияющие на положительное отношение студентов к занятиям физической культурой/С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая//Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сб. тр. Науч.-практич. Конф. - Махачкала: ООО «Апробация»,
2016. - С. 55-58.
27. Бочкарева, С.И. Современный взгляд на преподавание дисциплины «Физическая культура» в вузе/С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая//Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сб. тр. Науч.-практич. Конф. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 182-184.
28. Бочкарева, С.И. Студенты и физическая культура: проблемы и некоторые пути их решения/С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая//Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. тр. Науч.- практич. Конф. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. - С. 39-42.
29. Бродская Н. П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. М., 2006. С. 57.
30. Цветкова Н.А. Публичная дипломатия США и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. C. 45¬53.
31. Шульц Э.Э. Управление социальным протестом как технология и содержание «Арабской весны» // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 40. С. 89-96.
32. Юдин Н.В. Системное прочтение феномена мягкой силы // Международные процессы. 2015. Том 13. №2. С. 96-105. DOI: 10.17994/IT.2015.13.2.41.7
33. Якоба И.А. Власть дискурса медийного пространства в борьбе за номинацию // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2015. № 3 (35). С. 122-134.
34. Якоба И.А., Тимофеев С.С. Лингвокогнитивные механизмы умной настройки дискурса: смыслоритмическое моделирование // Сибирский филологический журнал. № 1. 2016. С. 126-136.
35. Филимонов Г.Ю., Цатурян С.А. «Мягкая сила» как форма непрямой аппликации «национального интереса» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2012. № 2. С. 21-30.
36. Томбу Д.В. Образ врага как инструмент «мягкой силы» // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6-1 (60). Ч. 1. С. 77-79.
37. Русакова О.Ф., Русаков В.М. «Мягкая сила» дискурса
политических медиа-образов: анализ стратегических
эффектов // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2017. Т. 12. № 1 (161). С. 53-66.
38. Скаржинская Е.Н., Фомин Ю.А. Спорт в условиях глобальной информатизации // Теория и практика физической культуры. № 2. 2007. С. 18-19.
39. Столяров В. И. Взаимоотношение спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) // Взаимоотношения спорта и политики с позиции гуманизма. Вып. III. М., 2005. С. 7.
40. Милованова Р.В. Мегасобытие «Олимпиада-80»: информационно-пропагандистский инструментарий советской ивент-дипломатии // Управление в современных системах. 2016. № 3 (10). С. 49-57.
41. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 11.
42. Лукин А.В. Публичная дипломатия: государственная пропаганда или гражданская инициатива? // Дипломатический ежегодник. М.: Весь мир, 2013. С. 56—86.
43. Мартыненко С.Е. К вопросу о роли спорта в развитии и обеспечении международного мира и безопасности // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 11. С. 37-41.
44. Веселова А.С. Советская футбольная дипломатия 1920-1940-х годов // Университетский научный журнал. № 18. 2016. С. 120-127.
45. Гоевцова А.Н. Мягкая сила Китая как способ расширения его политического влияния на страны АСЕАН // Молодой ученый. - 2012. - № 3. - С. 313-315.
46. Давыдов Ю.П. «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2007. - № 1. - С. 3-24.
47. Долинский А.В. Дискурс о публичной дипломатии // Международные процессы. 2011. № 25. С. 63-73.
48. Жохова Д.В., Набиева С.К. Политика и спорт на мировой арене // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2015. № 6-3. С. 204—211.
49. Звягина Д.А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 11-2. С. 94-98.
50. Истомин И.А. Политическая пропаганда радикальных исламистских организаций в США // Вестник МГИМО университета. 2012. Т. 27. № 6. С. 94-103.
Электронные ресурсы
51. Быкова В.В. Спортивная дипломатия как часть
«мягкой силы»: имплементация в рамках внешней политики Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 (4). URL:
http://web.snauka.ru/issues/2015/02/46693 (дата обращения: 06.05.2018).
52. Дегтярев А.В. Роль Совета национальной
безопасности в дипломатической подготовке визита Р. Никсона в КНР в феврале 1972 г. // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 311. С. 72—79. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-soveta-natsionalnoy-bezopasnosti-v-diplomaticheskoy-podgotovke-vizita-p-m- niksona-v- knr-v-fevrale-1972-g (дата обращения: 07.05.2018).
53. Долгова Д.А. Спорт как инструмент укрепления авторитета КНР на международной арене // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. № 9. С. 98—106. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sport-kak- instrument-ukrepleniya-avtoriteta-knr-na-mezhdunarodnoy-arene (дата обращения: 06.05.2018).
54. Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве. Обнародовано главами государств и правительств, участвующими в заседании Североатлантического совета в Варшаве 8-9 июля 2016 // Официальный сайт НАТО. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_133169.htm?selectedLocale=ru
55. Инфляция в Зимбабве достигла 231 000 000 %
[Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru/news/2008/10/10/mln(дата обращения: 22.11.2017).
56. Катасонов В.Ю. Система SWIFT может стать оружием в гибридной войне // Русская сила. [Электронный ресурс] - Режим доступа:://ruspravda.info/Sistema-SWIFT-mozhet-stat-oruzhiem-v-gibridnoy-voyne-20635.html
57. Наумов А.О. Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы» // Мировая политика. 2017. № 4. С. 32-43. URL: http://e-notabene.ru/wi/article_24852.html (дата обращения: 06.05.2018). DOI: 10.25136/24098671.2017.4.24852.
58. Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ //
Международные процессы. 2008. Том 6. № 1. URL:
http://www.intertrends. ru/sixteenth/008/htm
Источники и литература на английском языке
59. Armitage R, Nye J. CSIS Commission on Smart Power: A Smarter, More Secure America. Washington, D.C.: Center for International and Strategic Studies, 2007. 82 p.
60. Bao E. «Ping-Pong Diplomacy»: The Historic Opening of
Sino-American Relations during the Nixon Administration. 2011. URL: https://docplayer.net/25456253-Ping-pong-diplomacy-the-
historic-opening-of-sino-american-relations-during- the-nixon- administration.html (accessed: 06.05.2018).
61. Beacom A. Sport in International Relations: a Case for Cross-Disciplinary Investigation // The Sports Historian. 2000. Vol. 20, pt. 2. P. 1-23.
62. Bean H, Comor E. America's 'Engagement' Delusion: Critiquing a Public Diplomacy Consensus // International Communication Gazette. 2012. April. No 74. P. 203-220.
63. Bureau of Budget and Planning // U.S. Department of State. Available at: http://www.state.gOv/s/d/rm/index.htm#mission (accessed 31.05.2016).
64. Chu Yuanpeng. Youyi de qiaoliang — xie zai Zhongmei «pingpangqiu waijiao» 25 zhounian zhiji [Friendship Bridge: Notes from the 25 th Anniversary of Sino—US Ping-Pong Diplomacy] // Pingpang shijie [Table tennis world]. Beijing, 1997. (На кит. языке).
65. Clinton H. Leading Through Civilian Power: Redefining American Diplomacy and Development // Foreign Affairs. November/December 2010. Volume 89. No 6. P.13-24.
66. Clinton Н. Hard Choices. New York: Simon & Schuster, 2014. 655 p.
67. Cull N. Public Diplomacy: Taxonomies and Histories // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 616. 2008. P. 31-54.
68. De Groot G. Sport and Politics - Sometimes a Good Mix [Электронный ресурс] // ETH Zurich. URL: http://www.css.ethz.ch/en/services/digital-library/articles/article.ht ml/126615/pdf (дата обращения: 22.11.2017).
69. Eckstein R. Ping Pong Diplomacy: A View from behind the Scenes // The Journal of American-East Asian Relations. 1993. Vol. 2. № 3. P. 327—342.
70. Gienow-Hecht J. Shame on US? Academics, Cultural Transfer, and the Cold War - A Critical Review, Diplomatic History. - Р. 468.
71. Gilboa E. Searching for a Theory of Public Diplomacy // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. P. 55-77.
72. Gong Li, Wang Hongxu. Xinshiqi Zhongguo waijiao zhanlue [China's new age diplomatic strategies]. 2014. (На китайском языке).
73. Griffin N. Ping-Pong Diplomacy: The Secret History Behind the Game That Changed the World. New York: Skyhorse, 2014.
74. Hayden G. The Rhetoric of Soft Power: Public Diplomacy in Global Contexts. New York: Lexington Books, 2012. 308 p.
75. Itoh M. The Origin of Ping-Pong Diplomacy: The Forgotten Architect of Sino—U.S. Rapprochement. New York: Palgrave Macmillan, 2011.
76. Kelley J.R. Between 'Take-offs» and «Crash Landings»: Situational Aspects of Public Diplomacy // Routledge Handbook of Public Diplomacy. Ed. by N. Snow, Ph.M. Taylor. London, New York: Rougledge, 2009. P. 72-85.
77. Kobierecki M.M. Ping-Pong Diplomacy and its Legacy in the American Foreign Policy // Polish Political Science Yearbook. 2016. Vol. 45. P. 304-316.
78. Markovits A.S., Rensmann L. Gaming the World: How Sports are Reshaping Global Politics and Culture. Princeton, 2010. 360 p.
79. Melissen J. The New Public Diplomacy: Soft Power in International Relations. Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan,
2007. 221 p.
80. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. - New York, 1990.
81. Nye J. Public Diplomacy and Soft Power // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. P. 94-95.
82. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. N.Y.: PublicAffairs, 2004. 192 p.
83. Oswald Denis. The Fundamental Principles of Olympism // Olympic Review. - 1999. - vol. XXVI. N. 28. - Р. 39-41.
84. Qi Pengfei, Li Baozhen. Xin Zhongguo waijiao jianzhi [A brief history of China’s modern diplomacy]. Beijing, 2014. (На китайском языке).
85. Ross A. Digital Diplomacy and US Foreign Policy // The Hague Journal of Diplomacy. 2011. Vol. 6. No 3-4. P. 451-455.
86. Ruskin Hillel. Reflections on sport, violence and fair play towards the 21st century // 4th European Fair Play Congress. Athens, 23-25 September 1998. «Spectator Conduct and the Fair Play Idea»: Proceedings. - Athens, 1999. - Р. 23-54.
87. Shearer D. To Play Ball, Not Make War: Sports, Diplomacy and Soft Power // Harvard International Review. 2014. Vol. 36. № 1. P. 53-57.
88. Shen Xin. Thirtieth Anniversary of Ping-Pong Diplomacy Marked // Voice of Friendship. Beijing, 2001. P. 2—5.
89. Stossinger J.G. The Might of Nations. World Politics in Our Time. — New York, 1969.
90. Wang Guanhua. «Friendship First»: China’s Sports Diplomacy during the Cold War // The Journal of American-East Asian Relations. 2003. Vol. 12. № 3/4. P. 133-153.
91. Wasserstrom J.N. Beyond Ping-Pong Diplomacy: China and Human Rights // World Policy Journal. 2001. Vol. 17. № 4. P. 61 —66.
92. Xia Yafeng. Negotiating with the Enemy. U.S. — China Talks during the Cold War, 1949—1972. Bloomington: Indiana University Press, 2006.
93. Xu Gouqi. Olympic Dreams. China and Sports 1895—
2008. Cambridge: Harvard University Press, 2008.
94. Zaharna R.S. Battles to Bridges: US Strategic Communication and Public Diplomacy after 9/11. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2010. 256 p.
95. Zhang Hua, Xu Junwei, Tang Jianjun. Zhongmei pingpang waijiao de fasheng jizhi ji shijian qishi [Emergence and practical implementation of Sino—US Ping Pong Diplomacy] // Renwen shehui kexue xue bao [Journal of the Humanities and Social Science]. 2015. Vol. 35. № 4. P. 93—96. (На китайском языке).