Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №59473

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2017
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1 Умственная работоспособность 7
1.1.1 Факторы, оказывающие влияние на умственную
работоспособность 7
1.2 Внимание и умственная работоспособность 9
1.1.3 Динамика умственной работоспособности 10
1.2 Умственное томление 12
1.2.1 Физиологические предпосылки умственного утомления 13
1.2.2 Переутомление 14
1.3 Особенности умственной работоспособности старших школьников в
условиях современного школьного обучения 14
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Схема исследования умственной работоспособности старших
школьников 18
2.2 Используемые методики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
ПРИЛОЖЕНИЕ В 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Г


Умственная работоспособность человека в современном мире является важнейшей характеристикой его психики, которая позволяет не только достигать профессиональных и учебных целей, но и определяет уровень дальнейшей успешности адаптации человека к современному обществу. Это в первую очередь связано с увеличением разновидностей умственно го труда и умственной деятельности. Каждому человеку приходится ежедневно решать много логических задач и оперировать большим количеством данных, осуществляя их анализ.
Современные школьники находятся в условиях, когда в их основной деятельности умственный труд преобладает над физическим. Большая часть учебного дня, а так же времени, которое учащиеся затрачивают на выполнение самостоятельной работы, проходит в особых условиях. В частности это низкий уровень физической нагрузки, замедляющий метаболизм, снижающий работоспособность ЦНС и ухудшающий общий тонус организма. Кроме этого, на современных школьников оказывает больше влияние комплекс различных факторов самого процесса обучения. Например, интенсификация учебного процесса: школьные программы проходят модернизацию, в процесс обучения включается большой объём средств и методов обучения, призванный не только облегчить процесс обучения, но и способствовать более активной и интенсивной работе центральной нервной системы школьников и как следствие - её развитию.
Объем и количество поступающей информации увеличивается, а также сами учащиеся всё больше вовлекаются в учебный процесс. По новым стандартам они участвуют в постановке целей и задач каждого урока, осуществляют большой объем интеллектуальной работы, в том числе работы не только репродуктивного, но и творческого характера. Сам учебный процесс и его условия, в которых учащемуся необходимо усваивать информацию, оказывают сильное нервно-психическое напряжение на организм школьников. В результате происходит снижение умственной работоспособности школьников из-за воздействия большого количества нагрузок на ЦНС учащегося.
Среди всех школьников особый интерес представляет группа старших школьников, для которых высокий уровень умственной работоспособности становится наиболее значимым. Это связанно не только с огромным потоком поступающей информации, и с необходимостью подготовки к выпускным экзаменам, в частности к ЕГЭ.
Актуальность данной работы состоит в том, что быстро меняющие условия школьного обучения оказывают сильное влияние на состояние школьников всех возрастов, в особенности старших школьников, поэтому существует необходимость мониторинга и диагностики состояния школьников, их умственной работоспособности.
Данная работа посвящена исследованию умственной работоспособности старших школьников с учетом силы нервной системы учащихся.
Цель работы - изучить умственную работоспособность старших школьников с учетом силы нервной системы учащихся.
Объект исследования: учащиеся 10 классов МБОУ Лицей № 32 города Белгорода.
Предмет исследования: умственная работоспособность учащихся, которую определяли по следующим показателям: концентрация внимания, субъективное чувство усталости и динамика умственной работоспособности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать силу нервных процессов старших школьников;
2. Выявить динамику концентрации внимания у старших школьников в течение второй учебной четверти;
3.Определить динамику умственной работоспособности старших школьников в течение второй учебной четверти;
4. Исследовать субъективное чувство усталости у старших школьников в течение второй учебной четверти;
Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех частей. В первом разделе приведен литературный обзор. Во втором разделе описана схема проведения исследования, представлены методики, выбранные для проведения исследования умственной работоспособности. В третьем разделе приводятся и обсуждаются результаты, полученные в ходе исследования. В заключении подведены итоги проделанной работы и сформулированы выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Умственная работоспособность является важнейшим показателем, определяющим успешность обучения старших школьников. На умственную работоспособность старших школьников оказывают влияние множество факторов, которые действуют в совокупности. Снижение умственной работоспособности приводит к утомлению. Утомление - это естественная реакция организма на длительную нервно-психическую нагрузку.
Умственная работоспособность старших школьников имеет ряд собственных особенностей, так как протекает в условиях постоянно возрастающей информационной нагрузки и эмоционального напряжения. Поддержание высокой умственной работоспособности старших школьнике в в условиях современного школьного обучения приобретает наибольшую актуальность в современном обществе, так как успешная интеллектуальная деятельность и результаты единого государственного экзамена повлияют на цельнейшие возможности поступления и обучения в высшем учебном заведении.
При проведении исследования умственной работоспособности старших школьников в течение второй учебной четверти мы рассматривали такие показатели, как: тип нервной системы учащихся, концентрация внимания учащихся, динамика умственной работоспособности учащихся и субъективное чувство усталости.
По итогам проведения двух этапов исследования мы можем констатировать, что у всех старших школьников снизилась умственная работоспособность. Все показатели умственной работоспособности снизились в зависимости от силы нервной системы.



1. Агаджанян, Н.А. Ваша работоспособность сегодня /Н.А. Агаджанян/ М.: Астрахань: АГ МА, 2004. - 88с.
2. Агаджанян, Н.А. . Экология, здоровье, качество жизни (очерки системного анализа) / Н.А. Агаджанян/Астрахань: АГМА, 2005 - 260 с.
3. Алипов, Н.Н. Основы медицинской физиологии: учебное пособие/Н. Н. Алипов / М.: Просвещение , 2008. - 303с.
4. Александрова, Ю.И. Психофизиология. Учебник для вузов/ Ю.И. Александрова / Под ред. C-Пб: Питер, 2007. - 463 с.
5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев / Воронеж, 2006. - 239с.
6. Антропова, М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности / М.В Антропова/ М.: Просвещение, 2007. - 251с.
7. Барская, О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: автореф. дисс. / О. Л. Барская с. 20-21
8. Безруких, М.В. Кто живет по режиму - в школе не устает / М.В Безруких, С. А. Ефимова// Здоровье детей. - 2000. - № 43-44. - С. 16-17
9. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов/ В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н. Боков/Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный институт. 2002. -511с
10. Бекмансуров, Х.А. Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов/ Х.А. Бекмансуров, В.Р. Вильданова/ М.: Просвещение, 2006 - 150с.
И. Бойко, Е.И. Механизмы умственной деятельности /Е.И. Бойко/М.: Просвещение, 2009. - 248 с.
12. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся/ Вайнер,
Э.Н. //Валеология. 2003. -№2. - С. 35-39
13. Виноградов, М.И. Общая характеристика основных форм трудовой деятельности / М. И. Виноградов// Руководство по физиологии труда. - 2009. -40 с.
14. Гройсман, А.А. Гигиена умственного труда/ А.А. Гройсман/ М.: Знание, 2009. - 64 с.
15. Губарева, Л.И. Индивидуальная минута как показатель адаптации/ Л.И. Губарева, А.А. Колесникова, Н.И. Моисеева/ М.: Просвещение, 2001. - 75с.
16. Двинин, А. И. Современная психодиагностика: учебно- практическое руководство / А. И. Двинин, И. А. Романченко/СПб.: Речь, 2012. —283 с.
17. Дзятковская, Е.И. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений/ Е.И Дзятковская/Новосибирск: Наука, 2003. - 66с.
18. Дзятковская, Е.И. Информационное пространство и школьное здоровье/Е.И Дзятковская/Новосибирск:Наука, 2002. - 132с
19. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/А. Б. Добрович/М.: Просвещение,2001. -200 с.
20. Дубровина, ИВ. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога/ И.В Дубровина/ - М.: Академия, 2008 - 103с.
21. Егоров, А.С. Психофизиология умственного труда/ А.С. Егоров, В.П. Загрядский/Л.: Наука, 2010 -45 с.
22. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник/ М.:
Просвещение, 2012, - 194с.
23. Измерова, Н.Ф. Гигиена труда: учебник. / Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова/М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. - 592 с.
24. Коган, В.М. Гигиена умственного труда/ В.М. Коган, / М.: Наука, 2007. - 172 с.
25. Косилов, С.А. Работоспособность человека и пути ее повышения /
С.А. Косилов, Л.А. Леонова/М.: Просвещение, 2004. - 173с.
26. Коротаева, К. С. Влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся / К. С. Коротаева, И. Р. Сафина // Зимний школьный марафон. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 46-60.
27. Крылова, Л.М. Основы здорового образажизни. Учебное пособие. / Л.М. Крылова/Л.: Наука, 2001.
28. Леонова, А.Б. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности/ А.Б. Леонова, Е.А. Климов// Психология труда, инженерная психология эргономика/М: Юрайт, 2015. - 13 с.
29. Макеева, В.С Управление работоспособностью человека в различных условиях внешней среды/ В. С. Макеева/ Академия безопасности и выживания, 2013.
30. Михайлов, Л.А. Психологическая безопасность / Л.А. Михайлов, В.Н. Соломин, Т.В. Маликова / М.: Дрофа, 2008. - 288 с.
31. Мусина, С.В. Физиологическая и умственная работоспособность студентов и влияние на нее различных факторов /С. В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарникова// Известья волгоградского государственного технического университета. - 2008.
32. Орлов, Р.С. Нормальная физиология: учебник / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев/М.: Просвещение 2010. - 832 с.
33. Пратусевич, Ю.М. Умственное утомление школьников / Ю.М. Пратусевич / М.: Медицина, 2009. - 162с.
34. Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебник для вузов / О.Н. Рыбников/М: Академия, 2010. - 467 с.
35. Сидоров, П.И. Клиническая психология/ П.И. Сидоров, А.В. Парняков/М.:ГЭОТАР-Медиа, 2008. -880 с.
36. Синяков, А.С. Секреты бодрости: Как восстановить работоспособность/А. Ф. Синяков/М.: ТОО"КСП",2005. -208с.
37. Смирнов, В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учебное пособие для студ. высш, учеб, заведений / В.М. Смирнов, С.М. Будылина/ М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 304 с.
38. Смирнов, М.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/ М.К. Смирнов/М: АРКТИ,2006. -320 с.
39. Столяренко, А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.М. Столяренко/ М.: ЮНИТИДАНА, 2012. -463 с.
40. Шмидт, Р. Физиология человека/ Р.Шмидт, Г. Тревс/М.: Мир, 2009.- 198 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ