Организация сетевого взаимодействия «Школа-Колледж» (на примере
Государственного автономного профессионального образовательного
учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 9
1.1 Понятие, содержание и сущность сетевого взаимодействия 9
1.2 Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений 17
1.3 Нормативное регулирование разработки и реализации образовательных
программ в сетевой форме 22
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА - ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»
31
2.1 Краткая характеристика образовательной и хозяйственно-финансовой деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»» .. 31
2.2 Анализ эффективности существующего взаимодействия ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» со школами 42
2.3 Проблемы организации сетевого взаимодействия ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» со школами 56
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГАПОУ « НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» СО ШКОЛАМИ 60
3.1 Предложения по совершенствованию сетевого взаимодействия ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» со школами 61
3.2 Социальный и инновационный эффект проектных предложений 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Развитие современного мира основано на прогрессе в научно- технологической, образовательной и инновационной сферах. Этот процесс характеризуется значительной динамикой преобразований, обусловленных нарастающей глобализацией экономической, политической и социокультурной жизни разных стран и регионов.
Формирование образовательных сетей, как основы сетевого взаимодействия среднего и среднего профессионального образования приводит к резкому усилению эффективности их совместной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ, ускорению внедрения результатов работ, достижению положительных научных и образовательных эффектов.
Начало использования термина «сетевой» в педагогике относится к 7080-м гг. прошлого века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику (Ю.П. Болтышев, Т. М. Давыденко , А.А. Овчинников, Г.Ф. Петров, А.А. Чепцов, Б.И. Черкасов). В конце 1990-х гг. его описал Ю.А. Конаржевский, тогда же в научнопедагогической литературе появился термин «сетевое взаимодействие». Несомненная заслуга в этом принадлежит А.И. Адамскому и созданной им образовательной сети «Эврика», которая помогла понять, что сетевое взаимодействие - это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания, политики и экономики образования, управления системой образования.
В 2000-х гг. началась активная разработка проблем сетевого взаимодействия образовательных учреждений, это связанно с тем, что при сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
Анализ научных источников (О.В. Кайгородова, Н.С. Бугрова, Л.И. Мухина, А.В. Воронин, А.Н. Томазова, И.С. Алексанина, В.А. Грищук, Ю.А. Бурдельная, А.Г. Шепило) показал, что в педагогических исследованиях последних лет определение «сетевое взаимодействие в образовании» формулируется специально для каждого конкретного случая, поэтому интерпретации данного понятия являются эмпиричными и несопоставимыми с определениями, данными разными авторами.
Современные исследования Бугровой Н.С., Селевко Г.К., Журавлева В. И. раскрывают результаты, эффекты и особенности сетевого взаимодействия в России. За рубежом проблемами организации сетевого взаимодействия занимаются такие видные ученые, как С. Рекорд и Т. Андерсон.
В последние годы отечественными и зарубежными исследователями опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам организации сетевого взаимодействия, однако стоит заметить, что в России на данном этапе реализуются в основном горизонтальная и вертикальная модели сетевого взаимодействия, а зарубежные учебные заведения чаще используют смешанную модель.
Актуальность данной темы состоит в том, что в современных условиях наиболее полно реализуется концепция сетевого взаимодействия как единого информационного пространства, научно-образовательной среды, обеспечивающей равные права и возможности учреждений науки и образования, научно-педагогических работников, учащихся и студентов. Сетевое взаимодействие как феномен современности содержит в себе огромный потенциал. Как основной механизм информационного обмена, сетевое взаимодействие позволяет реализовать его синергетические эффекты в коллективной научно-образовательной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности работы образовательных учреждений, оптимизации затрат, повышении качества образовательных программ и академической мобильности.
Практическая же актуальность состоит в том, что данная работа выявила проблемы организации сетевого взаимодействия между школами и ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», а также, были представлены предложения по совершенствованию их взаимодействия и социальное обоснование проектных предложений.
Данная работа рассматривает особенности организации сетевого взаимодействия между школами и ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Проблематика исследования состоит в раскрытии теоретических и практических особенностей организации сетевого взаимодействия между школами и ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Объектом исследования является государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Набережночелнинский политехнический колледж", предметом - организация сетевого взаимодействия между школами и объектом исследования.
Гипотеза исследования: организация сетевого взаимодействия будет направлена на увеличения количества студентов, качества их образования и повышение престижа колледжа при соблюдении следующих условий:
- соответствия материально-технической базы колледжа требованиям ФГОС;
- готовности кадрового обеспечения для реализации программы сетевого взаимодействия;
- наличия методического сопровождения программы сетевого взаимодействия;
- наличие модели реализации образовательной программы обучающихся общеобразовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия с профессиональным образованием.
Цель дипломной работы - выявить особенности и проблемы организации сетевого взаимодействия между школами и ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» и, исходя из особенностей, представить предложения по совершенствованию сетевого взаимодействия.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность сетевого взаимодействия и выделить модели взаимодействия образовательных учреждений;
2. Выявить проблемы организации сетевого взаимодействия в объекте изучения;
3. Представить предложения по совершенствованию сетевого взаимодействия между школами и ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»
Источниками информации для дипломной работы являлись научно - исследовательская литература, нормативные документы и внутренняя документация колледжа.
В целях реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ литературных источников по проблеме исследования, теоретическое обобщение, моделирование; эмпирические - анализ документов, беседа, наблюдение, опрос, экспертная оценка; статистические - качественный и количественный анализ экспериментальных данных, статистическая обработка результатов.
Результаты данной дипломной работы можно применять для выстраивания такой модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, которые будут соответствовать не только потребностям каждого элемента этого взаимодействия, но и потребностям всего социума.
Апробация и внедрение результатов исследования: Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы в научном журнале «Novaum», включенного в наукометрическую базу РИНЦ (2017г.).
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы; дано ее обоснование; определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Первая глава «Теоретические основы сетевого взаимодействия образовательных учреждений» раскрывает сущность сетевого взаимодействия, описывает модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений и нормативное регулирование разработки и реализации образовательных программ в сетевой форме. Вторая глава «Анализ организации сетевого взаимодействия «школа - ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»» содержит краткую характеристика образовательной и хозяйственнофинансовой деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», анализ эффективности существующего взаимодействия между колледжем и школами, а также, описывает выявленные в ходе анализа проблемы взаимодействия. Третья глава содержит предложения по совершенствованию сетевого взаимодействия ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» и школ, а также социальное обоснование проектных предложений. В заключении содержатся основные выводы по работе, еще раз подтверждается ее актуальность и практическая значимость.
В заключении представлены результаты исследования, изложены основные выводы, еще раз подтверждающие эффективность проделанной работы.
Вначале работы был изучен теоретический материал, касающийся организации сетевого взаимодействия. После тщательного изучения теоретического материала была выдвинута гипотеза, что организация сетевого взаимодействия будет положительно влиять на деятельность колледжа, увеличение количества студентов, качества их образования и повышение престижа колледжа при: соответствии материально технической базы колледжа требованиям ФГОС; наличии опытных и квалифицированных педагогических кадров, которые и будут развивать сетевое взаимодействие; наличия методического сопровождения программы сетевого взаимодействия; наличии грамотно составленной модели реализации взаимодействия со школами.
Таким образом, в теоретической части дипломной работы были раскрыты понятия и сущности сетевого взаимодействия, выделены модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, описаны способы нормативного регулирования образовательных программ в сетевой форме.
Сетевое взаимодействие в образовании - это совокупность горизонтальных и вертикальных связей, которая обеспечивает доступность качественного образования, возможность нескольких образовательных организаций использовать материально-техническую базу другой образовательной организации, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.
На сегодняшний день сетевая организация совместной работы в области образования считается самой актуальной, доступной и эффективной для достижения общих сетевых целей и для достижения целей каждого участника сети.
При сетевом взаимодействии, с одной стороны, сохраняется независимость каждого субъекта, а с другой - для каждого участника сохраняются стимулы к росту и развитию, поскольку их деятельность продолжает носить уникальный характер. Создание сетевой организации означает интеграцию уникального опыта, возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг определенного проекта, который не может быть выполнен каждым из участников в отдельности. Образование сети различными партнерами обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ.
Проведенный анализ также доказал, что развитие образовательной деятельности колледжа в условиях сетевого взаимодействия выступает ключевым фактором в формировании единого научно-образовательного пространства; расширению образовательных возможностей каждого участника сети; приводит к увеличению эффективности коллективной деятельности, опережающего характера исследований и образовательных программ; ускорению внедрения итогов работ; достижению позитивных социальных результатов; совершенствованию нормативно-правовой базы образовательной сферы; созданию условий для формирования у выпускников школ более широких знаний, умений и навыков, быстрой социализации, гибкости и мобильности.
Вторая глава дипломной работы содержит краткую характеристику образовательной и хозяйственно-финансовой деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», анализ эффективности существующего взаимодействия между колледжем и школами, а также, раскрывает суть выявленных в ходе анализа проблем взаимодействия, описывает, какие области сетевого взаимодействия более подвержены этим проблемам.
Проведенный в ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» опрос, а также результаты, полученные в ходе наблюдения и анализа документов, позволили сделать следующие выводы:
1. Проведение уроков технологии у школьников педагогами и мастерами производственного обучения с использованием материально-технической базы колледжа способствует развитию обучающихся, школьники быстрее адаптируются к изменяющимся условиям и методам образования, становятся более мобильными, стрессоустойчивыми.
2. Сетевое взаимодействие в области профориентационной политики общеобразовательных школ способствует увеличению количества абитуриентов колледжа, созданию инициативной и активной группы студентов, выработке у студентов навыков ораторского мастерства, мобильности.
В ходе работы удалось доказать, что формирование образовательных сетей, как основы сетевого взаимодействия среднего и среднего профессионального образования создает условия для повышения доступности и качества образования, повышение мотивации к обучению; обогащения практического опыта обучающихся на основе профессиональных проб; многим школьникам удалось решить проблему профориентационной
неопределенности.
Анализ сетевого взаимодействия школы - ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» выявил 4 наиболее существенные проблемы, которые мешают эффективному взаимодействию:
- Дефицит кадров - эта проблема не позволяет колледжу выделять достаточное количество человеческих ресурсов на развитие сетевого взаимодействия, а это в свою очередь имеет следствием невозможность использования инновационных методик в других сферах сетевого взаимодействия.
- Отсутствие концепции сетевого взаимодействия Г АПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» со школами, недоработанность научно-правовой базы. Эта проблема наиболее сильно влияет именно на сетевое взаимодействие, так как от грамотно выстроенной научно- правовой базы зависят сроки, эффективность и результаты взаимодействия.
- Плохо налаженная система связей между администрациями школ и ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж». Позднее реагирование школ на совместные мероприятия несомненно наносит значительный урон сетевому взаимодействию.
- Проблема редких профориентационных выездов в ближайшие города и другие населенные пункты препятствует набору большего числа абитуриентов и, несомненно, влияет уровень знаний абитуриентов о колледже.
Решение данных проблем выведет сетевое взаимодействие образовательных организаций на новый уровень, позволит взаимодействовать не только в области проведения практических занятий, семинаров, конференций и профориентационной сфере, а также в других.
Третья глава дипломной работы была полностью направлена на разработку предложений по совершенствованию сетевого взаимодействия ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» - школы и обоснования этих проектных предложений. Основными предложениями являются: реформы в отделе управления кадрами; предложение по
прохождению составленного нами контрольного опроса при приеме на работу; создание активной группы студентов колледжа, которые бы занимались агитацией школьников для поступления в колледж; внесение изменений в нормативно-правовую базу; создание научно-образовательной сети, которая будет еще прочнее связывать школы и колледж.
Ожидаемыми результатами от реализации проектных предложений будут:
1) модернизация системы информирования школ об организации совместных мероприятий;
2) обновление содержания образования за счет притока новых педагогических кадров;
3) совершенствование научно-правовой базы, решение некоторых нормативных проблем;
4) оптимизация информационного обеспечения колледжа как центра сетевого взаимодействия;
5) набор большего количества абитуриентов, которые уже частично социализированы в колледже;
6) повышение эффективности образовательной модели колледжа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что организация сетевого взаимодействия очень сильно влияет на деятельность колледжа, его конкурентоспособность, качество образования. Благодаря организации сетевого взаимодействия образовательная деятельность приобретает динамичный характер, теряет свою повторяемость, образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся, возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в рамках общего образовательного пространства.
I. Нормативно-правовые акты:
1. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 19 декабря 2016 года, редакция, действующая с 1 января 2017 года) (Федеральный закон);
2. «Об образовании» Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ (с изменениями на 17 ноября 2016 года)
3. Положение "О порядке организации обучения по отдельным дисциплинам, профильным, базовым, элективным курсам обучающихся из иных общеобразовательных учреждений"
4. Положение о библиотеке;
5. Положение о бухгалтерии;
6. Положение о кадровой службе;
7. Положение о мастере производственного обучения;
8. Положение о медицинском кабинете;
9. Положение о преподавателе;
10. Положение о службе охраны труда;
11. Положение о социально-психологической службе;
12. Положение об административно-хозяйственной части;
13. Положение об отделе информационных технологий и информационной безопасности;
14. Положение об учебном кабинете (лаборатории);
15. Положение об учебно-производственных мастерских;
16. Положение по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий.
17. Устав Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж» от 3.12.2014г.
II. Научная и учебная литература:
18. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия, 2015. - 15с.
19. Адамский А.И. Организация сетевого взаимодействия
общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку, 2016. - 64с.
20. Адамский А.И. Управление развитием // Педагогика развития: проблемы современного детства и задачи школы. Красноярск, 2016. - 13с.
21. Адрусенко Т.Б. Работа с интеллектуальным капиталом // Креативная экономика. 2015. - с. 15-21
22. Алексанина И.С. Управление инновационной деятельности образовательных учреждений в учебном округе, 2013. - 53с.
23. Арлет Енс. X. Инновации и творчество// Проблемы теории и практики управления. 2014. - с. 19-24
24. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.
К. Бабанский. Москва, 2015. - 23с.
25. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика,2013. - 89с.
26. Бианки В. А. Психологические аспекты функционирования власти в сетевых структурах, Москва,2016.- 53с.
27. Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2014. - с. 20-24
28. Болтышев Ю. П. Сетевое планирование в школе - М. : Просвещение, 1980.- 17с.
29. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: РПУ, 2016. - 45с.
30. Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. Воронеж, 2016. - 43с.
31. Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: диссертация . канд.пед.наук. - Омск,
2017. - 31с.
32. Бугрова Н. С. Инновации и новизна в педагогике. Москва, 2016. - 49с.
33. Бурдельная Ю.А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений,2015. - 23с.
34. Бутабаева Н. П. Внедрение интерактивных методов в учебный процесс требование времени . Бишкек, 2016. - с. 3-9
35. Васильев В. Г. Методическое проектирование в подготовке педагогов-профессионалов. Красноярск, 2015. - 21с.
36. Васильев Ю. В. Новые подходы в теории управления школой. Москва,2013.
37. Воробьева С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / С. В. Воробьева. М.: Академия, 2017. - с. 12- 16
38. Воронин A.B. Развитие укрупненного колледжа в условиях реструктуризации сети профессиональных образовательных учреждений, 2016.
39. Воронцов А. Б. Концепция развивающего обучения в основной школе: учеб. программы (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) / А. Б. Воронцов и др.. -М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. - с. 45
40. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б.С. Гершунский. - М.: Изд-во «Совершенство», 2014. - 11с.
41. Гитман. М. Качество учебных достижений, 2016. - 16с.
42. Грищук В. А. Социально-педагогическое управление взаимодействием образовательных учреждений, 2016.- с. 23-31
43. Давыденко Т. М. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. М. Давыденко, Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. М.: Академия, 2016. - с 6.
44. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В. И. Журавлев. -М.: Российское пед. агентство, 2015. - с. 15-11
45. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука / В. И. Загвязинский. Тюмень, 2013. - с. 3-5
46. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2010. - 45с.
47. Зубарева Т. А. Сетевые формы взаимодействия в образовании. Основные вопросы теории и практики: монография / Т. А. Зубарева, А.
В. Петров. Горно-Алтайск: МНКО, 2008. - 11с.
48. Кайгородова О.В. Развитие процессов интеграции образовательных учреждений в системе педагогического образования: Дис. . канд. пед. наук. Калининград, 2016. - 56с.
49. Капустин Н. П. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Н. П. Капустин, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова; под общ. ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2012. - 5с.
50. Кастельс М. Становление общества сетевых структур. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / М. Кастельс; под ред. В. JI. Иноземцева. М.: Academia, 2016. - 9с.
51. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 5с.
52. Косинова В. Ф. Роль инноваций в повышении эффективности образовательного процесса колледжа // Мир науки, культуры, образования. -
2014. - 4с.
53. Маланичева А. В. Развитие познавательной мотивации учащегося в процессе изучения исторической личности: автореф. дис. . канд. пед. наук / А. В. Маланичева. Барнаул, 2008. - с. 42-46
54. Морган Г. Образы организации: пер. с англ. // Стокгольмская школа экономики. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 2с.
55. Мухина Л.И. Взаимодействие образовательных учреждений как условие становления регионального университетского комплекса: Дисс. . канд.пед.наук. СПб., 2015. - с. 11-13
56. Неверкович С. Д. Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении // Психологическая наука и образование. Московский городской психолого-педагогический институт. 2000. - с. 3-4
57. Овчинников А.А., Кучинский B.C., Петров Г.Ф. Сетевые методы планирования и организации учебного плана. М.: Высшая школа, 1972.- с. 1516
58. Орлов А. Н. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. 2016. - с. 21-26
59. Осин А. В. Компьютер спасет образование // Библиотечка журнала «Вестник образования». 2013. - 2с.
60. Петров А. В. Смена парадигмы образования / А. В. Петров, Т. А. Зубарева, Н. С. Часовщиков // Актуальные проблемы образования: избранные педагогические труды / под ред. А. В. Петрова. Горно-Алтайск: ПАНИ, 2016. - 9с.
61. Петрова О. П. Анализ понятия «общение» в образовательном процессе с позиции связей и взаимодействий / О. П. Петрова, Т. А. Зубарева // Мир науки, культуры, образования. 2017. - 15с.
62. Селевко Т.Н Современные образовательные технологии, 2013. - с. 1112
63. Томазова А.Н. Управление качеством профильного обучения в муниципальной системе, построенной на основе сетевого взаимодействия учреждений разного типа, 2015. - 25с.
64. Чепцов А.А. Использование сетевых графиков при планировании учебной деятельности. // Советская педагогика. — 1971. - с. 32-36
65. Черкасов Б.И. В чем преимущества сетевого планирования. // Вестник-высшей-школы—1968. - 8с.
66. Шепило А.Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников, 2015. - 2с.
III. Электронные ресурсы
67. Абанкина И.В. Эффективные модели сетевого межведомственного взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования. - Режим доступа: http://conf.iro.yar.ru/index.php7id, свободный (Дата обращения: 17.02.2017г.).
68. Багина С.Н. Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения. - Режим доступа: http://festival.1september.ru, свободный (Дата обращения: 19.04.2017г.).
69. Медведев И.Б. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений - Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-setevogo-vzaimodeystviya- obrazovatelnyh-uchrezhdemy,свободный (Дата обращения: 18.04.2017г.).