ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
ТЕХНИКУМА 7
1.1 Понятие контроля в учебном процессе, его цели и функции 7
1.2. Виды и формы контроля знаний учащихся 17
1.3. Характеристика прогрессивных методов контроля знаний 29
Выводы по I главе 36
ГЛАВА II УЧЕТ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ 38
2.1. Содержание и виды учета профессионального обучения 38
2.2. Контроль и учет успеваемости в процессе профессионального (производственного)
обучения 42
2.3. Показатели оценки знаний и умений учащихся по предметам профессионально-технического цикла 48
Выводы по II главе 58
ГЛАВА III ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ И КОНТРОЛЯ В ТЕХНИКУМЕ ПО КУРСУ «УСТРОЙСТВО
АВТОМОБИЛЯ» 60
3.1. Специфика проведения диагностики и контроля по курсу «Устройство
автомобиля» 60
3.2. Учебно-методическое обеспечение контроля знаний студентов по курсу "Устройство
автомобиля 70
3.3. Методические рекомендации по организации тестирования по курсу «Устройство
автомобиля» 74
Выводы по III главе 79
Заключение 80
Список использованных источников 85
Приложение
В настоящее время проведение целостного учебного процесса не представляется возможным без диагностики и систематического контроля знаний, так как диагностика и контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и результатах обучения.
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль и оценка знаний студентов. Действительно, контроль и оценка - необходимая часть образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе, формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Проблема оценки и оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.
Проблеме контроля знаний учащихся в отечественной литературе уделяется большое внимание многими авторами, такими, как Сластенин
В.А., Беспалько В.П., Аванесов В.С., Челышкова М.Б., а также многими другими современными педагогами. В их трудах рассмотрены виды и формы контроля знаний учащихся, а также выделена их характеристика [1].
Если теоретический аспект проблемы более всего волнует ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует учителей и руководителей образования.
На основе оценивания появляется знаковое выражение этого процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику - это уже не зависящая от оценивания деятельность.
Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не замечать эту действительность - значит допустить серьезный психологический просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в техникуме [23].
Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания студентов и проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его выучить учебный материал.
На сегодняшний день, к сожалению, на процесс оценивания не влияет качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого студент должен был усвоить данный материал. Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний студентов и как правильно оценить уровень их знаний.
Выбор темы и ее актуальность обусловлены тем, что система профессионального образования на современном этапе переживает сложные изменения, так как на нее влияют экономические, социальные, технологические факторы; изменения в задачах системы образования предъявляют новые требования к активизации процесса обучения и наиболее эффективной организации диагностики и контроля будущих специалистов. Основной проблемой исследования является необходимость разрешения противоречия между реальным состоянием учебного процесса и необходимым для подготовки специалиста на уровне современных требований.
Цель исследования - разработать методику диагностики и контроля знаний студентов в техникуме по курсу «Устройство автомобиля».
Объект исследования - учебный процесс на занятиях в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования - организация диагностики и контроля знаний студентов в техникуме по курсу «Устройство автомобиля».
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- определить сущность, цели и функции диагностики и контроля знаний и умений учащихся, рассмотреть виды и формы контроля;
- выявить особенности учета и оценки качества результатов профессионального (производственного) обучения;
- рассмотреть специфику проведения диагностики и контроля по курсу «Устройство автомобиля;
- разработать учебно-методическое обеспечение по организации контроля знаний студентов в техникуме по курсу «Устройство автомобиля».
- разработать методические рекомендации по организации контроля знаний студентов в техникуме по курсу «Устройство автомобиля».
Для решения поставленных задач была использована совокупность следующих методов педагогического исследования:
- теоретические методы (анализ теоретических источников, позволивший сформулировать исходные позиции исследования, изучение продуктов деятельности студентов);
- эмпирические методы (беседа, опрос, изучение документов). Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанные методические рекомендаций могут быть использованы в учебном процессе техникума для диагностики и контроля знаний студентов по курсу «Устройство автомобиля».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
В настоящее время проведение целостного учебного процесса не представляется возможным без диагностики и систематического контроля знаний, так как контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и преподавателей. Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения.
Диагностика и систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим, а следовательно, он будет и развивающим и воспитывающим.
В соответствии с первой задачей, мы определили сущность диагностики, цели и функции контроля знаний и умений учащихся, рассмотрели виды и формы контроля. Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются диагностика, контроль и оценка.
Диагностика обучения - обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Она охватывает различные сферы - психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию; выявление динамики образовательных изменений и
личностного приращения в содержании образования, формируемого у студента; переопределение целей, уточнение образовательных программ; корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий. В состав диагностики входят различные формы контроля, который предполагает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учащихся.
Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
- диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
- учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
- определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся
реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции: Контролирующая функция; Обучающая функция; Диагностическая функция; Прогностическая функция; Развивающая функция; Ориентирующая функция; Воспитывающая функция.
Среди различных видов контроля применяемых в техникуме обычно выделяют следующие виды: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, периодический применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала; с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом, все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса [10].
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: Внешний; Взаимный; Самоконтроль.
Среди форм контроля выделим: контрольные работы; зачет по лабораторным, графическим, расчетным и другим практическим работам; квалификационные испытания; курсовое и дипломное проектирование; семестровые, переводные экзамены и государственные экзамены.
Решая вторую задачу нашего исследования мы проанализировали особенности учета и оценки качества результатов профессионального (производственного) обучения. Учет производственного обучения включает следующие составные части (компоненты): собственно учет, т. е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами, показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения; контроль, т. е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.
д.; оценка - суждение (заключение) о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.
Можно выделить следующие виды учета.
• Учет выполнения учебного плана
• Учет выполнения программы производственного обучения
• Учет посещаемости учащихся при обучении
• Учет выполнения норм времени
• Учет выполнения планов производственной деятельности
Основой оценивания служат результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения: устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой - условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых знаков.
В соответствии с третьей задачей мы раскрыли специфику проведения диагностики и контроля по курсу «Устройство автомобиля».
Основными методами контроля знаний и умений студентов в процессе теоретических занятий являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль. Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное издание, выполнить практическую работу, и т.д. В процессе изучения дисциплины «Устройство автомобиля» можно использовать тестовую проверку знаний.
Решая четвертую задачу нашего исследования нами проанализировано учебно-методическое обеспечение контроля знаний студентов по курсу «Устройство автомобиля». Среди требований к учебно-методическому обеспечению контроля знаний студентов, можно выделить следующие рекомендации:
Среди требований к учебно-методическому обеспечению контроля знаний студентов, можно выделить следующие рекомендации:
1. Своевременная разработка качественного учебно-методического обеспечения занятий (см. п. 3.2.)
2. Четкое планирование и следование календарно-тематическому плану и в целом комплексное использование диагностики и разных видов контроля (см. п. 3.1.).
3. Методически грамотный подбор видов и форм контроля знаний студентов (см. п. 1.2.).
4. Своевременное обеспечение занятий необходимым оборудованием, инструментами материалами, средствами обучения и контроля и т.д.
Во время прохождения педагогической практики мы разработали тестовые задания по курсу «Устройство автомобиля».
Решая пятую задачу мы разработали методические рекомендации по организации диагностики и контроля знаний по курсу «Устройство автомобиля» (см. п. 3.3).
Применение тестового контроля на занятиях по «Устройству автомобиля» позволяет повысить объективность контроля, исключить влияние на оценку побочных факторов, таких как личность преподавателя и самого учащегося. Очевидно, что будущее за тестовым контролем и задача его совершенствования является актуальной.
Анализируя итоги проведенной работы можно отметить, что разработанные учебно-методические материалы в виде тестовых заданий по курсу «Устройство автомобиля» помогут обеспечить один из важнейших принципов дидактики - принцип связи теории и практикой.
Анализируя итоги проведенной работы можно отметить, что разработанные учебно-методические материалы в виде тестовых заданий по курсу «Устройство автомобиля» помогут обеспечить один из важнейших принципов дидактики - принцип связи теории и практикой.
1. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий: Кн. для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей шк., гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов пед. вузов / В.С. Аванесов. - М.: Адепт, 1998. - 217 с.
2. Аллахвердиева, Д.Т. Опыт применения тестов для дидактической экспертизы обучения / Д.Т. Аллахвердиева // Высшее образование в России.
- 1993. - №2. - С. 102-104.
3. Аванесов, В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. - М.: Ассоциация инженеров-педагогов, 1996. - 193 с.
4. Аванесов, В.С. Исходные понятия теории педагогических измерений / В.С. Аванесов. - М.: Народное образование, 2005. - 128 с.
5. Аванесов, В.С. Основы педагогической теории измерений / В.С. Аванесов.
- М.: Народное образование. - 2004, 128 с.
6. Айнштейн, В.Г. Об адекватности экзаменационных оценок /
B. Г. Айнштейн, И.Г. Гольцова // Высшее образование в России. 2007. - №3. -
C. 40-42.
7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебновоспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно - методическое пособие / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 2000. - 296 с.
8. Баев, С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / С.Я. Баев. - СПб: Питер, 2008. - 184 с.
9. Баер, В.Г. Слесарь по ремонту автомобилей и тракторов / В.Г. Баер, М.А. Масино, Н.Н. Маслов. - М.: Машгиз, 2003. - 256 с.
10. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2007. - 172 с.
11. Батышев, С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1993. - 187 с.
12. Батышев, С.Я Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / С.Я. Батышева, А.М. Новикова. - М.: ЭГВЕС, 2009. - 238 с.
13. Гришанова, Н.А. Тестовый контроль знаний и умений студентов: методические рекомендации. / Н.А. Гришанова. - М.: Академия, 2010. - 116 с.
14. Данилов, И.А. Общая электротехника с основами электроники: учеб. пособие для студ. не электротехн. спец. средних спец. учеб. заведений / И.А. Данилов, П.М. Иванов. - М.: Высш. Шк., 1998. - 752 с.
15. Джуринский, А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 432с.
16. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под редакцией Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
17. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки
обучения: Экспериментальное педагогическое исследование /
Ш.А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 2000. - 296 с.
18. Морозова, О.П. Педагогический практикум: учебные задания, задачи и
вопросы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
О.П. Морозова. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
19. Мошкова И.Н. Психология производственного обучения / И.Н. Мошкова, С.Л. Малов. - М.: Академия, 2005. - 268 с.
20. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное
пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2000. - 512 с.
21. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по
педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация
«Профессиональное образование», 2001. - 512 с.
22. Репьев, Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография / Ю.Г. Репьев. - М.: Логос, 2004. - 248 с.
23. Подласый, И.П. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
24. Катханов М.В. Методика разработки и внедрения рейтинг-контроля умений и знаний студентов: учебное пособие / М.В. Катханов. - М.: Академия, 2001. - 217 с.
25. Рейтинг в учебном процессе вуза, межвузовский сборник, Опыт. Проблемы. Рекомендации под редакцией Барсукова И.И. и др. - М, 1992. - 117 с.
26. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения / В.А. Скакун. - М.: Форум, 2009. - 336 с.
27. Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ / В.А. Скакун. -М.: Высш. шк., 1987. - 368 с.
28. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
29. Современные дидактические технологии: Методические рекомендации по изучению современных дидактических технологий для слушателей ФППК / Сост. Ю.Н. Бирюкова Кубан. гос. технол. ун-т: Факультет повышения и переподготовки квалификации. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2005. - 45 с.
30. Хлебников, В.А. Централизованное тестирование в России: необходимость, возможность, проблемы / В.А. Хлебников, Т.Г. Михалева // Школьные технологии. - 1999. - №1-2. - С. 213-219.
31. Челышкова, М.Б. Методические рекомендации по разработке и внедрению педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности учащихся / М.Б. Челышкова, Б.А. Савельев. - М.: ИЦ, 1995. - 207 с.
32. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
33. Челышкова, М.Б. Применение математических моделей для разработки педагогических тестов: учебное пособие / М.Б. Челышкова. - М.: Академия, 1995. - 48 с.
34. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Академия, 2000. - 440 с.
35. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования / М.Ю. Федорова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
36. Ульман, И.Е. Техническое обслуживание и ремонт машин / И.Е. Ульман. - М.: Агропромиздат, 2000. - 329 с.
37. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - Мн.: Ушверсггэцкае,
2000. - 560 с.
38. Черепанов, С.С. Оборудование для текущего ремонта./ С.С. Черепанов - М.: Знание, 2001. - 318 с.
39. Чернилевский, Д.В. Технологии обучения в высшей школе. / Д.В. Чернилевский, О.К. Филатов. - М.: Флинта, 2006. - 203 с.
40. Шамова, Т.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. - М.: Инфра-М, 2004. - 221 с.
41. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
42. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2000. - 135 с.