Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совокупность взглядов массового сознания на историю, сущность и итоги деятельности псковского князя литовского происхождения Довмонта

Работа №59445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы45
Год сдачи2015
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
310
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ 7
П. 1.1. ИСТОРИОГРАФИЯ 7
П. 1.2. БИОГРАФИЯ ДОВМОНТА 10
П. 1.3. ИСТОЧНИКИ 13
ГЛАВА 2. ОБРАЗА КНЯЗЯ ДОВМОНТА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
ДО 19 ВЕКА 18
П. 2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ДОВМОНТА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ
ПАМЯТИ 18
П. 2.2. ДОВМОНТ И АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ 25
ГЛАВА 3. ОБРАЗ КНЯЗЯ ДОВМОНТА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В
19-21 ВЕКАХ 27
П. 3.1 19 ВЕК: ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБРАЗА 27
П. 3.2. 20-21 ВЕКА: ВОЗРАСТАЮЩИЙ ИНТЕРЕС 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ЛИТЕРАТУРА 40
ПРИЛОЖЕНИЯ

В 2011 году на канале РТР был реализован проект непосредственно связанный с именем князя Довмонта- под патронажем и идейным руководством известного историка-археолога А.Н. Кирпичникова была сделана точная реплика меча Довмонта, также был снят фильм « Слово о мече и князе», затем копия меча была передана псковской епархии для помещения его в Троицком соборе псковского Кремля. 2016 год в Пскове депутатами псковского областного собрания был объявлен годом князя Довмонта. Конечно, для всего российского общества, тем более на фоне происходящих в нашей стране событий эти явления не стали сколько-нибудь заметными и многозначительными. Но для жителей Пскова и Псковской области, как и для истории и тем более для культурно-исторической памяти в нашей стране это очень значимый и, несомненно, существенный факт.
Одной из важных и сравнительно малоизученных сторон в истории России является изучение формирования образов исторических деятелей в культурно-исторической памяти. Зачастую формирование подобного образа являлось сложным и многогранным процессом, зависящем от расстановки политических сил в текущем моменте, политических предпочтений населения, существующей в обществе идеологии или религии. При этом фигура исторического деятеля в культурной памяти с течением времени подвергалась существенным трансформациям, зачатую искажавшим ее исходный облик до неузнаваемости. К числу подобных исторических деятелей относится псковский князь литовского происхождения Довмонт. Фигура князя Довмонта неоднократно становилась предметом исторических исследований. Интерес к этому князю появился еще в эпоху Московского государства, сохранялся в советское время, значительно увеличился в постсоветской России. Однако практически все существующие в настоящее время работы посвящены изучению жизни и политической деятельности Довмонта, не затрагивая вопроса изменения его образа в народной памяти и в культурном наследии. Между тем этот вопрос представляется важным как ввиду относительно широкой представленности князя Довмонта в историческом сознании современных россиян, так и ввиду попыток использования его имени и биографии в политической жизни последних лет.
Объектом нашего исследования будет выступать культурно-историческая память российского общества.
Предметом исследования является совокупность взглядов массового сознания на историю, сущность и итоги деятельности псковского князя литовского происхождения Довмонта.
Основными целями нашей работы являются:
1. Прояснение вопроса о сущности содержания культурно-исторической памяти, а так же динамика изменения этих представлений.
2. Соотношение образа исторического деятеля в культурно-исторической памяти и реальной биографии
3. Поиск причин изменения содержания образа князя Довмонта в культурно-исторической памяти
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать содержание научных представлений о князе Довмонте на различных периодах развития отечественной исторической науки.
2. Установить влияние политического фактора на содержание и динамику образа князя Довмонта в массовом и научном сознании
3. Установить характер и содержание массовых народных представлений о князе Довмонте в различные исторические эпохи.
В качестве основных методов в нашей работе будут выступать использованы как общенаучные, так и частные исторические методы
Главными методами, которые будут использованы в нашей работе, выступают специфические методы, присущие исторической науке:
1. Сравнительно-исторический. Суть этого метода заключается в сравнении различных исторических явлений и выявлении черт их сходства и различия, а так же и причин, породивших сходство и различие исследуемых феноменов.
2. Метод терминологического анализа. Сущность этого метода заключается в анализе используемых терминов
3. Описательно-повествовательный метод, сущность которого заключается в установлении и изложении фактического материала с последующей его оценкой и интерпретацией.
4. Биографический. Данный метод сводится к анализу биографии того или иного исторического деятеля и установлению связей между существенными фактами биографии и историческими событиями.
3. Метод ретроспективного анализа. Сущность этого метода заключается в изучении более поздних этапов эволюции исторического явления для понимания причин происходящего на более ранних этапах.
Кроме частных методов исторического анализа будут использованы так же и общенаучные методы, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация, обобщение и аналогия.
Рассмотрению источников для нашей работы, а так же и историографии, посвященной проблеме, будет посвящена отдельная глава.
Нижней хронологической границей нашей работы будет выступать рубеж 13-14 веков, верхней - настоящий момент времени.
Территориальные рамки нашего исследования будут охватывать пространство Московского государства, а так же и прилегающих земель Великого Княжества Литовского.
Структура работы будет состоять из трех глав. В первой главе будет дан обзор используемых источников, а так же историографии посвященной проблеме
Вторая глава будет посвящена формированию образа Довмонта в культурно-исторической памяти Псковского княжества вскоре после его смерти. Как будет показано, довольно быстро сложились две практически несовместимые между собой парадигмы, одна из которых с полным основанием может быть названа «черным мифом», а вторая - «белым мифом». Будут рассмотрены вопросы, связанные с канонизацией Довмонта в качестве небесного покровителя Пскова, а так же и трансформацию образа князя в эпоху утраты псковской государственности как таковой. Будет показано, что, несмотря на эту потерю, образ Довмонта довольно быстро вышел на общероссийский уровень и занял важное место в пантеоне героев
Третья глава охватит вопросы, связанные с трансформацией образа Довмонта в 19 веке. Как следует из исторических источников, в это время образ князя вновь занял определенное (хотя и не очень значительное) место в перечне известных россиян. В этой главе будут так же рассмотрены проблем, связанных с трансформацией образа Довмонта в 20 веке, а так же и в современную эпоху. Наиболее важным здесь представляется политический аспект проблемы. Так же будет рассмотрен вопрос о соотношении образа Довмонта с образом князя Александра Невского, сходство и различие этих образов в народном сознании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Опираясь на вышесказанное можно подвести некоторые выводы. Основным результатом княжения Довмонта в Пскове безусловно стало окончательное оформление независимого Псковского государства. Соответственно этому сформировался и первоначальный образ князя - образ не потерпевшего ни единого поражения полководца, успешно отстаивающего псковские интересы. Так же сформировался своеобразный пантеон первых псковских святых: Княгиня Ольга, Всеволд-Гавриил защитник и строитель Троицкого собора, Тимоей-Довмонт бывший язычник-литовец, ставший страстным защитником города и православной веры, Преподобная Ефпраксия (тетя Довмонта, погибшая в Ливонском ордене) и Марфа Дмитриевна (жена Довмонта) Таким образом помимо самого Довмонта ещё и две его близкие родственницы являются псковскими святыми.. Главным мотивом деятельности Довмонта выступал патриотизм и любовь к городу, ставшему второй родиной. В этом смысле образ Довмонта подобен другим образам национальных героев различных стран, стоявших у истоков их государственности - Гарибальди, Вашингтона и др. Отличие от них заключается в том, что образ Довмонта не связан не только ни с какими существенными социальными реформами, но в источниках даже ничего не упоминается о его внутренней политике. Здесь следует вспомнить, что псковская государственность формировалась в Средние века, то есть в эпоху преобладающей ориентации не на будущее, а на прошлое. В этом контексте национальный герой и не должен быть реформатором, он должен быть глубоко религиозным человеком. Именно это мы и наблюдаем в культурно-исторической памяти о Довмонте. К успешной внутренней политике можно отнести строительство в Пскове крепостной стены и посада внутри неё, так называемого «Довмонтова города». Этот город на несколько столетий сформировал неповторимый средневековый образ Пскова.
Наряду с образом успешного полководца и воина в культуре Пскова почти с самого начала сформировался и другой образ - образ глубоко верующего человека, причисленного к лику святых. Разумеется, такой идеальный образ - сочетание подвижника, святого и полководца - представляет собой ни что иное как национальный миф. Этот миф понадобился на этапе становления псковской государственности для помещения в ее начало идеального героя - борца за независимость, так и в качестве политического идеала для будущих правителей Пскова. Примечательно то, что в псковской версии мифа очень большую роль играли «мужи псковичи», благодаря храбрости которых Довмонт во многом и одерживал свои победы. Это обстоятельство во многом объяснялось политическим устройством Псковской республики, в которой ведущую роль играло народное собрание - вече. В связи с этим можно предположить и то, что сведения о внутренней политике Довмонта не сохранились во многом еще и потому, что вмешательство князя во внутренние дела Пскова не считалось обоснованным и необходимым. В рамках вечевой политической системы идеальный князь должен был выполнять лишь одну функцию - внешнеполитическую, сводившуюся в то время преимущественно к обороне своих границ (и нападении, при удобном случае, на соседей с целью расширения внешнеполитического влияния).
Миф о Довмонте видимо довольно успешно функционировал в контексте псковской культуры в период существования Пскова как независимого государства, однако в других частях будущей России был почти неизвестен. Дальнейшее его развитие было связано с происходившими в то время политическими процессами. С начала правления Довмонта и приблизительно до середины 15 века Псков имел тесные связи с Литвой это помогало Пскову вести независимую от Новгорода политику и при этом давало сильного союзника, хотя не всегда надёжного, в борьбе с Орденом. Но после череды литовских походов в начале 15 века, Псков стал искать более надёжного и сильного союзника и нашёл его в серьёзно укрепившемся Московском государстве. Естественно что в этот период в Пскове сформировалось две партии «промосковская» и «пролитовскя», как нам известно, в конечном итоге победила московская, как более сильная и надёжная, две последних перед «псковским взятием» войны с Орденом были одержаны благодаря серьёзной военной поддержке Москвы В этих условиях в относительно отдаленной Москве, за спиной которой стояли могущественных правители Золотой Орды, а после 1480 года некоторые союзные Москве татарские князья, многие жители Пскова видели естественного союзника, способного гарантировать независимость молодой республике, при этом не очень сильно, ввиду удаленности, вмешиваясь в ее внутренние дела. Поначалу этот расчет оправдался. Однако затем усиление Москвы пошло значительными темпами, Новгородская республика была присоединена к ней, а в 1510 году и Псков потерял свою независимость. В этих условиях память о Довмонте подверглась существенной редакции «промосковской» частью летописцев, что хорошо заметно например, во Второй и Третьей Псковских летописях. Суть этих изменений сводилась к устранению всяких упоминаний о псковской демократии, а так же и о независимости Пскова. В таком виде образ Довмонта просуществовал еще около полувека. Общероссийской известности князя сильно способствовала Ливонская война, проходившая преимущественно на тех же территориях где сражались войска Довмонта несколькими веками ранее.
Формирование образа Довмонта в общероссийской памяти произошло вскоре после окончания Ливонской войны, одним из ключевых событий которой стала оборона Пскова от войск Стефана Батория. Это событие имело большое политическое и идеологическое значение. Довмонт был канонизирован как общероссийский святой, сложился единый канон его жизнеописания. Очевидно, что центральным властям нужен был герой, успешно боровшийся ранее с Ливонским орденом. Основной массе населения, возможно, образ Довмонта был нужен как своего рода компенсаторная фигура победителя ливонцев, после тяжелой проигранной войны. Можно заключить и то, что миф о Довмонте понадобился центральной власти Московского государства в эпоху его консолидации неслучайно - нужен был пантеон национальных героев, на этот раз общероссийского масштаба. Довмонт подходил на эту роль идеально, так как из имеющихся его биографий создавалось впечатление о его сугубо полководческой деятельности - победах над актуальным и ныне противником. Альтернативная фигура князя Александра Невского обладала рядом существенных недостатков, среди которых следует выделить в первую очередь его сотрудничество с татарами и жестокие меры по подавлению протестов в Новгороде. Вызывали вопросы и отношения Александра Невского с населением Новгорода, его роль во время антитатарских восстаний в 1252 и 1262 годах. Единственное в чём серьёзно проигрывал Довмонт это своей родословной - он был литовцем - то ли сыном то ли свояком Миндовга. В принципе оба мифа - и миф о Довмонте и миф об Александре Невском были созданы по единому образцу, заметно и сильное сходство в их жизнеописаниях,
При Петре Первом выбор был сделан в пользу Александра Невского, были торжественно перезахоронены его останки, построена Александро- Невская лавра, учрежден орден имени Александра Невского и т д. В общественном сознании символом отражения агрессии Тевтонского ордена надолго стало Ледовое побоище. Петру Первому нужна была легитимизация захваченных на Балтике территорий и фигура Александра Невского походила для этого как нельзя лучше.
Во многом благодаря этому, не только в государственной пропаганде, но и в общественном сознании миф об Александре Невском явно победил миф о Довмонте.
Определенное «воскрешение» образа Довмонта в массовом сознании произошло в 19 веке, после создания знаменитого труда Карамзина, когда в российском обществе проснулся живейший интерес к российской истории допетровского периода. Его причины лежали как в плоскости сугубо литературной - князь Довмонт был практически идеальным героем для писателей-романтиков - так и в политической - правление Николая Первого сопровождалось активной военно-патриотической пропагандой, и образ князя-воина, защищающего Русь от врага был более чем удачен.
При Александре Втором образ Довмонта был интегрирован в длинный ряд князей и полководцев, создававших и защищавших Русь. Вместе с Александром Невским и Даниилом Галицким Довмонт стал считаться человеком, спасшим Русь от окончательной гибели. В таком образе он и попал в программы гимназий (а позднее - и в современные школы).
В начале советского периода оба мифа, как Александра Невского, так и Довмонта, были подвергнуты решительной ревизии, их главные персонажи осуждены как представители «эксплуататорских классов». Однако, ввиду начала Второй мировой войны и тяжелых поражений советских войск на фронте, советское руководство было вынуждено вновь обратится к патриотическим настроениям в обществе. Александр Невский вновь стал основным героем пропаганды, был снял известный фильм, учрежден орден имени Александра Невского, в его честь стали называть танки, станции метрополитена и др.
Образ Довмонта в этой связи явно находился в тени - он не был предметом ни широкой общественной дискуссии, ни популярной темой для научных исследований.
Возросший интерес к личности Довмонта в современный период является прямым следствием роста консервативно-патриотических настроений в обществе. Несмотря на то, что в настоящее время фигура Александра Невского явно занимает в историческом сознании более важное и обширное место (показателен известный опрос «Имя Россия» на одном из федеральных каналов в 2008 году в котором Александр Невский занял первое место, а Довмонт даже не был представлен в числе номинантов). Особенно важно в этой связи литовское происхождение князя, ставшего псковским князем и, соответственно, «русским патриотом». Данный факт позволяет определенным политическим силам создавать спекуляции на тему «единого, но разделенного» народа.
Отдельно следует отметить значительные усилия по популяризации образа Довмонта, предпринятые органами власти Псковской области, а так же и местными псковскими активистами. Цель этих усилий, очевидно, заключается в повышении «патриотизма», а так же в попытках развития внутреннего туризма. Следует признать, что в настоящее время, как и в 14-15 веках Довмонт в большей мере является фигурой особенно популярной именно в Пскове. В этом современная ситуация весьма напоминает ту, что сложилась вскоре после смерти Довмонта, вплоть до обороны Пскова от войск Стефана Батория.
Характерно то, что в отличии от Александра Невского, образ Довмонта пока не породил ни в общественном сознании, ни в среде историков существенных контрверсий, подобных спорам про Ледовой побоище, Невскую битву и др.
Следует так же указать и на то, что современная Псковская область является одной из самых экономически депрессивных регионов России. Рост популярности Довмонта в подобной ситуации может существенно увеличить популярность местного туризма, увеличив, таким образом, доходы бюджета и благосостояние местных жителей. Поэтому, вероятно не случайны усилия, предпринимаемые в последние годы местной властью в вопросе поддержания в России памяти о своем знаменитом князе.



1. Андреев А. Довмонт князь Псковский. М., 1835
2. Андреев А. Р Андреев. Князь Довмонт Псковский. Документальное жизнеописание. Историческая хроника XIII века. Москва. Издательство Межрегион. центр отрасл. информатики Госатомнадзора России. 1998.
3. Болохвитинов Митрополит Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. Киев: Типография Киево-Печерской Лавры. 1831.
4. Большая советская энциклопедия. М.: издательство Большая советская энциклопедия. 1969-1978.
5. Екатерина II. Российская история записки великой императрицы. М.: Орбита. 2008.
6. Иловайский Д. И. Краткие очерки Русской истории. М.: типография Грачева и Ко. 1868.
7. Ильинский Н. Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания. Заключающее в себе многия достойныя любопытства происходимости, составленное из многих древних летописцов, надписей, записок и Российской истории Николаем Ильинским. - Ч.П. - С¬Пб., 1791.
8. Карамзин. История государства российского. М.: Феникс. 1994.
9. Насонов А. Н. История русского летописания XI—начала XVIII в.: Очерки и исследования / Отв. ред. академикБ. А. Рыбаков. М.:Наука, 1969.
10. Охотникова В. И. Литературная история повести о Довмонте. Диссертация кандидата исторических наук. М., 1980.
11. Охотникова В.И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исследования и тексты: В 2т. -СПб.: "Дмитрий Буланин", 2007.
12. Полное собрание русских летописей. СПб: "Дмитрий Буланин", 2003.
13. Псковские губернские ведомости. 1899 год. Номера 1-48.
14. Псковские епархиальные ведомости. 1899 год. Номера 1-24. Издательство Псковской Епархии.
15. Рахматуллин Т. М. Сказание о забытом князе. Псков, 2015., С. 4
16. Русско-Ливонские акты, собранные К.Е. Напьерским. - СПб., 1868.
- С. 11-13.
17. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития : обзор редакций и тексты / Серебрянский Н. И. / издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете. - М. : Синодальная типография, 1915.
18. Советская историческая энциклопедия. М.: издательство «Советская энциклопедия». 1961-1971.
19. Соловьев С. М. История России с древнейших времен до наших дней. М.: Феникс, 2009.
20. Татищев В. Н. Собрание сочинений. В 8 т. М.—Л., Наука. 1962— 1979. (переиздание: М., Ладомир. 1994)
21. Чешихин-Ветринский Е.В. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. - Рига, 1879.
22. Чориков Б. А. Живописный Карамзин, или российская история в картинках. СпБ., 1836
23. Энгельман А. Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII и XIV столетиях. СПб. 1858
24. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001.
25. Янин В.Л., Зализняк А, А. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1984-1989гг.). - М.: Наука, 1993.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ