Введение 3
1. Теоретико-методические основы исследования адаптации персонала в 6 организации
1.1 Сущность основных понятий 6
1.2 Виды адаптации персонала в организации 12
1.3 Методы управления адаптацией персонала 22
2. Анализ системы адаптации персонала в ООО «Колорит» 31
2.1 Анализ ситуации в отрасли 31
2.2 Общая характеристика деятельности организации 39
2.3 Анализ организационной структуры управления 43
2.4 Практика адаптации персонала в ООО «Колорит» 47
3. Совершенствование управления адаптацией в ООО «Колорит» 54
3.1Обучение персонала как способ ускорения адаптационного процесса 54
3.2 Внедрение регламентов организации как условие улучшения 63 адаптации персонала
3.3 Рекомендации по проведению корпоративных мероприятий в 67 организации
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложения
В настоящее время вопросам адаптации новых сотрудников стали уделять все больше внимания. Прежде всего, это связано с изменениями, которые происходят на рынке труда. Потенциальные работники уже не спешат демонстрировать безмерную радость, если получают предложение со стороны работодателей, как это было в докризисный период. Процесс адаптации новых сотрудников в организации является продолжением процесса отбора. Если система адаптации в компании не выстроена, не формализована, то, как показывает практика, наибольшее количество сотрудников увольняется в период испытательного срока. К сожалению, не во всех компаниях такая формализованная система присутствует. Это связано с тем, что в сознании руководителей пока еще живут стереотипы о способности хорошего работника самостоятельно адаптироваться. С другой стороны, наличие в штате менеджера по персоналу, предполагает, что он как-нибудь проконтролирует процесс вхождения работника в коллектив. Если же работник не «прижился», то менеджер по персоналу подберет другого.
И тот, и другой стереотип являются заблуждениями, которые влекут за собой негативные последствия. Для работника, брошенного «на произвол судьбы», вхождение в коллектив будет выглядеть, как прыжок в ледяную воду, а это чревато сильным стрессом. Что касается контроля со стороны менеджера по персоналу, то в процессе адаптации главную роль выполняет непосредственный руководитель или специалист-наставник. Менеджер по персоналу, безусловно, также является ключевым звеном в данной цепочке, но, скорее разработочным, чем процессуальным.
Если в организации присутствует высокий уровень текучки кадров (особенно в период испытательного срока), это влечет за собой массу потерь для компании. Во-первых, это может быть утечка коммерческой информации, которую не стоило бы широко транслировать. Во-вторых, компания может потерять свою репутацию на рынке, так как наш российский соискатель сразу
же сделает вывод о том, что из хороших компаний не уходят. Это может привести в итоге к сложностям в привлечении потенциальных работников. И в третьих, компания потеряет время, силы, деньги на подбор, отбор и обучение новых сотрудников. И еще один негативный момент - сотрудник может пройти обучение, получить опыт, а потом устроиться на работу к тем конкурентам, где процессу закрепления работников уделяют более пристальное внимание.
Таким образом, процесс адаптации преследует несколько целей:
- сокращение текучки кадров (особенно в период испытательного срока);
- сокращение так называемых стартовых издержек (работник быстрее достигает тех стандартов работы, которые от него требуются);
- экономия времени руководителей (сотрудник, который плохо адаптировался в компании, требует больше времени на объяснение возложенных на него задач);
- создание у сотрудника позитивного отношения к работе, снижение уровня тревожности (быстрая подготовка в срок лояльного сотрудника с акцентом на необходимых для успешной работы знаниях и навыках, эффективное вовлечение нового члена команды во все процедуры, происходящие в компании).
Актуальность данной темы исследования объясняется тем, что основной целью адаптации персонала, является обеспечение наиболее легкого вхождения, новых работников в уже сформировавшийся коллектив, а, следовательно, чем быстрее новый работник будет чувствовать себя увереннее новом коллективе, тем быстрее и успешнее он будет выполнять поставленные руководством задачи, значит уровень конкурентоспособности и прибыли предприятия будет повышаться
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены понятия, методы, виды адаптации и изучена литература по кадровому менеджменту авторов Ю.Г. Одегоав, Т.В. Никоновой, Е.В. Куприянчук, В. А. Скляревской, Кибанова А.Я., Прошиной А.Н., Тюлькиной Ю.С и других.
Целью работы является изучение управления адаптацией персонала в торговой организации на примере ООО «Колорит».
Данная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть сущность основных понятий адаптации;
- изучить виды адаптации персонала в организации;
- исследовать методы управления адаптацией персонала;
- провести анализ ситуации в отрасли строительных материалов;
- сделать анализ организационной структуры ООО «Колорит»;
- провести анализ системы адаптации в ООО «Колорит»;
- рассмотреть систему обучения персонала в ООО «Колорит»;
- разработать рекомендации по развитию системы адаптации в организации.
Объектом изучения данной выпускной квалификационной работы является ООО «Колорит».
Предметом исследования - управление адаптацией персонала в ООО «Колорит».
В процессе проведения исследования использовались такие методы, как индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнения, расчетно-аналитический, табличный, графический, описательный и другие.
Теоретической основой исследования явились труды ученых, опубликованные в ведущих научных журналах, монографии, материалы конференций, учебная и учебно-методическая литература, а также данные ООО «Колорит».
Адаптация является одним из элементов системы управления персоналом предприятия. Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели.
Новый коллектив для работника - это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условностями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (специальности) или нового рабочего места. Естественным ходом работодателя и обязанностью его службы управления персоналом становится работа по адаптации нового работника.
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, основными из которых являются: объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников); слаженность механизма управления процессом адаптации новых работников организации; гибкость системы обучения работников организации; особенности социальнопсихологического климата, сложившегося в трудовом коллективе; личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением.
Существуют следующие формы адаптации: социальная,
производственная, профессиональная, психофизиологическая, социальнопсихологическая, организационная, экономическая.
Различают следующие методы адаптации: экономические,
организационно-административные, социально-психологические
Опыт отечественных организаций показывает, что в стране проблеме профориентации и адаптации персонала уделяется очень малое количество времени. Мало управленцев воспринимают профориентацию и адаптацию как методы регулирования предложения рабочей силы в организации и способ экономии затрат. Узкая ведомственность противодействует развитию органов управления профориентацией и адаптацией. Это не позволяет устранить организационные недостатки в практике профориентации и адаптации, углубляя их на каждом последующем уровне управления. Опыт зарубежных стран и четко отлаженный процесс ориентации персонала, способны помочь отечественным организациям существенно сократить временные и финансовые издержки, а так же максимально снизить текучесть персонала.
Анализ ситуации на рынке стройматериалов показал, что рынок является достаточно насыщенным.
Сеть магазинов для ремонта ООО «Колорит», осуществляющих розничную и оптовую продажу строительно-отделочных материалов, сталкивается с высокой конкуренцией. Основными конкурентами компании являются «Леруа Мерлен», «Мегастрой», «СатурнСтройМаркет», «OBI», «Максидом», «Риф», «Империя Ремонта», «Агава».
В компании создана линейно-функциональная организационная структура управления. Считаем, что данная структура соответствует цели и масштабам деятельности компании. Численность сотрудников за два года не изменилась. Наибольшую долю в структуре персонала занимают продавцы. На 92% коллектив состоит из молодежи. Быстрое включение молодых специалистов в производственную деятельность организации имеет большое значение, поскольку от степени, сроков и результатов адаптации в определенной мере зависит эффективность всей последующей трудовой деятельности молодых специалистов, их стабильность, уровень активности, состояние трудовой дисциплины, процесс формирования личности.
Результаты адаптации молодого специалиста отражаются на показателях работы всей организации в виде потерь рабочего времени, дополнительных издержек, связанных с переквалификацией, текучести кадров.
Обучение персонала в компании ООО «Колорит» проходит следующие
этапы:
- обучение при приёме на работу;
- обучающая подготовка;
- адаптация;
- повышение уровня профессиональных компетенций.
В целях повышения эффективности работы с вновь принятым персоналом предлагается внедрить систему наставничества. В работе представлено разработанное Положении о наставничестве, которое закрепляет порядок отбора и обучения наставников, порядок организации их работы, а также их обязанности, права, систему материальной и нематериальной мотивации и прочие важные моменты. Также мы предлагаем использовать в процессе адаптации так называемый Личный план профессионального развития. По нашим расчетам, годовой экономический эффект от внедрения данной системы составит 61,152 тыс. руб..
Социальный эффект от внедрения предложений выразится в росте самооценки наставников, формировании комфортных условий для новых сотрудников, возрастет уровень занятости населения в городе.
Кроме того, в целях повышения эффективности существующей системы адаптации персонала рекомендуется внедрить на предприятии регламент выполнения процедуры «Адаптация и прохождение испытательного срока». Также предлагается внедрить «Стандарт обслуживания покупателей в сети магазинов «Колорит»». Он будет предназначен для повышения качества предоставляемых компанией услуг и облегчения адаптационного процесса новых сотрудников компании.
Также мы предлагаем внедрить в компании стандарт внешнего вида продавца-консультанта.
Корпоративные мероприятия предлагается проводить согласно Матрице «9 шагов к празднику».
В конечном итоге, реализация предложенных рекомендаций позволит не только повысить эффективность адаптации, но и будет способствовать развитию корпоративной культуры ООО «Колорит».
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 13.07.2015г.)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.)
3. Авдеенко М.А., Слепцова Е.В. Анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2015. № 46. С. 62-66.
4. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами 8-е издание. / Пер. с анг. Под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2004. - 832с.
5. Асалиев А.М., Мирзабалаева Ф.И., Алиева П.Р. Развитие трудового потенциала: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 281 с.
6. Белецкая И.Е. Трудовая адаптация персонала // Наука и общество в условиях глобализации. 2015. № 1 (2). С. 86-90.
7. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: учебник. - М.: Проспект, 2014. - 688 с.
8. Гайсина Л.М. Адаптивное управление в условиях социальных перемен // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1518.
9. Голубь А.С. Управление кадровым потенциалом строительной компании // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-6.
С. 33-36.
10. Гридяев М.Н., Захарова Ю.Н., Мызрова К.А., Туганова Э.А. Роль организационной культуры в системе адаптации персонала // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-1. С. 143-146.
11. Гурова Ю.В., Карпова М.В. Адаптация персонала предприятия в условиях инновационного развития бизнеса // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2014. № 1. С. 135-141.
12. Гусарева Н.Б., Андрианова А.В. Роль адаптации в повышении производительности труда работников // Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 3 (25). С. 117-123.
13. Дробышева В.Г., Костылев А.А. Реализация комплексного подхода к управлению адаптацией персонала организации предпринимательского типа // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 12. С. 70-75.
14. Дробышева Л.В. Адаптация персонала // Вестник стипендиатов ДААД. 2015. Т. 1. № 1-1 (12). С. 137-141.
15. Дутттин В.И. К вопросу о сущности и видах адаптации персонала // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2014. № 2. С. 68-72.
16. Е.В.Куприянчук, Ю.В.Щербакова Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Уч. пос. // Е. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 255 с.
17. Жаткина И.В., Леонтьева Д.П. Особенности процесса адаптации персонала в организации // Вестник СамГУПС. 2016. № 1 (31). С. 119-123.
18. Загидуллина А.В. Основные проблемы совершенствования системы адаптации персонала в организации // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2016. № 10-2. С. 32-35.
19. Ибрагимов А.У., Ибрагимова Л.А., Караваева М.В. Сущность и структура кадрового потенциала // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 2. С. 49-53.
20. Канавина Н.И., Полынова Л.В. Адаптация персонала как фактор поддержания кадрового потенциала: опыт российского предприятия // Вопросы экономики и права. 2015. № 87. С. 114-116.
21. Кейта С. Адаптация нового персонала на предприятии // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 105. С. 210-225.
22. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014. - 440 с.
23. Кирилина Ю.Н., Калимуллин Д.М. Разработка системы адаптации производственного персонала как способ уменьшения сопротивления изменениям на предприятии // Региональное развитие. 2015. № 7 (11). С. 2.
24. Кириллов А.В. Определение потребности, планирование привлечения, адаптации персонала и расходов на него // Материалы Афанасьевских чтений.
2016. № 1 (14). С. 119-127.
25. Ковалева К.В., Нацыпаева Е.А. Управление адаптацией персонала: современный взгляд на традиционную проблему // Факторы успеха. 2014. № 2 (3). С. 34-40.
26. Коноплева Г.И. Адаптация персонала в организации // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2 (104). С. 68-70.
27. Крутцова М.Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие. - Вологда: Легия, 2013. - 128 с.
28. Куликов Ю.А. Эффективность использования кадрового потенциала организации // European science. 2015. № 3 (4). С. 20-24.
29. Курганов М.А., Касьянова К.Д. Подходы к адаптации персонала: от рядового сотрудника до руководителя // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 54-57.
30. Курченко С.С., Лымарева О.А. Управление адаптацией персонала торгового предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 (51). С. 18-22.
31. Куршаков А.Ю. Адаптация новых сотрудников: понятие, цели, инструменты // Молодежь и наука. 2015. № 4. С. 20.
32. Кучковская Н.В. Адаптация персонала как процесс взаимодействия // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2015. № 1 (4). С. 216218.
33. Логвинова А.Н. Система управления адаптацией персонала в организации // Вестник научных конференций. 2015. № 3-4. С. 95-98.
34. Луферова А.Д., Мазаева М.Р. Профессиональная адаптация как процесс управления персоналом // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 20.
35. Мозгалина Д.С. Адаптация персонала в условиях внедрения информационных систем // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12-2. С. 255-259.
36. Морозов Д.А. Адаптация персонала в современной организации: проблемы формирования // Новая наука: От идеи к результату. 2015. № 5-2. С.
61- 63.
37. Москвитина Ю.И., Гостюшева Е.М. Адаптация персонала в организации (документационный аспект) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2014. № 11. С. 253-256.
38. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В. Аудит и контроллинг персонала: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2010. - 672с.
39. Олейникова А.А. Адаптация персонала как фактор эффективного управления // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 103-105.
40. Оноприйчук Б.С., Кислов А.В. Основные цели и этапы адаптации персонала в организации // Социальные науки. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 10-15.
41. Панина А.В. Адаптации персонала в современной организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 5 (10). С. 51-56.
42. Петрова Е.А. Методические подходы к оценке системы адаптации персонала // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2015. № 3 (32). С. 79-86.
43. Прошина А. Н. Адаптация персонала в российских организациях: социально-управлен. анализ (на примере работников с огранич. возможн.): Моногр. // А.Н. Прошина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 124 с.
44. Романова Ю.А. Оптимизация отбора и профессиональной адаптации персонала в организации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 1 (12). С. 70-79.
45. Савин В.Н., Погарцева Е.Е. Текучесть кадров как информационный фактор управления трудовой адаптацией на промышленном предприятии // Аграрный вестник Урала. 2014. № 1 (119). С. 91-93.
46. Скляревская В. А. Экономика труда: Учебник для бакалавров / В. А. Скляревская. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 304 с.
47. Сысолятин А.В. Управление адаптацией персонала торгового предприятия // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 1 (13). С. 17.
48. Тюлькина Ю.С. Сущность и принципы адаптации персонала // Вестник ВГУ, Серия: Экономика и управление. 2012. №1. С. 109-113.
49. Ураев Г.А. Производительности труда и адаптация персонала // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2016. № 1 (2). С. 125-127.
50. Христенко Е.В., Омеляненко Т.А Теоретические основы системы управления процессом адаптации персонала организации в современных условиях // Экономика Крыма. 2014. № 1. С. 144-148.