ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты концептологического исследования 5
1.1. Лингвистическая концептология как раздел когнитивной
лингвистики и ее терминология 5
1.2. Понятие концепта в лингвистической концептологии.
Классификация концептов 11
1.3. Структура концепта 16
1.4. Метафорическая диффузность лингвокультурного концепта 22
Выводы по главе I 25
Глава 2. Исследование метафорической диффузности концепта
«абитуриент» в русской и немецкой лингвокультурах 27
2.1. Метафорическая диффузность концепта «абитуриент» в русской
лингвокультуре 27
2.2. Метафорическая диффузность концепта «Abiturient» в немецкой
лингвокультуре 36
Выводы по главе II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
В данной работе мы рассматриваем метафорическую диффузность концепта «абитуриент» в немецкой и русской лингвокультурах.
Концепт является одним из важнейших понятий, используемых учеными в когнитивной лингвистике, при этом оставаясь достаточно популярным предметом исследования. Многие работы направлены как на изучение самого концепта, так и различных его аспектов. В отечественной лингвистике впервые этой темой заинтересовался С.А. Аскольдов-Алексеев в 1928 году. Среди других ученых, внесших значительный вклад в развитие направления лингвистической концептологии можно назвать С.Г. Воркачева, Г.Г. Слышкина, В.И. Карасика, В.А. Маслову, Е.С. Кубрякову, И.А. Стернина, Ю.С. Степанова и др. Среди иностранных исследователей в области когнитивной лингвистики следует выделить А. Вежбицкую, Дж. Лакоффа, Г. Томпсона, У. Чейфа, Л. Талми, Р. Джакендоффа, Р. Лангакера и др.
Само понятие метафорической диффузности принадлежит Г.Г. Слышкину, который рассматривает ее в качестве одной из основных характеристик ассоциативных свойств концепта.
Несмотря на большое количество проведенных исследований, данная область во многом остается недостаточно изученной и по-прежнему представляет интерес для многих лингвистов.
Актуальность темы исследования определяется малой изученностью концепта «абитуриент» в сопоставительном аспекте.
Объектом изучения в данной работе является концепт «абитуриент».
Предмет исследования - экстразона концепта в русской и немецкой лингвокультурах.
Целью исследования является сравнение степени метафорической диффузности, присущей концепту «абитуриент» в русской и немецкой лингвокультурах. В соответствии с целью, были определены следующие
задачи:
1) собрать фактический материал, представляющий собой случаи использования метафорической диффузности исследуемого концепта на русском и немецком языках;
2) провести анализ метафорической диффузности концепта на основе собранных примеров;
3) выявить сходства и различия понимания концепта в России и Германии посредством сравнительного анализа.
В ходе исследования применялись следующие методы: интерпретативный, количественный, сравнительный анализ, классификация.
Фактический материал был отобран на основе национальных языковых корпусов русского и немецкого языков, архивов русских и немецких средств массовой информации. В общей сложности было отобрано 88 текстовых единиц на русском и немецком языках, представлявших собой случаи проявления метафорической диффузности.
Научная значимость данной работы обусловлена проведением параллелей между пониманием одного концепта представителями двух различных культур как способа характеристики этих культур.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов в качестве материалов для занятий по лингвострановедению Германии и России, а также лексикологии и концептологии.
Настоящая дипломная работа прошла апробацию на Итоговой научнообразовательной конференции студентов Казанского университета, прошедшей 5 апреля 2016 года. По итогам конференции материалы исследования были опубликованы в Сборнике трудов Ежегодной научно-практической конференции К(П)ФУ.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Данная работа была направлена на изучение особенностей концепта «абитуриент» для русской и немецкой лингвокультуры в отношении проявления метафорической диффузности в отдельных случаях использования концепта.
В качестве теоретической подготовки к исследованию были рассмотрены различные точки зрения на понимание концепта, его структуру, характеристики его структурных компонентов, в частности - метафорическую диффузность.
Целью настоящей дипломной работы было поставлено сравнение метафорической диффузности концепта «абитуриент» в двух лингвокультурах - русской и немецкой. В ходе исследования нами были выполнены задачи, определенные в начале работы: на основе текстов из национальных языковых корпусов и СМИ был отобран соответствующий фактический материал, который был проанализирован и на основе которого был проведен сравнительный анализ метафорической диффузности концепта для рассматриваемых лингвокультур.
Во время сбора фактического материала мы обнаружили, что в обоих языках концепт «абитуриент» редко используется для характеристики других явлений и предметов и, следовательно, обладает достаточно низкой степенью метафорической диффузности. Было установлено, что, несмотря на несоответствие номинальной плотности концепта для обеих лингвокультур, обнаруженные ассоциативные связи являются, в основном, схожими:
• молодость;
• принадлежность к группе людей;
• стихийность;
• сила;
• конкуренция;
• экзаменационный стресс.
Тем не менее, имеются и уникальные ассоциативные связи: наплыв людей, временной период для русской лингвокультуры и внешность для немецкой.
Дополнительно были выявлены следующие закономерности: как правило, явления характеризуются именными словосочетаниями, компоненты которых находятся в отношении управления; концепт «абитуриент» высоко ассоциирован с концептами «война» и «вода».
Дальнейшая работа в данном направлении может включать в себя изучение других словарных единиц, присущих академическим концептосферам русского и немецкого языков, включение в исследование дополнительных языков.