ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРШРУТИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК 6
1.1 Основные элементы транспортного процесса 6
1.2 Особенности организации движения подвижного состава 14
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА МАРШРУТОВ ПЕРЕВОЗОК ПРИ
ПОМАШИННЫХ ОТПРАКАХ ГРУЗОВ 19
2.1 Методы маршрутизации перевозок при организации транспортного
процесса 19
2.2 Разработка маршрутов перевозок при помашинных отправках
грузов на основе применения метода «совмещенных матриц» 21
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Актуальность темы. Маршрутизацией перевозок называют процесс составления рациональных маршрутов движения автомобилей, обеспечивающих сокращение непроизводительных холостых и нулевых пробегов в целом по маршруту движения подвижного состава. При этом работа подвижного состава должна обеспечивать наибольшую производительность и наименьшую себестоимость перевозок.
На практике часто возникает задача маршрутизации перевозок при помашинных отправках грузов, при которой каждый отдельный автомобиль загружается в адрес только одного потребителя.
Множество существующих программ по маршрутизации перевозок не дают желаемого результата: не обеспечивается учет всех ограничений и параметров, существующих в реальной системе (время в наряде, закрепление автомобилей за клиентурой и т. д.); возникает необходимость корректирования (составление графиков движения, графика работы погрузочно-разгрузочного пункта), что иногда приводит к отклонениям от полученного варианта.
Одним из распространённых методов маршрутизации является метод совмещенных матриц, суть которого заключается в том, что вначале выявляют маршруты перевозок, которые целесообразно выполнять по маятниковым маршрутам, а остальные объединяют в кольцевые. Практика деятельности многих организаций занимающихся перевозками грузов показывает, что опыт использования данного метода при помашинных отправках отсутствует. Требуется изучение особенностей применения данного метода в процессе составления маршрутов движения при помашинных отправках грузов.
Проблема, которая решается в настоящей работе заключается в ответе на вопрос: каковы особенности применения метода «совмещенных
матриц» в процессе маршрутизации перевозок при помашинных отправках грузов?
Объект исследования: организация движения подвижного состава.
Предмет исследования: маршруты перевозок при помашинных отправках грузов.
Цель исследования состоит в изучении особенностей применения метода «совмещенных матриц» и разработке маршрутов перевозок при помашинных отправках грузов.
Задачи исследования:
1. Изучить основные элементы транспортного процесса.
2. Рассмотреть особенности организации движения подвижного состава.
3. Проанализировать основные методы решения задач маршрутизации.
4. Разработать маршруты перевозок при помашинных отправках грузов на основе применения метода «совмещенных матриц».
Методы исследования: анализ литературных источников,
нормативных документов по проблеме исследования; изучение, наблюдение, анализ опыта работы логистов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения могут быть предложены в качестве рекомендаций для совершенствования работы по разработке маршрутов движения на транспортных компаниях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 43 страницы. Работа выполнена на кафедре общей инженерной подготовки инженерно-технологического факультета Елабужского института К(П)ФУ.
В ходе проведенного исследования нами были рассмотрены основные элементы транспортного процесса. Установлено, что наибольшее влияние на эффективность работы ПС оказывает правильность составления маршрута движения автомобиля.
При выполнении перевозок можно выделить несколько типичных вариантов (систем) организации транспортного процесса: микросистема, особо малая система, малая система с челночным движением подвижного состава, малая система с кольцевым движением ПС, малая система с развозом или сбором груза, средняя система и большая система. Выбор той или иной системы для разработки маршрута определяется в основном вариантом организации транспортного процесса.
При составлении маршрутов возможны два подхода к организации работы:
- за каждым поставщиком закрепляется группа автомобилей, которые работают по маятниковым маршрутам;
- автомобили не закрепляются за поставщиками, и маршрут может проходить через разные пункты погрузки и разгрузки, в этом случае возможно сокращение суммарного пробега автомобиля за счет использования рациональных кольцевых маршрутов.
Если количество поставщиков и потребителей незначительно, можно построить рациональный план перевозок без использования математических методов планирования. Но на практике, когда число потребителей и поставщиков очень велико, необходимо использование специальных методик для построения рациональных планов перевозок.
Разработанные на основе использования метода «совмещенных мариц» маршруты перевозок при помашинных отправках грузов обеспечивают учет всех ограничений и параметров, существующих в реальной системе (время в наряде, закрепление автомобилей за
клиентурой, составление графиков движения, графика работы погрузочноразгрузочного пункта).
Для разработанных маятниковых и кольцевых маршрутов в качестве критерия их эффективности был использован коэффициент использования пробега ПС. Расчеты показывают, что при таком плане перевозок меньше будут расходоваться ресурсы на перемещение ПС без груза и, естественно, ниже будет себестоимость перевозок.