ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ ЮЛИАН. ЖИЗНЬ ДО ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ 12
1.1. Детские годы будущего императора 12
1.2. Образование Юлиана 17
1.3. Галльская кампания цезаря Юлиана 24
ГЛАВА II. ПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРА ЮЛИАНА ОТСТУПНИКА 41
2.1. Внутренняя политика 41
2.2. Религиозная реформа 50
2.3. Внешняя политика. Персидский поход 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Актуальность исследования. Личность Юлиана Отступника является одной из самых таинственных и неоднозначных фигур в истории Рима, несмотря на короткий срок его правления. Историческая наука помнит его не только как последнего императора-язычника, который предпринял попытку возврата культа язычества в качестве официальной государственной религии, но и как деятельного правителя, отличавшегося небывалой энергичностью, талантом, и вообще, человека, все время стремившегося к самосовершенствованию. Появление такой личности в эпоху поздней Римской империи, когда устои античного мира заметно пошатнулись, кажется удивительным. Тем не менее, Юлиан оказался настоящим представителем эпохи перемен, характеризовавшегося чрезмерной импульсивностью, непоследовательностью, эмоциональностью.
Однако, несмотря на отрицательную оценку христианской историографии, интерес к Юлиану не утихает со времен его правления и по сегодняшний день. Многие проникались необычайной энергичностью этого императора, трагедией его жизни, глубиной его произведений, таинственностью его личности. Неудивительно, что до сих пор Юлиан Отступник и его правление вызывают живейший интерес не только в научных кругах.
Таким образом, актуальность дипломного исследования заключается в том, что деятельность Юлиана Отступника является последней значительной попыткой возврата Римской империи, которая уже была готова перешагнуть в новую политическую и духовную формацию. Одно из последних глобальных столкновений между христианством и античным «язычеством», сопровождаемое борьбой между наступающей системой домината и традициями принципата, безусловно, можно отнести к особенно актуальным и значимым этапам всемирной истории.
Стоит также отметить, что вышеупомянутый период являлся временем культурного ренессанса, по своей структуре близкого к I в. до н.э. и эпохе раннего принципата I-II вв. н.э. И несомненно, личность Юлиана является одной из самых значимых того времени. С точки зрения исторического опыта, изучение и обобшение материалов по данной теме позволяет выйти на новый уровень исторического синтеза по актуальным проблемам, которые представляют на сегодняшний день повышенный научный интерес для ученых-историков.
Объект исследования - правление императора Юлиана Отступника.
Предметом исследования является специфика политической деятельности императора Юлиана Отступника, его взгляды и мирровоззрение.
Хронологические рамки исследования соответствуют годам правления Юлиана Отступника, нижняя граница определена 361 годом, верхняя - 363 годом.
Методологической базой исследования является основа на принципы историзма и объективности, а также на теорию локальных цивилизаций, позволяющая более детально рассмотреть различные стороны культурно-исторического процесса в движении и эволюции.
К методам нашего исследования относится общенаучный метод анализа и синтеза, а также специальные исторические методы:
1. историко-генетический, который ориентирован на поиск происхождения того или иного рассматриваемого явления;
2. Проблемно-исторический метод был использован для последовательного раскрытия ряда изменений в деятельности императора, касающихся постепенного ужесточения его политики в отношении христианства;
3. метод контент-анализа, который нацелен на анализ содержания источников и исследовательских возможностей при работе с ними.
Совокупность использованных методов, а также комплексный подход к источникам определил достоверность и обоснованность сделанных выводов.
Степень изученности проблемы. Несмотря на тот факт, что до XVI в. образ Юлиана Отступника рассматривался по большей части с точки зрения церкви, а сам Юлиан представал как гонитель христиан, приравниваясь к Диоклетиану, интерес к этому правителю никогда не снижался. Формирование взглядов о Юлиане Отступнике стоит разделить на четыре периода:
1. Первый период (XVII-XVIII вв.) характеризуется деятельностью ученых, более конкретно изучающих историческую действительность эпохи правления Юлиана и мировоззренческую среду того времени. Именно на этих материальных фактах ученые предпринимают попытку интерпретации идейных воззрений и политической деятельности Юлиана. Данный период также характеризуется возросшим интересом к сочинению Аммиана «Римская история», которое считается главным источником эпохи правления Юлиана. Согласно Ф. Вольтеру, в эпоху Просвещения император Юлиан перестал быть «философом на троне», и стал борцом против засилья Церкви .
2. Второй период (XVII-XVIII вв.) в развитии западной историографии периода правления Юлиана характеризуется попытками воссоздания исторических реалий эпохи императора тогдашней духовной среды, для того, чтобы на этом фоне истолковывать мировоззрение и политическую деятельность Юлиана Отступника. Значительным трудом этого периода можно по праву считать монографию Г. Арнольда, в которой автор соотносит антихристианскую политику Юлиана с собственной антиклерикальной позицией, чем выражает свою явную симпатию и сочувствие Юлиану.
3. Третий период (вторая половина XIX в. - начало XX в.) связан с накоплением фактического материала по времени Юлиана Отступника.
Именно в этот период произошло обнаружение греческим исследователем Попандопуло-Керамевсом новых писем Юлиана и восстановление К. Нейманом части трактата «Против галилеян» на основании труда Кирилла Александрийского «Десять книг против язычества», где Кирилл подробно разбирает трактат Юлиана «Против галилеян», который был уничтожен в связи с приказом императора Феодосия Великого. Стоит отметить, что труды западных ученых этого периода, в основном, посвящены истории Римской империи IV века и религиозным конфликтам, но и уделяются существенное внимание и императору Юлиану. Происходит более внимательное изучение исторической фигуры Юлиана следующими учеными: А. Неандер, А. Беньо, Мюкке, Г. Буассье, В. Кох.
Многие историки симпатизировали Юлиану как правителю, и это повлекло за собой рождение многих ошибочных суждений. Немецкие исследователи конца XIX в., и отечественные историки начала XX в. больше интересовались религиозной политикой Юлиана, а, точнее, одним из ее аспектов - отношениями Юлиана с христианской религией. Однако, уже в начале XX в. в свет вышли труды других западноевропейских ученых, которые рассматривают личность Юлиана и его правление в целом: Г. Негри, П. Аллар.
4. Четвертый период (вторая половина XX в.). Четвертый период ознаменован продолжением изучения эпистолографического наследия Юлиана. Так, например, появляется первая часть собрания трудов Юлиана Отступника на французском языке, куда вошли не только письма, но и речи и религиозные гимны. Вторая часть издания появилась уже следующем году, которая была дополнена художественными произведениями Юлиана: «Пир или Цезари» и «Мисопогон». Также выходит немецкий перевод труда Ж. Биде и пятое издание труда Г. Негри. Все это говорит об укоренившемся в научных кругах комплексном подходе к изучению личности Юлиана Отступника. В 60-х гг. XX века выходит еще одна крупная работа итальянского ученого Дж. Риччиотти, переведенная в скором времени на английский язык.
Стоит отметить, что данный период характеризуется интересом и к отдельным биографическим эпизодам жизни Юлиана, к примеру, ученым становятся интересны отношения Юлиана с династией Константина Великого и ранним годам. Здесь можно отметить статьи Дж. Войта, Анны Хаджиниколау, А. Пиганьоля, Р. Ремондона, А. Шастаньоля, Р. Браунинга, Э. Пака.
Значительным зарубежным трудом является монография английского исследователя Г. Уоррена Бауэрсока «Юлиан Отступник», в котором даются различные аспекты биографического характера Юлиана, и собраны все исторические упоминания о Юлиане, а также все историографические работы о Юлиане, которые были изданы к этому времени.
Что же касается, последних работ, то можно отметить монографию П. Атанассиади-Фоуден «Юлиан и эллинизм: интеллектуальная биография», где рассматривается деятельность Юлиана с точки зрения его воззрений и убеждений.
Обращаясь к отечественной историографии, то повышенный интерес к личности Юлиана наблюдался во второй половине XIX - начале XX века. В это время появляются работы исследователей, отличающихся скрупулезным изучением источников и объективным подходом к личности Юлиана, что свидетельствует о несомненном интересе и постепенном ослаблении влияния церковной традиции на оценку его личности.
Важной работой можно считать монографию русского исследователя Н.Н. Розенталя, целью которого является восстановление по сохранившимся памятникам живого образа Юлиана Отступника и объяснение его религиозной трагедии.
Во второй половине ХХ века отечественные исследователи проявили интерес к фигуре, в основном, интересуясь его реформаторской деятельностью в области религии. Здесь стоит сказать о трудах А.Б. Рановича, И.С. Свенцицкой.
Вторая половина XX века также была ознаменована выходом полного собрания писем Юлиана, переведенное Д.Е. Фурманом и А.Ч. Козаржевским. В это же время были изданы некоторые работы, основной направленностью которых было изучение различных аспектов правления Юлиана: его литературного наследия, философских воззрений и политической концепции .
Таким образом, анализируя историографию по теме нашего исследования, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего времени формирования мнения о Юлиане Отступнике происходило постепенное углубление знаний о его личности. Появление новых исторических свидетельств порождало возрастание интереса не только к его политической деятельности в области религиозной религии, но и к окружающим его условиям, к обстоятельствам его жизни. Стоит отметить, что и в западной, и в отечественной историографии полемика о Юлиане Отступнике продолжается и на сегодняшний день.
Целью исследования является изучение роли личности и деятельности императора Юлиана Отступника на ход развития истории Римской империи.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать детские годы будущего императора;
2. Дать характеристику образованию и информированию мирровоззрению Юлиана;
3. Рассмотреть особенности галльской кампании цезаря Юлиана;
4. Изучить специфику внутренней политики Юлиана;
5. Провести анализ религиозной реформы императора;
6. Охарактеризовать внешнюю политику, в частности персидский поход Юлиана.
Источниковая база. Историческая эпоха Юлиана Отступника была отображена в различных источниках. Стоит сказать, что письма Юлиана сохранились в отличном состоянии, несмотря на отношение к ним поздних христианских императоров. Тем не менее, сам император Юлиан не готовил свои письма к изданию, но, несмотря на это уже при его жизни были выпущены первые сборники с его письмами, ценившиеся современниками как исторические памятники и образцы хорошего стиля.
Помимо писем Юлиана можно отметить произведения следующих языческих авторов: Либания и Аммиана Марцеллина. От Либания также дошли письма, которые были адресованы Юлиану. Самым ранним из них принято считать письмо от 357 г., в котором ритор поздравляет цезаря Юлиана с военными победами в Галлии (Lib. Ep. 525). Ввиду того, что Либаний являлся современником и близким другом императора, его труды представляют большую ценность, но стоит учесть, что в некоторых моментах оценка им Юлиана, как правителя, оказывается излишне пристрастной. «Надгробная речь Юлиану» этого же автора содержит много подробностей из жизни императора.
Наиболее объективным и полным источником по истории времени Юлиана Отступника стоит считать «Римскую историю» Аммиана Марцеллина. Аммиан посвятил Юлиану несколько книг своей истории и проявил себя как беспристрастный историк в своей оценке деятельности Юлиана, укоряя его за ужесточение религиозной политики, например, за эдикт о запрете христианам.
Несмотря на то, что христианская церковь имела враждебный настрой по отношению к Юлиану, стоит сказать, что практические все христианские историки IV-V вв. в своих произведениях упомянули Юлиана. Особенно примечательными являются две речи Григория Богослова под названием «Первое и Второе обличительное слово на царя Юлиана» . Труды церковных историков Феодорита Киррского, Руфина, Созомена и Сократа Схоластика также представляют особый интерес для нашего исследования.
Однако, не только нарративные источники являются документальным свидетельством правления Юлиана. Здесь стоит также отметить и - законодательные (Кодекс Феодосия), нумизматические (монеты) и эпиграфические (надписи). Большое значение имеют и памятники искусства (скульптурные бюсты Юлиана).
Таким образом, использование данных источников дало возможность опереться на значительный фактический материал, послуживший основанием для выводов и обобщений. Актуальность темы исследования, ее масштабность, недостаточность разработанности в отечественной и зарубежной историографии дают основание тому, что выпускная квалификационная работа несет в себе научную новизну.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал можно использовать при организации факультативов по истории Древнего Рима в средних и высших образовательных учебных учреждениях.
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список источников и литературы.
Апробация основных положений дипломной работы состоялась на различных конференциях в Белгороде. По результатам выступлений имеются публикации: Белгородский диалог 2014: материалы международного научного Форума молодых историков: «Император Юлиан: античная школа в христианизирующемся обществе»; Белгородский диалог-2017. Проблемы филологии, всеобщей и отечественной истории: сборник материалов IX Международного молодежного научного форума, г. Белгород: «Литературное творчество императора Юлиана»; Классическая и византийская традиция. 2017: сборник материалов XI научной конференции: «Юлиан Отступник в Афинах».
В настоящем дипломном исследовании нами была предпринята попытка комплексного анализа некоторых аспектов правления императора Юлиана Отступника, а также рассмотрения личности императора и той среды, в которой он родился и вырос, обстоятельства его прихода к власти, его окружение, благодаря которому сформировались его взгляды на власть, религию и общество.
Анализируя деятельность Юлиана Отступника, можно сказать, что его правление пришлось на довольно-таки тяжелый исторический период, когда наметился переход от античности к византийской империи, который в свою очередь сопровождался различными кризисными явлениями во всех сферах жизни империи. Это свидетельствовало об окончательном отмирании античной государственной модели, и этот процесс начался задолго до воцарения Юлиана.
Тем не менее, Юлиан Отступник показал себя как император, который придерживался достаточно консервативных политических взглядов, в некоторых моментах даже регрессивных. Свидетельством этому являются проведенные внутриполитические реформы, которые были направлены на восстановление в империи режима принципата и возвращения культурных, религиозных и общественных традиций «Золотого века» Римской империи.
Что касается взглядом Юлиана, то с ними можно ознакомиться в его собственных сочинениях, сформировавшихся под воздействием обстановки, окружения и событий второй половины IV века, поэтому его правление отразило все проблемы Римской империи в этот период и реакцию на них правителя и писателя.
Особенный интерес для нашего исследования представила реформа Юлиана в области религии, которой он сам придавал первостепенное значение.
Обобщая религиозную политику Юлиана, можно отметить, что она на протяжении относительно короткого времени приобретала все более жесткие черты. Даже фанатичная религиозность Юлиана не помешала ему увидеть, что христианская церковь сильна настолько, что даже внутренние междоусобицы уже не наносят ей существенного вреда, а язычество с трудом облекается в новые организационные формы. Ввиду этого император, применив свою силу и власть, не допускает дальнейшего усиления противника. Несмотря на то, что христианская традиция показывает императора Юлиана сумасшедшим и одержимым язычником, действующим по приказу дьявола, политика Юлиана представляет собой грамотную систему мер, при ином стечении обстоятельств, разумеется, в иное время, могла бы иметь успех и повлечь за собой значительные изменения.
Тем не менее, к главной неудаче Юлиана в ведении внутренней политики можно отнести именно провал религиозной реформы, которая была направлена на восстановление языческого культа и придание язычеству структурный черт, свойственных христианству. Юлиану просто нечего было противопоставить христианству, а попытка облечь изжившее себя язычество в организационные рамки христианства изначально казалась утопической. Многие церковные историки, к примеру, такие как Сократ, полагали, что религиозные преобразования Юлиана не могли всерьез изменить ход внутрицерковной жизни IV века.
Несмотря на то, что мировоззрение Юлиана формировалось под влиянием внешних факторов, все его преобразования исходили лично от него самого. Поэтому при рассмотрении любого сюжета, относящегося к периоду правления Юлиана особое внимание было уделено анализу личности и поступков самого императора. Мы считаем, что в отношении Юлиана Отступника следует больше учитывать личные качества правителя, нежели внешние причины. При этом, у Юлиана были все задатки для того, чтобы стать не менее выдающимся христианским императором, чем его дядя, Константин Великий.
Тем не менее, некоторые события биографии Юлиана оставили огромный след в формировании его личностных качеств. Юлиан и в литературных произведениях, и в философских трактатах, и в своих письмах оставался одинаковым. Менялись темы, задачи, акценты, стили, но автор оставался прежним: импульсивным, эмоциональным, суеверным и религиозным до крайности, преданным идеалам классической древности, твердо уверенным в своей богоизбранности, сложным человеком со сложной судьбой. Тем не менее, Юлиан не только сумел не раствориться в своих разноплановых сочинениях, но и не дать им раствориться в глубине веков.
При этом Юлиан был как будто создан для блестящего будущего императора, о чем свидетельствуют быстрые и внезапные перемены в его жизни. Со стороны может показаться, что ставший императором в 30 лет Юлиан, получивший отличное образование, встречавшийся с самыми известными философами того времени человек, одинаково популярный и среди населения и среди войск, действительно баловень судьбы. Однако на самом деле Юлиан заплатил высокую цену за то, чтобы стать императором - он стал отступником, и под этим именем остался в веках. Многие забыли, каким талантливым писателем он был, каким храбрым военным и предприимчивым, в памяти людей он остался как последний император - язычник.
1. Аврелий Виктор. О цезарях. Извлечения о жизни и нравах римских императоров. Происхождение римского народа. О знаменитых людях / Пер. с лат. В. С. Соколова // ВДИ. 1963. № 4, 1964. - С. 44-61.
2. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю. Кулаковского. - М.: Фонд поддержки науки и образования, 2000. - 576 с.
3. Евсевий Памфил. Церковная история. - М.: Пальмира, 1993. - 492 с.
4. Евтропий. Краткая история от основания Города / Пер. с лат А.И. Донченко // Римские историки IV в. - М.: РОССПЕН, 1997. - С. 72-165.
5. Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. / Пер. Моск. дух. акад. - Мн.: Харвест, 2000. - 1285 с.
6. Зосим. Новая История / Пер., комм., указ. Н.Н. Болгова. — Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2010. — 344 с.
7. Либаний. Речи / Пер. С.П. Шестакова. - СПб.: Квадривиум, 2012. - 1530 с.
8. Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII / Пер. с лат., вступит ст., комм., и указатель В. М. Тюленева. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. - 544 с.
9. Пруденций Клемент Аврелий. Сочинения. - М.: Водолей, 2012. - 265 с.
10. Церковная история // Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии. С приложением перевода «Церковной истории» Руфина Аквилейского. - СПб.: Издательство Олега Абышко. 2005. - 286 с.
11. Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: Авербах, 1995. - 464 с.
12. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. - М.: Изд-во Секачев, 2014. - 668 с.
13. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1993 - 240 с.
14. Юлиан. Письма / Пер. Д. Е. Фурмана под ред. А. Ч. Козаржевского. // ВДИ. - 1970. № 1-4. - 72 с.
15. Юлиан Император. Сочинения / Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. - 428 с.
Исследования
16. Аверинцев, С.С. Император Юлиан и становление «византинизма» // Традиция в истории культуры / С.С. Аверинцев - М.: Наука, 1978. - С. 5-20.
17. Алфионов, Я. Император Юлиан и его отношение к христианству / Я. Алфионов - Казань, 1877. - 352 с.
18. Буассье, Г. Падение язычества. Исследование последней религиозной борьбы на западе в IV в. // Собрание сочинений. - Т. 5. - СПб.: Петрополис, 1994. - 400 с.
19. Бенуа-Мешен, Ж. Юлиан Отступник / пер. М.В. Бибикова. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 272 с.
20. Болотов, В. В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4 томах. - Т. 3: История Церкви в период Вселенских Соборов. / В.В. Болотов - М.: Типография М. Меркушева, 1994. - 612 с.
21. Васильев, А.А. История Византийской империи. Время до крестовых походов (до 1081 г.). / А.А. Васильев - СПб.: Алетейя, 1998. - 968 с.
22. Вишняков, А. Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла Александрийского в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками. / А. Вишняков - Симбирск: Губернская типография, 1908. - 246 с.
23. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Римской империи / Э. Гиббон - СПб.: Наука, 2006. - 383 с.
24. Голдсуорти, А. Во имя Рима. Люди, которые создали историю. / А. Голдсуорти. - М.: Транзиткнига, 2006. - 542 с.
25. Григорюк, Т. Флавий Юлиан и высшие чиновники Империи / Т. Григорюк // Время. События. Этос: Проблемы всемирной истории. - Ярославль, 2009. - 110 с.
26. Дельбрюк, Г. История военного искусства в рамках политической истории / Г. Дельбрюк - Т. 2. - СПб.: Наука, 1999. - 418 с.
27. Дмитриев, В.А. Юлиан Отступник: человек и император / В.А. Дмитриев // Метаморфозы истории: Альманах. - Вып. 3.- Псков, 2003. - С. 246-258.
28. Зелинский Ф.Ф. Римская империя / Пер с польск. и подбор. илл. Н.А. Папчинской. - СПб.: Алетейя, 1999. - 252 с.
29. Казаков, М.М. Христианская церковь и Римская империя в IV в. // Очерки истории христианской церкви в Европе (Античность, средние века, Реформация). - Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 1999. - С. 24-44.
30. Карташев, А. В. Вселенские соборы. / А.В. Карташев. - СПб.: Наука, 2002. - 640 с.
31. Ковалев, С.И. История Рима / С.И. Ковалев. - М.: Полигон, 2006. - 864 с.
32. Курбатов, Г. Л. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов - Л.: Лениздат, 1988. - 336 с.
33. Лукомский, Л.Ю. Аммиан Марцеллин и его время / Л.Ю. Лукомский // Аммиан Марцеллин. История. - СПб.: Наука, 1996. - С. 5 -21.
34. Мехамадиев, Е.А. Византийская армия в IV - начале V вв. (проблемы организационной структуры) / Е.А. Мехамадиев. Автореферат дисс.. .кандидата ист. наук. - СПб., 2012. - 31 с.
35. Моммзен, Т. История Римских императоров: по конспектам Себастьяна и Пауля Хензелей, 1882-1886 гг. / пер. с нем. Т.А. Орестовой. - СПб.: Ювента, 2002. - 642 с.
36. Муравьев, А.В. Флавий Клавдий Юлиан в Антиохии в преддверии персидской кампании 363 г. / А.В. Муравьев // ВДИ. - 2004. - №4. - С. 179¬190.
37. Новиков, А.А. Бегство от страха императора Юлиана / А.А. Новиков // Античность и средневековье Европы: межвузов. сб. науч. тр. / Под ред. И.Л. Маяк. - Пермь, 1996. - С. 78-85.
38. Пак, Е.А. Политическая деятельность и литературное творчество императора Юлиана Отступника / Е.А. Пак. Канд. дисс. - СПб., 2014. - 187 с.
39. Попова, Т.В. Письма императора Юлиана / Т.В. Попова // Античная эпистолография. Очерки. - М.: Наука, 1967. - С. 226-259.
40. Ранович, А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М.: Политиздат, 1990. - 479 с.
41. Розанов, Н.П. Евсевий Памфил, епископ Кесарийский / Н.П. Розанов - М.: Типография М.Н. Лаврова, 1881. - 220 с.
42. Розенталь, Н.Н Юлиан Отступник: трагедия религиозной личности. / Н.Н. Розенталь. - Петроград, 1923. - 112 с.
43. Севальнева, И.А. Боги в представлении Юлиана Отступника (письма и трактат «Против галилеян») / И.А. Севальнева // Историческая мысль в античности и средневековье: сб. науч. ст. - Иваново, 1996. - C. 14-16.
44. Солопова, М.А. Юлиан Флавий Клавдий / М.А. Солопова // Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Мысль, 2008. - 896 с.
45. Удальцова, З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии (по данным историков IV—VII вв.) / З.В. Удальцова - М.: Наука, 1974. - 352 с.
46. Удальцова, З.В. Источники по истории Византии IV - первой половины VII в. / З.В. Удальцова // История Византии: В 3-х томах. - М.: Наука, 1967. - Т. 1. - С.47-50.
47. Успенский, Ф.И. История Византийской империи / Ф.И. Успенский - Т. 1: VI - IX вв. - М.: Мысль, 1996. - 827 с.
48. Фёдорова, Е.Л. Война и история в «Деяниях» Аммиана Марцеллина / Е.Л. Федорова // Раннесредневековый текст: проблемы интерпретации. - Иваново, 2002. - С. 14-21.
49. Федорова, Е.Л. Личность и толпа как участники политических конфликтов у Аммиана Марцеллина / Е.Л. Федорова // Социально-политические конфликты в древних обществах. - Иваново: Изд-во Ивановского госуниверситета, 2001. - С. 87 - 99.
50. Фурман, Ф.Е. Внутренняя политика императора Юлиана (361 - 363) / Ф.Е. Фурман. Автореф. канд. дисс. - М., 1968. - 25 с.
51. Холмогоров, В.И. Римская стратегия в IV в. н.э. у Аммиана Марцеллина / В.И. Холмогоров // ВДИ. 1939. - №3. - С. 87-93.
52. Adler, M. The Emperor Julian and the Jews // The Jewish Quarterly Review. - 1893. - Vol. 5. No. 4. - P. 591-651.
53. Armstrong, G.T. Imperial Church Building and Church-State Relations, A. D. 313-363 // Church History. - 1967. - Vol. 36. No. 1. - P. 3-17.
54. Athanassiadi-Fowden, P. Julian and Hellenism. - Oxford; Oxford Univ. Press, 1981. - 246 p.
55. Barnes, T.D. Ammianus Marcellinus and the Representation of Historical Reality. - Ithaca: Cornell University Press, 1998. - 290 p.
56. Barnes, T.D. Emperors, panegyrics, prefects, provinces and palaces // The Journal of Roman Studies. - 1996. - Vol. 9. - P. 532-552.
57. Barnes, T.D. Legislation against the Christians // The Journal of Roman Studies. - 1968. - Vol. 58. Parts 1 and 2. - P. 32-50.
58. Baynes N. H. The Early Life of Julian the Apostate // The Journal of Hellenic Studies - 1925. - Vol. 45. Part 2. - P. 251-254.
59. Blockley, R.C. Festus' Source on Julian's Persian Expedition // The Classical Philology. - 1973. - Vol. 68. No. 1. - P. 54-55.
60. Brodd, J. B. Apostate, philo-Semite, or syncretic Neoplatonist?: Julian's intentions for rebuilding the Jerusalem temple. Ph.D. diss. - University of California, Santa Barbara, 1992. - 220 p.
61. Dvornik, F. Early Christian and Byzantine political philosophy: Origins and Background. - Washington, 1966. - P. 660-665.
62. Gardner, A. Some Recently Published Letters of the Emperor Julian // English Historical Review. - 1887. - Vol. 2. No. 7. - P. 518-520.
63. Hardy, B. C. The Emperor Julian and His School Law // Church Histo-ry.
- 1968. Vol. 37. - P. 131-143.
64. Hay, Gillies C. Julian the Apostate in Montaigne and Vigny // The Modern Language Review. - 1960. - Vol. 55, No. 4 - P. 578-579.
65. Lieu, S.N.C., Montserrat D. From Constantine to Julian: Pagan and Byzantine views: Source history. - London: Routledge, 1996. - 191 p.
66. Millar, F. Empire and City, Augustus to Julian: Obligations, Excuses and Status // The Journal of Roman Studies. 1983. Vol. 73. - P. 86-99.
67. Negri, G. Julian the Apostate. - London, 1905. - 480 p.
68. Nixon, C. E. V. Aurelius Victor and Julian // The Classical Philology. - 1991. - Vol. 86. No. 2. - P. 113-125.
69. Ridley, R.T. Julian the Apostate and the Rise of Christianity. - L., 1937. - 222 p.
70. Scotton P.D. A New Fragment of an Inscription from the Julian Basilica at Roman Corinth // Hesperia. 2005. Vol. 74, No. 1. - P. 95-100.
71. Thompson, E.A. The Historical Work of Ammianus Marcellinus. - Cambridge University Press; New York: The Macmillan Company, I947. - 344 p.