ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1 Становление народного образования в Казанской губернии 8
Раздел 2. Роль земств в деятельности Казанской земской учительской семинарии 30
Раздел 3. Педагогическая деятельность Казанской земской учительской семинарии (женской) 40
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
Педагоги в любом обществе составляют важную профессиональную группу, которая оказывает большое влияние на культуру и социальную сторону общества. Изучение народного образования и педагогического состава являются важной составляющей в культурном развитии общества.
В связи с количественными и качественными изменениями в жизни российского общества возрастает интерес к народному образованию. Новые органы власти формируют политики в отношении образования, развитие отношений между ними и учебными заведениями. Появляются многообразные типы учебных заведений, педагогические системы, педагогические технологии. С середины XIX века России требовались квалифицированные специалисты педагогического образования для начальных и средних школ. Обществу нужны специалисты, а для их подготовки учебные заведения, в том числе и женские.
Все больше образование уходит из под государственного контроля. Государство основало такие звенья образования как, мужское высшее, среднее педагогическое образование, часть среднего женского образования. Общество же контролировало начально, профессионально-техническое образование, высшее женское образование и часть среднего женского образования. Несмотря на все успехи в политике образования, имелись и проблемы, связанные с организацией дела, нехваткой квалифицированных специалистов, учебных пособий, помещений.
Интерес к Казанской губернии обусловлен тем, что она была многонациональной губернией. И развитие народного образования имело свои особенности, а именно образование инородцев.
Для обновления системы современного образования необходимо изучить и использовать исторический опыт педагогического образования. Особую актуальность представляет женское образование, а именно становление женского педагогического образования. Так как занятость женщин, в отличие от мужчин, в сфере образования неуклонно растет.
Казанская земская учительская семинария стала одним из основных этапов в становлении народного образования в Казанской губернии.
Объектом исследования является народное педагогическое образование в Казанской губернии.
Предмет исследования - Казанская земская учительская семинария.
Цель данной работы - дать анализ и оценку деятельности Казанской земской учительской семинарии.
Задачи:
1) Выявить особенности становления народного педагогического образования в Казанской губернии;
2) Показать роль земств в деятельности Казанской земской учительской семинарии;
3) Проанализировать педагогическую деятельность Казанской земской учительской семинарии (женской)
Хронологические рамки охватывают период с 1860-1910 года, обозначающий становление народного образования в Казанской губернии и деятельность Казанской земской учительской семинарии.
Методы исследования
В работе был использован сравнительно-исторический метод, с помощью которого были выявлены сходства и различия народного образования в Казанской губернии и в России в целом.
Метод периодизации был использован для выявления периодов и этапов становления народного образования в Казанской губернии.
Метод системного подхода позволил создать целостный образ деятельности Казанской земской учительской семинарии.
Метод историзма позволил рассмотреть деятельность Казанской земской учительской семинарии в связи с конкретными историческими условиями развития.
Обзор источников и литературы
В работе были использованы архивные документы Национального архива Республики Татарстан, а именно фонд 331В них представлены документы по Казанской земской учительской семинарии (женской), биографические данные воспитанниц, отчеты Казанской земской учительской семинарии, учебные программы, разборы и конспекты уроков.
В написании работы огромную помощь оказали обобщающие труды по истории народного образования в Казанской губернии.
Одним из таковых является монография кандидата исторических наук
Л
Р.Р. Исхаковой , в которой рассматриваются ранее не изученные проблемы формирования педагогического образования в регионе во второй половине XIX - начале XX веков. Дана развернутая картина деятельности педагогических учебных заведений, принципы подготовки учителей для многонационального населения края.
-5
В монографии Ю.Е. Железняковой рассматривается становление и развитие земской школы Казанской губернии. Дается социокультурный и психологический портрет учителя, отношение сельского общества к школе. Деятельностью земств в Казанской губернии так же занималась М.С. Низамова .
Т.А. Магсумов рассматривает среднее профессиональное образование в Казани, но в большей степени техническое, педагогическое образование совсем не рассматривается, только становление народного образования в Казанской губернии.
На сегодняшний день выходят публикации статей, посвященные педагогическому образованию в Казанской губернии А.М. Гайфутдинова, Т.А. Магсумова, А.А. Литвина, С.В. Титовой, И.В. Корниловой, О.П. Исаченко. Так И.В. Корнилова в статье рассматривает социальный состав учащихся средних женских учебных заведений Казанской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века, в целом народное образование в Казанской губернии. Подготовке сельских учителей в дореволюционной России посвящена статья А.М. Гайфутдинова, Т.А. Магсумова, А.А. Литвина , О.П. Исаченко .
Педагогическому образованию в Казанской губернии посвящена диссертация И.В. Утробиной , в которой рассматривается как мужское, так и женское среднее педагогическое образование. Представлены такие учебные заведения, как реальное училище, гимназии, учительский институт, учительские семинарии.
Диссертация Е.В. Афониной помогает разобрать высшее женское образование в Казани. В предпосылках к введению высшего женского образования говорится о среднем женском образовании, что напрямую затрагивает нашу тему.
Исходя из представленной литературы, можно сделать вывод, что множество трудом рассматривают педагогическое образование в Казанской
губернии, но нет отдельного труда по Казанской земской учительской семинарии.
Практическая значимость работы выявляется возможность использования материала для подготовки элективных курсов по истории Татарстана в школьных учебных заведениях.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения, списка использованных источников и литературы. Первый раздел характеризует становление народного педагогического образования в Казанской губернии. Второй раздел рассматривает роль земств в деятельности Казанской земской учительской семинарии. В третьем разделе анализируется педагогическая деятельность Казанской земской учительской семинарии (женской). В заключении представлены выводы.
С середины XIX- начала XX вв. в Казанской губернии происходило становление не только педагогического образования, но и женского педагогического образования, формировавшего учительский состав региона. Развитие педагогического образования стало деятельностью
правительственного курса. Основным руководствующим механизмом стало Министерство народного просвещения, в губернии - Казанский учебный округ, дирекция народных училищ.
Большой вклад в становление педагогического образования внесла общественность в лице Казанского земства, городские органы самоуправления.
Состояние народного образования стимулировало развитие педагогического образования в виде открытия педагогических учебных заведений, в том числе Казанской земской учительской семинарии (женской).
Деятельность Казанской учительской семинарии способствовала формированию и созданию учительского состава начальной народной школы в регионе. К началу XX века возросло количество женщин-учительниц, тем самым оттесняя учителей-мужчин из педагогической деятельности. Женщины-учительницы, по мнению общества, могли лучше воспитать детей в педагогическом плане.
Для Казанской земской учительской семинарии характерной особенностью является сословность, для народной сельской и городской школы требовались учителя демократического происхождения, для лучшего понимания своих учеников, установления доверительных отношений. Отношение сельского общества к школе было недоверительным. Но с развитием народного образования населения стало понимать необходимость обучения и давало образование своим детям. Улучшение отношения к школе во многом связано с отношением к учителю.
Развитие народного образования послужило всеобщему образованию населения России.
Педагогические учебные заведения повлияли на формирование кадров интеллигенции, в городе и деревне формировалась интеллектуальная среда. Особое значение имело формирование новой роли женщины в народном образовании российского общества. Теперь женщины имели право выбирать профессию, иметь активную жизненную позицию и становиться на один уровень с мужчинами в педагогической деятельности.
1. Ф.331. Оп.1. Конспекты уроков воспитанниц 16 выпуска в 1890 году. Д. 117.
2. Ф.331. Оп.1. Документы биографические сведения воспитанниц. Д.137.
3. Ф.331. Оп.1. Отчет о состоянии училища за 1893 год. Д.144.
4. Ф.331. Оп.1. Отчет о состоянии школ за 1894-95 годы. Д.152.
5. Ф.331. Оп.1. Биографические сведения воспитанниц, принятых в школу в 1898 году. Д.175.
6. Ф.331. Оп.1. Конспекты уроков 25-го выпуска 1899 года. Д.181.
7. Ф.331. Оп.1. Биографические сведения об ученицах, принятых в 1901 году, окончивших в 1906 году. Д.195.
8. Ф.331. Оп.1. Программа IV класса на 1901 год. Д.201.
9. Ф.331. Оп.1. Биографические сведения на принятых воспитанниц в 1903 году. Д.217.
10. Ф.331. Оп.1 Разборы уроков. Д.229.
11. Ф.331. Оп.1. Программы 1906 года. Д.254.
12. Ф.331. Оп.1. Отчет о состоянии школы 1908 год. Д. 278.
13. Ф.331. Оп.1. Отчет о состоянии Казанской земской школы для образования народных учительниц за 1910 год. Д.295.
14. Ф.331. Оп.1. Биографические сведения на вновь поступивших в 1911 году. Д.327.
15. Ф.331. Оп.1. Отчет о состоянии школы в губернскую земскую управу за 1911 год. Д.328.
16. Ф.331. Оп.1. Программа 1912 года. Д.341.
Литература
1. Афонина Е.В. Высшее женское образование в Казани (вторая половина Х1Х - начало ХХ в.): дисс. канд. ист. наук / Е.В. Афонина. - Казань,
2002. 202 с.
2. Гайфутдинов А. М., Магсумов Т. А., Литвин А. А., Титова С. В. Как готовили учителей в дореволюционной России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики / А.М. Гайфутдинов, Т.А. Магсумов, А.А. Литвин, С.В. Титова. - Тамбов: Грамота, 2012. № 6. Ч. 2. С. 49-50.
3. Галиуллина Г.Р. Женский вопрос в России: региональный аспект (1900-1917 гг.): дисс. канд. ист. наук / Г.Р. Галиуллина. - Казань, 1995. 214 с.
4. Железнякова Ю. Е. Земская школа Казанской губернии: 18651917 гг. / Ю.Е. Железнякова. - Казань: Казан.гос. энерг. ун-т, 2005. 204 с.
5. Знаменский П.В. Казанская семинария в первое время ее существования / П.В. Знаменский. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1868. 47 с.
6. Исаченко О.П. Подготовка учителей сельских школ в России в конце XIX в начале XX веков / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология / О.П. Исаченко. - Народное образование. Педагогика. № 4. 2011. С. 125-128.
7. История Казани. Казань, 1988. Кн. 1. 352 с.
8. Исхаков Р.Р. Страницы истории Казанской учительской (инородческой) семинарии / Р.Р. Исхаков. - Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 4-1. 2015. С. 40-44.
9. Исхакова Р. Р. Педагогическое образование в Казанской губернии в середине XIX - начале ХХ века / Р.Р. Исхакова. - Казань: Новое знание, 2001. 279 с.
10. Казанский государственный педагогический институт: ученые записки / под ред. Э. А. Салимова. Казань, 1974. 196 с.
11. Колчерин А.С. Материалы по народам Поволжья в письмах Н.И. Ильминскому / Этнографическое обозрение / А.С. Колчерин. - М.: изд. Наука РАН. № 2. 2010. С. 149-158.
12. Корнилова И. В. Социальный состав учащихся средних женских учебных заведений в Казанской губернии во второй половине XIX - начале ХХ века // Сословия, классы, страты российского общества: история и современность: труды международной научно-теоретической конференции / И.В. Корнилова. - СПб., 2002. 186 с.
13. Корнилова И. В. Средняя профессиональная школа Казани в конце XIX - начале ХХ века: рецензия / И.В. Корнилова. - Вопросы истории. № 12. 2011. С. 163-164.
14. Корнилова И.В., Титова С.В. Народное образование в Казанской губернии во второй половине XIX века в оценке региональной историографии / И.В. Корнилова, С.В. Титова. - Тамбов: Грамота. №8(22). 2012. С.103-106.
15. Львов Д. Историческая записка о Казанской 2-й гимназии с 1876 по 1885 год / Д. Львов. - Казань: Тип. Имп. ун-та, 1885. 112 с.
16. Магсумов Т.А. Государственная политика в области воспитательной работы в средних профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX - начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / Т.А. Магсумов. - 2008. № 60. С. 163-167.
17. Магсумов Т. А. Педагогические советы средних учебных заведений России на рубеже XIX-ХХ веков // В мире научных открытий. 2010 / Т.А. Магсумов. - № 1. Ч. 3. С. 31-36.
18. Магсумов Т. А. Средняя профессиональная школа Казани в конце XIX - начале ХХ века / Т.А. Магсумов. - СПб.: Инфо-да, 2010. 302 с.
19. Магсумов Т. А., Корнилова И. В. Циркуляры попечителей учебных округов как исторический источник // Международный журнал экспериментального образования / Т.А. Магсумов, И.В. Корнилова. - 2011. №
11. С. 64-66.
20. Махмутова А. Х. Становление светского образования у татар: борьба вокруг школьного вопроса, 1861-1917 / А.Х.Махмутова. - Казань, 1982. 96 с.
21. Михайлова С.М. Роль Казанского университета в просвещении народов Сибири // Советская педагогика / С.М. Михайлова.- 1986. № 1. С. 114-116.
22. Мухаметзянова Г.В. Народная педагогика и современные проблемы воспитания / Материалы Всесоюзной научно-практической конференции / Г.В. Мухаметзянова. - Чебоксары, 1991, - С.53-55.
23. Низамова М.С. Деятельность земств Поволжья и Урала по подготовке и повышению квалификации учителей (1864-1917 годы) / М.С. Низамова. - Вестник № 3(22). 2008. С. 137-139.
24. Низамова М. С. Казанское земство в конце XIX — начале XX в.: местное самоуправление и земское общественное движение / М.С. Низамова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2003. 221 с.
25. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. Историкопедагогические очерки / Ф.Г. Паначин - М., 1979. 274 с.
26. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902 / С.В. Рождественский. - Спб., 1902. 209 с.
27. Смирнов П. И. Исторический очерк Казанской Мариинской женской гимназии за 25 лет ее существования (1859-1884) / П.И. Смирнов. - Казань, 1884. 233 с.
28. Соколов В. Учебные заведения г. Казани и Казанской губернии по 1903 год включительно В. Соколов. - Казань: Типография Д. М. Гран, 1904. 35 с.
29. Титова С.В. Старая новая школа / С.В. Титова. - Тамбов: Грамота №1(15). 2012. С. 194-197.
30. Траубенберг П. В. Казанское реальное училище. 1875-1900: краткий исторический очерк училища и его настоящее состояние / П.В. Траунбенберг. - Казань: Лито-типография И. Н. Харитонова, 1900. 134 с.
31. Троицкий С. И. Историческая записка о Казанском учительском институте за 25 лет его существования / С.И. Троицкий. - Казань: Тип. Казанск. ун-та, 1901. 68 с.
32. Утробина И. В. Педагогическое образование в Казанской губернии в последней четверти XIX - начале ХХ в.: дисс. канд. ист. наук / И.В. Утробина. - Казань, 1999. 237 с.
33. Хакимов Х. Х. Роль Казанской татарской учительской школы в развитии и распространении прогрессивной педагогической мысли среди татар // Из истории педагогики Татарии: сб. ст. / науч. ред. Я. И. Ханбиков. Казань, 1972. 125 с.
34. Хвостова И.А. К проблеме формирования и деятельности земских учреждений в России (вторая половина XIX - начало XX вв.): историографический аспект // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. Конф / И.А. Хвостова. - Новосибирск: СибАК, 2011. 276 с.