Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Центростремительные и центробежные тенденции в Европейском Союзе

Работа №59364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Институциональный анализ Европейского Союза 7
1.1. Политические и законодательные органы 7
1.2. Исполнительные и судебные органы 14
1.3. Экономические органы 21
Глава 2. Центростремительные тенденции 30
2.1. Углубление европейской интеграции 30
2.2. Расширение европейской интеграции 39
Глава 3. Центробежные тенденции 49
3.1. Кризис европейского транснационального политического единства 49
3.2. Проблемы финансово-экономической стабильности в ЕС 61
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 75



Весь европейский континент может служить примером территории, где регулярно на протяжении истории происходили столкновения мнений и интересов, противоречащих друг другу. Нации разъединялись не только по причинам различия их культур, языков, религий, но и в результате разногласий, возникающих в политической и в экономической областях, а также в вопросах безопасности. Многостороннего консенсуса, по сути, невозможно было добиться до середины 20-го века, когда была сформулирована концепция европейского строительства.
Общее “смешение” Европы вывело её к качественно новому этапу развития. За более чем полувековую историю европейской интеграции образовался один из основных экономических центров современного мира, именуемый Европейским Союзом (ЕС). Ликвидация границ, общая экономическая и валютная политика, выравнивание уровней развития, входящих в объединение государств, способствовало повсеместному прогрессу и превратило Европу в высокоорганизованный, динамично развивающийся регион. На сегодняшний день ЕС включает 28 стран, с общим населением более чем 500 млн. чел и с территорией практически в 4,4 млн. кв. км.
Но после беспрецедентных успехов европейской интеграции, Союз входит в век распада. Мечты о единой интегративной экономической системе уже давно не соответствуют реальности, а процесс создания более тесного политического союза больше не является самоочевидным ответом на вызовы европейской безопасности. Нарастающее напряжение среди стран ЕС провоцирует шквал критики в адрес его внутренней и внешней политики. Люди теряют веру в структуру и в процессы принятия решений, что подстрекает государства-члены на переосмысление их отношений с Евросоюзом и поиски альтернативных вариантов функционирования. Всё это ставит дебаты о будущем Европейского Союза в совершенно ином контексте.
Актуальность данной темы обуславливается влиянием Европейского Союза на международной арене. Объединение играет значительную роль в современных международных отношениях, являясь важным участником, как глобальной политики, так и мировых экономических процессов. От того насколько активно и по тому ли направлению движется сегодня Европейский Союз, который задавали отцы-основатели, зависит будущее не только этого интеграционного проекта и жизнь народов его стран-членов. Современное положения ЕС осложняет и тормозит работу на более глобальном уровне. Без крепкого союза в Европе, повышается риск дестабилизации не только в регионе, но и на всём континенте, что ведёт к проблеме мирового масштаба. Как показала история страны Европы, за некоторым исключением, настолько малы и бессильны перед внешними угрозами, что сегодня, в век глобализации, появления новых держав и экономических гигантов, у них нет шансов развиваться отдельно друг от друга, самостоятельно отстаивая ту или иную позицию на международной арене.
Понятно, что интеграция в ЕС является постоянным и незавершенным проектом - это процесс, который был обусловлен проевропейской политической волей государств-членов, чтобы принести мир и процветание политическому и экономическому союзу. Но нельзя воспринимать Евросоюз как нечто само собой разумеющееся. Если ЕС хочет быть эффективным проектом, он должен быть способным решать проблемы, которые важны для его граждан. Изучение этого межнационального образования помогает понять причины существующих конфликтов, найти пути их разрешения и спрогнозировать в оптимистичном варианте его трансформирование в ещё более крепкий и действенный союз, а в пессимистичном варианте - причины его неспособности преодоления кризиса и, как результат, развала.
Историография. Европейская тематика достаточно хорошо разработана как в отечественной, так и в зарубежной историографии. В отечественной политической науке существует и развивается отдельное европейское направление.
Среди зарубежных историков данную проблематику рассматривают: немецкие политологи Фрэнк Шиммельфенниг и Ульрих Зедельмайер , такие современные профессоры ведущих университетов Европы, как Л.-Э. Цедерман , швейцарский специалист по международным конфликтам,
-5
Михаель Блаубергер , профессор Зальцбургского университета, Майкл Дуган , профессор в области европейского права Ливерпульского университета и др.
Эти авторы рассматривают в целом динамику развития Евросоюза, асимметрию европейской интеграции, интерпретирует договоры ЕС др.
Также в Брюсселе с 1983 года функционирует Центр европейских политических исследований (CEPS), являющийся основным аналитическим центром и форумом для дискуссий по вопросам ЕС и в рамках которого публикуются статьи ведущих учёных и специалистов по всем направления европейского сотрудничества.
Из отечественных авторов большой вклад, в изучение данной темы внесли Ю. А. Борко и О. В. Буторина , экономисты-международники, специалисты по европейской интеграции, В. А. Астапенко , изучающий
о
эволюцию Евросоюза с правовой точки зрения, а также к.ю.н. Ю. М. Орлова и д.ю.н. С. Ю. Кашкин , специализирующиеся в области международного и европейского права. Ведущие российские эксперты по экономике в Европе,
Е. С. Хесин и А. В. Кузнецов , в соавторстве дают оценку социально-экономическому развитию западноевропейских стран.
Источниковой базой данной работы послужили международные договоры, декларации, документы и материалы международных конференций , а также информация, взятая с новостных сайтов и официальных сайтов ЕС , материалы периодической печати , выступления политических деятелей и др. В данном исследовании были использованы источники на русском, английском и немецком языках.
Целью работы является исследование интеграционных и дезинтеграционных процессов в Европейском Союзе в последние годы.
Задачи исследования:
- Проанализировать организационные факторы, оказывающие влияние на работу ЕС;
- Оценить степень углубления и расширения интеграции в Союзе;
- Охарактеризовать нынешние препятствия и проблемы
дальнейшего укрепления сотрудничества европейских государств.
Объектом исследования является Европейский Союз.
Предметом исследования являются тенденции развития, наблюдаемые в современный период внутри Евросоюза.
Хронологические рамки охватывают последние 15 лет функционирования Европейского Союза: с даты принятия в 2001 году «Лаакенской декларации о будущем Европейского Союза», в которой были сформулированы ключевые вопросы дальнейшего развития сотрудничества, и по 2015 год.
Методами для написания данной работы послужили: анализ
имеющихся источников и историографический синтез, институциональный и исторический метод, обобщение и систематизация знаний и выводов по теме исследования.
Научная новизна определяется тем, что исследование направлено на изучение современного состояния Союза, факторов, влияющих на его развитие, причин и предпосылок дальнейшей интеграции стран Европы. Раскрыта специфика объединения стран в единую интеграционную систему и показаны проблемы, стоящие на пути этого процесса и направляющие его в обратное направление.
Научно - практическая значимость. Данный материал может быть в дальнейшем использован при подготовке к семинарам и лекциям по представленной теме. Кроме того, результаты работы могут заинтересовать специалистов в данной сфере при изучении проблем объединения Европы, сильных и уязвимых мест Союза, при прогнозировании его будущего пути развития, либо предпосылок ослабления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Европейская интеграция сегодня как никогда актуальна, но пути её развития и методы её реализации должны быть переосмыслены. Прежде чем начинать пересмотр договоров и осуществление крупных изменений, как, например, углубление интеграции зоны евро или «репатриация» определенных полномочий государств-членов, многое должно быть сделано для улучшения функционирования общих институтов. Сегодняшняя борьба за власть в основных механизмах Союза уменьшает «общеевропейский знаменатель» и изолирует организацию от граждан. Это можно легко исправить, если подойти к вопросу с более реалистичной и объективной позиции, принимая во внимание истинное состояние дел и используемой практики внутри институтов. Необходимы конкретные своевременные шаги, личная приверженность каждого государства-члена, горизонтальная власть и непрерывная коммуникация между органами ЕС. Таким образом, новые структуры и механизмы позволят более эффективно и последовательно исполнять принятые решения. Но само принятие решений по-прежнему требует единогласия.
Основная работа в начале XXI века была сконцентрирована на подготовке к новому расширению. Беспрецедентная волна присоединений потребовала решения большого количества задач от Европейского Союза, и он в свою очередь продемонстрировал уникальную способность принятия мер в новых нетрадиционных условиях. В результате проведения внутренней политики, направленной на улучшение социальных и экономических условий, присоединение к ЕС стало привлекательным как средство достижения наивысших национальных целей, а именно идентификации себя, как часть западного мира, установление демократического строя и развитие рыночной экономики, с помощью чего страны решили множество проблем внутреннего характера и способствовали укреплению общего порядка в регионе.
В целом благодаря проекту Европейского Союза удалось превратить врагов в друзей, преодолеть национальные, религиозные и идеологические противоречия, превознести общее благо над индивидуальными интересами и расти вместе, как единая Европа, разрешая споры путем диалога и консенсуса, принимая решения, основанные на принципах солидарности.
Но сегодня, в неспокойные времена в истории, в трудные времена для многих людей в Европе, то, что было возможно в формате шести и даже 15 стран, стало практически невозможным в формате 28 государств. Особенно трудно достичь единогласия в вопросах внешней политики. Иллюзии о целостности Евросоюза рушатся в тот самый момент, когда возникает внешняя угроза. Ни одно крупное государство и ни одна интеграционная группировка не могут избежать столкновения с глобальными проблемами, не исключая Евросоюз. Растущая волна миграции, террористических актов, нестабильность на границах новососедствующих стран, мировой экономический кризис усиливают внутреннюю напряженность и создают новые проблемы, которые требуют четких решений, основанных на европейских нормах и ценностях. Но вместо того, чтобы ещё больше сплотиться и бороться с проблемой совместными усилиями, государства- члены перестают идентифицировать себя как часть одного крупного организма и в первую очередь стремятся защитить свои национальные интересы, в чём, конечно, нельзя их осудить, но от такой тактики теряется смысл существования Союза. Поэтому на роль «внешнеполитического лица» ЕС требуется руководитель, владеющий мастерством гармонизации позиций стран-членов.
Повторяющиеся провалы в политике свидетельствуют о том, что созданная европейскими договорами система не способствует продвижению позитивной интеграции. Глубоко разделенная культурными, социальными, институциональными и экономическими границами, Европа сегодня не в состоянии обеспечить разнообразие и справедливое перераспределение общественных благ, а, следовательно, не может привлечь или сохранить достаточную поддержку населения. В свою очередь дефицит демократии и легитимности власти ЕС не позволяет действовать достаточно энергично, чтобы развивать потенциальное федеральное правительство, даже в тех районах, где нациям выгоднее лишиться части своего суверенитет, чтобы играть большую роль на международной арене.
Подводя итоги вышесказанного, можно заключить, что Евросоюз находится в сложном положении. Предугадать сценарий развития невозможно, но каждый неверный шаг может дорого обойтись Союзу. И главная опасность заключается не в том, что Евросоюз развалится. Необходимо понимать, что в отличие от сценариев Габсбургской империи или Советского Союза, коллапс не означает каких-либо изменений на политической карте, государства-члены не обязательно перестанут быть рыночными демократиями, а все формы сотрудничества между ними, в том числе даже некоторые общие институты, исчезнут. Но предотвратить развал ЕС стоит, по крайней мере, в ближайшей перспективе в целях предотвращения эскалации стратегических противоречий между государствами и большей дестабилизации в регионе.



1) A Constitution for Europe [Electronic resource] // EU official site. - URL: http:// europa. eu/ scadplus/constitution/index _en.htm
2) Barbiere C. Le Pen ‘optimistic’ about Eurosceptic group in EU Parliament [Electronic resource]. - URL: http://www.euractiv.com/section/eu-elections- 2014/news/le-pen-optimistic-about-eurosceptic-group-in-eu-parliament/
3) Browne A. Dutch expected to land final blow [Electronic resource] // The
Times. - 2005. - 31 May. - URL:
http://www.thetimes.co.uk/tto/news/world/europe/article2598341.ece
4) Buchner G. EU-Verfassung soll 2009 in Kraft treten // Die Berliner
Zeitung. - 2006. - 20 Januar.
5) Burr T. Financial Management in the EU// National Audit Office. - 2009. - HC 349 Session 2008-2009. - 46 p.
6) Caldeira V. Presentation of the ECA 2014 Annual Work Programme to the European Parliament Committee on Budgetary Control [Electronic Resource]. - URL: http ://www .eca. europa. eu/ en/Pages/AR2014 .aspx
7) Cameron R. Czechs delay constitution vote [Electronic resource]. - URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/3952087.stm
8) Constitution approved by the EU Parliament [Electronic resource] //
Demistifying the EU Constitution. - URL: http://www.eu-
constitution.typepad.com
9) European Commission President Romano Prodi speech in Nova Gorica.
[Electronic resource] // Reuters. - 2004. - URL:
http:// edition.cnn.com/2004/W ORLD/europe/04/30/eu.enlargement/
10) European Commission. Overview [Electronic Resource]. - URL: http:// europa. eu/ about-eu/institutions-bodies/european- commission/index_en.htm#goto_3
11) European Commissioner for Enlargement Gunter Verheugen speech in
Warsaw. [Electronic resource] // Reuters. - 2004. - URL:
http:// edition.cnn.com/2004/W ORLD/europe/04/30/eu.enlargement/
12) European Court of Auditors. Guardians of the EU finances. About us:
Governance [Electronic Resource]. - URL:
http://www.eca. europa. eu/en/Pages/Structure.aspx
13) How Eurosceptic is the new European Parliament? [Electronic Resource]. - URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-28107633
14) Kotzeva M. Eurostat regional yearbook 2015. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015. - 312 p.
15) Mean and median income by age and sex [Electronic Resource]// Eurostat. -
2015. - URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do
16) Plenum der Okonomen, 2011. Stellungnahme zur EU-Schuldenkrise. Online im Internet unter: URN: http://www.wiso.unihamburg. de/lucke/?p=581
17) Presidency Conclusions of the Laeken European Council (14 and 15 December 2001). Bulletin of the European Union. - Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, - 2001. - № 12. - 34 p.
18) Presidency Conclusions, Copenhagen European Council 1993 [Electronic
Resource]. - URL:
http://www.europarl.europa. eu/ enlargement/ec/pdf/cop_en.pdf
19) Price С. European Commission president urges action on EU constitution [Electronic resource] // Jurist Legal News and Research. - URL: http://jurist.law.pitt.edu/paperchase/2007/02/european-commision-president- urges.php
20) Results of the 2014 European elections [Electronic resource]. - URL: http ://www .europarl.europa. eu/ elections2014-results/en/election-results- 2014.html
21) Structure of government debt in Europe in 2010 [Electronic Resource] //
Eurostat. Statistics in focus. - 68/2011. - 2011. - URL:
http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3433488/5580012/KS-SF-11-068- EN.PDF/b6702d03-bed8-416a-9879-732564dcb08e
22) Summary of the treaty of Nice. Brussels, 31 January 2003 [Electronic
Resource]. - URL: http://europa.eu/rapid/press-release_MEMO-03-
23_en.htm?locale=en
23) Synon M.E. Van Rompuy: If The Public Doesn't Want EU Expansion, 'We Do
It Anyway' [Electronic resource]// BREITBART. - 2014. - URL:
http ://www.breitbart. com/london/
24) Schlussfolgerungen des Vorsitzes. Europaeischer Rat von Kopenhagen. 12—13 Dezember 2002. - Brussel, den 29. Januar 2003. - DOC/15917/02. - 17 s.
25) The Council of the European Union. Overview [Electronic Resource].- URL: http://europa.eu/about-eu/institutions-bodies/council-eu/index_en.htm
26) The Council of the European Union. What does the Council of the EU do? [Electronic Resource]. - URL: http://www.consilium.europa.eu/en/council-eu/
27) The European Council. Decision-making process [Electronic Resource]. - URL: http://www.consilium.europa. eu/ en/european-council/
28) Treaty establishing a Constitution for Europe // Official Journal of the European Union. - 2004. - V. 47. C 310. - 484 p.
29) Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty
establishing the European Community, signed at Lisbon, 13 Dec. 2007 [Electronic resource] // OJEC. - 2007. - C 306. - URL: http://eur-
lex.europa. eu/legal-content/EN/TXT/?uri=OJ: C:2007:306:TOC
30) Treaty of Nice amending the Treaty on European Union, the Treaties
establishing the European Communities and certain related acts [Electronic Resource] // OJEC. - 2001. - № C 80. [s.l.]. - URL:
http://www.cvce.eu/obj/treaty_of_nice_26_february_2001-en-7ceddc3f-08bb- 4794-90a3-281f03540a5b.html
31) Vestring B., Veiel A., Berger A. Franzosen sagen Nein // Berliner Zeitung. - 2005. - 30 Mai.
32) Weidenfeld W., Wessels W. (Hg,). Schlussfolgerungen des Vorsitzes, Europaeischer Rat von Kopenhagen. 21-22. Juni 1993. Jahrbuch der Europaeischen Integration 1993/1994. - Bonn. - 1994. - 512 s.
33) Договор о Европейском Союзе (в редакции Лиссабонского договора) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu»
34) Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и
Европейского центрального банка (в редакции Лиссабонского договора от 13 декабря 2007 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://eulaw.ru/treaties/protoc/4# 1
Литература:
1) Acemoglu D. and Robinson J. Why Nations Fail. The Origins of Power, Prosperity, and Poverty. Crown Business. - NY: Random House, 2013. - 544
p.
2) Bershidsky L. European Austerity Is a Myth [Electronic Resource]. - URL: http://www.bloombergview.com/articles/2014-08-19/european-austerity-is-a- myth
3) Blauberger M. With Luxembourg in mind... there making of national policies in the face of ECJ jurisprudence// Journal of European Public Policy. - 2012. - 19 (1). P. 109-126.
4) Cederman L.-E. Constructing Europe’s Identity. - London, UK: Lynne Reinner Publishers, 2001. -176 p.
5) Ciot M.-G. Romania's E.U. accession negotiation process// Studia Universitatis Babes-Bolyai. - Jan-Mar 2014. - 59.1. - P. 99-112.
6) Collignon S. Italy And The Disintegration Of The European Union [Electronic
Resource]. - URL: https://www.socialeurope.eu/2013/02/italy-and-the-
disintegration-of-the-european-union/
7) De Grauwe, P. Only a more active ECB can solve the euro crisis// CEPS Policy Brief. - 2011. - No. 250. - P. 8.
8) Dougan M. The Treaty of Lisbon 2007: Winning Minds, Not Hearts // Common Market Law Review. - 2008. - Vol. 45. - P. 617-703.
9) EU enlargement: The next seven [Electronic resource]. - URL:
http://www.bbc.com/news/world-europe-11283616
10) Goodhart C. A. E. Lessons for monetary policy from the Euro-area crisis// Journal of Macroeconomics. - 2014. - 39 (Part B). - P. 378 - 382.
11) Hertz R. and Leuffen D. Too big to run? Analysing the impact of enlargement on the speed of EU decision-making//European Union Politics. - 2011. - 12(2). - P. 193-215.
12) Mahony H. EU citizens complain about lack of transparency [Electronic Resource]. - URL: https://euobserver.com/institutional/28008
13) Micossi S. The Monetary Policy of the European Central Bank (2002-2015)// CEPS Special Report. - 2015. - No. 109. - P. 5-11.
14) Roth F. Has the Financial Crisis Shattered Citizens Trust in National and
European Governmental Institutions? [Electronic Resource] // CEPS Working Document. - 2011. - № 343 (June). -
URL:https://www.ceps.eu/system/files/book/2011/02/WD%20343%20Roth%2 0et%20al%20on%20trust.pdf
15) Schimmelfennig F. and Sedelmeier U. The Politics of EU Enlargement: Theoretical and Comparative Perspectives. - London: Routledge, 2005. - 29 p.
16) Serbia and Kosovo hail 'landmark' agreements [Electronic resource]. - URL: http://www.eubusiness.com/news-eu/ serbia-kosovo. 141x/
17) Астапенко В.А. Эволюция Европейского Союза. - М., 2008.- 133 c.
18) Багаева А.В. Восточноевропейские интеграционные импульсы// Научноаналитический журнал «Обозреватель-Observer». - 2013. - № 11(286). - С. 38 - 45.
19) Беррамдан А. Суд Европейского Союза и регулирование судебной
системы на национальном, европейском и международном уровне [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.sziu.ru/media/uploads/berramdan_vistuplenie.pdf
20) Болгария и Румыния вступили в ЕС [Electronic resource]. - URL: http://www.vz.ru/politics/2007/1/2/63087.html
21) Борко Ю.А., Буторина О.В. История развития Европейского Союза //Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В.Буториной. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2011. — 720 с., ил.
22) Бурханов А. К. Европейский Союз в современном мире. - Алматы: ИМЭП при фонде первого президента РК, 2005. - 50 с.
23) Имангалиев Р.Н., Рангулова Э. Т. Проблема принятия Конституции ЕС - Новый вызов европейской интеграции// Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Том 151, кн. 1. - C. 210-216.
24) Орлова Ю.М. Взаимодействие Суда ЕС с международными и национальными судебными учреждениями: Автореф. дис. ... к.ю.н. Казань, 2005.
25) Орлова Ю.М. Суд ЕС и правовая интеграция государств-членов Европейского Союза// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 6. - С. 142 - 145.
26) Осипов О. В Риме вершилась история - подписана общая конституция 25 государств// Эхо планеты. - 2004. - № 45-46. - С.17-19.
27) Политическое землетрясение // Европа. Журн. Европ. Союза. - 2005. - № 6. - С. 9.
28) Пономарев М. В. . История стран Европы и Америки в Новейшее время. - М.: Проспект, 2010. - 416 с.
29) Право Европейского Союза: учебник / под ред. С. Ю. Кашкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД Юрайт, 2011. — 1119 с. — Серия: Магистр.
30) Саломатин, А. Ю. Государственно-правовые и политические проблемы Евросоюза в зеркале общественного мнения// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. -№ 1 (25). - С. 28-39.
31) Сапегина О.А., Иванченко Л.А. Влияние кризиса в Греции на европейскую интеграцию// Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2012. - № 8. - C. 399-400.
32) Экономика стран ЕС после введения евро: от эйфории 1999 г. до долгового кризиса 2010-х годов / Под ред. А.В. Кузнецова и Е.С. Хесина. - М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ