Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЗМА В ПОЭТИКЕ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

Работа №59354

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Психологизм как черта поэтики художественного произведения 7
1.2. Способы выражения психологизма 11
1.3. Портрет как ведущее художественное средство психологической
характеристики героя
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЗМ Л.Н. ТОЛСТОГО-ХУДОЖНИКА (НА
МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА») 20
2.1. Своеобразие психологического метода Л.Н. Толстого 20
2.2. Роман «Анна Каренина» в художественной эволюции Л.Н. Толстого . 28
2.3. Классификация портретов в романе «Анна Каренина» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Русская классическая литература XIX века представляет собой огромное поле художественных размышлений о человеке, его предназначении, смысле человеческой жизни. Во второй половине XIX в. правда о человеке получает гениальное выражение в творчестве таких мастеров художественного слова, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Именно в произведениях этих авторов изображение внутреннего мира человека представляется не только правдой конкретного персонажа, но и истиной человеческой жизни вообще.
Опираясь на традиции своих предшественников, Толстой существенно обогатил художественный метод реализма. Он широко раскрыл взаимодействия между движением жизни и развитием человека. Высоко ценя самобытность личности, писатель отнюдь не обособлял духовных исканий индивидуума от широкого потока жизни, от решения крупных социальных, нравственных проблем. Более того, сами эти искания Толстой неизменно изображал в перспективе достижения общих целей, в свете сложных процессов развития действительности.
Глубоко оригинальное эпическое творчество Толстого утверждает живое, противоречивое единство человека и мира. Действительность рождает тревожные раздумья, стремление понять происходящее в мире. В свою очередь, поиски истины приводят писателя не только к трезво аналитическому рассмотрению различных сторон социальной, духовной жизни людей, но и к пересмотру, переоценке многих человеческих ценностей.
Л. Н. Толстой по праву считается великим мастером психоанализа и «диалектики души» человека. Для него большой интерес представляет внутренняя жизнь героев, их переживания, метания, их внутренний и нравственный выбор. Для его творчества характерно изображение сложных, противоречивых и одновременно «текучих» характеров и развивающихся событий. Но, кроме того, как точно выразился Н.Г. Чернышевский, Толстой показывал законы и формы психического процесса, а не только сам процесс. Писателя интересовали не просто внутренняя жизнь героев, но и сам процесс этой жизни и его эволюция. В своем романе «Воскресение» Толстой говорил: «Люди как реки» [Толстой 2010: 172], заостряя внимание на многогранности человеческой души, сочетании в ней противоречивых черт, ее постоянном развитии и движении.
Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Но очень часто обращался Толстой в своих произведениях именно к портрету как средству психологизма, поскольку внешность человека определяет и его характер, и его социальный статус, и, даже, может выражать самые сокровенные его мысли. Через описание внешности героя автор раскрывает его внутренний мир, его подлинную сущность. Главной особенностью Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркую черту во внешности персонажа, запоминающуюся деталь в его поведении. Ярким примером этого является маленькая княгиня со своей «короткой, с чуть черневшимися усиками верхней губкой» из романа-эпопеи «Война и мир» [Толстой 2014: 145].
Многие исследователи, такие как М.А. Албанов, Н.К. Гудзий, Н.Н. Страхов, В. Баранов, Д. Жуков, выделяют несколько разновидностей портрета: описательный, который преобладает в произведениях литературы, и текучий, который получил свое развитие как раз в творчестве Толстого. Весь творческий путь Толстого заключается в процессе постепенного отказа от статичного (описательного) портрета в пользу портрета динамичного (текучего). В книге Н.С. Манаева «За гранью невидимого...» автор приводит слова Толстого, в которых раскрывается требование, предъявляемое писателем к художественному произведению: «Художник, для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит, или нарочно потешает, он не действует» [Манаев 2002: 172].
Толстовский метод, получивший в литературоведении своё определение как «диалектика души» (такое определение дал Н.Г. Чернышевский), обусловил новый взгляд на человека, показал изменчивость и текучесть характеров. Функция портрета у Толстого заключается в обнажении именно этой изменчивости.
Таким образом, при создании портрета действующего лица у Л.Н. Толстого присутствуют детали, говорящие о движениях, мимике, жестах, речи персонажа. Выразить движения души через внешность - это цель психологического портрета у Л. Н. Толстого.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время акцент научных исследований сместился в сторону антропоцентризма, то есть человек с его субъективным видением мира становится интересен, и в связи с этим психологизм находится в зоне внимания.
Новизна данной работы заключается в том, что до этого психологизм в литературе не рассматривался через призму портрета.
Объект изучения - роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Предмет изучения - особенности портрета героев в одноименном произведении Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Цель дипломной работы - изучить средства создания портретов в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и определить, какое значение они имеют в поэтике романа. Цель работы определила и постановку следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Прояснить понятие психологизма как черты поэтики Л.Н. Толстого.
3. Выявить, с помощью каких средств создаются портретные характеристики героев романа.
4. Создать классификацию портретных описаний в романе «Анна Каренина».
Методы, используемые в работе: описательный, сравнительный, типологический, биографический.
Методологической базой для данной работы послужили работы таких ученых, как В. Ермилов, В.Г. Одиноков, В. Жданов, М.Б. Храпченко, Э.Г. Бабаев, К.Н. Леонтьев, Н.К. Гудзий, П. Сергеенко, А.Б. Есин.
Сформулированные цели и задачи определили структуру данной работы: введение, две главы, разделенные на подпункты, заключение и библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Русская литература занимает довольно важное место в литературе мировой, и большая заслуга в этом принадлежит тем писателям, которые в своем творчестве уделяли большое внимание психологизму. До XIX века в русской литературе психологизм не был развит так, как это произошло, когда на литературную арену вышли такие писатели, как Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Каждый из них является по праву гениальным писателем- психологом, потому что в своих произведениях они старались раскрыть именно внутренний мир героев, передать эмоции, чувства и мысли, которые испытывали их герои.
В данной дипломной работе мы обратились к творчеству Л.Н. Толстого, так как именно он наглядно и глубоко показал механизм того, что происходит в душе героя, смог доступно и четко изобразить полет мысли и чувств героев, раскрыл, по словам Чернышевского, «диалектику души».
Чтобы разобраться в психологизме Толстого-художника, мы обратились к его роману «Анна Каренина», роману, который стал переломным произведением в творчестве писателя, который создавался в тяжелый период жизни Толстого, когда его прежние взгляды на жизнь потерпели крушение.
«Анна Каренина» - не просто семейный роман, это семейная хроника, он охватывает истории и судьбы нескольких семей, их трагедии и их счастье. Несмотря на то, что ранее в литературе уже были семейные романы («Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского»), роман Толстого отличается своей особенностью раскрытия данной темы.
Ранее уже было сказано, что средствами выражения психологизма в произведении могут быть разные приемы. Это:
- система повествовательно-композиционных форм (авторское психологическое повествование, рассказ от первого лица, письма, психологический анализ);
- внутренний монолог;
- психологическая деталь;
- психологический портрет;
- психологический пейзаж;
- сны и видения;
- персонажи-двойники;
- умолчание.
В творчестве Л.Н. Толстого, несомненно, все эти приемы использованы, но хотелось бы остановиться именно на таком художественном средстве психологической характеристики героя, как потрет. В романе «Анна Каренина» огромное количество портретов, причем это не просто описания внешности, но и достаточно сильные психологические характеристики характеров героев.
В романе портрет многофункционален: он описывает внешность героя; способен показать, что происходит в душе героя, его чувства, мысли, переживания; с помощью описания внешности героя мы можем понять, каким человеком герой является, каким характером обладает, к какому социальному классу относится герой. В «Анне Карениной» каждый герой наделен определенным спектром качеств и характеристик, которые выражаются во многом с помощью портрета.
Проведя анализ произведения, рассмотрев большое количество портретных характеристик героев, можно выделить определенную классификацию портретов в романе.
Для начала стоит отметить, что в романе присутствует и динамичный, и статичный портрет. Портретов, данных в движении, динамике, безусловно, больше, иначе нельзя было бы показать механизм душевного движения героев, но таким портретом наделены не все герои произведения. Образы героев, которые не являются главными в произведении, с помощью портретных характеристик которых, чаще всего, показывается характер главного героя, созданы при помощи динамичного портрета.
Также в романе представлено огромное количество «портретов со стороны». Это значит, что внешность героя описывается не самим автором, а другим действующим лицом произведения. Это очень важный психологический прием, потому в некоторых случаях при описании внешности одного героя, мы можем понять характер одновременно двух героев: того, кто описывается, и того, кто описывает. Такой портрет мы называем портретом, данным в сопряжении.
Также в романе при создании портретов героев автор использует такой прием, как прием «срывания масок». Это значит, что автор не говорит напрямую, что герой плохой, но при описании его внешности сразу видно, что что-то в нем не так. И читатель сразу понимает настоящий характер героя, каким бы герой не казался положительным на первый взгляд.
Интересным типом портрета в романе является портретная характеристика героя, данная в разные моменты развития сюжета. Такой портрет мы называем синтетическим. Это помогает с каждым разом понимать характер героя и его чувства все лучше и лучше.
Также в романе использован такой прием, как прием выделения характерных «примет» героев произведения. Он использован для того, чтобы закрепить за героем какую-то определенную характерную черту, которая будет отличать его от других героев и выражать какое-то качество его характера.
Были выделены разные типы портретов, но стоит сказать, что в романе очень часто смешиваются несколько типов портретов в одном. Такой портрет мы называем «сложным».
Подводя итог, стоит сказать, что портрет является тем художественным средством, с помощью которого Толстой концентрирует и передает внутренний мир человека. Для писателя важен именно характер, изменения этого характера и способы передачи этих изменений.
На наш взгляд, вся эта широкая палитра художественных средств задействована в портретной характеристике персонажей романа.



1. Гомер. Илиада. // Пер. В.А. Жуковского. - М.: Наука, 2008. - 394 с.
2. Толстой, Л.Н. Анна Каренина. / Л.Н. Толстой. - М.: Росмэн, 2016. - 587 с.
3. Толстой, Л.Н. Война и мир (Собрание в одном томе). / Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, 2014. - 1296 с.
4. Толстой, Л.Н. Воскресение. / Л.Н. Толстой. - М.: Эксмо, 2010. - 608 с.
5. Толстой, Л.Н. Детство. / Л.Н. Толстой. - М.: Дрофа, 2013. - 176 с.
6. Тургенев, И.С. Отцы и дети. / И.С. Тургенев. - М.: Росмэн, 2004. - 240 с.
II. Научная литература
1. Алданов, М.А. Загадка Толстого. / М.А. Алданов. - М.: Наука, 2001. - 98 с.
2. Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. / Э.Г. Бабаев. - М.: Эксмо, 2004. - 286 с.
3. Вересаев, В.В. Да здравствует весь мир! (О Льве Толстом). / В.В. Вересаев. - М.: Художественная литература, 2001. - 193 с.
4. Вересаев, В.В. О Достоевском и Льве Толстом. / В.В. Вересаев. - М.: Наука, 2000. - 382 с.
5. Виноградов, В. О языке Толстого. / В. Виноградов. - М.: Просвещение, 1993. - 206 с.
6. Гудзий, Н.К. Лев Толстой. / Н.К. Гудзий. - СПб.: Искусство, 2001. - 189 с.
7. Дистерло, Р.А. Граф Л. Н. Толстой как художник и моралист. / Р.А. Дистерло. - М.: Наука, 1999. - 301 с.
8. Драгомиров, М.И. Разбор романа «Война и мир». / М.И. Драгомиров. - М.: Просвещение, 2001. - 312 с.
9. Ермилов, В.В. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина». / В.В. Ермилов.
- М.: Гос. изд. худ. лит-ры, 1993. - 133 с.
10. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы. Учебное пособие 3-е издание. / А.Б. Есин. - М.: Просвещение, 1998. - 176 с.
11. Лебрен, В. Лев Толстой (Человек, писатель и реформатор). / В. Лебрен.
- Тула: Изд. «Лев Толстой», 2005. - 402 с.
12. Ленин, В.И. Статьи о Толстом. / В.И. Ленин. - М.: Гослитиздат, 1996. - 159 с.
13. Леонтьев, К.Н. О романах гр. Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. (Критич. этюд). / К.Н. Леонтьев. - М.: Наука, 2003. - 229 с.
14. Леонтьев, К.Н. О романах гр. Л.Н. Толстого. / К.Н. Леонтьев. - Спб.: Искусство, 2005. - 248 с.
15. Лессинг, Г. Лаокоон, или О границах живописи в поэзии. / Г. Лессинг.
- М.: Наука, 1957. - 206 с.
16. Луначарский А.В. Русская литература. Избранные статьи. / А.В. Луначарский. - М.: Гослитиздат, 1994. - 189 с.
17. Лурье, Я.С. После Льва Толстого. / Я.С. Лурье. - СПб.: Изд. «Дмитрий Буланин», 1998. - 127 с.
18. Манаев, Н.С. За гранью невидимого. В твор. лаб. Л.Н. Толстого: от изобраз. источника - к ист. повествованию. / Н.С. Манаев. - Калуга, 2002. - 267 с.
19. Неведомский, П.М. зачинатели и продолжатели. Поминки,
характеристики, очерки по русской литературе от дней Белинского до
дней наших. / П.М. Неведомский. - Л.: Наука, 1989. - 209 с.
20. Одиноков, В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. / В.Г. Одиноков. -
Новосибирск: Изд. «Наука», 1997. - 159 с.
21. Сегалин, Г.В. Эвропатология личности и творчества Льва Толстого. / Г.В. Сегалин. - Свердловск, 2000. - 251 с.
22. Сергеенко, П. Сборники статей и материалов о Толстом: Международный толстовский альманах. / П. Сергеенко. - М.: Книга, 2005. - 179 с.
23. Скафтымов, А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого. / А.П. Скафтымов. - М.: Наука, 1998. - 290 с.
24. Соловьев-Андреевич, Е.А. Л. Н. Толстой. Его жизнь и литературная деятельность. / Е.А. Соловьев-Андреевич. - М.: Наука, 2001. - 251 с.
25. Срезневский, В.И. Толстой (1850-1860). Материалы, статьи. / В.И. Срезневский. - СПб.: Искусство, 2003. - 219 с.
26. Страхов, И.В. Психологический анализ в литературном творчестве
(Пособие для студентов педагогических институтов). Ч. 1. / И.В.
Страхов. - Саратов: Изд. Саратов. гос. пед. ин-та, 1998. - 57 с.
27. Страхов, Н.Н. Сочинения гр. Л. Н. Толстого. / Н.Н. Страхов. - М.: Просвещение, 2002. - 199 с.
28. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений в 8 томах. // Т. 1. - М: Лексика, 1996. - 198 с.
29. Уртминцева, М.Г. Литературный портрет в русской литературе второй половины XIX века. Генезис, поэтика, жанр: Монография. / М.Г. Уртминцева. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. - 232 с.
30. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник. / В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2002. - 437 с.
31. Храпченко, М.Б. Лев Толстой как художник. Изд. 4-е. / М.Б.
Храпченко. - М.: Худож. Лит, 1998. - 578 с.
32. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. // Т. 3. - М.: Гослитиздат, 1974. - 609 с.
33. Юркина, Л.А. Портрет. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Наука, 2000. - С. 296-308.
III. Статьи из журналов и сборников
1. Амфитеатров А.В. Собрание сочинений В 10 т. Книга 1. Мемуары.
Властители дум: Литературные портреты и впечатления. - М.:
«Интелвак», 2003. - 106 с.
2. Астафьев В. П. Творец и мыслитель. - М.: «Современник», 2001. - С. 27-42.
3. Гладкова Л. Об истинном искусстве. - «Октябрь», № 9, 2000. - С. 173-177.
4. Дружинин, А.В. «Метель» - «Два гусара». Повести графа Л.Н. Толстого. / А.В. Дружинин. - М.: «Современник», 1998. - С. 166-172.
5. Короленко, В.Г. Лев Николаевич Толстой (статья первая). / Л.Н. Толстой в оценке русской критики. - М.: Наука, 1978. - С. 169.
6. Мейвор Дж. Граф Лев Николаевич Толстой. 1898-1910. - «Новый мир», № 12, 1999. - С. 163-179.
7. Эджертон У. Толстой и толстовцы. - «Новый мир», № 3, 2005. - 183 с.
IV. Дневники, письма
1. Дневник С.А. Толстой от 10 ноября 1876. / Рукопись. - М.: Гос. музей Л.Н. Толстого, 1898. - 391 с.
V. Словари
1. Аксенова, Е. Портрет. // Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1999. - С. 275-276.
2. Словарь литературоведческих терминов / Под ред. С.П. Белокурова. - М., 2005. - 429 с.
3. Кормилов, С.И. Портрет // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001. 762 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ