Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Становление когнитивных функций в связи с готовностью младших школьников к школе

Работа №59352

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущностная характеристика понятий «когнитивные функции»,
«мышление», «память», «внимание» 7
1.2. Особенности когнитивного развития у детей младшего школьного
возраста 18
1.3. Психологическая готовность ребенка к школе и ее
компоненты 25
Глава II. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования готовности младших
школьников к школе 30
2.2. Методы исследования когнитивных функций 31
2.2.1. Методы исследования памяти у младших школьников 33
2.2.2. Методы исследования внимания у младших школьников 35
2.2.3. Методы исследования мышления у младших школьников 36
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Результаты исследования уровня готовности к
школе 39
3.2. Результаты изучения когнитивных функций при поступлении в
школу (констатирующий этап) 41
3.3. Результаты исследования когнитивных функций в пост адаптивный
период (контрольный этап) 43
3.4. Сравнительный анализ становления когнитивных функций при
различном уровне готовности к школе 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 55


Актуальность темы исследования. Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка в возрасте 7-11 лет. На протяжении того времени, которое занимает обучение в школе у ребенка формируется, новая для него, учебная деятельность. У ребенка меняется статус, он становится учеником, и именно этот факт накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Но по последним данным психологических исследований, специалисты приходят к такому выводу, что возрастает число детей, которые приходят в школу неподготовленные, имеющие низкий уровень готовности к школе, т.е. у них недостаточно сформированы социальный, психологический, эмоционально-волевой компоненты готовности [30]. Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна.
Самый благоприятный период для начала развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. перегружают ребенка, тем, что ему еще не доступно, и при этом упускают возможность развивать, готовые для этого, психические функции. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере [26].
Развитие памяти, мышления, внимания у младших школьников связано с уровнем готовности к школе. Если под уровнем готовности понимать уровень психического развития ребенка, его способности к подражанию, выраженность тонкодвигательных координаций, без которых не возможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи. Есть предположение, что если ребенок приходит из детского сада с высоким уровнем готовности к школе, то и процесс формирования когнитивных функций будет проходить быстрее и благополучнее, чем у тех детей, у которых уровень готовности к школе низкий [35].
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: В.С. Мухина [34], Н.И. Гуткина [14], Е.Е. Кравцова [28] и другие.
Проблемами диагностирования детей поступающих в школу занимались А.Л. Венгер [7], , Д.Б. Эльконин [51], К.Н. Поливанова [39] и другие.
Цель работы: изучить становление когнитивных функций при разном уровне готовности к школе у первоклассников.
Возникает проблема исследования: определить развитие когнитивных функций при различном уровне готовности к школе.
Объект исследования: когнитивные функции младших школьников.
Предмет исследования: становление когнитивных функций у
младших школьников в связи с готовностью к школе.
Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что существуют различия в становлении когнитивных функций у первоклассников с разным уровнем готовности к школе.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих теоретических и практических задач:
1. Провести теоретический обзор понятий «когнитивные функции», «психологическая готовность к обучению в школе» и др.
2. Изучить основные свойства внимания, памяти, мышления и особенностей их развития у детей начинающих школьное обучение.
3. Выявить взаимосвязи между развитием свойств внимания, памяти, мышления и готовностью ребенка к обучению в школе.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения, изложенные в работах психологов, педагогов, социологов : Л.С. Выготского [9], Е.Е. Кравцовой [25], А.Л. Венгера [6], Д.Б. Эльконина [45] и др.
В ходе исследования были применены следующие методы: теоретические анализ и синтез, обобщение информации, наблюдение, тестирование с использованием методик: методика направленная на изучение памяти младших школьников «Запоминание 10 слов» (по Александру Романовичу Лурия); методика исследования внимания Пьерона-Рузера «Расставь значки»; методика направленная на изучения мышления - «Цветные прогрессивные матрицы» Равена и методика на определение готовности к школе Керна-Йерасека «Тест школьной готовности.
Методы математической обработки: определение достоверности изменений с помощью углового критерия Фишера
Экспериментальная база исследования: СОШ № 2 пгт Васильево.
Выборка: Всего в исследовании приняли участие 42 респондента. Исследовались ученики первых классов в возрасте 6-8 лет.
Практическая значимость исследования: полученные выводы дают возможность более полно и всесторонне судить о когнитивных функциях как показателе психологической готовности детей к школьному обучению. Результаты исследования могут служить основой дальнейшего изучения связей между показателями внимания, памяти, мышления и успеваемости в начальной школе, а также для разработки упражнений и методик, направленных на развитие определенных свойств внимания, памяти и мышления, необходимых для успешной адаптации ребенка к обучению в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения дипломной работы были охарактеризованы понятия «когнитивные функции», «мышление», «память», «внимание». Были рассмотрены особенности формирования когнитивных функций у младших школьников. А также изучены основные компоненты психологической готовности детей к школе.
В результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования сформировался вывод, о том, что когнитивные функции - это совокупность жизненно важных психических процессов (память, внимание, мышление и др), каждый из которых необходим человеку для жизнедеятельности, обучения и развития личности в целом. Дети 6-7 лет отличаются тем, что у них происходит переход от примитивных форм мышления, памяти и внимания к более совершенным. Все эти функции находятся на стадии формирования. И это неразрывно связано с готовностью к школе. Психологическая готовность является основанием для
представления об уровне общего развития будущего школьника, обуславливает его успешность в начале обучения.
Целью исследования стало теоретическое обоснование и
экспериментальное выявление взаимосвязи готовности школьников к обучению в школе и становления когнитивных функций. Объектом исследования соответственно выступили когнитивные функции младших школьников. Теоретический анализ когнитивных функций и особенностей развития их у младших школьников, а также готовности к школе, позволил сформулировать гипотезу о том, что существуют различия в становлении когнитивных функций у первоклассников с разным уровнем готовности к школе.
В ходе исследовательской работы были проведены методики на определение уровня готовности младших школьников к школе, и их когнитивных функций (мышления, памяти, внимания). В результате математической обработки данных с использованием углового критерия Фишера, были сформулированы выводы о том, что у детей с низкими показателями уровня готовности к школе изменения происходят медленнее, чем у ребят с высоким и средним уровнем готовности. Уровень готовности влияет на развитие когнитивных функций. Чем выше уровень готовности, тем быстрее и заметнее происходит становление когнитивных функций, и наоборот чем ниже уровень готовности, тем формирование происходит медленнее.



1. Андерсон Д. Когнитивная психология / Д.Андерсон. -5-е изд. -СПб.: Питер, 2012. - 496 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.
3. Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности - психологическая основа обучения / Л.В. Ахметова // Вестник ТГПУ, 2009. - выпуск 9 (87). - С.215.
4. Борискова М.И. К вопросу о развитии внимания детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / М.И. Борискова, Н.Ю. Максимова// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1-Режим доступа: http://human.snauka.ru (дата обращения: 14.01.2017).
5. Величковский Б.М. современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 336 с.
6. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - М.: Владос-пресс. -2009. - 289 с.
7. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер - М.: Педагогика, - 1986.- 224 с.
8. Выгоренко, Н.В. Память, её значение в жизни человека / Н. В. Выгоренко // Начальное образование. - 2003. - №1
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - М., 1956. - 364 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1960. - 159 с.
11. Гальперин П.Я. К проблеме внимания /П.Я. Гальперин - М.: КД «Университет», 1999. - 424 с.
12. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания /П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1994.-102 с.
13. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2008. - 312 с.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с.
15. Джемс У. Психология /У. Джеймс. - Л.: Педагогика, 2003. - 237 с.
16. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания / Н.Ы. Добрынин// Вопросы психологии. - 1993. -№3. - 128 с.
17. Долгова В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе: монография / Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
18. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: Учебник МПСИ / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2013. - 316 с.
19. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя. / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева - М., 2014 - 174 с.
20. Дубровина, И.В. Психология : учебник для студентов средних пед. учебных заведений / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2015- 320 с.
21. Дубровинская Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе / Н.В. Дубровинская // Психологический журнал. - 2011. - Т.З. - №5. - 145 с.
22. Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.Л. Завьялова, И.В. Стародубцева. - М.: Аркти, 2013. - 56с.
23. Зверева А. С. Развитие когнитивных процессов младших школьников как субъектов образовательной среды [Электронный ресурс] / А.С. Зверева// Научно-методический электронный журнал «Концепт» -
2015. - Т. 10. - С. 351-355. - Режим доступа: URL: http://e- koncept.ru/2015/95114.htm. (дата обращения: 20.02.17)
24. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс / Е.Ю. Иовенко // Молодой ученый. - 2014. №12. - 412 с.
25. Каменская В. Г. К школьной жизни готов. Диагностика и критерии школьной готовности / В.Г. Каменская, С.В. Зверева. - СПб. : Питер, 2004 - 155 с.
26. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания / Е.И. Кикоин. - М.: Педагогика, 1993 - 284 с.
27. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова — М.: Педагогика, 1991 - 152 с.
28. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2013 - 174 с.
29. Кулганов В.А. Проблема готовности детей к школе [Электронный
ресурс] / В.А. Кулганов // Информационный портал. - М., 2015. - Режим доступа: http: //deti-club .ru/problema- gotovnosti-detej j -k- shkole
(дата обращения 15.02.2017).
30. Лапп Д. Искусство помнить и забывать / Д. Лапп - СПб.: Питер, 2014 - 197 с.
31. Лебедев, А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А.Н. Лебедев. - М.: Наука, 2014 - 213 с.
32. Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А.К. Маркова, Л.Г. Лидерс - СПб.: Питер. - 2011 - 199 с.
33. Мухина В. С. Психология дошкольника / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 1985 - 154 с.
34. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту / Т.А. Нежнова — М.: Вестник, 1998 - 336 с.
35. Нестер Н.В. Развитие мышления младших школьников посредствам
учебно-исследовательской деятельности / Н.В. Нестер// Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1. Режим доступа:
sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf обращения: 17.04.2017)
36. Первушина О.Н. Общая психология: Методические рекомендации. /О.Н. Первушина- М., 2013 - 257 с.
37. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. - 624 с.
38. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова - М., 2000 - 213 с.
39. Реан А.А.Психология и педагогика: учеб. /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб: Питер, 2012 - 432с.
40. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. / С.Л. Рубинштейн - М., 1958 -63 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. переизд. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер., 2015 - 327 с.
42. Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж.Пиаже [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 18.02.2017)
43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко - СПб.: ООО «Речь», 2010 - 350с.
44. Смирнова А.С. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте/ А.С. Смирнова, Л.В. Левицкая// Молодой ученый - 2016 - №11.
45. Смирнова С.Д. Экспериментальная психология: практикум : Учебное пособие для ВУЗов/ С.Д.Смирнова, Т.В. Корнилова.- М.: Аспект Пресс, 2002 -383 с.
46. Солсо Р. Когнитивная псиxология / Р. Солсо. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009 - 589 с.
47. Теплов Б.М. Хрестоматия по общей психологии: Практическое мышление/ Б.М. Теплов. - М.: МГУ, 1981 - 147 с. 
48. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/ Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990 - 416 с.
49. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе / К.Е. Чуганова; Моск. открытый соц. ун-т, Каф. соц. психологии. М.: МОСУ, 2011 - 58 с.
50.Эльконин Д.Б. , Возрастные возможности усвоения знаний/ Д.Б. Эльконин - М.: Просвещение, 1980- 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ