МЕТАФОРИЗАЦИЯ КОНЦЕПТОВ РАСТЕНИЙ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАФОРЫ 7
1.1 Метафора в контексте современной лингвистической теории 7
1.2 Типология метафоры в современной лингвистике 15
1. 2.1 Формальная классификация метафор 18
1.2.2 Семантическая классификация метафор 20
1.2.3 Функциональная классификация метафор 24
1.2.4 Языковая и художественная метафоры 27
1.3 Особенности языка С.А. Есенина 29
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ МЕТАФОРИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «РАСТЕНИЕ» В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА 36
2.1 Концептуальная метафора как важный фактор представления языковой
картины мира 36
2.2 Метафорическая репрезентация концептов растений в поэзии С. Есенина.
2.2.1 Метафорическая антропоморфная модель в творчестве с. Есенина.50
2.2.2 Метафорическая зооморфная модель в творчестве С. Есенина 60
2.2.3 Метафорическая предметная модель в творчестве с. Есенина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТАФОРЫ 7
1.1 Метафора в контексте современной лингвистической теории 7
1.2 Типология метафоры в современной лингвистике 15
1. 2.1 Формальная классификация метафор 18
1.2.2 Семантическая классификация метафор 20
1.2.3 Функциональная классификация метафор 24
1.2.4 Языковая и художественная метафоры 27
1.3 Особенности языка С.А. Есенина 29
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ МЕТАФОРИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «РАСТЕНИЕ» В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА 36
2.1 Концептуальная метафора как важный фактор представления языковой
картины мира 36
2.2 Метафорическая репрезентация концептов растений в поэзии С. Есенина.
2.2.1 Метафорическая антропоморфная модель в творчестве с. Есенина.50
2.2.2 Метафорическая зооморфная модель в творчестве С. Есенина 60
2.2.3 Метафорическая предметная модель в творчестве с. Есенина 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Метафора является одним из способов создания образа в творчестве любого поэта, писателя. Проблемы, связанные с изучением метафоры, всегда находились в центре внимания лингвистов. Однако, несмотря на то что в данной области имеется значительное количество исследований, многие вопросы теории метафоры или не получили до сих пор однозначной интерпретации или недостаточно освещены в лингвистической литературе. В антропоцентрической лингвистике она начинает чаще рассматриваться как один из важнейших когнитивных механизмов человека, определяющий его отношения с действительностью. При этом поэтическая метафора осталась без должного внимания и не получила надлежащего освещения с точки зрения современных направлений лингвистики.
В осмыслении проблемы метафоры лингвистическая наука и практика прошли довольно сложный путь. Общепризнан тот факт, что в лингвистике не существует разработанной единой теории метафоры.
Объектом нашего исследования являются метафорические словоупотребления, репрезентирующие концепты растений в поэзии С. Есенина.
Предметом исследования является общие и специфические закономерности метафорического моделирования базисных концептов растений в поэзии С. Есенина.
Цель данной работы - рассмотреть метафорические конструкции с фитонимами в поэзии С. Есенина и выявить их индивидуально-авторскую специфику.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) определить подходы к изучению метафоры в современной лингвистической теории;
2) проанализировать основы типологизации метафоры;
1) изучить концептуальную метафору как важный фактор представления языковой картины мира и как фактора, отражающего особенности идиостиля;
4) классифицировать и описать метафорические модели, репрезентирующие базисные концепты растений в творчестве С. Есенина; установить степень продуктивности каждой из выделенных метафорических моделей;
5) выявить индивидуально-авторскую специфику процессов метафоризации в соотношении области-источника и области-цели.
Теоретической базой исследования послужили основные положения когнитивной лингвистики и литературоведческой науки, разрабатываемые в трудах зарубежных и отечественных ученых (М. Джонсон, Дж. Лакофф, А. А. Потебня, М. М. Покровский и многие другие), исследования по теории (поэтического) текста С. Есенина. Так, в книге Л. Л. Бельской «Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина» достаточно полно и основательно охарактеризована эволюция есенинской образности, выявлены этапы ее развития. В этой работе сделан акцент на том, что художественный поэтический мир поэта строится по законам метафоризации. Определяются и традиционные истоки многих поэтических образов, их связь с фольклором и мифологией. К особенностям поэтической речи С. Есенина обратился и П. Ф. Юшин, автор книги «Сергей Есенин. Поэзия», Ю. Л. Прокушев в книге «Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Н. К. Чубинидзе [74, с. 66-69] также указывает на истоки творчества поэта, на традиционность многих его образов. В статье М. Н. Капрусовой «Край ты, край мой, родимый.» выявляются мифологические, религиозные, фольклорные и иные мотивы в стихотворении С. Есенина «покраснела рябина.» [31, с. 96-103].
Ряд работ посвящен изучению метафоры как тропа, способа создания образа: Е. М. Галкина-Федорук [17], А. М. Марченко [45], А.А. Михайлов [49], Л. Г. Юдкевич [77]. В работе В. П. Москвина «Русская метафора: параметры классификации [50, с. 66 - 74] рассмотрены разные классификации метафоры, в основе которых лежат следующие принципы грамматический, структурный, тематический, функциональный и ряд других. Г. Н. Скляревская в работе «Языковая метафора» выделяет типы метафорического переноса, в которых учитываются семантические сферы метафоризирующего и метафоризируемого компонентов [64, с. 58-65].
Изучение фитонимической метафоры и ее разновидностей проводится в работах П. В. Купчик [40], Ю. Н. Исаевой [29], С. Г. Горбовской [19], Р. Р. Мингазовой [48].
Материалом исследования послужили примеры метафорических конструкций, полученные путем сплошной выборки из художественных текстов С. А. Есенина. Нами отобраны 132 примера метафорических выражений, включающих фитонимы, которые мы распределили по образным парадигмам. Для анализа были отобраны двух- и многокомпонентные метафорические единицы с номинативным, предикативным, генитивным, атрибутивным типами синтагмы.
Гипотеза исследования. Своеобразие языка С. А. Есенина заключается в разрушении привычных форм поэтического выражения, создании нового текста, способного объединить отвлеченные представления, тончайшие душевные движения, глубины человеческого мировосприятия в их изменчивости. Все это потребовало от поэта выработки новых подходов к использованию как традиционного, так и оригинального лексического материала и средств его выражения, среди которых немаловажное значение имеет концептуальная метафора.
К числу основных методов исследования относятся методы лингвистического моделирования, когнитивно-семантического анализа метафорической составляющей языковой картины мира, лингвокультурологического анализа, в т. ч. используемые при создании социокультурного комментария, метод сплошной выборки метафорических единиц, лексикографического описания языковых единиц, статистической репрезентации полученных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, а также включает приложение. Во введении устанавливаются цель, объект и предмет исследования, формулируются его задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается актуальность и определяется новизна работы, характеризуется ее практическая и теоретическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты изучения метафоры» рассматриваются теоретические вопросы: приводится классификация современных направлений в исследовании метафоры; более подробно репрезентируются языковая и художественная метафоры; особенности языка С. Есенина. Вторая глава «Метафорические модели со сферой-источником «РАСТЕНИЕ» в творчестве С. Есенина» посвящена исследованию концептуальной метафоры как важного фактора представления языковой картины мира метафоризации концептов; метафорическим моделям в творчестве С. Есенина (антропоморфной, зооморфной, предметной).
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были изложены в докладах на научно-исследовательских семинарах (Школа педагогики ДВФУ, 2014-2015 гг.), а также представлены на научных конференциях: 1. III Всероссийская научно-методическая конференция «Филологические открытия» (Школа педагогики ДВФУ, 2015 год); 2. VI Всероссийская конференция с международным участием «Литература и культура Дальнего востока, Сибири и восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации» (Школа педагогики ДВФУ, 2016 год).
По теме исследования написаны две статьи: 1. «Метафора как важный фактор представления картины мира»; 2. «Концептуальная метафора «природа- человек» в художественной картине мира».
В осмыслении проблемы метафоры лингвистическая наука и практика прошли довольно сложный путь. Общепризнан тот факт, что в лингвистике не существует разработанной единой теории метафоры.
Объектом нашего исследования являются метафорические словоупотребления, репрезентирующие концепты растений в поэзии С. Есенина.
Предметом исследования является общие и специфические закономерности метафорического моделирования базисных концептов растений в поэзии С. Есенина.
Цель данной работы - рассмотреть метафорические конструкции с фитонимами в поэзии С. Есенина и выявить их индивидуально-авторскую специфику.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) определить подходы к изучению метафоры в современной лингвистической теории;
2) проанализировать основы типологизации метафоры;
1) изучить концептуальную метафору как важный фактор представления языковой картины мира и как фактора, отражающего особенности идиостиля;
4) классифицировать и описать метафорические модели, репрезентирующие базисные концепты растений в творчестве С. Есенина; установить степень продуктивности каждой из выделенных метафорических моделей;
5) выявить индивидуально-авторскую специфику процессов метафоризации в соотношении области-источника и области-цели.
Теоретической базой исследования послужили основные положения когнитивной лингвистики и литературоведческой науки, разрабатываемые в трудах зарубежных и отечественных ученых (М. Джонсон, Дж. Лакофф, А. А. Потебня, М. М. Покровский и многие другие), исследования по теории (поэтического) текста С. Есенина. Так, в книге Л. Л. Бельской «Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина» достаточно полно и основательно охарактеризована эволюция есенинской образности, выявлены этапы ее развития. В этой работе сделан акцент на том, что художественный поэтический мир поэта строится по законам метафоризации. Определяются и традиционные истоки многих поэтических образов, их связь с фольклором и мифологией. К особенностям поэтической речи С. Есенина обратился и П. Ф. Юшин, автор книги «Сергей Есенин. Поэзия», Ю. Л. Прокушев в книге «Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха». Н. К. Чубинидзе [74, с. 66-69] также указывает на истоки творчества поэта, на традиционность многих его образов. В статье М. Н. Капрусовой «Край ты, край мой, родимый.» выявляются мифологические, религиозные, фольклорные и иные мотивы в стихотворении С. Есенина «покраснела рябина.» [31, с. 96-103].
Ряд работ посвящен изучению метафоры как тропа, способа создания образа: Е. М. Галкина-Федорук [17], А. М. Марченко [45], А.А. Михайлов [49], Л. Г. Юдкевич [77]. В работе В. П. Москвина «Русская метафора: параметры классификации [50, с. 66 - 74] рассмотрены разные классификации метафоры, в основе которых лежат следующие принципы грамматический, структурный, тематический, функциональный и ряд других. Г. Н. Скляревская в работе «Языковая метафора» выделяет типы метафорического переноса, в которых учитываются семантические сферы метафоризирующего и метафоризируемого компонентов [64, с. 58-65].
Изучение фитонимической метафоры и ее разновидностей проводится в работах П. В. Купчик [40], Ю. Н. Исаевой [29], С. Г. Горбовской [19], Р. Р. Мингазовой [48].
Материалом исследования послужили примеры метафорических конструкций, полученные путем сплошной выборки из художественных текстов С. А. Есенина. Нами отобраны 132 примера метафорических выражений, включающих фитонимы, которые мы распределили по образным парадигмам. Для анализа были отобраны двух- и многокомпонентные метафорические единицы с номинативным, предикативным, генитивным, атрибутивным типами синтагмы.
Гипотеза исследования. Своеобразие языка С. А. Есенина заключается в разрушении привычных форм поэтического выражения, создании нового текста, способного объединить отвлеченные представления, тончайшие душевные движения, глубины человеческого мировосприятия в их изменчивости. Все это потребовало от поэта выработки новых подходов к использованию как традиционного, так и оригинального лексического материала и средств его выражения, среди которых немаловажное значение имеет концептуальная метафора.
К числу основных методов исследования относятся методы лингвистического моделирования, когнитивно-семантического анализа метафорической составляющей языковой картины мира, лингвокультурологического анализа, в т. ч. используемые при создании социокультурного комментария, метод сплошной выборки метафорических единиц, лексикографического описания языковых единиц, статистической репрезентации полученных данных.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, а также включает приложение. Во введении устанавливаются цель, объект и предмет исследования, формулируются его задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается актуальность и определяется новизна работы, характеризуется ее практическая и теоретическая значимость. В первой главе «Теоретические аспекты изучения метафоры» рассматриваются теоретические вопросы: приводится классификация современных направлений в исследовании метафоры; более подробно репрезентируются языковая и художественная метафоры; особенности языка С. Есенина. Вторая глава «Метафорические модели со сферой-источником «РАСТЕНИЕ» в творчестве С. Есенина» посвящена исследованию концептуальной метафоры как важного фактора представления языковой картины мира метафоризации концептов; метафорическим моделям в творчестве С. Есенина (антропоморфной, зооморфной, предметной).
Апробация результатов исследования. Материалы исследования были изложены в докладах на научно-исследовательских семинарах (Школа педагогики ДВФУ, 2014-2015 гг.), а также представлены на научных конференциях: 1. III Всероссийская научно-методическая конференция «Филологические открытия» (Школа педагогики ДВФУ, 2015 год); 2. VI Всероссийская конференция с международным участием «Литература и культура Дальнего востока, Сибири и восточного зарубежья. Проблемы межкультурной коммуникации» (Школа педагогики ДВФУ, 2016 год).
По теме исследования написаны две статьи: 1. «Метафора как важный фактор представления картины мира»; 2. «Концептуальная метафора «природа- человек» в художественной картине мира».
Метафора позволяет умножить выразительные возможности языка как средства отображения предметов и явлений, а также сложных, многообразных и преходящих душевных состояний человека, помогая тем самым художнику слова преодолеть извечное противоречие между субъективностью его мыслей и чувств и объективностью, заданностью, стереотипностью языковых форм, в которых они воплощаются и обретают свое реальное бытие. Метафора отвечает способности человека улавливать и создавать сходство между различными объектами. Она представляется очень сложным и важным явлением в наши дни. Ее изучение становится все более интенсивным.
В своей работе мы проиллюстрировали различные подходы в изучении метафоры в современной лингвистике и пришли к выводу, что как определенный вид тропов метафора изучается в поэтике, как источник новых значений слов - в лексикологии, как особый вид речевого употребления - в прагматике, как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятия речи - в психолингвистике, как способ мышления и познания - в логике и философии.
Классификация метафор может осуществляться по различным признакам. Опираясь на исследования В. П. Москвина мы подробно репрезентировали формальную, семантическую, функциональную классификации метафор и привели примеры. По формальным признакам мы выделили метафору словесную и фразовую; глагольную; адъективную; субстантивную; предикативную; генитивную; простую; развернутую; а также метафору - сравнение и метафору - загадку. По семантическим признакам мы рассмотрели типы переносов в метафоре, которые приводят к изменениям в значении. Выделение семантических типов метафорических словосочетаний позволяет установить основные направления метафоризации разных предметно-тематических групп. По функциональным признакам мы репрезентировали большую разнообразность метафор, которые демонстрируют чувственность и образность, особенно в поэтическом творчестве. В своей работе мы выявили основные критерии дифференциации видов метафор (зооморфную, которая основана на сравнении с животным; пространственную, которая строится на аналогии с каким-либо измерением пространства; антропоморфную метафору, в основе которой лежит сравнение предметов, растений, животных с человеком.
Лингвистика XXI века активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания. Каждый язык имеет свою особую картину мира.
Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Картина мира лежит в основе индивидуального и общественного сознания и реализуется с помощью языковой картины мира. Языковая картина мира запечатлена в метафорах, которая способствует реализации жизненных образов.
В своей работе мы репрезентируем концептуальную картину мира. Как любая система, концептуальная картина мира обладает определенными качествами и свойствами. С древнейших времен человека сопровождают символы растений, с помощью которых он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи.
Мифологические культурно-эстетические представления славян о растениях находят свое отражение в творчестве С. Есенина и реализуются через индивидуально-авторскую картину мира. Яркая индивидуально-авторская метафора хороша тем, что при ее восприятии возникает целый сонм ассоциаций, которые разнопорядковы и расплывчаты. За семантикой слов, которые создают метафорический смысл в сознании читателя, возникают и чисто субъективные, добавочные ассоциации, связанные со спецификой воспринимающей личности, с ее психологическим складом, с характером интеллектуальной жизни.
Концептуальная метафора «природа-человек», связанная с темой «РАСТЕНИЕ», проходит через все творчество поэта и превращает его поэзию в «лирический роман», способствуя образованию единой художественной системы.
Проведенные различными авторами исследования позволили увидеть богатство фитонимического лексикона в поэтической картине мира Есенина. Преобладают в поэзии С.Есенина фитонимы группы «Дендрологические наименования», которые номинируют деревья, кустарники, цветы и относятся к ядерной фитонимической лексике.
В нашей работе мы репрезентируем термин «парадигма» применительно к индивидуально-авторским парадигмам образов. Каждый поэтический образ существует в языке в системе сходных образов и вместе с ними реализует модель, или парадигму, то есть некий смысловой инвариант более или менее обобщенный. Мы исследовали особенности поэтического языка С. Есенина, посредством которого поэт отождествляет человека с растением и придает людям облик различных представителей флоры: дерева, куста, цветка, злака, травинки, подробно описали метафорические модели (антропоморфную, зооморфную, предметную), реализующиеся через концепты. Преобладание таких моделей дает возможность поэту шире и четче раскрыть индивидуальное видение мира. Мы выявили различные типы метафор по грамматическому признаку в языке поэта (субстантивная, адъективная, адъективно-субстантивная, глагольная метафоры) и привели примеры.
Антропоморфная модель является одной из преобладающих в творчестве С. А. Есенина по многообразию лексических средств, репрезентирующих входящие в нее концептуальные метафоры. В рамках антропоморфной модели задействован обширный спектр свойств областей-источников и областей- мишеней, на основе общности которых осуществляется метафорический перенос (звук, цвет, форма, размер, динамичность, количество, функциональная наполняемость). Необходимо отметить, что в рамках зооморфной модели наиболее часто метафорический перенос осуществляется на основе цветового, динамического, либо функционального сходства области-источника и области- мишени.
В поэзии С. Есенина природа изображена в единстве с человеком. Ее описание - не самоцель, а путь к воссозданию его духовного мира. И тем не менее есенинские картины природы оставляют неизгладимое впечатление. Можно только удивляться умению поэта подметить и передать тончайшие настроения, которые будят в человеке те или иные природные явления.
Практическое значение выполненной работы определится и проявится прежде всего в педагогической деятельности на уроках литературы, так и на уроках русского языка и развития речи. Умелое применение полученного материала позволит познакомить учащихся с одной из сторон поэтического языка С. Есенина, проникнуть в творческую мастерскую поэта, понять его мировосприятие и художественный замысел каждого произведения, его авторскую концепцию.
В своей работе мы проиллюстрировали различные подходы в изучении метафоры в современной лингвистике и пришли к выводу, что как определенный вид тропов метафора изучается в поэтике, как источник новых значений слов - в лексикологии, как особый вид речевого употребления - в прагматике, как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятия речи - в психолингвистике, как способ мышления и познания - в логике и философии.
Классификация метафор может осуществляться по различным признакам. Опираясь на исследования В. П. Москвина мы подробно репрезентировали формальную, семантическую, функциональную классификации метафор и привели примеры. По формальным признакам мы выделили метафору словесную и фразовую; глагольную; адъективную; субстантивную; предикативную; генитивную; простую; развернутую; а также метафору - сравнение и метафору - загадку. По семантическим признакам мы рассмотрели типы переносов в метафоре, которые приводят к изменениям в значении. Выделение семантических типов метафорических словосочетаний позволяет установить основные направления метафоризации разных предметно-тематических групп. По функциональным признакам мы репрезентировали большую разнообразность метафор, которые демонстрируют чувственность и образность, особенно в поэтическом творчестве. В своей работе мы выявили основные критерии дифференциации видов метафор (зооморфную, которая основана на сравнении с животным; пространственную, которая строится на аналогии с каким-либо измерением пространства; антропоморфную метафору, в основе которой лежит сравнение предметов, растений, животных с человеком.
Лингвистика XXI века активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания. Каждый язык имеет свою особую картину мира.
Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Картина мира лежит в основе индивидуального и общественного сознания и реализуется с помощью языковой картины мира. Языковая картина мира запечатлена в метафорах, которая способствует реализации жизненных образов.
В своей работе мы репрезентируем концептуальную картину мира. Как любая система, концептуальная картина мира обладает определенными качествами и свойствами. С древнейших времен человека сопровождают символы растений, с помощью которых он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи.
Мифологические культурно-эстетические представления славян о растениях находят свое отражение в творчестве С. Есенина и реализуются через индивидуально-авторскую картину мира. Яркая индивидуально-авторская метафора хороша тем, что при ее восприятии возникает целый сонм ассоциаций, которые разнопорядковы и расплывчаты. За семантикой слов, которые создают метафорический смысл в сознании читателя, возникают и чисто субъективные, добавочные ассоциации, связанные со спецификой воспринимающей личности, с ее психологическим складом, с характером интеллектуальной жизни.
Концептуальная метафора «природа-человек», связанная с темой «РАСТЕНИЕ», проходит через все творчество поэта и превращает его поэзию в «лирический роман», способствуя образованию единой художественной системы.
Проведенные различными авторами исследования позволили увидеть богатство фитонимического лексикона в поэтической картине мира Есенина. Преобладают в поэзии С.Есенина фитонимы группы «Дендрологические наименования», которые номинируют деревья, кустарники, цветы и относятся к ядерной фитонимической лексике.
В нашей работе мы репрезентируем термин «парадигма» применительно к индивидуально-авторским парадигмам образов. Каждый поэтический образ существует в языке в системе сходных образов и вместе с ними реализует модель, или парадигму, то есть некий смысловой инвариант более или менее обобщенный. Мы исследовали особенности поэтического языка С. Есенина, посредством которого поэт отождествляет человека с растением и придает людям облик различных представителей флоры: дерева, куста, цветка, злака, травинки, подробно описали метафорические модели (антропоморфную, зооморфную, предметную), реализующиеся через концепты. Преобладание таких моделей дает возможность поэту шире и четче раскрыть индивидуальное видение мира. Мы выявили различные типы метафор по грамматическому признаку в языке поэта (субстантивная, адъективная, адъективно-субстантивная, глагольная метафоры) и привели примеры.
Антропоморфная модель является одной из преобладающих в творчестве С. А. Есенина по многообразию лексических средств, репрезентирующих входящие в нее концептуальные метафоры. В рамках антропоморфной модели задействован обширный спектр свойств областей-источников и областей- мишеней, на основе общности которых осуществляется метафорический перенос (звук, цвет, форма, размер, динамичность, количество, функциональная наполняемость). Необходимо отметить, что в рамках зооморфной модели наиболее часто метафорический перенос осуществляется на основе цветового, динамического, либо функционального сходства области-источника и области- мишени.
В поэзии С. Есенина природа изображена в единстве с человеком. Ее описание - не самоцель, а путь к воссозданию его духовного мира. И тем не менее есенинские картины природы оставляют неизгладимое впечатление. Можно только удивляться умению поэта подметить и передать тончайшие настроения, которые будят в человеке те или иные природные явления.
Практическое значение выполненной работы определится и проявится прежде всего в педагогической деятельности на уроках литературы, так и на уроках русского языка и развития речи. Умелое применение полученного материала позволит познакомить учащихся с одной из сторон поэтического языка С. Есенина, проникнуть в творческую мастерскую поэта, понять его мировосприятие и художественный замысел каждого произведения, его авторскую концепцию.



