Введение 3
I. Место СМИ в системе креативных индустрий 6
1.1. Технологические и экономические предпосылки слияния
культуры и индустрии 6
1.2. Внедрение в СМИ досугового контента 7
II. Маркетинг в индустрии развлечений 11
2.1. Конкуренция в медиапроизводстве развлекательного контента
как движущая сила 11
2.2. Специфика рынка музыкальной индустрии 13
2.3. Маркетинговые инструменты в продвижении музыкальных проектов 15
2.4. Продвижение музыкальных проектов посредством СМИ 18
III. СМИ как маркетинговые инструменты в музыкальной индустрии 20
3.1. Паблисити и рекламная информация 20
3.2. Сотрудничество с прессой 21
3.3. Радиопромоушн 23
3.4. Музыкальные телеканалы 25
3.5. Интернет-СМК 27
Заключение 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Музыкальный маркетинг в наше время - широкая область деятельности, которая включает в себя ряд бизнес-процессов, нацеленных на продвижение товаров и услуг музыкальной сферы деятельности на рынок с последующей выгодой для организации. Для принятия хозяйственных решений при маркетинговой деятельности такого рода необходим, во-первых, тщательный учёт процессов, происходящих на рынке, отчего предприниматель обязан следить за последними событиями в мире музыки, и в частности, на рынке сбыта музыкальной продукции. Главным подспорьем для предпринимателя в этом становятся средства массовой информации, то есть он пользуется СМИ в анализе экономических процессов в музыкальной сфере. Во-вторых, сам музыкальный маркетинг это прежде всего - распространение информации. Даже самый совершенный музыкальный проект не станет успешным без интереса и прямого отклика потребителей, отчего чрезвычайно важно информировать аудиторию о деятельности организаций. В связи с этим, средства массовой информации становятся едва ли не главными инструментами в продвижении музыкальных проектов (прим. Под музыкальными проектами в данной работе мы будем иметь в виду музыкальные группы, исполнителей музыки, концертные выступления, фестивали, конкурсы музыкальной исполнительской деятельности, звукозаписывающие компании и компании по производству музыкальных видеоклипов).
Средства массовой информации: периодические печатные издания, радиостанции, телевизионные каналы, Интернет-СМИ и транслируемые кинохроникальные программы - оказывают большое влияние на продажи продуктов труда, узнаваемость брендов, повышение репутации и улучшение имиджа музыкальных проектов. Маркетинг как технология ведения бизнеса направлен на повышение спроса на товар, его последующий сбыт, а также на удовлетворение запросов конечных потребителей. Из этого следует, что для успешной деятельности музыкального проекта необходимо как учитывать предпочтения аудитории, так и влиять на их предпочтения. И в целях эффективной коммуникации с потенциальными потребителями музыкальной продукции СМИ становятся весьма действенными посредниками. Даже в те времена, когда музыка не имела связи с понятиями «рынка», она оказывала влияние на жизнь общества. Но после преобразования классической музыкальной деятельности в музыкальную индустрию, и последующей массовизации музыки, сфера воздействия музыкальной культуры на человечество еще больше расширилась. В России эта отрасль очень молода: она появилась только после распада СССР, так как ранее не существовало нормативно-правовой базы, регулирующей право на интеллектуальную собственность, и, более того, отсутствовали какие-либо элементы рыночной экономики . Существенные изменения в области музыкальной индустрии в нашей стране произошли очень недавно. Еще в 1990-х годах в сфере производства музыкальной продукции можно было выделить разве что Всесоюзное государственное объединение «Мелодия». В 2000-х годах ощутимо выросло качество аудио- и видеопродукции (музыкальных клипов), и все большее количество российских музыкальных проектов становились известными за пределами родины. Со временем существенно повысился и уровень отечественных звукозаписывающих компаний: их материально-техническая база стала соответствовать всем требованиям современной жизни. Непрекращающееся поступательное развитие музыкальной индустрии обуславливает то, что в данный момент музыкальные проекты находятся на пике популярности, то есть в 21 веке интерес аудитории к музыкальному контенту только растет. И в средствах массовой информации эта тенденция отчетливо просматривается. Например, в периодических печатных изданиях добавляют рубрику «Музыка», современные радиостанции предпочитают музыкальный формат информационному, в эфире телеканалов все чаще появляются звезды шоу-бизнеса, крутят музыкальные клипы, запускают конкурсы музыкальной исполнительской деятельности, а интернет-СМИ, помимо объединения всевозможных традиционных форматов, предлагают новые: подкастинг, слайд-шоу фотографий музыкальных событий, мультимедийные страницы музыкальных проектов в социальных сетях. Именно поэтому исследуемая тема «СМИ как инструменты продвижения музыкальных проектов» является актуальной. Кроме того, взятый для рассмотрения в данной работе предмет в учебной литературе освещен крайне скудно: материалов компетентных авторов на эту тему и на смежные с ней очень немного. В связи с этим, для изучения СМИ как инструментов маркетинга в музыкальной индустрии были поставлены следующие задачи: отобрать актуальную литературу, определить особенности рынка креативных индустрий, исследовать эффективность функционирования СМИ в продвижении музыкальных проектов, вывести законы действия существующих маркетинговых инструментов, которые работают посредством масс-медиа, освещающих музыкальную сферу. Задачи объясняют выбор структуры данной работы: в первой части внимание концентрируется на роли СМИ в системе креативных индустрий, во второй части рассмотрены существующие инструменты продвижения музыкальных проектов и, в частности, СМИ, в третьей главе более подробно рассмотрены наиболее эффективные способы использования СМИ в продвижении музыкальных проектов.
Литература, используемая в процессе написания курсовой работы, отбиралась по принципу учета всех задействованных в работе направлений. Так, основными вспомогательными материалами стали книги по теории и практике маркетинга, менеджменту в музыкальном бизнесе и индустриях развлечений, литература о СМИ и их роли в продвижении товаров и услуг музыкальной сферы деятельности на рынок.
Сегмент музыкальной индустрии в существующем комплексе креативных индустрий представляется одним из наиболее вовлеченных в формирование развлекательного контента средств массовой информации. Сотрудничество производителей музыкальной продукции и СМИ можно охарактеризовать как взаимовыгодное, так как, становясь инструментами продвижения музыкальных проектов, издания и каналы распространения массовой информации получают внимание целевой аудитории музыкальных исполнителей и клиентов звукозаписывающих и клипмейкинговых компаний, которую затем продают рекламодателям. В ряде случаев рекламодателями на площадках СМИ становятся и сами производители музыкальной продукции. Так, средства массовой информации выполняют две основные функции в продвижении музыкальных проектов: распространяют рекламную информацию об их деятельности и осуществляют паблисити.
В ходе выполнения данной курсовой работы был рассмотрен широкий комплекс особенностей, которыми обладает реклама музыкальной продукции в печатных изданиях, на радио, телевидение и в сети Интернет, а также изучены основные способы продвижения музыкальных проектов посредством СМИ в мире и, в частности, в Российской Федерации. На основании собранной информации сотрудничество производителей музыкальной продукции со средствами массовой информации в обществе потребления представляется неотъемлемой частью успешного существования любого музыкального проекта: исполнителей музыки, концертных выступлений, фестивалей, конкурсов музыкальной исполнительской деятельности, звукозаписывающих компаний и компаний по производству музыкальных видеоклипов.
Беря во внимание рынок товаров креативных индустрий, важно понимать, что продукт такого рынка может быть популярным или модным, а это, прежде всего, связано с его распространенностью среди аудитории и её положительным отношением к товару. Популярность расширяет объемы продаж музыкального продукта, и соответственно, увеличивает прибыль производителя. Таким образом, главной задачей заинтересованного в коммерциализации своей музыкальной деятельности производителя, становится не только создание привлекательного для аудитории продукта, но и его эффективный маркетинг на специфичном рынке музыки. Отличительная черта такого рынка заключается в принципе однородной цены на дифференцированные товары, отчего, приобретая музыкальную продукцию, потребитель не может руководствоваться только стоимостью того или иного товара. В таких условиях производитель музыкальной продукции нуждается в продвижении своего товара, и главными каналами распространения информации становятся именно СМИ.
За счет большего доверия аудитории к прессе, печатные издания как инструмент продвижения музыкальных проектов становятся лучшими «советчиками» для потребителя в выборе музыкального контента. И несмотря на постепенное снижение показателей уделяемого газетам и журналам времени среднестатистическим потребителем, печатные СМИ находят пути привлечения внимания аудитории новыми формами подачи материала, а значит остаются эффективными инструментами в маркетинге. Радиопромоушн обходит прессу по количеству способов продвижения музыкальных проектов в эфире радиостанций, но большинство из них являются косвенной рекламой, то есть имеют сходный с действием рекламы эффект. Телевидение предлагает аудитории очень разнообразный, и, что важно, специализированный контент. Это, несомненно, удобно для производителя музыкальной продукции. Кроме того, финансовый вклад в продвижение на телевидении имеет меньше рисков для производителя, ведь музыкальные телеканалы занимают прочную позицию на рынке. И все-таки ни один из видов СМИ нельзя поставить в продвижении музыки на первую позицию, так как её прочно занимает Интернет-СМК. Именно их можно назвать главными каналами для распространения рекламы чего бы то ни было в будущем, в том числе и музыкальной продукции. Преимущества «всемирной паутины» для паблисити музыкальных проектов бесспорны, а недостатки (вроде пиратской деятельности), благодаря введению поправок в законодательство РФ, постепенно исчезают.
Перспективы развития СМИ как инструментов продвижения музыкальных проектов представляются мне вполне определенными. Средства массовой информации склоняются к расширению развлекательного контента и поиску новых форм для привлечения всё большего внимания аудитории, которое они продают рекламодателям. А как новые, так и давно действующие музыкальные проекты, оценивая СМИ как действенные каналы для продвижения, будут стремиться к сотрудничеству с наиболее эффективными из них, каковыми становятся средства массовой коммуникации сети Интернет.
Акинфиев С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры: автореферат дис. Кандидата филол. наук / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. №6 - М.: Изд-во МГУ, 2008.
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху механического воспроизведения // Произведение искусства в эпоху механического воспроизведения. - М.: 1996.
Быховская И. М. Культурология в структуре научного знания и в контексте социальных практик // Культурология: от прошлого к будущему: К 70-летию Российского института культурологии. М.: РЖ, 2002.
Гаджиев К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Логос, 2001.
Гуревич С.М., Иваницкий В.Л., Назаров А.В., Щепилова ГГ. Основы медиамаркетинга. М.: МедиаМир, 2007.
Долгин А. Экономика символического обмена. 2-е изд., доп. М.: «Прагматика Культуры», Институт экономики культуры, 2007.
Железный А. И. Наш друг - грампластинка: Записки коллекционера. - К: Муз. Украина, 1989.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // Российская газета - 1992. № 32 (от 8 фев.)
Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - М.: «Классика - XXI», 2010.
Зимин В. Паблисити. // Всероссийский специализированный журнал «ПРЕСС-СЛУЖБА» - 2010. - №2 (фев.).
Иванов С.В. Менеджмент шоу-бизнеса // Культура России на рубеже столетий: Тезисы международной научно-практической конференции. Вып I. М.: МГУК, 1996.
Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005.
Кнаб К. и Бартли Ф. Дэй. Музыка - это ваш бизнес: Стратегия успеха музыканта на Четырех Фронтах. URL: http://www.lexamusic.com/marketing/ promo_marketing72.htm (дата обращения: 16.03.2014).
Косенко О. Социальное государство: зарубежный опыт // Стратегия России. - 2012. - No 4 (апр.).
Котлер Ф. Основы маркетинга. Спб: Питер Ком, 2006.
Маркова А.Н., Сметанин А.В., Федулов Ю.К. Экономические отношения России. М: Юнити-Дана, 2012.
Основы медиабизнеса: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2009.
Отраслевой доклад «Радиовещание в России в 2012 году. Состояние, тенденции и перспективы развития» / под ред. О.Я.Ермолаевой, А.В.Шарикова - М.: Некоммерческое партнерство «Медиа Комитет», 2013.
Отраслевой доклад «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития» / под ред. В.В. Григорьева - М.: Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии, 2013.
Отраслевой доклад «Телевидение в России в 2012 году. Состояние, тенденции и перспективы развития» / под ред. Е. Л. Вартановой и В. П. Коломийца - М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2012.
Переверзев М.П., Косцов Т.В. Менеджмент в сфере культуры и искусства. - М.: ИНФРА-М, 2010.
Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М.: Издательство Московского университета, 2009.
Федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148497(дата обращения: 23.03.2014).
Флорида Р. Креативный класс: Люди, которые меняют будущее. М: Классика- XXI, 2007.
Черных А. Мир современных медиа. М.: Территория будущего, 2007.
Baker B. Guerilla music marketing - Sportlight Publications, 2013. P. 36.
Cooper-Chen A. Global Entertainment Media. Content, Audiences, Issues. Mahwah, L.: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2005.
Creative Industries. Report 2008. The Challenges of Assessing the Creative Economy: Towards Informed Policy Making. United Nations, 2008.
Einav L., Obrach B. Uniform Prices for Differentiated Goods: The Case of the Movie-Theater Industry. Discussion paper, №337, Harvard Law School, Cambridge, 2001.
Market research of music promoting // Edison Media Research. URL: http:// www.edisonresearch.com/(дата обращения: 22.03.2014)
Research of purchasing trends of recorded music in the United States // The Recording Industry Association of America (RIAA). URL: http://www.riaa.com/(дата обращения: 22.03.2014)