Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения отклоняющегося поведения учащихся на уроках химии 7
1.1. Раскрытие дефиниций понятия по проблеме девиантного
поведения и выявление причин негативных отклонений на уроках химии 7
1.2. Дефиниция понятия «одаренность» и проблемы,
возникающие у детей с позитивным отклонением на уроках химии 14
1.3. Методические особенности работы учителей химии с детьми
отклоняющегося поведения в России и за рубежом 21
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению специальных мер поддержки «неординарных» учащихся в химическом образовании.. 33
2.1. Анализ экспериментальных данных по работе с учениками с
отклоняющимися типами поведения на уроках химии 33
2.2. Формирование специальной методики будущего учителя химии при работе с учениками системы «Одаренность и девиантность». 41
2.3. Результаты апробации разработанной методики по изучению детей с отклоняющимся поведением в ходе экспериментальной работы
исследования 46
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список используемой литературы 58
Приложение
На современном этапе российского общества такие понятия как «девиантность» и «одаренность» стали не только общеупотребительными при упоминании об образовании, но и рассматриваются параллельно друг другу. Чаще рассматривают мотивационно-ориентированную среду в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. Одаренность и девиантность по-прежнему остаются невыясненным фактом для большой части учителей, многих родителей и самих ребят. Важной проблемой является не столько общенаучные стороны одаренности и девиантности, сколько их подлинное жизненное выражение, способы выявления и развития. Следует провести грань между понятиями «девиантность» и «одаренность». И тот, и другой тип отклоняющегося поведения представляют собой особую трудность для социума образовательного учреждения. В одном случае существует группа школьников, проявляющих максимально неодобряемое поведение. В другом случае - группа с максимально одобряемым поведением.
Одной из важнейших задач общеобразовательной школы оказывается выделение и воспитание учеников с отклоняющимися типами поведения, а также развитие и помощь в реализации их возможностей. Для учителя химии становятся очень важны поиски эффективной методики преподавания, применения интерактивных средств обучения. Есть необходимость составления индивидуальных программ обучения, предполагающих использование современных технологий. Существует потребность в осмыслении индивидуальных программ. Вследствие чего вопрос одаренности не может быть рассмотрен без исследования проблемы девиантности, поскольку эти понятия очень тесно связаны друг с другом.
Актуальность исследования. Вопреки постоянным подтверждениям педагогов о склонности к идее формирования всесторонне развитой личности на каждом из уроков, традиционная система обучения, как и прежде, остается фиктивной. Анализируя результаты педагогической практики студентов по химии можно отметить тот факт, что и в неспециализированных общеобразовательных школах достаточно много детей с отклонениями в поведении. Каждый день учителя химии сталкиваются с такой реальностью, как факт отклоняющегося поведения школьников. Причем отклоняющегося поведения в двух направлениях - девиантности и одаренности. В таком контексте рассмотрение комплекса сопровождения развития ребенка, относящегося к системе «Одаренность и девиантность» стал актуальным в химическом образовании. Это исследование предоставляет объективную возможность новейшего общепедагогического понимания важности формирования определенной среды на уроках химии среди школьников- подростков. Установка на индивидуальный подход, который применим в работе с детьми с отклоняющимися типами поведения на уроках химии, становится одной из важных задач.
Научная проблема содержится в рассмотрении соотношения одаренности и девиации у современных учащихся, технологических сторон предупреждения девиантного поведения и развития творческих способностей школьников на уроках химии.
Цель - исследование причин возникновения и вариантов предупреждения отклоняющегося поведения учащихся на уроках химии через систему «Одаренность и девиантность».
Объект исследования - деятельность подростков с максимально неодобряемым поведением и с максимально одобряемым поведением в учебно-воспитательном процессе по химии.
Предмет исследования: разработка программы коррекционных
мероприятий по работе с детьми отклоняющегося поведения через систему «Одаренность и девиантность» для успешного развития способностей учеников на уроках химии.
Гипотеза исследования: при оптимальном использовании на уроках химии специальных методических рекомендаций по работе с детьми системы «Одаренность и девиантность» для студентов-выпускников и учителей химии можно ожидать повышения: основ химической грамотности,
творческого подхода со стороны учащихся к решению поставленной задачи, овладение различными способами обработки информации.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой представляются задачи исследования:
1. Провести сравнительный анализ теоретических основ изучения соотношения одаренности и девиации современных учеников по химии в России и за рубежом.
2. Экспериментально охарактеризовать меры, принимаемые учителями химии к детям, входящих в систему «Одаренность и девиантность».
3. Разработать авторскую Программу по усовершенствованию профилактики девиантного поведения и сопровождения одаренных учащихся для учителя химии и студентов педагогического образования.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использованы методы исследования:
1. теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебных программ по данной проблеме;
2. анализ и обобщение передового педагогического опыта в работе с учащимися учителей школы в г. Казани и студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» Казанского (Приволжского) федерального университета;
3. педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование.
Результаты исследования были представлены:
- на заседаниях проблемной студенческой группы «Методические особенности профессиональной подготовки современного учителя химии в условиях ФГОС» 2015/2016 г.;
- на республиканском методическом семинаре «Актуальные вопросы конструирования урока химии в условиях реализации ФГОС ООО» для учителей химии РТ, организованным совместно с кафедрой химического образования Химического института им А.М. Бутлерова КФУ (сертификат, г. Казань, 2015 г.);
- в выступлении на заседании VI Международной научнопрактической конференции «Инновации в преподавании» в рамках Евразийского сотрудничества в Химическом институте им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (сертификат, г. Казань, 2016 г., выступление, публикация);
- в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ, секция «Химическое образование» (публикация, г.Казань, 2016 г.);
- в Чешском научном журнале «Aktualn pedagogika»: Vedecko vydavatelske centrum (сертификат, публикация, г. Прага, Чехия, 2016);
- в выступлении на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ, секция «Химическое образование» (публикация, г.Казань, 2017 г.);
- в выступлении на заседании XI Международной научнообразовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии клинической психологии: теория и практика» (сертификат, г. Казань, 2017 г., выступление, публикация). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и четырех приложений.
Проблема соотношения одаренности и девиации у современных учащихся, профилактики девиантного поведения и развития творческих способностей школьников на уроках химии является основополагающей в обучающей деятельности каждого учителя. Очень сложно в условиях образовательного учреждения выявлять, диагностировать и устранять отклоняющееся поведение подростков.
1. Цель нашего исследования состояла в изучении причин возникновения серьезных социально-эмоциональных проблем подростков, предпосылок для выдающихся достижений, и разработке специальной методики будущего учителя химии при работе с учениками, относящимися к системе «Одаренность и девиантность».
2. В процессе раскрытия цели были решены три задачи исследования. В соответствии с первой, мы проанализировали проблему нашего исследования по научно-методическим и нормативно-учебным источникам, изучили разработки отечественных и зарубежных методистов и учителей химии. В ходе проведения теоретического обзора мы рассмотрели дефиниции понятий «одаренность» и «девиантное поведение» в разных словарях. Выяснили, что один из важнейших источников трудностей в работе с одаренными детьми и учениками с девиантным поведением - это расхождение между условиями, необходимыми для развития разных особенностей обучающихся и предлагаемой конкретной структурой образования.
3. В соответствии со второй поставленной задачей, в нашей работе были охарактеризованы меры, принимаемые учителем химии по профилактике девиантного поведения учеников и по развитию и помощи в реализации возможностей одаренных учащихся. Мы пришли к выводу, что специально создаваемые программы обучения и поддержки детей с разными видами одаренности и девиантности обеспечивают достижение соответствия структуры образования и различных особенностей школьников. Учебная программа по химии для учеников должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. В соответствии с третьей задачей исследования, были разработаны рекомендации по усовершенствованию профилактики девиантного поведения и сопровождения одаренных учащихся для учителя химии.
5. В ходе проведения экспериментальной работы по изучению мер поддержки «трудных» учащихся и по формированию специальной методики будущего учителя химии при работе с учениками системы «Одаренность и девиантность» было выявлено: рост преступности учащихся остановился, и ситуация улучшается с каждым годом в положительную сторону. Мы считаем, что это осуществляется за счет правильно поставленного акцента на профилактику такого поведения. Также выяснили, что по г. Казани фиксируется рост школьников-победителей в олимпиадах по химии по сравнению с предыдущим годом, что доказывает улучшение работы учителей химии с одаренными учениками.
6. По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы мы установили уровень подготовки студентов Химического института им. А.М. Бутлерова к осуществлению работы с учениками девиантного поведения по химии в общеобразовательных школах и уровень готовности учителей работать с одаренными школьниками.
7. Формирующий этап эксперимента был направлен на формирование специальных мероприятий для поддержки учеников «группы риска», для чего мы разработали Программу Фестиваля по химии для 9-ых классов. Она является актуальной, так как предлагаемые мероприятия затрагивают различные сферы школьной жизни учеников. Реализация разработанной Программы поможет школьникам повысить не только грамотность по химии, но и коммуникативные качества. Программа Фестиваля прошла рецензирование учителем химии МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №115» и была рекомендована к использованию в школе.
8. Также на этапе формирующего эксперимента мы предложили студентам-выпускникам и учителям химии применять современные формы работы с учащимися, относящимися к системе «Одаренность и девиантность». Их использование на уроках химии способствует профилактике отклоняющегося поведения и формирования талантов подростков.
9. После формирующего этапа исследования последовал контролирующий, целью которого стала проверка состояния мотивационноориентированной среды для учащихся с поведением негативного и позитивного характера. На данном этапе мы апробировали одно из мероприятий, представленных в плане Фестиваля химии на базе «Школы №115». Мероприятие повлияло не только на активизацию познавательной деятельности подростков параллели 9-ых классов, но и на их психическое состояние, их социальное развитие. Мероприятие помогает «трудным» ученикам проявить себя в коллективе, устранить их дезадаптацию и возникшую проблему межличностной коммуникации, которая проявляется в конфликтности и отчужденности от своих сверстников. Необходимо заметить, что одна из важных задач учителя химии при работе с детьми, относящимися к системе «Одаренность и девиантность» - это создание плодотворной обстановки в ученическом коллективе. В связи с этим учитель химии должен организовать такую среду, которая будет обладать высоким мотивационным потенциалом.
10. В ходе проведенного нами исследования были раскрыты как положительные аспекты, так и проблемные стороны в деятельности современного образовательного учреждения на пути решения проблемы обучения учеников системы «Одаренность и девиантность».
Таким образом, задачи исследования решены, следовательно, цель: рассмотрение профилактической работы по предупреждению девиантного поведения на уроках химии и разработка специальной методики будущего учителя химии при работе с одаренными учениками и подростками с девиантным поведением - достигнута.
Следует отметить, что общеобразовательная школа не достаточно приспособлена для тех учеников, которые отличаются от одноклассников своим поведением. Поэтому она не всегда помогает школьникам в полной мере. Дополним, что работа с детьми с отклоняющимися типами поведения - процесс сложный и постоянный. Он требует от учителя химии новых знаний и личностного роста.
1. Гидденс Э. Социология / пер. с англ.; В.А. Ядов; Л.С. Гурьева, Л.Н. Посилевич. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 701с.
2. Глазырин В.А. Девиантное поведение: понятие, виды / В.А Глазырин (Екатеринбург). - 2005. - 26 с.
3. Ильичёв Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф.
Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. — М.: Сов.
Энциклопедия, 1983. - 840 с.
4. Психологическое объяснение девиантного поведения. - URL: http://www.psvhologyguide.ru/psvhols-642-2.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.01.2017)
5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 288с.
6. Крылов А.А. Психология (учебник 2-е издание) / А.А. Крылов (Санкт-Петербург). - М.: Издательство «Проспект», 2005.- 475с.
7. Варченко Е.В. Формирование навыков самоконтроля у учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.В. Варченко. - Москва, 2013. - 51с.
8. Проскурина Л.А. Работа с детьми девиантного поведения. - URL: http://samaraschool80.ru/sites/default/files/rabota s detmi deviantnogo povedeni va.pdf [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.01.2017)
9. Измайлова Е.Н. Формирование социально-позитивной ориентации в познавательной и трудовой деятельности у подростков с отклоняющимся поведением / Е.Н. Измайлова. - 1998. - 168 с.
10. Шилова Т.А. Психологические особенности отклоняющегося поведения подростков. МГПУ, Москва. - URL:
http://www.svstempsvchology.ru/ioumal/2012 5/92-shilova-t-a-psihologicheskie- osobennosti-otklonvavuschegosva-povedeniva-podrostkov.html [Электронный ресурс] (дата обращения: 07.02.2017)
11. Г ордеева Н. «На шесть процентов за год снизилась преступность среди несовершеннолетних в Татарстане». - URL: http: //www.tatarinform.ru/news/2016/05/31/506440/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 21.02.2017)
12. Бредихина Л.Ю. Учитель и ученик: проблемы взаимопонимания и взаимодействия.//Современный учитель: личность и профессиональная дкятельность. Материалы III Международной научно-практической конференции (30 марта 2011 года) - Москва. - 2011. - С. 78.
13. Рыженькова С.Г. Одаренность школьника: педагогические и психологические аспекты проблемы / С.Г. Рыженькова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - Т. 4. - С. 12-17.
14. Шмидт. О.Ю. Большая советская энциклопедия. Том 18 / О.Ю. Шмидт. - М.: Советская энциклопедия, 1930 - 470 с.
15. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Гос. Ин-т «Сов. Энцикл.»; ОГИЗ; Гос. Изд-во иностр. и нац. Слов., 19351940. (4 т.) - 88405 с.
16. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
17. Теплов Б.М. Избранные труды / Б.М. Теплов. - 1985. - Т. 1. -
328с.
18. Научно-теоретическая конференция «Проблемы одарённости учащихся»: материалы итогового контроля знаний слушателей базовых курсов учителей истории. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008.
19. Степанова О.П. Психологические проблемы одаренных детей /
О.П. Степанова, А.А. Серебрякова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - С. 220-223.
20. Ткачев В.Н. Источник развития творческих способностей / В.Н. Ткачев. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 292 с.
21. Кабанов В.Л. «Трудные» дети нуждаются в помощи всего общества. - URL: 1Шр://минобрнауки.рф)/новости/6390 [Электронный ресурс] (дата обращения: 05.03.2017)
22. Школа-интернат для детей с девиантным поведением. - URL: http: //www.gdedetdom.ru/leningradskai a-obl/473/ [Электронный ресурс] (дата обращения 05.03.2017)
23. О новой программе подготовки специалистов. - URL: http: //www.i p .mgppu.ru/newspec/podgotovka [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.03.2017)
24. Муниципальное бюджетное учреждение молодежной политики города Казани «Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением». - URL: http://srcddp.ru/ [Электронный ресурс]_(дата обращения:
25.02.2017)
25. Специальная организация образования для детей с девиантным
поведением. - URL: http: //www.auezov.almatv.kz/education/spetsialnve-
organizatsii-obrazovaniya/?lang=ru [Электронный ресурс] (дата обращения:
25.02.2017)
26. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии / С.А. Дубинский. - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 1996. - 115 с.
27. Службы помощи несовершеннолетним в Германии // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997.
28. Freeman S.J. Out-of-school educational provision for the gifted and talented around the world. A report for the Department of Education and Skills. /
S.J. Freeman - London. - 2002.
29. Barbara A.K. Encyclopedia of Giftedness, Creativity, and Talent. / A.K Barbara - Thousand Oaks, CA. - 2009.
30. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие) / Ю.З. Кушнер. - М: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
31. Космодемьянская С.С. Методическая подготовка студентов к преподаванию химии детям с девиантным поведением / С. С. Космодемьянская, К.С. Семелёва - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», s.r.o., 2016. - С. 64 - 69.
32. Аберкромби Н. Социологический Словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.Тернер. Пер. с англ. И.Г.Ясавеева. - М.: Экономика, 2004, - 114 с.
33. Космодемьянская С.С. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения при формировании мотивационно-ориентированной среды в химическом образовании / С.С. Космодемьянская, К.С. Семелёва // Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов Международной научно-образовательной конференции (25.04.2017)/под ред.А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 403-407.
34. Халикова Ф.Д. Успешные одаренные школьники / Инновации в
преподавании: сб. научных и научно-методических трудов VI
Международной науч.-практ. конф. в рамках Евразийского сотрудничества (г. Казань, 24-25 марта 2016 года)/ Ф.Д. Халикова, С.И. Гильманшина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 87-89.
35. Гильманшина С.И. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: учебное пособие / С.И. Гильманшина, С.С. Космодемьянская. - Казань: Отечество, 2012. - 104 с.
36. Семелёва К.С. Разнообразие форм работы с детьми девиантного поведения на уроках химии / Инновации в преподавании: сб. научных и научно-методических трудов VI Международной науч.-практ. конф. в рамках Евразийского сотрудничества (г. Казань, 24-25 марта 2016 года)/ К.С. Семелёва, С.И. Гильманшина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - С. 79-80.
37. Семелёва К.С. Мотивационно-ориентированная среда в химическом образовании / Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета. - 2017.