ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы изучения системных отношений в лексике. ...7
1.1. Понятие «лексическое значение» и типы лексического значения 7
1.1.1. Понятие «лексическое значение» 7
1.1.2. Аспекты лексического значения 9
1.1.3. Типы лексического значения 11
1.2. Лексика как система 13
1.2.2. Понятие «семантическое поле» 15
1.2.3. Понятие лексико-семантическая группа 18
1.2.4. Синонимические отношения в лексике 20
1.2.4.1. Понятие синонимический ряд и доминанта синонимического ряда...21
1.3. Имя прилагательное в русском языке 23
1.3.1. Качественное и относительное прилагательное 25
1.3.2. Признаки русских прилагательных 26
ВЫВОДЫ 32
Глава 2. Анализ лексико-семантической группы прилагательных,
характеризующих человека в связи с особенностями его речи 34
2.1. Состав и объем лексико-семантической группы прилагательных,
характеризующих человека в связи с особенностями его речи 34
2.2. Синонимический ряд прилагательных с общим значением ‘насмешливый'
2.3 Синонимический ряд прилагательных с общим значением
‘ красноречивый' 49
2.4 Синонимический ряд прилагательных с общим значением
‘разговорчивый' 59
2.5 Синонимический ряд прилагательных с общим значением
‘неразговорчивый' 71
ВЫВОДЫ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
СПИСОК СЛОВАРЕЙ 88
Настоящее диссертационное исследование посвящено комплексному исследованию прилагательных, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, в русском языке.
Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена тем, что оно включается в круг вопросов изучения русских прилагательных. Русские прилагательные очень важны для описания и занимают большое место в практике преподавания русского языка как иностранного. Важность изучения и описания данных прилагательных заключается в том, что у прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи наблюдается многозначность. Подобных прилагательных много в русском языке, и они часто используются в речи в переносном значении, что в значительной степени затрудняет их понимание иностранными учащимися.
Объектом исследования являются русские прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи.
Предметом исследования являются семантика, специфические особенности функционирования русских прилагательных, входящих в данную лексико-семантическую группу.
Цель исследования: описать лексико-семантическую группу прилагательные, которые характеризуют человека в связи с особенностями его речи, в функционально семантическом аспекте.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) описать теоретическую базу исследования;
2) отобрать русские прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи из толковых и синонимических словарей русского языка;
3) определить объем и состав прилагательных, образующих данную лексико-семантическую группу прилагательных.
4) провести анализ семантики и функционирования отобранных единиц;
5) выявить особенности употребления данных прилагательных в русском языке.
Методы исследования: описательный метод, метод сплошной выборки материала из словарей, методы компонентного и дистрибутивного анализа, приём стилистической характеристики.
Материалом для исследования являются данные словарей (русских толковых и синонимических словарей), а также данные Национального корпуса русского языка.
Научная новизна заключается в исследовании семантики и специфических особенностей функционирования русских прилагательных, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, в представлении их классификации как лексического объединения, а также в корректировке существующих лексикографических данных в соответствии с современным состоянием языка.
Теоретическая значимость исследования видится в том, что результаты работы дополняют существующие представления о семантике и функционировании русских прилагательных, характеризующие человека в связи с особенностями его речи; выводы, представленные в работе, могут быть полезны при решении теоретических проблем лексикологии и лексикографии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка не только как иностранного, но и в русской аудитории, при составлении учебных словарей, в лекционных курсах по соответствующей тематике.
Гипотеза исследования: функционально-семантический анализ русских прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи, позволит выявить особенности их употребления в современном языке. Русские единицы данной ЛСГ могут отличаться семантическими и функциональными свойствами. Учёт этих отличий позволит предложить соответствующие варианты семантизации русских прилагательных, образующих данную ЛСГ, в иностранной аудитории.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, составляют значительное количество единиц.
2. Данные прилагательные образуют синонимические ряды в рамках исследуемой ЛСГ прилагательных и требуют лингвистического анализа для их презентации в иностранной аудитории.
3. Анализ семантики и функционирования данных прилагательных в публицистических и художественных текстах способствует выявлению особенностей их семантики и позволит предложить соответствующие варианты семантизации данных единиц в иностранной аудитории.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения лексико-семантических групп, особенности их структуры и лексического состава. Во второй главе определен объем состав прилагательных в рамках данной лексико-семантической группы и проведен анализ отобранных прилагательных с точки зрения их семантики и функционирования.
Анализ научной литературы по проблемам изучения системных отношений в лексике, и, в частности, проблемам лексических объединений и синонимии позволил прийти к заключению, что синонимы являются неотъемлемой частью языка, выполняя роль дополнительного средства к выразительности языка; по функции в языке выделяются семантические, стилистические и семантико-стилистические синонимы.
ЛСГ являются наиболее ярким выражением системности лексики, поэтому ЛСГ, выделенные и описанные с определенными лингвометодическими целями, следует признать одной из основных форм группировки лексики при обучении РКИ.
В результате анализа состава лексико-семантической группы прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи, нами были проанализированы семантика и функционирование прилагательных синонимических рядов, образующих данную ЛСГ. Из 13 синонимических рядов были подвергнуты анализу четыре ряда с точки зрения семантики и функционированию входящих в них прилагательных.
1. Апресян Ю. Д. Проблема синонима // Вопросы языкознания. 1957. № 6. С.84-88.
2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика (Синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. 367 с.
3. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Учеб. Для филол. спец. ун-тов / [Под ред. В. А. Белошапковой].-2-е изд., испр. и доп.-М.: Высш. Шк., 1989. 800с.
4. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / 2-3 изд. М.: Просвещение, 1965. 229с.
5. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / [Под ред. Г. А. Золотовой]. -4-е изд. - М.: Рус. Яз., 2001. 720 с.
6. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: Словарь-справочник. — Назрань: Пилигрим, 2011. 128 с.
7. Зиновьева Е. Н. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. Отв. Ред. К. А. Рогова.- 2-е изд., дополн. - СПБ.: Филол. Фак-т СПБГУ, 2005. 88с.
8. Корсакова Ю. С. Синонимия - универсальное языковое явление // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010.№ 1 (5): в 2-х ч. С. 103-106.
9. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. 1972. №1. С. 57-68.
10. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. М., 1989.216с.
11. Куренкова Т.Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике //Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева, Красноярск, 2006. Вып. 4(11). - С.173-178.
12. Николенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М., 2005. 141с.
13. Новиков Л. А. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.-4-е изд., стер./ [Под общ. ред. Л. А. Новикова]. СПб.: Изд-во «Лань», 2003.964с.
14. Новиков Л. А. Современный русский язык. Теоретический курс. Лексикология [текст]: учебное пособие / [ Под ред. Л. А. Новикова]. М.,1987. 160с.
15. Половникова, В.И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе / В.И. Половникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1988. - 160 с.
16. Половникова В.И. и др. Пособие по лексике для зарубежных русистов. М.: Русский язык, 1989. - 195 с.
17. Пустошило Е. П. Лексикология. Фразеология. Лексикография : учеб.-метод. Комплекс / - Гродно : ГрГУ,2011. -141с.
18. Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - М.: Рольф, 2001. 488с.
19. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. М., 1990.176с.
20. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. М., 1956. 152 с.
21. Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90 годы XIX. М.; Л., 1965. 564с.
22. Уфимцева А. А. Слова в лексико-семантической системе языка. М.: Наука, 1968.272с
23. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001. 415с.
24. Хантакова В.М. Синонимический ряд как соотношение континуального и дискретного в языке / В.М. Хантакова // Вопросы теории текста, лингвостилистики и интертекстуальности: сб. науч. статей. - Иркутск, 2008. - С.119-127.
25. Черняк, В. Д. Синонимия в русском языке: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2010. 128с.
26. Шахматов А. А. Из трудов А. Шахматова по современному русскому языку/ [Под ред. Н. М. Шанского]. - М. : Учпедгиз, 1952. 272с.
27. Шахматов А. А. Синтаксис русского языка. М.: Эдиториал УРСС. 2001. 624с.
28. Якимов П. А. Структура и признаки семантического поля (на материале семантического поля «бог») // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 16 (135). С. 597-599.
Электронные ресурсы
29. Национальный корпус русского языка. Режим доступа:
http://ruscorpora.ru/search-main.htm
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
30. Розенталь, Д. Э. Словарь - справочник лингвистических терминов изд. 2-е.-М: Просвещение. / Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. 1976. 399с.
31. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 703 с. (ЭРЯ)
32. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 685с. (ЛЭС)
33. Горбачевич, К.С. Словарь синонимов русского языка / К.С. Горбачевич. — М.: Эксмо, 2009. — 608 с.
34. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981 - 1984. (МАС)
35. Словарь синонимов русского языка в двух томах. / Гл. редактор А.П. Евгеньева. - Л., 1970-1971.
36. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов. / Под ред. Д. И. Скворцова. - М,: Мир и Образование, Оникс,2011. - 736с.
37. Большой толковый словарь русского языка. /Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПБ.: Норинт, 2000. - 153с.