Введение 3
Глава I. Биография 6
Музыкальная династия 7
Учителя 13
Глава II. К истории русской виолончельной традиции 15
История инструмента 16
Техника игры на виолончели 19
Русская виолончельная школа 21
Глава III. Профессия музыкант 26
Рустам Комачков и Алексей Гориболь 30
Совместные выступления и концерты 34
Музыкальное окружение 43
Глава IV. Медиапортрет 46
Резюме исполнителя 47
Пресса 48
Классический музыкант в современном мире 52
Глава V. Исполнитель и его публика 55
Общение с публикой 56
Тонкости ремесла 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложение 1. Репертуар 69
Приложение 3. Фестивали 85
Приложение 4. Дискография 87
Приложение 5. Интервью с Натальей Богдановой 88
Приложение 6. Интервью с Рустамом Комачковым 93
Приложение 7. Расписание концертов (январь - апрель 2015) 98
В истории искусства сохраняются имена, главным образом великих музыкантов, имеющих национальное признание. Именно о них чаще всего пишутся монографии, информация о таких музыкантах собирается, систематизируется, сохраняется для потомков. В подобном подходе есть некоторая несправедливость и избирательность. Более того, современники не всегда могут оценить масштаб личности, с которой имеют дело. В силу определенных обстоятельств исполнитель может либо оказаться в центре медийных потоков, либо находится на их периферии, будучи при этом весьма значительным и самобытным художником. Его карьера складывается по- особому, выступления на крупнейших концертных площадках чередуются с гастролями в глубинке, общением с публикой провинциальной или, в некоторых случаях, неподготовленной.
Подобные явления нуждаются в осмыслении, по ним можно судить о состоянии отечественной музыкальной культуры и той роли, которую играют СМИ для её развития. К одному из таких музыкантов — виолончелисту Рустаму Рифатовичу Комачкову — я и хотела бы обратиться в своем небольшом дипломном исследовании.
Таким образом, актуальность моей дипломной работы заключается в том, что в ней отражены стороны музыкальной жизни России, которые не получают достойного освещения в СМИ. Многие, заслуживающие внимание музыкальные события, остаются незамеченными или получают отражение на страницах небольших и не всегда достаточно профессиональных изданий. Для того, чтобы лучше понять современную культурную ситуацию и перспективы её развития, необходимо тщательно собирать информацию, оставшуюся в свое время не замеченной. Это представляется тем более актуальным, когда речь идет о таких больших мастерах своего дела, как Рустам Комачков.
Предметом изучения в данной работе является творчество Рустама Комачкова. Объект исследования — профессионализм этого музыканта, а также его роль в музыкальной жизни России.
Цель — осмысление творчества Р. Комачкова и особенностей академической концертной жизни в нашей стране. Одна из главных задач работы — донести информацию о виолончелисте и его творчестве до максимально возможной по широте своего охвата аудитории. Культура академической музыки в нашей стране может существовать благодаря труду музыкантов, которые, помимо выступления в крупнейших залах, идут на контакт с публикой и приобщают её к высокому искусству. Однако и миссия журналиста не менее важна — без должной информационной поддержки даже самые большие мастера в современном обществе не могут получить заслуженного признания своих трудов и талантов.
О с н о во й для написания дипломной работы являются энциклопедии, учебники, диссертации, статьи в периодических изданиях, а также первичные источники: мои интервью с Р. Комачковым и с его музыкальным окружением, опрос публики, буклеты к фестивалям. За время написания дипломной работы мною был создан персональный сайт музыканта — проект, отчасти восполняющий недостаток информации о нем.
Работа состоит из введения, пяти небольших глав, заключения и приложений. В первой главе излагается история династии музыкальной семьи Комачковых, приводятся факты, относящиеся к периоду обучения виолончелиста.
Во второй главе дипломной работы освещены история виолончели, технические особенности инструмента и преемственность традиций русской классической виолончельной школы, к которой Рустам Комачков принадлежит.
В третьей главе описаны история профессионального роста музыканта, его современная деятельность и музыкальное окружение.
В четвертой главе составлен медиапортрет Рустама Комачкова.
В пятой главе помещен социологический анализ публики, посещающей концерты Рустама Комачкова, а также обсуждаются некоторые проблемы современного виолончельного исполнительства.
В приложении приведены афиша концертов (январь — апрель 2015), интервью с Р. Комачковым и пианисткой Н. Богдановой, перечень музыкальных фестивалей и конкурсов, сведения о репертуаре Р. Комачкова, дискография.
Рустам Комачков открыт всему новому, о чем свидетельствует его обширный репертуар, участие в различных фестивалях и конкурсах. Музыкант периодически проводит домашние концерты, приобщая к классической музыке все большее количество людей. В близкий круг общения его семьи входят не только музыканты, но и художники, режиссеры, актеры, писатели, деятели науки; его участие в кинофестивалях и короткометражном фильме говорит о понимании смежных видов искусств и восприятии искусства как единого целого.
Главным в этом удивительном человеке мне видится не его музыкальный дар, а природные качества: доброта, отзывчивость, чувство юмора. В то же время, это человек жесточайшей дисциплины (что периодически приводит к разногласиям с коллегами и окружающими людьми), полностью преданный своему делу. Эта преданность позволяет ему совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом и вносить нечто неповторимое в музыкальную жизнь нашей страны. Участие в различных благотворительных мероприятиях, которые Рустам не любит афишировать, также многое говорит об этом человеке.
Мир российской классической музыки сегодня переживает не самые худшие времена. В 2000-2002 году был построен крупнейший многофункциональный культурный центр Международный Московский Дом Музыки; развивается концертная жизнь — создаются новые программы, возникают международные мероприятия. Крупные российские и иностранные исполнители гастролируют по всей стране.
В данном очерке неизученных до сих пор страниц российской музыкальной жизни я постаралась рассказать в числе прочего о «среднем музыкальном классе». Рустам Комачков, с одной стороны, выступает в крупнейших залах, и его можно отнести к числу наиболее признанных исполнителей на своем инструменте. С другой стороны, это не «звезда», выступления которой получают освещение крупнейшими новостными ресурсами страны. Связь с публикой он осуществляет живую и непосредственную; его деятельность содержит в себе ярко выраженную просветительскую составляющую, что, на мой взгляд, очень важно.
И таких музыкантов в России немало. Их деятельность требует специального освещения в СМИ. Ведь именно этот пласт академического музицирования, который я стремилась показать и преподнести в своей работе, страдает от недостатка внимания. Музыкальная традиция нашей страны имеет глубокие корни, и эта великая традиция продолжает жить сегодня не только в крупнейших концертных залах страны, но и благодаря множеству не столь масштабных событий, на которые часть публики заходит по случаю, за компанию, иногда совсем случайно. Среди этой публики много молодых людей, представителей не только интеллигентских династий, но и нового среднего класса, которому часто не хватает сведений о классической музыке, её исполнителях, информации на разнообразных медийных ресурсах. Создавая благоприятную для развития классического исполнительства информационную среду, мы внесем свой посильный вклад в сохранение культурного наследия нашей Родины.
Рустам Комачков — один из тех, кто благодаря великолепной виолончельной школе и семейным традициям, является носителем самого лучшего в искусстве виолончельного исполнительства, которое мы имеем. Сохранять же традиции можно только их преумножая.
«Я не люблю громкие слова. Важно самосовершенствование. Возможно, что кого-то я уже превзошел. А всё остальное не относится к классической музыке. Можно сказать, что мы ориентированы на все вечное, гуманное. Но зачем? И так все понятно. Баху, Вивальди 300 лет, и их до сих пор исполняют. Это говорит о многом. Да, и я все переделываю. Я расту, использую другие приемы. В этом заключается смысл моей жизни и моей профессии», — Р. Комачков.
1. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Том 1. Виолончельная классика. М.: Музгиз, 1957 — 513 с.
2. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Том 2. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века. М.: Музгиз, 1957 — 607 с.
3. Гинзбург Л.С. История виолончельного искусства. Том 3. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917). М.: Музыка, 1965. — 634 с.
4. Ивашкин А.В. Шнитке А.Г. - Беседы, выступления, статьи. - ББК 85.313(2)7 И 24 изд. - М.: РИК "Культура", 1994. - 302 с.
5. Волков С. Свидетельство. Мемуары Шостаковича. - М.: Эксмо, 2004. - 219 с.
6. Селезнёв А.Н. С.М. Козолупов и его школа в контексте развития русского виолончельного искусства (к истории классов виолончели МГК), диссертация, М. 2007
7. Энциклопедия «Музыкальные инструменты» — М.: «Дека-ВС», 2008. — 786 с.
Периодические издания:
8. Баранова Н. «Эхо праздника»// Газета «Наше время», 16 сентября 2006 год, с. 3
9. Коллектив ГАСО России имени Е.Ф. Светланова «Памяти музыкантов» //Газета «Музыкальное обозрение» №2(338), 2012 год, с. 21
10. Кортелева Н. «Наши гости» // Газета «Выборг» №129 (16883) 2012 год, с.
3, с.5
11. «Зимний вечер» // Газета «Плёсский вестник» №5 (57) 2013 год, с. 1, с. 4
12. «Летнее эхо Левитаносвкого фестиваля» // Газета «Плёсский вестник» №20 (72) 2013 год, с. 3, с. 16
13. Солнцева А. «Большие события подчас происходят в маленьких залах» // Газета «The Moscow News» №37 2013 год, с. 10-11.
14. Ю. Бедерова «Инаугурация со слезой» // Газета «Коммерсантъ», № 175
2013 год, с. 11.
15. Ю. Бедерова «Левитановский звук выходит на свет» // Газета «Коммерсантъ», № 177 2013 год, с. 15.
16. Д. Циликин «Изысканный демократизм» // Газета «Ведомости» № 3439 2013, с. 22.
17. Кривицкая Е. «Беседы с мастерами» // Журнал «Музыкальная жизнь» №10, 2014. С. 50-53.
18. Мизонова Н. «Концертный Плёс» // Газета «Плёсский вестник» №97 2014 год, с. 10
19. «Седьмой Левитановский музыкальный фестиваль» Газета «Плёсский вестник» №97 2014 год, с. 2-5,
20. «Фестиваль высокой музыки» // Газета «Плёсские ведомости» №37 (46)
2014 год, с. 1, с. 5
Буклеты фестивалей (см. Приложение 3. Фестивали, С.85)
Сетевые источники:
21. Рыбина С. «Виолончелист Рустам Комачков в Кировской филармонии» // ГТРК «Вятка» — 23.01.2008 URL:http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/3102-violonchelist rustam komachkov v kirovskojj filarmonii.html
22. Кривицкая Е. «Колыбельные над Волгой» // Газета «Культура» — 28 сентября 2012:http://portal-kultura.ru/articles/country/kolybelnye-nad-volgoy/
23. 000 Издательский Дом «Плёсский вестник». Левитановский музыкальный фестиваль: вехи пути — 25.09.2014. URL: http://pliosvestnik.ru/articles/publications/levitanovskiy festival vekhi puti/
24. Войт Е., Автушко И., Романова Е. «Виолончель и классика» // Газета«Комсомольская Правда - Кемерово» —12 декабря 2014 URL: http://www.kem.kp.ru/daily/26319/3198511/
25. Аврааменко Е. «В Петрикирхе 11 февраля пройдет благотворительный концерт в поддержку детей, больных онкологией» // Информационное агентство «Невские новости» — 10.02.2015. URL:
http://nevnov.ru/culture/besplatno/v-petrikirxe-11-fevralya-projdet-blagotvoritelnyj-koncert-v-podderzhku-detej-bolnyx-onkologiej/
26. Митницкая Т. «Время Чайковского» // komachkov.ru URL: http://www.komachkov.ru/#!Время-Чайковского/c1x4o/i7o09pr417
27. Мультимедиа Арт Музей Москва: // MAMMUSIC CLASSIC. ЕВРЕЙСКИЙ МИР. URL:http://www.mamm-mdf.ru/events/detail/mammusic-20/?
sphrase id=33352
28. Рустам Комачков // Московская филармония URL: http://meloman.ru/performer/rustam-komachkov/
29. Вечер памяти Рифата Комачкова // Belcanto.ru URL: http://belcanto.ru/14013101.html
30. КОМАЧКОВ РИФАТ (КОНТРАБАС) - БИОГРАФИЯ // Classic-Online.ru URL: http://classic-online.ru/ru/biography/7808
31. Рифат Комачков // «МиллЭттЭшлЭр» URL: http://www.millattashlar.ru/index.php/Комачков_Рифат
32. Расписание концертов // komachkov.ru URL: http://www.komachkov.ru/#! concerts/cjg9
33. Универсальная интернет-энциклопедия «Википедия»: // Государственный академический камерный оркестр России. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE
%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%FB%E9 %E0%EA
%E0%E4%E5%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9 %EA%E0%EC
%E5%F0%ED%FB%E9 %EE%F0%EA%E5%F1%F2%F0 %D0%EE %F1%F1%E8%E8