Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ В СФЕРЕ БОЛЬШОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

Работа №59269

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
407
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения психологических особенностей мотивационной сферы личности сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 7
1.1. Психологическая структура трудовой мотивации и формы мотивов...7
1.2. Организационная структура и содержание сферы большого и малого
бизнеса 21
1.3. Особенности системы мотивации сотрудников в сфере большого и
малого бизнеса 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей мотивационной сферы личности сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 40
2.1. Организация исследования психологических особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 40
2.2. Анализ результатов исследования мотивации сотрудников в сфере
большого бизнеса 47
2.3 Анализ результатов исследования мотивации сотрудников в сфере малого бизнеса 57
2.4. Анализ различий психологических особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 66
Выводы по второй главе 69
Практические рекомендации 70
Заключение 72
Список использованной литературы 74


Актуальность исследования. В настоящее время в условиях кризисного состояния экономики страны особенно увеличилась необходимость решения проблемы мотивации как функции управления большого и малого бизнеса, которая, несомненно, помогает руководству различных организаций и предприятий вызывать интерес у работников к самореализации в профессиональной сфере и побуждает сотрудников действовать наиболее эффективно для обеспечения делового (бизнес) процесса в соответствии с намеченным планом. Личность сотрудника, особенно мотивированная к труду, это основной источник и ключевой компонент в процессе бизнес развития любой организации. Создания либо реконструкция мотивационной сферы сотрудников связана с изучением особенностей мотивации к труду.
На сегодняшний момент существуют различные теории мотивации, основывающиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Понятие мотива является фундаментальным в психологии. В самом общем виде мотив можно определить как основание действий и поступков человека, как движущую силу поведения. Поэтому вопросы мотивации оказываются в центре внимания психологической науки. Изучению мотивов и мотивации посвящено множество работ: Т.О. Гордеева (2002-2016), Е.Н. Ибрагимова, Л.М. Попов (2014-2015), В.Д. Шапиро (2006), F. Herzberg (1999) и др. Существующая особая необходимость исследования мотивации и методы ее исследования релеванты существующей области психологии управления, психологии бизнеса в рамках научной обоснованности теории о культурно-историческом развитии личности по Л.С. Выготскому. В настоящее время важным ориентиром в исследовании мотивации в сфере труда является теория самодетерминации, основы которой представлены в подходе В. Штерна и исследованиях таких авторов как R.M. Ryan и E.L. Deci.
Таким образом, мотивация выступает и на сегодняшний день ведущей в формировании успешной деятельности сотрудников в различных организациях.
Степень научной разработанности проблемы. Как уже упоминалось ранее, в различных психологических теориях научного знания существует множество работ, раскрывающих тему мотивации труда. Относительно рассматриваемой проблемы исследования, которая состоит в определении особенностей мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса, то на данный момент психологических исследований недостаточно и она остается нераскрытой. Несмотря на имеющиеся методологические разработки и теоретические концепции, преимущественно зарубежные, крайне мало исследований, посвященных выявлению конкретных особенностей мотивов сотрудников работающих в большом и малом бизнесе в сфере продаж, на базе которых могут быть сформированы практические рекомендации по дальнейшему развитию мотивационной сферы работника в бизнесе. С одной стороны этот факт указывает на наличии высокой степени ответственности исследователей, с другой выявляет необходимость изучения трудовой мотивации в бизнесе и открывает возможности для дальнейшего исследования.
Объект исследования: особенности мотивационной сферы.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы
сотрудников большого и малого бизнеса.
Гипотеза исследования: Психологические особенности мотивации сотрудников сферы продаж детерминированы системой мотивирования и стимулирования выстроенной в соответствии с той деятельностью, которая характерна для большого и малого бизнеса.
Цель исследования: определить особенности мотивационной сферы сотрудников в сфере большого и малого бизнеса.
Поставленная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1) Осуществить теоретический и методологический анализ проблемы исследования мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса.
2) Изучить психологические особенности мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса.
3) Осуществить сравнительный анализ полученных результатов исследования мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса.
4) На основе полученных результатов разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования сотрудников большого и малого бизнеса в сфере продаж.
Теоретико-методологическая основа исследования. В данном исследовании мы опираемся на теорию параллельного мотивирования Л.С. Выготского и персоналитическую концепцию В. Штерна, а также руководствуемся общепсихологическими принципами системности и единства теории и практики. В исследовательской работе использован подход к мотивации с точки зрения самодетерминации личности Т.О. Гордеевой, Л.М. Попова, Е.Н. Ибрагимовой, также в данной работе основаниями изучения особенностей мотивации стали результаты зарубежных исследований в области мотивации в бизнесе (И.К. Адизес, P. Huddleston, L. Good, B. Frazier; Taylor S., Armstrong M.; C.P. Niemiec, G.B. Spence и др.).
Методы исследования. В данной исследовательской работе для достижения цели изучения особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса применялись методы теоретического анализа по исследуемой проблеме, диагностические методы (тестирование, опрос), методы статистической обработки данных: анализ частоты встречаемости показателей мотивационной сферы, анализ средних значений и качественный интерпретационный метод.
В данном исследовании были использованы следующие диагностические методики:
- методика цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности И.Л. Соломина;
- мотивационный тест И.В. Герчикова;
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Для статистической обработки данных исследования были использованы:
- U-критерий Манна — Уитни;
- Критерий ф — угловое преобразование Фишера;
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость проведенного исследования. Результаты проведенного исследования могут быть предложены в качестве основы совершенствования мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса. Анализ полученных данных показал необходимость исследования мотивационной сферы, а, следовательно, и наглядно обозначил практическую значимость нашего исследования.
Научная новизна: В теоретическом плане определены основные подходы к процессу мотивирования сотрудников крупных и малых организаций.
Выявлены особенности и различия мотивационной структуры сотрудников в сфере продаж большого и малого бизнеса. Сотрудники занимающиеся продажами в крупной компании более мотивированы на профессиональную реализацию и спех, чем сотрудники сферы продаж в малом бизнесе.
На основе эмпирического исследования представлены рекомендации, направленные на усовершенствование системы мотивации сотрудников в сфере продаж большого и малого бизнеса.
Описание выборки. В исследовании приняло участие 2 организации:
- организация большого бизнеса - 25 сотрудников сферы продаж
компании «Lenovo» г. Казань, г. Сочи;
- организация малого бизнеса - 16 сотрудников продаж отделов
универсального магазина «Кояш» г. Казань. Общее количество испытуемых составило 41 человек.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из содержания, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Список литературы содержит 76 наименования. Основное содержание работы изложено на 73 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная исследовательская работа в основе своей содержит материал по изучению психологических особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса.
На первом этапе исследовательской работы был осуществлен теоретический анализ проблемы мотивации, определены подходы, механизмы мотивации, составляющие сущность данного явления в профессиональной и трудовой деятельности личности.
Процесс мотивации включает в себя: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, развитие системы стимулирования сотрудников с возможной корректировкой действий специалистов в области продаж. Изменение мотивационного процесса может зависеть от степени достижения результатов и степени вовлеченности сотрудников в работу.
На втором этапе был осуществлен статистический, количественный, качественный анализ и интерпретация диагностических данных, полученных в группе продавцов Lenovo (сфера большого бизнеса) и группе продавцов универсального магазина «Кояш». Полученные результаты позволили выявить, что трудовая мотивация, направленность на успех, на карьерный рост, удовлетворенность работой выше у сотрудников компании Lenovo, чем у сотрудников магазина «Кояш». Мотивационная структура продавцов магазина «Кояш» обнаруживает, что основные мотивы и базовые потребности не связаны с профессиональным ростом и трудом.
В целом высокая мотивированность сотрудников сферы большого бизнеса связана с большей заинтересованностью и пониманием необходимости развивать мотивацию сотрудников у руководителей Lenovo. В данной организации проходит обучение, существует продуманная система подбора персонала, управления, мотивирования и стимулирования сотрудников, в отличие от магазина «Кояш».
В магазине «Кояш» не проводят отбор сотрудников, система руководитель-подчиненный построена на близких и (или) исключительно дружеских отношениях, в магазине не проводят обучения работы с клиентами, руководители магазина не разработали систему нематериального вознаграждения сотрудников, для продавцов не предусмотрена перспектива карьерного роста.
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации связанные с дальнейшей работой и усовершенствованием системы мотивирования сотрудников в сфере большого и малого бизнеса.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий по развитию мотивационной системы в сочетании с изменениями в управлении, позволит усилить интерес сотрудников к своим профессиональным результатам и повысить эффективность работы сотрудников в продажах.
Гипотеза данного исследования подтвердилась, цель достигнута, поставленные в ходе исследования задачи можно читать решеными.



1. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб.: Питер, 2007. - С. 181
2. Антонова А.Н., Стародубова Ю.В. оособенности системы мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(54). - Новосибирск: СибАК, 2015.
3. Архипова А. Особенность влияния трудовой мотивации на экономику страны / А. Архипова // Предпринимательство. - 2012. - №2.- С.103¬108.
4. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А. Н. Асаул. - Санкт-Петербург : АНО ИПЭВ, 2011. - 336 с.
5. Беляева В. П. Мотивация в современных организациях // Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. IV.- 2016. - С. 74-78.
6. Бескровная Н.С. Управление человеческими ресурсами в российском малом бизнесе. - М.: ЭКО, 2010. 210 с.
7. Бутина Р.И., Чурсина Н.Ф. Анализ мотивационных факторов в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №11- С.47-50.
8. Габдреев Р. В., Минаш Е. П. Изучение адекватности мотивов профессиональной деятельности менеджеров с учетом объективных и субъективных показателей //Образование и саморазвитие. - 2008. - Т. 4. - №.
10. - С. 210-214.
9. Гвоздев Н.И.,. Древаль А.Н Основы менеджмента: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 188 с.
10. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 2) //Мотивация и оплата труда. - 2005. - Т. 3. - С. 2-6.
11. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективные ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.
12. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации/под ред. ДА Леонтьева.-М.: Смысл. - 2002. - №. 3. - С. 47-102.
13. Гордеева Т.О., Сычёв О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопр. психологии. 2013. № 1. С. 35—45..
14. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642—667.
15. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник московского университета. Серия 14. Психология.- 2014.- №3 -С.63-78.
16. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика,
практические рекомендации // СПЖ. 2016. №62. С.38-53
17. Губарев Р. В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №1 (7) С.239-246.
18. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 10. — C. 3¬12. — http: //epp .enj ournal. net/article/392/
19. Дворцова Е. В., Коноплина Т. В. Профессиональная успешность продавцов (на примере торговой сети промышленных товаров) // Балтийская педагогическая академия. - С. 51-54.
20. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности // М.: ИНФРА-М. - 2008. - 464 с.
21. Епифанова Т.В. Критерии определения малого и среднего
предпринимательства // Новые технологии. 2011. №4. С.153-157
22. Захаров С. В. Мотивационные аспекты персонала малых предприятий для реализации инновационной деятельности //Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - №. 10 (93).
23. Ибрагимова Е. Н. Самодетерминация личности в изучении внутренней мотивации //Образование и саморазвитие. - 2015. - №. 3. - С. 147.
24. Ибрагимова Е. Н., Попов Л.М. Модель мотивации сотрудников
организации // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно¬
практической конференции. - Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «СТРИНГ», 2015. - Ч. 2. - С. 184-191.
25. Ибрагимова Е.Н., Попов Л.М. Роль лидера в мотивации сотрудников организации и принятии ими корпоративной культуры // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №6. С.178-188.
26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
27. Истратий А.Ю. Проблемы формирования эффективной системы мотивации и стимулирования персонала организации // Вестник ГУУ. 2014. №14. С.317-321
28. Кибанов А. Я., Бактаева Н. А., Гагаринская Г. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие. Самара: СГТУ, 2001. С. 21
29. Кирсанова И.А. Малый и крупный бизнес: подходы к
государственно-частному партнерству // Экономика и управление. №2(18). 2009
30. Кошелев А.Н. Эффективная мотивация торгового персонала. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 224 с.
31. Куц Т. В., Одаренко Т. Е. Совершенствование системы управления персоналом на предприятии сферы услуг //science. - 2017. - Т. 20. - №. 3.
32. Лазарев С.В. Мотивационные программы по удержанию сотрудников в компании / С. В. Лазарев // Мотивация и оплата труда. - 2008. - № 3. - С. 216-223.
33. Лазаренко Л.А., Сехан Ф.А. Особенности подготовки персонала сферы услуг и его мотивации //Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - №. 3. - С. 250-253.
34. Левшук Л. М. и др. Мотивация профессиональной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарного образования - 2014. С. 130-134
35. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. - М., 1971. - 40 с.
36. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
37. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы и
перспективы : Аналитический сборник. - Москва : Институт
предпринимательства и инвестиций, 2011. - 507 с.
38. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная
мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического
осмысления // Вопросы образования. - 2015. - №3- С.92-121.
39. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2007. - 99 с.
40. Надеждина В. Как добиться максимум результата при минимуме затрат. - Минск: Харвест, 2007. - С.13.
41. Наумчик К. А. Мотивационное направление в управлении производительностью труда на торговом предприятии //science. - 2017. - Т. 20. - №. 3.
42. Ньюсторм Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. С. 112-119
43. Озерникова Т. Г. О-46 Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. Г. Озерникова. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. - 183 с. - Режим доступа : http://lib- catalog.isea.ru.
44. Оленникова О. В. Особенности формирования системы мотивации персонала в сфере розничной торговли //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - С. 111-116.
45. Официальный сайт компании Lenovo - . http://lenovo.com/ru
46. Паппэ, Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг./ Я. Ш. Паппэ, Я. С. Галухина ; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — 423 с.
47. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н. К проблеме внутренней мотивации
личности в процессе преодоления психологического отчуждения в корпоративной культуре // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2012. -236-238.
48. Прядко К.В. Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации // ПНиО. 2015. №3 (15). С.132-139
49. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности : учеб.
пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008.- 367 с.
50. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты . Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.
51. Реньш М.А. Организационная психология : учеб. пособие / Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 255 с.
52. Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах: сб. практ. инструментов. М., 2011. 223c.
53. Сидоров А.Т., Сидоров Д.А. Теория организации: Учебное пособие. - М.: РИО МГТУ ГА, 2008.
54. Слуцкий Л. К вопросу о мотивации наемного труда в сфере малого бизнеса // Человек и труд. 2000. № 11. С. 68
55. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 112 с.
56. Стояновская И. Б. Управление мотивацией персонала на различных
этапах развития организации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Стояновская Ирина Богдановна;[Место защиты: Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2014.- 171 с.
57. Сысоев Г. В. Интеграция крупного и малого бизнеса как фактор экономического роста России // Имущественные отношения в РФ. 2007. №8. С.30-39
58. Трокина А. А. Мотивация сотрудников как один из значимых элементов лояльности персонала в сфере розничной торговли //Экономика и социум. - 2016. - №. 10. - С. 889-892.
59. Туркина О.А. Методы мотивации в практике Российских и зарубежных компаний [электронный ресурс]. Технология использования методов мотивации в практике компаний М.: Инфра, 2011.
60. Филобокова Л.Ю. Содержательная сущность предпринимательской деятельности Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н.Э.Баумана): электронный журнал 2013.- № 6 http://hmbul.ru/catalog/econom/hidden/83.html
61. Чернопятов А.М. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М: Издательство ООО «Винчера»., 2013. - с. 95.
62. Чжан Л. Развитие системы управления человеческими ресурсами в международной компании [Электронный ресурс // Научный диалог: экономика и управление. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/15317/discussion platform
63. Шалгина Ю.Е., Фатеева Н. Б. Мотивация персонала как фактор, побуждающий к труду // Молодежь и наука. - 2014. - №. 1. - С. 12.
64. Шапиро, В.Д. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро.- М.: ГроссМедиа, 2006.- 223 с.
65. Фенько А.Б. Люди и деньги. Очерки психологии потребления. - М., 2005.
66. Яковлева, Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда / Т.Г. Яковлева. - СПб.: Питер, 2009.- 238 с.
67. Armstrong M., Taylor S. Armstrong's handbook of human resource management practice. - Kogan Page Publishers, 2017.
68. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. B. The motivation to work. - Transaction publishers, 2011. - Т. 1.
69. Huddleston P., Good L. K. Job motivators in Russian and Polish retail firms //International Journal of Retail & Distribution Management. - 1999. - Т. 27. - №. 9. - С. 383-393.
70. Huddleston P., Good L., Frazier B. The influence of firm characteristics and demographic variables on Russian retail workers' work motivation and job attitudes //The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research.
- 2002. - Т. 12. - №. 4. - С. 395-421.
71. Hassan S., Toland J., Tate M. From Blogosphere to Social Commerce: A Laddering Analysis of Sellers' Motivation //System Sciences (HICSS), 2016 49th Hawaii International Conference on. - IEEE, 2016. - С. 2146-2155.
72. Maslow A. H., Frager R., Cox R. Motivation and personality. - New York : Harper & Row, 1970. - Т. 2. - С. 1887-1904.
73. Niemiec C. P., Spence G. B. Optimal Motivation at Work //The Wiley Blackwell Handbook of the Psychology of Positivity and Strengths-Based Approaches at Work. - 2017. - С. 82-98.
74. Parsons E., Broadbridge A. Job motivation and satisfaction: Unpacking the key factors for charity shop managers //Journal of Retailing and Consumer Services. - 2006. - Т. 13. - №. 2. - С. 121-131.
75. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being //American psychologist. - 2000. - Т. 55. - №. 1. - С. 68.
76. Woodard G., Cassill N., Herr D. The relationship between psychological climate and work motivation in a retail environment //International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. - 1994. - Т. 4. - №. 3. - С. 297-314.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ