Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы изучения психологических особенностей мотивационной сферы личности сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 7
1.1. Психологическая структура трудовой мотивации и формы мотивов...7
1.2. Организационная структура и содержание сферы большого и малого
бизнеса 21
1.3. Особенности системы мотивации сотрудников в сфере большого и
малого бизнеса 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей мотивационной сферы личности сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 40
2.1. Организация исследования психологических особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 40
2.2. Анализ результатов исследования мотивации сотрудников в сфере
большого бизнеса 47
2.3 Анализ результатов исследования мотивации сотрудников в сфере малого бизнеса 57
2.4. Анализ различий психологических особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса 66
Выводы по второй главе 69
Практические рекомендации 70
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Актуальность исследования. В настоящее время в условиях кризисного состояния экономики страны особенно увеличилась необходимость решения проблемы мотивации как функции управления большого и малого бизнеса, которая, несомненно, помогает руководству различных организаций и предприятий вызывать интерес у работников к самореализации в профессиональной сфере и побуждает сотрудников действовать наиболее эффективно для обеспечения делового (бизнес) процесса в соответствии с намеченным планом. Личность сотрудника, особенно мотивированная к труду, это основной источник и ключевой компонент в процессе бизнес развития любой организации. Создания либо реконструкция мотивационной сферы сотрудников связана с изучением особенностей мотивации к труду.
На сегодняшний момент существуют различные теории мотивации, основывающиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Понятие мотива является фундаментальным в психологии. В самом общем виде мотив можно определить как основание действий и поступков человека, как движущую силу поведения. Поэтому вопросы мотивации оказываются в центре внимания психологической науки. Изучению мотивов и мотивации посвящено множество работ: Т.О. Гордеева (2002-2016), Е.Н. Ибрагимова, Л.М. Попов (2014-2015), В.Д. Шапиро (2006), F. Herzberg (1999) и др. Существующая особая необходимость исследования мотивации и методы ее исследования релеванты существующей области психологии управления, психологии бизнеса в рамках научной обоснованности теории о культурно-историческом развитии личности по Л.С. Выготскому. В настоящее время важным ориентиром в исследовании мотивации в сфере труда является теория самодетерминации, основы которой представлены в подходе В. Штерна и исследованиях таких авторов как R.M. Ryan и E.L. Deci.
Таким образом, мотивация выступает и на сегодняшний день ведущей в формировании успешной деятельности сотрудников в различных организациях.
Степень научной разработанности проблемы. Как уже упоминалось ранее, в различных психологических теориях научного знания существует множество работ, раскрывающих тему мотивации труда. Относительно рассматриваемой проблемы исследования, которая состоит в определении особенностей мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса, то на данный момент психологических исследований недостаточно и она остается нераскрытой. Несмотря на имеющиеся методологические разработки и теоретические концепции, преимущественно зарубежные, крайне мало исследований, посвященных выявлению конкретных особенностей мотивов сотрудников работающих в большом и малом бизнесе в сфере продаж, на базе которых могут быть сформированы практические рекомендации по дальнейшему развитию мотивационной сферы работника в бизнесе. С одной стороны этот факт указывает на наличии высокой степени ответственности исследователей, с другой выявляет необходимость изучения трудовой мотивации в бизнесе и открывает возможности для дальнейшего исследования.
Объект исследования: особенности мотивационной сферы.
Предмет исследования: особенности мотивационной сферы
сотрудников большого и малого бизнеса.
Гипотеза исследования: Психологические особенности мотивации сотрудников сферы продаж детерминированы системой мотивирования и стимулирования выстроенной в соответствии с той деятельностью, которая характерна для большого и малого бизнеса.
Цель исследования: определить особенности мотивационной сферы сотрудников в сфере большого и малого бизнеса.
Поставленная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1) Осуществить теоретический и методологический анализ проблемы исследования мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса.
2) Изучить психологические особенности мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса.
3) Осуществить сравнительный анализ полученных результатов исследования мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса.
4) На основе полученных результатов разработать рекомендации по совершенствованию системы стимулирования сотрудников большого и малого бизнеса в сфере продаж.
Теоретико-методологическая основа исследования. В данном исследовании мы опираемся на теорию параллельного мотивирования Л.С. Выготского и персоналитическую концепцию В. Штерна, а также руководствуемся общепсихологическими принципами системности и единства теории и практики. В исследовательской работе использован подход к мотивации с точки зрения самодетерминации личности Т.О. Гордеевой, Л.М. Попова, Е.Н. Ибрагимовой, также в данной работе основаниями изучения особенностей мотивации стали результаты зарубежных исследований в области мотивации в бизнесе (И.К. Адизес, P. Huddleston, L. Good, B. Frazier; Taylor S., Armstrong M.; C.P. Niemiec, G.B. Spence и др.).
Методы исследования. В данной исследовательской работе для достижения цели изучения особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса применялись методы теоретического анализа по исследуемой проблеме, диагностические методы (тестирование, опрос), методы статистической обработки данных: анализ частоты встречаемости показателей мотивационной сферы, анализ средних значений и качественный интерпретационный метод.
В данном исследовании были использованы следующие диагностические методики:
- методика цветовых метафор для диагностики мотивов различных видов деятельности И.Л. Соломина;
- мотивационный тест И.В. Герчикова;
- методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Для статистической обработки данных исследования были использованы:
- U-критерий Манна — Уитни;
- Критерий ф — угловое преобразование Фишера;
- Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость проведенного исследования. Результаты проведенного исследования могут быть предложены в качестве основы совершенствования мотивационной сферы сотрудников большого и малого бизнеса. Анализ полученных данных показал необходимость исследования мотивационной сферы, а, следовательно, и наглядно обозначил практическую значимость нашего исследования.
Научная новизна: В теоретическом плане определены основные подходы к процессу мотивирования сотрудников крупных и малых организаций.
Выявлены особенности и различия мотивационной структуры сотрудников в сфере продаж большого и малого бизнеса. Сотрудники занимающиеся продажами в крупной компании более мотивированы на профессиональную реализацию и спех, чем сотрудники сферы продаж в малом бизнесе.
На основе эмпирического исследования представлены рекомендации, направленные на усовершенствование системы мотивации сотрудников в сфере продаж большого и малого бизнеса.
Описание выборки. В исследовании приняло участие 2 организации:
- организация большого бизнеса - 25 сотрудников сферы продаж
компании «Lenovo» г. Казань, г. Сочи;
- организация малого бизнеса - 16 сотрудников продаж отделов
универсального магазина «Кояш» г. Казань. Общее количество испытуемых составило 41 человек.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация состоит из содержания, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Список литературы содержит 76 наименования. Основное содержание работы изложено на 73 страницах.
Данная исследовательская работа в основе своей содержит материал по изучению психологических особенностей мотивации сотрудников в сфере большого и малого бизнеса.
На первом этапе исследовательской работы был осуществлен теоретический анализ проблемы мотивации, определены подходы, механизмы мотивации, составляющие сущность данного явления в профессиональной и трудовой деятельности личности.
Процесс мотивации включает в себя: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, развитие системы стимулирования сотрудников с возможной корректировкой действий специалистов в области продаж. Изменение мотивационного процесса может зависеть от степени достижения результатов и степени вовлеченности сотрудников в работу.
На втором этапе был осуществлен статистический, количественный, качественный анализ и интерпретация диагностических данных, полученных в группе продавцов Lenovo (сфера большого бизнеса) и группе продавцов универсального магазина «Кояш». Полученные результаты позволили выявить, что трудовая мотивация, направленность на успех, на карьерный рост, удовлетворенность работой выше у сотрудников компании Lenovo, чем у сотрудников магазина «Кояш». Мотивационная структура продавцов магазина «Кояш» обнаруживает, что основные мотивы и базовые потребности не связаны с профессиональным ростом и трудом.
В целом высокая мотивированность сотрудников сферы большого бизнеса связана с большей заинтересованностью и пониманием необходимости развивать мотивацию сотрудников у руководителей Lenovo. В данной организации проходит обучение, существует продуманная система подбора персонала, управления, мотивирования и стимулирования сотрудников, в отличие от магазина «Кояш».
В магазине «Кояш» не проводят отбор сотрудников, система руководитель-подчиненный построена на близких и (или) исключительно дружеских отношениях, в магазине не проводят обучения работы с клиентами, руководители магазина не разработали систему нематериального вознаграждения сотрудников, для продавцов не предусмотрена перспектива карьерного роста.
На основе проведенного исследования были разработаны рекомендации связанные с дальнейшей работой и усовершенствованием системы мотивирования сотрудников в сфере большого и малого бизнеса.
Таким образом, внедрение предложенных мероприятий по развитию мотивационной системы в сочетании с изменениями в управлении, позволит усилить интерес сотрудников к своим профессиональным результатам и повысить эффективность работы сотрудников в продажах.
Гипотеза данного исследования подтвердилась, цель достигнута, поставленные в ходе исследования задачи можно читать решеными.
1. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб.: Питер, 2007. - С. 181
2. Антонова А.Н., Стародубова Ю.В. оособенности системы мотивации персонала на предприятиях малого бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(54). - Новосибирск: СибАК, 2015.
3. Архипова А. Особенность влияния трудовой мотивации на экономику страны / А. Архипова // Предпринимательство. - 2012. - №2.- С.103¬108.
4. Асаул, А. Н. Организация предпринимательской деятельности : учебник / А. Н. Асаул. - Санкт-Петербург : АНО ИПЭВ, 2011. - 336 с.
5. Беляева В. П. Мотивация в современных организациях // Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. IV.- 2016. - С. 74-78.
6. Бескровная Н.С. Управление человеческими ресурсами в российском малом бизнесе. - М.: ЭКО, 2010. 210 с.
7. Бутина Р.И., Чурсина Н.Ф. Анализ мотивационных факторов в условиях кризиса // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - №11- С.47-50.
8. Габдреев Р. В., Минаш Е. П. Изучение адекватности мотивов профессиональной деятельности менеджеров с учетом объективных и субъективных показателей //Образование и саморазвитие. - 2008. - Т. 4. - №.
10. - С. 210-214.
9. Гвоздев Н.И.,. Древаль А.Н Основы менеджмента: учебное пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 188 с.
10. Герчиков В. И. Типологическая концепция трудовой мотивации (часть 2) //Мотивация и оплата труда. - 2005. - Т. 3. - С. 2-6.
11. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективные ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.
12. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы //Современная психология мотивации/под ред. ДА Леонтьева.-М.: Смысл. - 2002. - №. 3. - С. 47-102.
13. Гордеева Т.О., Сычёв О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопр. психологии. 2013. № 1. С. 35—45..
14. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642—667.
15. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник московского университета. Серия 14. Психология.- 2014.- №3 -С.63-78.
16. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы, диагностика,
практические рекомендации // СПЖ. 2016. №62. С.38-53
17. Губарев Р. В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №1 (7) С.239-246.
18. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. — 2011. — № 10. — C. 3¬12. — http: //epp .enj ournal. net/article/392/
19. Дворцова Е. В., Коноплина Т. В. Профессиональная успешность продавцов (на примере торговой сети промышленных товаров) // Балтийская педагогическая академия. - С. 51-54.
20. Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности // М.: ИНФРА-М. - 2008. - 464 с.
21. Епифанова Т.В. Критерии определения малого и среднего
предпринимательства // Новые технологии. 2011. №4. С.153-157
22. Захаров С. В. Мотивационные аспекты персонала малых предприятий для реализации инновационной деятельности //Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2014. - №. 10 (93).
23. Ибрагимова Е. Н. Самодетерминация личности в изучении внутренней мотивации //Образование и саморазвитие. - 2015. - №. 3. - С. 147.
24. Ибрагимова Е. Н., Попов Л.М. Модель мотивации сотрудников
организации // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник статей по материалам V Международной научно¬
практической конференции. - Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «СТРИНГ», 2015. - Ч. 2. - С. 184-191.
25. Ибрагимова Е.Н., Попов Л.М. Роль лидера в мотивации сотрудников организации и принятии ими корпоративной культуры // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2014. №6. С.178-188.
26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2013. - 512 с.
27. Истратий А.Ю. Проблемы формирования эффективной системы мотивации и стимулирования персонала организации // Вестник ГУУ. 2014. №14. С.317-321
28. Кибанов А. Я., Бактаева Н. А., Гагаринская Г. П. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие. Самара: СГТУ, 2001. С. 21
29. Кирсанова И.А. Малый и крупный бизнес: подходы к
государственно-частному партнерству // Экономика и управление. №2(18). 2009
30. Кошелев А.Н. Эффективная мотивация торгового персонала. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 224 с.
31. Куц Т. В., Одаренко Т. Е. Совершенствование системы управления персоналом на предприятии сферы услуг //science. - 2017. - Т. 20. - №. 3.
32. Лазарев С.В. Мотивационные программы по удержанию сотрудников в компании / С. В. Лазарев // Мотивация и оплата труда. - 2008. - № 3. - С. 216-223.
33. Лазаренко Л.А., Сехан Ф.А. Особенности подготовки персонала сферы услуг и его мотивации //Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - №. 3. - С. 250-253.
34. Левшук Л. М. и др. Мотивация профессиональной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарного образования - 2014. С. 130-134
35. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. - М., 1971. - 40 с.
36. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
37. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы и
перспективы : Аналитический сборник. - Москва : Институт
предпринимательства и инвестиций, 2011. - 507 с.
38. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная
мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического
осмысления // Вопросы образования. - 2015. - №3- С.92-121.
39. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2007. - 99 с.
40. Надеждина В. Как добиться максимум результата при минимуме затрат. - Минск: Харвест, 2007. - С.13.
41. Наумчик К. А. Мотивационное направление в управлении производительностью труда на торговом предприятии //science. - 2017. - Т. 20. - №. 3.
42. Ньюсторм Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000. С. 112-119
43. Озерникова Т. Г. О-46 Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. Г. Озерникова. - Иркутск: Изд-во БГУ, 2016. - 183 с. - Режим доступа : http://lib- catalog.isea.ru.
44. Оленникова О. В. Особенности формирования системы мотивации персонала в сфере розничной торговли //Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - С. 111-116.
45. Официальный сайт компании Lenovo - . http://lenovo.com/ru
46. Паппэ, Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг./ Я. Ш. Паппэ, Я. С. Галухина ; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009. — 423 с.
47. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н. К проблеме внутренней мотивации
личности в процессе преодоления психологического отчуждения в корпоративной культуре // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. - М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2012. -236-238.
48. Прядко К.В. Взаимосвязь мотивационных факторов трудовой деятельности и ценностных ориентаций личности работников организации // ПНиО. 2015. №3 (15). С.132-139
49. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности : учеб.
пособие / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2008.- 367 с.
50. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты . Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.
51. Реньш М.А. Организационная психология : учеб. пособие / Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2009. 255 с.
52. Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах: сб. практ. инструментов. М., 2011. 223c.
53. Сидоров А.Т., Сидоров Д.А. Теория организации: Учебное пособие. - М.: РИО МГТУ ГА, 2008.
54. Слуцкий Л. К вопросу о мотивации наемного труда в сфере малого бизнеса // Человек и труд. 2000. № 11. С. 68
55. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: Методическое руководство. СПб.: ИМАТОН, 2001. 112 с.
56. Стояновская И. Б. Управление мотивацией персонала на различных
этапах развития организации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Стояновская Ирина Богдановна;[Место защиты: Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2014.- 171 с.
57. Сысоев Г. В. Интеграция крупного и малого бизнеса как фактор экономического роста России // Имущественные отношения в РФ. 2007. №8. С.30-39
58. Трокина А. А. Мотивация сотрудников как один из значимых элементов лояльности персонала в сфере розничной торговли //Экономика и социум. - 2016. - №. 10. - С. 889-892.
59. Туркина О.А. Методы мотивации в практике Российских и зарубежных компаний [электронный ресурс]. Технология использования методов мотивации в практике компаний М.: Инфра, 2011.
60. Филобокова Л.Ю. Содержательная сущность предпринимательской деятельности Гуманитарный вестник (МГТУ им. Н.Э.Баумана): электронный журнал 2013.- № 6 http://hmbul.ru/catalog/econom/hidden/83.html
61. Чернопятов А.М. Государственное регулирование
предпринимательской деятельности: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений.- М: Издательство ООО «Винчера»., 2013. - с. 95.
62. Чжан Л. Развитие системы управления человеческими ресурсами в международной компании [Электронный ресурс // Научный диалог: экономика и управление. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/15317/discussion platform
63. Шалгина Ю.Е., Фатеева Н. Б. Мотивация персонала как фактор, побуждающий к труду // Молодежь и наука. - 2014. - №. 1. - С. 12.
64. Шапиро, В.Д. Мотивация и стимулирование персонала / С.А. Шапиро.- М.: ГроссМедиа, 2006.- 223 с.
65. Фенько А.Б. Люди и деньги. Очерки психологии потребления. - М., 2005.
66. Яковлева, Т.Г. Мотивация персонала. Построение эффективной системы оплаты труда / Т.Г. Яковлева. - СПб.: Питер, 2009.- 238 с.
67. Armstrong M., Taylor S. Armstrong's handbook of human resource management practice. - Kogan Page Publishers, 2017.
68. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. B. The motivation to work. - Transaction publishers, 2011. - Т. 1.
69. Huddleston P., Good L. K. Job motivators in Russian and Polish retail firms //International Journal of Retail & Distribution Management. - 1999. - Т. 27. - №. 9. - С. 383-393.
70. Huddleston P., Good L., Frazier B. The influence of firm characteristics and demographic variables on Russian retail workers' work motivation and job attitudes //The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research.
- 2002. - Т. 12. - №. 4. - С. 395-421.
71. Hassan S., Toland J., Tate M. From Blogosphere to Social Commerce: A Laddering Analysis of Sellers' Motivation //System Sciences (HICSS), 2016 49th Hawaii International Conference on. - IEEE, 2016. - С. 2146-2155.
72. Maslow A. H., Frager R., Cox R. Motivation and personality. - New York : Harper & Row, 1970. - Т. 2. - С. 1887-1904.
73. Niemiec C. P., Spence G. B. Optimal Motivation at Work //The Wiley Blackwell Handbook of the Psychology of Positivity and Strengths-Based Approaches at Work. - 2017. - С. 82-98.
74. Parsons E., Broadbridge A. Job motivation and satisfaction: Unpacking the key factors for charity shop managers //Journal of Retailing and Consumer Services. - 2006. - Т. 13. - №. 2. - С. 121-131.
75. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being //American psychologist. - 2000. - Т. 55. - №. 1. - С. 68.
76. Woodard G., Cassill N., Herr D. The relationship between psychological climate and work motivation in a retail environment //International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. - 1994. - Т. 4. - №. 3. - С. 297-314.