Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторические и патриотические мотивы в афганских народных двустишиях (ландэй)

Работа №59240

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
1. История изучения афганского фольклора и жанра ландэй 8
1.1. Изучение афганского фольклора и жанра ландэй на Западе 8
1.2. Изучение афганского фольклора в Афганистане и Пакистане 11
1.3. Изучение афганского фольклора в СССР 17
2. Общая характеристика жанра ландэй 22
3. Социально-историческая и национально-патриотическая тематика в ландэй 34
3.1. Исторические мотивы 34
3.2. Отражение принципов «Паштунвали» 41
3.2.1. Принцип нанг 42
3.2.2. Принцип намус 44
3.2.3. Принцип бадал 45
3.2.4. Принцип гайрат 46
3.2.5 Принцип тура 47
3.3. Патриотические мотивы 49
3.4. Тема войны и защиты родины 53
3.5. Отражение исламской идеологии 58
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Приложение


Фольклор - это художественное, преимущественно устно-поэтическое творчество широких народных масс. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа независимо от уровня его социально-экономического развития. Народная поэзия является одним из основополагающих элементов культуры любого народа, поскольку она отображает его обыденную жизнь во всех ее проявлениях, представляет собой продукт коллективного творчества, а не плод каких-либо личных фантазий отдельных авторов. Паштунская народная поэзия в этом смысле не является исключением.
Для изучения народной поэзии очень важно знать и понимать общественные ценности и образ жизни народа. И, наоборот, важно изучать саму народную поэзию, чтобы знать и понимать обычаи, традиции и культурные ценности этого народа. Изучение народной поэзии паштунов, с одной стороны, предполагает достаточно глубокое знание истории и культуры паштунского народа, а, с другой, способствует еще большему углублению и совершенствованию этих знаний.
Культура и цивилизация паштунов отражены в народной поэзии весьма полно. Можно утверждать, что в паштунском фольклоре так или иначе затронуты все самые существенные аспекты жизни паштунов. Об этом говорит разнообразие тем народных стихов: любовь, верность, честь, путешествия, горе, Родина и т.д. Популярная тема связана с разлукой, причём под разлукой понимается не только расставание с близкими и любимыми людьми, но и пребывание за пределами родной земли.
Если об истории устного фольклора паштунов до его первой письменной фиксации в XVIII в. можно лишь строить предположения, то в его популярности в народе (даже в период распространения письменной литературы и развития классической поэзии пашто) можно не сомневаться. Передававшиеся устно песни, стихи и сказки всегда были интересны и понятны каждому простому паштуну.
В целом афганская народная поэзия богата не только своим содержанием, но и жанровыми формами, в числе которых, например, лоба, ландэй, нимакэй, багатэй, чарбайта и другие. Как правило, произведения разных жанровых форм сосредоточены на изображении каких-либо определенных аспектов жизни паштунов, но такой жанр, как ландэй, который является старейшим и наиболее популярным жанром паштунской народной поэзии, в разной степени освещает все стороны культуры и социального быта паштунов в совокупности.
Без преувеличения можно сказать, что ландэй - это зеркало, в котором мы видим реальную картину повседневной жизни, социально-правовые обычаи и идеологию, многообразные элементы культуры и цивилизации паштунского общества. Кроме этого в произведениях народной поэзии отражены представления об этическом идеале паштунов, о таких моральных принципах, как честь, собственное достоинство, мужество, свободолюбие, осознание себя частью одной этнической общности, любовь к Родине. Именно эти мотивы произведений жанра ландэй будут рассмотрены в данной работе.
В качестве основных источников литературного материала в данной работе использованы два сборника ландэй, изданные в Кабуле [Landsy 1979] и Душанбе [Ландайха 1991], а также книга Ханифа Халила «Культура паштунов в паштунской тапэй» [Khalil 2011] (подробнее об этих работах сказано в 1-й главе). Из вышеупомянутых сборников для исследования были взяты двустишия-ландэй, включенные в разделы «Война и сопротивление» (Wars and Resistance) [Khalil 2011, p. 115-122], «Родина» (vatan)и «Доблесть» (tura) [Landsy 1979, с. 21-28; Ландайха 1991, с. 31-58, с. 16-29]. Общий объём рассмотренного материала составил более семидесяти двустиший-ландэй.
Объектом исследования в настоящей работе являются произведения жанра ландэй, предметом исследования - историческая и патриотическая тематика в этих произведениях.
Цель работы - обосновать значение произведений жанра ландэй для изучения культуры и истории паштунов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• выявить особенности жанра ландэй;
• рассмотреть историю изучения афганского фольклора и непосредственно жанра ландэй;
• выделить основные черты, присутствующие в исторических и патриотических двустишиях-ландэй;
• провести тематическую систематизацию двустиший-ландэй, содержащих исторические и патриотические мотивы.
Структура работы: введение, три главы, заключение, приложение и список использованной литературы. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были выявлены особенности произведений жанра ландэй, рассмотрена история изучения афганского фольклора в целом и жанраландэй в частности, выполнен анализ двустиший-ландэй, содержащих историческую и патриотическую тематику.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, паштуны - это народ, обладающий богатой историей, древней культурой и устоявшимися принципами жизни, которые неразрывно связаны с народным творчеством. Все важнейшие элементы образа жизни паштунов так или иначе отражены в произведениях народной поэзии. Важно также, что в них содержатся и отдельные исторические сведения, что мы можем наблюдать на примере стихов- ландэй. Следует отметить, что история паштунов не просто отражена в этих двустишиях, но является прямым источником их содержания, в частности таких важных тем, как тема родины (vatan)и воинской доблести (tura).
Ландэй - самый популярный жанр паштунской народной поэзии. Возраст этого жанра неизвестен, можно лишь предполагать, что ему не менее тысячи лет. Произведения жанра ландэй передают всю палитру чувств и переживаний афганского народа. И хотя авторы ландэй, как правило, неизвестны, можно утверждать, что этот жанр в основном является женским, несмотря на наличие определенного числа ландэй, авторство которых явно принадлежит мужчинам. Вероятно, именно по этой причине произведения жанра ландэй отличаются особенно выраженной эмоциональностью и экспрессивностью.
Двустишия-ландэй характеризуются также строгим строфическим строением, метрикой, а также тем обстоятельством, что их бытование не ограничено рамками какого-либо конкретного племени (как, например, стихи племени какаров дэ какаро гари), но являются общим литературно-художественным достоянием всего афганского народа.
Во-вторых, вопреки распространенному мнению о том, что начало собиранию и изучению афганского фольклора, в том числе двустиший- ландэй, было положено европейскими исследователями во второй половине XIX в., современные данные о состоянии афганского рукописного наследия свидетельствуют о приоритете самих афганцев в освоении народной поэзии пашто. Кроме того, в последние десятилетия лидирующие позиции в изучении и афганского фольклора в целом, и его жанров, включая ландэй, также занимают исследователи Афганистана и Пакистана. Использованная в данной работе книга профессора Ханифа Халила лишь одна из многих публикаций афганских ученых, посвященных паштунскому фольклору и жанру ландэй. Тем не менее, интерес западных исследователей в изучении фольклора пашто не исчерпал себя на сегодняшний день. Заметный вклад в этот процесс в последние годы внесла американская исследовательница В. Хестон.
В-третьих, анализландэй национально-патриотического содержания позволил установить в них наличие мотивов, связанных с разными аспектами социально-правовых обычаев, религиозной идеологии и этических норм паштунов. В числе наиболее ярко выраженных - мотивы, отражающие принципы неписанного афганского кодекса чести «Паштунвали» и предписания ислама. Как принципы «Паштунвали» (такие, как нанг, тура, намус, бадал, гайрат), так и догмы ислама, безусловно, оказали большое влияние на формирование национального и патриотического сознания паштунов. Кроме того, развитию и укреплению этого сознания во многом способствовали драматические события истории паштунских племен, в том числе, например, моголо-афганская война 1672-1676 гг., англо-афганские войны XIX-XX вв. и пр. Многочисленные проявления внешней агрессии стали не просто фактором объединения различных племен в рамках тех или иных военно-политических коалиций, но в итоге заставили паштунов осознать себя единым народом.
Систематизация тематики национально-патриотических двустиший-ландэй позволила выделить среди них пять тематических подгрупп, в которых отражены исторические мотивы, патриотические мотивы, мотивы войны и защиты Родины, принципы «Паштунвали» и положения исламской религиозной идеологии. Следует также отметить, что в двустишиях-ландэй именно национально-патриотической тематики доля «мужского» авторства существенно выше, чем в стихах другого содержания, и в целом сопоставима с долей «женского» авторства. Одновременно это обстоятельство дает возможность увидеть гендерную специфику в обращении авторов ландэй к национально-патриотическим и военным темам.
Более того, народная поэзия благодаря отражению этих различных аспектов и мотивов в немалой степени способствует патриотическому воспитанию молодого поколения. Через произведения устного творчества, в первую очередь стихи и песни, закладывается уважение к своей истории, к свои предкам, почитание своих традиций, особое отношение к своим землякам и, самое главное, понимание того, что такое Родина, с чего она начинается.
В-четвертых, проведенное исследование подтвердило ранее высказывавшееся суждение о том, что двустишия-ландэй, несмотря на свою исключительную лаконичность, с одной стороны, являются достаточно информативными документальными источниками по истории и социально-правовой культуре паштунских племен, а, с другой, содержат крайне важный эмотивный элемент, способствующий лучшему пониманию многих аспектов повседневной жизни афганского племенного общества.



Герасимова, Гирс 1963: Герасимова А.С., Гирс Г.Ф. Литература Афганистана. М., 1963.
Гирс 1984: Гирс Г.Ф. Исторические песни пуштунов. Сост., пер. с пушту, вступит. статья, коммент. и указатели Г.Ф. Гирса. М., 1984.
Жехак 1989: Жехак Л. Кодекс чести пуштунов // Афганистан. История, экономика, культура. М, 1989. С. 58-72.
Катков 1989: Катков И.Е. Социальные аспекты племенной структуры пуштунов // Афганистан. История, экономика, культура. М, 1989. С. 39¬57.
Лебедев 2003: Лебедев К.А. Афганистан: язык, литература, этнография.
М., 2003.
Лебедев 1972: Лебедев К.А. Афганские сказки и легенды. М., 1972.
Лебедев 1997: Лебедев К. А. Афганский народ - пуштуны. М., 1997.
Пелевин 2010: Пелевин М.С. Афганская литература позднего средневековья. СПб., 2010.
Пиотровский, Прозоров 1988: Авксентьев А.В., Акимушкин О.Ф., Акиниязов Г.Б. и др. Ислам: Словарь атеиста. Под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С. М. М., 1988.
Khalil 2011: Khalil H. Pashtoon Culture in Pashto Tappa. Islamabad, 2011.
Ландайха 1991: Ландайха под ред. Мухаммад Рахим Илхама, Додаджона Обидова. Душанбе, 1991.
Landoy 1979: Landoy ed. by Abdul Rauf Benawa, Saad Eddin Shpoon. Кабул, 1979.
Pelevin 20151: Pelevin M. Early specimens of Pashto Folklore. // Studies on Iran and The Caucasus. In Honour of Garnik Asatrian / Ed. by U. Blasing,
V. Arakelova, M. Weinreich. Leiden; Boston: Brill. 2015. P 479-494.
Pelevin 20152: Pelevin M. Ethnic Consciousness of Pashtun Tribal Rulers in Pre-Modern Times. // Iran and the Caucasus, Vol. 19. 2. Leiden; Boston: Brill. 2015. P 117-138.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ