Введение 4
Постановка задачи 6
Обзор литературы 7
Глава 1. Описание проведения конкурсной процедуры 9
1.1 Особенности тендера 9
1.1.1 Различия между конкурсом и тендером 9
1.1.2 Виды тендеров 10
1.2 Типы заказов 12
1.3 Компании-подрядчики 13
1.4 Проведение конкурсной процедуры 14
Глава 2. Методология прогнозирования результата конкурсной процедуры 17
2.1 Подходы и методы для обработки данных 18
2.1.1 Таблицы сопряжённости 18
2.1.2 Проверка гипотезы о независимости факторов при помощи
критерия х2 19
2.1.3 Логит анализ 20
2.2 Влияние значимых факторов и информативности выборки на
результат 23
2.3 Описание наиболее влияющих параметров на модель проведения
конкурсной процедуры 23
Глава 3. Использование математического подхода на реальных данных 26
3.1 Случай включения в регрессию всех переменных 26
3.2 Случай выделения наиболее значимых факторов 27
3.3 Случай выделения наиболее значимой части выборки 29
3.4 Построение регрессии на основе информационно-логической
модели 30
Выводы 31
Заключение 32
Список литературы 33
В связи с активным исследованием сложных систем и бизнес- процессов всё чаще возникает проблема в получении оптимального решения некоторой задачи. В маркетинговых исследованиях наиболее важной является проблема принятия решения о дальнейшем построении плана развития организации.
Существуют неформальные (эвристические), коллективные и количественные методы принятия решений [1]. В основе последних лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимального решения путём обработки информации. В зависимости от типа математической функции, положенной в основу модели, различают:
• линейное программирование;
• динамическое программирование;
• вероятностные и статистические модели;
• теорию игр;
• имитационные модели.
Имеется множество моделей принятия решений с использованием теории игр или вероятностно-статистического подхода в социальной и экономической сферах [2], [3], [4]. Также существуют решения задач о выборе оптимальной стратегии при определённых условиях конкурса. Аналогично существуют стратегии выбора победителя [5] и выбора способа проведения тендера в зависимости от внешних условий [6], [7].
В настоящей работе изучается вопрос прогнозирования результата конкурса для одной из компаний, претендующих на выигрыш в тендере на строительство объекта, необходимого некой организации, объявившей конкурс. На основе полученного прогноза делается выбор, участвовать в данном тендере, или стоит отказаться от затрат на проектирование в случае, если тендер с большой вероятностью будет проигран данной организацией.
Поскольку процесс проведения тендера довольно длительный, возникает множество затрат на организацию переговоров, составление расчётов перед получением окончательного результата. Данная работа является актуальной и в случае, когда есть несколько альтернатив для участия в конкурсе, но организации лучше выбрать одну или несколько из них, оптимальным образом распределив свои затраты.
Для анализа данных используются методы вероятностно-статистического моделирования, а для задачи прогнозирования результата тендера - логит и пробит модели [8], [9]. Они применяются в маркетинговых исследованиях, разница между ними заключается в виде распределения, что лежит в основе модели. Логистическая регрессия опирается на логистическое распределение влияющих факторов, пробит модель - на нормальное. Оба метода, в основном, используются в моделях бинарного выбора. В данной работе результатом построения регрессии является прогноз, на основе которого принимается решение об участии в тендере
В данной работе был проведён анализ и формализация проведения конкурсной процедуры с целью прогнозирования результата тендера для принятия решения об участии в конкурсе, на основе имеющихся данных о грядущем тендере.
Использована методология обработки бинарных статистических данных с выбором основных сущностей и факторов, позволяющая построить информационно-логическую модель проведения конкурсной процедуры.
При использовании особенностей имеющихся данных о прошедших тендерах построена математическая модель прогнозирования результата на основе логистической регрессии с выделением наиболее значимых факторов для прогнозирования, а также с формированием более информативной выборки в сравнении с исходной. Для выбранной математической модели проведён анализ принятия решения об участии в конкурсной процедуре.
На основе вышеописанного проведена практическая реализация полученного метода. После проведения преобразования подающихся для построения регрессии данных достигнута точность прогнозирования результата до 91,7%.
Анализ проведённых исследований позволяет сделать вывод, что данный подход к решению задачи о прогнозировании результата конкурса позволяет получить адекватный результат, но целесообразно было бы посмотреть изменение точности применения данной модели для большего количества наблюдений, поскольку представленная выборка приближена к минимальной, для которой проверка адекватности данного аппарата имеет место.
[1] Всё о менеджменте // poznajvse.com URL:
http://poznajvse.com/menedgment/25-osnovi-menedgmenta (дата
обращения: 25.04.2016).
[2] Петросян Л. А., Зенкевич Н. А., Шевокпляс Е. В. Теория игр: учебник. 2 изд. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 432 с.
[3] Прасолов А. В. Математические методы экономической динамики: учебное пособие. 2 изд. СПб.: Лань, 2015. 352 с.
[4] Буре А. В. Об одной теоретико-игровой модели тендера // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 10: Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. 2015. № 1. С. 25-32.
[5] Патласов О. Ю., Самарин А. М. Алгоритмы проведения тендеров и модель отбора участников // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 46-52.
[6] Klemperer P. Auction theory: a guide to the literature // Journal of economic surveys. 1999. Vol. 13, No 3. P. 227-286.
[7] McAfee P., McMillan J. Auctions and bidding // Journal of economic surveus. 1999. Vol. 25. P. 699-738.
[8] Lipovetsky S. Analytical closed-form solution for binary logit regression by categorical predictors // Journal of applied statistics. 2014. P. 37-48.
[9] Буре В. М., Парилина Е. М. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник. СПб.: Лань. 2013. 416 с.
[10] Vickrey W. Counterspeculation, auctions, and competitive sealed tenders // Journal of finance. 1961. Vol. 16. Issue 1. P. 8-37.
[11] Беленький А. С. Об одном правиле определения победителя в закрытых тендерах и его математических свойствах // Экономический журнал ВШЭ. 2009. № 1. C. 3-18.
[12] Махнева О. В. Инструментарий для проведения маркетинговых исследований // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2009. № 143. C. 17-20.
[13] Чеботарева С. В. Статистико-математические методы
маркетингового анализа // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. C. 295-297.
[14] Гришина С. А. Метод прогнозирования в маркетинговых исследованиях // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2010. № 2-1. C. 293-301.
[15] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд" (ред от 02.07.2013) // Российская газета. 2005. 28 июля. №163.
[16] Федеральный закон от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 2013. 12 апреля. № 80.
[17] Толстова Ю. Н., Рыжова А. В. Анализ таблиц сопряжённости: использование отношений преобладаний и логлинейных моделей // Социология: 4М. 2003. № 16. С. 150-164.
[18] Бакаева О. А., Щенников В. Н. Использование критерия %2 для выявления связи между качественными переменными на основе "идеальных" таблиц сопряжённости // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. С. 15-20,
[19] Носко В. П. Эконометрика для начинающих (Дополнительные
главы). М.: ИЭПП. 2005. 239 с.
[20] Куликова К. Ю. Исследование течения инфаркта миокарда у мужчин моложе 60 лет // процессы управления и устойчивость. 2015. Т. 1. № 1. С. 293-298.