Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №59208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
280
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ. 6
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Мотивация: понятие и виды 9
1.3 Изучение мотивации у старшеклассников 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . . 27
2.1 Организация проведения эмпирического исследования 27
2.2 Анализ интерпретации результатов эмпирического
исследования 31
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54



Актуальность темы исследования. Формирование устойчивого положительного отношения к деятельности, в том числе и учебной, является одной из актуальных проблем психологии. В современных условиях динамичного развития различных сторон жизни общества, в силу предъявляемых к личности старшеклассника требований об осознанном, целенаправленном и системном подходе к приобретению знаний, развитию умений и совершенствованию навыков исследование мотивации к изучению учебных предметов приобретает все большую значимость. А в свете требований общества к владению английским языком как одному из конкурентных преимуществ в профессиональной деятельности выбранная тема становится особенно актуальной.
Вопросы мотивации деятельности подробно рассмотрены таким учеными как В.Г. Асеев, И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминов, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинов, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, B.C. Магун, B.C. Мерлин, С.Г. Москвичёв, Л.И. Петражицкий, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсон. Из зарубежных авторов можно назвать: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу и др.
Однако в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации учебной деятельности, не устоялась терминология, не сформулированы достаточно четко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась мотивация старшеклассников к изучению иностранного языка.
Объект исследования: учащиеся 9 «Б» и 11 «А» классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Предметом исследования в работе выступает специфика изучения мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- охарактеризовать мотивы учебной деятельности;
- изучить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
- провести эмпирическое исследование мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Гипотезой эмпирического исследования выступает предположение о том, что у учащихся 11 класса по сравнению с учащимися 9 класса:
- выше уровень учебной мотивации, характеризующийся познавательной активностью, мотивацией достижения.
- ниже уровень эмоционального отношения к учению, выраженный
тревожностью и гневом).
Методы исследования. В качестве эмпирических методов использовались следующие диагностические средства: методика изучения мотивации учения подростков (по М.И. Лукьяновой); методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (СпилбергАндреева). Для проверки гипотезы в эмпирическом исследовании используется арсенал методов математики и математической статистики - арифметическая средняя, t-критерий Стьюдента.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка и выявляет ее значимые составляющие.
Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы школьного образования.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая результаты исследования особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка, можно сделать следующие выводы.
Мотивация представляет собой сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
Мотивационная система личности старшеклассника имеет сложное строение. Она описывается сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для старшеклассника функцию, давая ему ту смысловую перспективу его дальнейшего развития, без которой текущие повседневные задачи теряют свое значение.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.
Мотивами могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, - все то, в чем нашла воплощение потребность.
По характеру участия в деятельности различают понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы. По протяженности обусловливания деятельности выделяет далекую и короткую мотивацию. По социальной значимости рассматриваются социальные и узколичные мотивы. В зависимости от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее выделяются широкие социальные мотивы и узколичные мотивы и т.д.
Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. При этом выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.
Для познавательных мотивов учения выделяют: широкие познавательные мотивы - ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяют: широкие социальные мотивы - мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения; узкие социальные мотивы (позиционные) - стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение); мотивы социального сотрудничества - ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность.
Эмпирическое исследование мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка, проведенное на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, проведенное на основе диагностической методики изучения мотивации учения подростков (по М.И. Лукьяновой), а также методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева), показало, что у учащихся 11 класса по сравнению с учащимися 9 класса выше уровень познавательной активности мотивации достижения и ниже уровни эмоционального отношению к учению по показателям «тревожность» и «гнев».
С помощью методов математической статистики был сделан вывод о статистической достоверности полученных в ходе анкетирования результатах.



1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 2010. - 384 с.
2. Айламадян А.М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии.
- 2013. - № 4. - С. 39-41.
3. Алексеева М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. - М., 2011. - С. 52-54.
4. Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. - 2008. - №4. - С. 40-52.
5. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М.: Знание, 2009. - 277 с.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Академия, 2013. - 160 с.
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Наука,
2012. - С. 41-42.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Психология, 2010. - 672 с.
9. Ваник Д., Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.55-58.
10. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ.
- 1998. - № 2. - С.15-17.
11. Вербицкий А.А., Бакмаева Н.А. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении // Вопросы психологии. - 2014. - № 4. - С. 26
28.
12. Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средник и профессионально-технических училищ. - М., 2011. - 173 с.
13. Донцов И.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С.38-
40.
14.Забродин Ю.М. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности // Вопросы психологии. - 2012.
- № 6. - С.24-26.
15. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 33-35.
16.Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект, 2009.
- 336 с.
17.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов на Дону: Феникс,
2012. - 480 с.
18. Климов Е.А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. - 2015.
- № 4. - С.40-42.
19. Комусова Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. - СПб.: Нева, 2013. - 260 с.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Гардарики, 2012. - 207с.
21. Крылов Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С.57-59.
22. Кузьмина Н.В. Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. - М.: Педагогика, 2011. - 112 с.
23. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., доп. и испр. - Благовещенск: БГПУ, 2011. - 88с.
24. Лапкин М.М., Яковлева Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе // Психологический журнал. - Т.14. - 2016. - № 4. - С.72-74.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Создание личности. - М.: Знание, 2009. - 518с.
26. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы формирования личности студента // Психология в вузе. - 2013. - № 1-2. - С. 232-241.
27. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. - 2016. - № 4. - С. 35-44.
28. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. - 2014. - №4. - С.50-63.
29. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис. доктора психол. наук. - М., 1974. - 22с.
30. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - С. 3-12.
31. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С.17-18.
32. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 1990. - 279с.
33. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /
А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М., 2009. - 244с.
34. Маслоу А. Мотивация и личность. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013. - 352с.
35. Матюшкина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 36-38.
36. Раустова Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ // Социология. - 1995. - № 4. - С.54-55.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Наука, 1989. - 643с.
38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2000. - 672с.
39. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1983. - 288 с.
40. Толстых А.В. Возрасты жизни. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 250 с.
41. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Т.Г. Ара- канова. - М.: Высшая школа, 1990. - 314 с.
42. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Наука, 2009. - 271 с.
43. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М., 1995. - 320 с.
44. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 2008. - 480 с.
45. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-пресс, 1997 - 608 с.
46. Шалионов Г.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте. - СПб.: Питер, 2015. - 121 с.
47. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - Ростов-н/Дону: Феникс,
2002. - 289 с.
48.Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения - М.: Изд. ООО «АСТ», 1997. - 304 с.
49. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
50. Юпитова А.В., Зотова А.А. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социс. - 2007. - № 3. - С. 38-40.
51. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. - М.: Знание, 2013. - 156 с.
52. Якунин В.А. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2010. - 349 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ