ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
|
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ. 6
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Мотивация: понятие и виды 9
1.3 Изучение мотивации у старшеклассников 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . . 27
2.1 Организация проведения эмпирического исследования 27
2.2 Анализ интерпретации результатов эмпирического
исследования 31
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИИ. 6
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Мотивация: понятие и виды 9
1.3 Изучение мотивации у старшеклассников 17
Выводы по первой главе 25
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . . 27
2.1 Организация проведения эмпирического исследования 27
2.2 Анализ интерпретации результатов эмпирического
исследования 31
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность темы исследования. Формирование устойчивого положительного отношения к деятельности, в том числе и учебной, является одной из актуальных проблем психологии. В современных условиях динамичного развития различных сторон жизни общества, в силу предъявляемых к личности старшеклассника требований об осознанном, целенаправленном и системном подходе к приобретению знаний, развитию умений и совершенствованию навыков исследование мотивации к изучению учебных предметов приобретает все большую значимость. А в свете требований общества к владению английским языком как одному из конкурентных преимуществ в профессиональной деятельности выбранная тема становится особенно актуальной.
Вопросы мотивации деятельности подробно рассмотрены таким учеными как В.Г. Асеев, И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминов, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинов, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, B.C. Магун, B.C. Мерлин, С.Г. Москвичёв, Л.И. Петражицкий, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсон. Из зарубежных авторов можно назвать: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу и др.
Однако в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации учебной деятельности, не устоялась терминология, не сформулированы достаточно четко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась мотивация старшеклассников к изучению иностранного языка.
Объект исследования: учащиеся 9 «Б» и 11 «А» классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Предметом исследования в работе выступает специфика изучения мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- охарактеризовать мотивы учебной деятельности;
- изучить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
- провести эмпирическое исследование мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Гипотезой эмпирического исследования выступает предположение о том, что у учащихся 11 класса по сравнению с учащимися 9 класса:
- выше уровень учебной мотивации, характеризующийся познавательной активностью, мотивацией достижения.
- ниже уровень эмоционального отношения к учению, выраженный
тревожностью и гневом).
Методы исследования. В качестве эмпирических методов использовались следующие диагностические средства: методика изучения мотивации учения подростков (по М.И. Лукьяновой); методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (СпилбергАндреева). Для проверки гипотезы в эмпирическом исследовании используется арсенал методов математики и математической статистики - арифметическая средняя, t-критерий Стьюдента.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка и выявляет ее значимые составляющие.
Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы школьного образования.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Вопросы мотивации деятельности подробно рассмотрены таким учеными как В.Г. Асеев, И.А. Васильев и М.Ш. Магомед-Эминов, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонов, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинов, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, B.C. Магун, B.C. Мерлин, С.Г. Москвичёв, Л.И. Петражицкий, П.В. Симонов, А.А. Файзуллаев, Ш.Н. Чхартишвили, П.М. Якобсон. Из зарубежных авторов можно назвать: X. Хекхаузена, Д.В. Аткинсона, Д. Халла, А.Г. Маслоу и др.
Однако в настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации учебной деятельности, не устоялась терминология, не сформулированы достаточно четко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась мотивация старшеклассников к изучению иностранного языка.
Объект исследования: учащиеся 9 «Б» и 11 «А» классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Предметом исследования в работе выступает специфика изучения мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов;
- охарактеризовать мотивы учебной деятельности;
- изучить особенности мотивации учебной деятельности старшеклассников;
- провести эмпирическое исследование мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка.
Гипотезой эмпирического исследования выступает предположение о том, что у учащихся 11 класса по сравнению с учащимися 9 класса:
- выше уровень учебной мотивации, характеризующийся познавательной активностью, мотивацией достижения.
- ниже уровень эмоционального отношения к учению, выраженный
тревожностью и гневом).
Методы исследования. В качестве эмпирических методов использовались следующие диагностические средства: методика изучения мотивации учения подростков (по М.И. Лукьяновой); методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (СпилбергАндреева). Для проверки гипотезы в эмпирическом исследовании используется арсенал методов математики и математической статистики - арифметическая средняя, t-критерий Стьюдента.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка и выявляет ее значимые составляющие.
Полученные в работе данные можно использовать в профилактической, консультационной и психокоррекционной работе психологической службы школьного образования.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Обобщая результаты исследования особенностей мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка, можно сделать следующие выводы.
Мотивация представляет собой сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
Мотивационная система личности старшеклассника имеет сложное строение. Она описывается сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для старшеклассника функцию, давая ему ту смысловую перспективу его дальнейшего развития, без которой текущие повседневные задачи теряют свое значение.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.
Мотивами могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, - все то, в чем нашла воплощение потребность.
По характеру участия в деятельности различают понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы. По протяженности обусловливания деятельности выделяет далекую и короткую мотивацию. По социальной значимости рассматриваются социальные и узколичные мотивы. В зависимости от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее выделяются широкие социальные мотивы и узколичные мотивы и т.д.
Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. При этом выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.
Для познавательных мотивов учения выделяют: широкие познавательные мотивы - ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяют: широкие социальные мотивы - мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения; узкие социальные мотивы (позиционные) - стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение); мотивы социального сотрудничества - ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность.
Эмпирическое исследование мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка, проведенное на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, проведенное на основе диагностической методики изучения мотивации учения подростков (по М.И. Лукьяновой), а также методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева), показало, что у учащихся 11 класса по сравнению с учащимися 9 класса выше уровень познавательной активности мотивации достижения и ниже уровни эмоционального отношению к учению по показателям «тревожность» и «гнев».
С помощью методов математической статистики был сделан вывод о статистической достоверности полученных в ходе анкетирования результатах.
Мотивация представляет собой сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
Мотивационная система личности старшеклассника имеет сложное строение. Она описывается сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для старшеклассника функцию, давая ему ту смысловую перспективу его дальнейшего развития, без которой текущие повседневные задачи теряют свое значение.
Существенным для исследования структуры мотивации является выделение ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.
Мотивами могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, - все то, в чем нашла воплощение потребность.
По характеру участия в деятельности различают понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы. По протяженности обусловливания деятельности выделяет далекую и короткую мотивацию. По социальной значимости рассматриваются социальные и узколичные мотивы. В зависимости от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее выделяются широкие социальные мотивы и узколичные мотивы и т.д.
Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. При этом выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.
Для познавательных мотивов учения выделяют: широкие познавательные мотивы - ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний; мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.
Для социальных мотивов учения выделяют: широкие социальные мотивы - мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения; узкие социальные мотивы (позиционные) - стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение); мотивы социального сотрудничества - ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.
Познавательные и социальные мотивы учения должны ориентироваться на готовность школьника включаться в учебную деятельность.
Эмпирическое исследование мотивации старшеклассников к изучению иностранного языка, проведенное на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, проведенное на основе диагностической методики изучения мотивации учения подростков (по М.И. Лукьяновой), а также методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Спилберг-Андреева), показало, что у учащихся 11 класса по сравнению с учащимися 9 класса выше уровень познавательной активности мотивации достижения и ниже уровни эмоционального отношению к учению по показателям «тревожность» и «гнев».
С помощью методов математической статистики был сделан вывод о статистической достоверности полученных в ходе анкетирования результатах.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения
мотивации к изучению немецкого языка на ступени среднего общего
образования
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУТЕНТИЧНЫХ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ С
ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2019 - Развитие мотивации изучения иностранных языков у школьников подросткового возраста
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - МОТИВАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОПУЛЯРНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ И ФИЛЬМОВ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
(НА ПРИМЕРЕ КНИГ И ФИЛЬМОВ О ГАРРИ ПОТТЕРЕ)
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Использование языкового портфолио как эффективного средства рефлексии в процессе обучения иностранному языку на старших этапах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



