Обеспечение реализации интересов жителей муниципального образования (на примере Актанышбашского сельского поселения Актанышского муниципального района РТ)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С
НАСЕЛЕНИЕМ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.1. Задачи, функции и основные направления работы с населением на
муниципальном уровне 8
1.2. Нормативно - правовое регулирование работы с населением в органах
местного самоуправления 19
1.3. Критерии эффективности методов и приемов работы с населением на
муниципальном уровне 25
2. АНАЛИЗ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ
АКТАНЫШБАШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 30
2.1. Социально - экономическое развитие Актанышбашского сельского
поселения 30
2.2. Характеристика методов и приемов работы с населением в исполкоме
Актанышбашского сельского поселения 37
2.3. Факторы, препятствующие эффективности работы с населением в органах
местного самоуправления 47
3. ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЖИТЕЛЕЙ АКТАНЫШБАШСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 54
3.1 Опыт усовершенствования системы обеспечения реализации интересов муниципального образования 54
3.2. Обоснование необходимости реализации пакета проектов документов 59
3.3. Эффективность усовершенствования системы обеспечения интересов
жителей Актанышбашского сельского поселения 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время главной целью реформирования общественных отношений является повышение хозяйственной и трудовой активности населения в решении личных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку осуществить свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи.
Единой целью и государства и каждого гражданина является обеспечение высокого качества жизни граждан. Данной цели можно добиться лишь общими усилиями, в тесном контакте и доверии друг с другом. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы выбранной темы определяют необходимость глубокого изучения теоретических основ и разработки дополнительной, более практичной, действующей работы с населением. Однако при исследовании проблематики обозначенной темы требуется учет современных условий (таких как мировой кризис, безработица, неопределенность, недоверие).
Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечения защиты и реализации прав и интересов граждан Российской Федерации, своевременное и полноценное соблюдение государством взятых на себя обязательств. На фоне снижения экономического благосостояния граждан, повышения тарифов ЖКХ, увеличения инфляционных процессов, повышения уровня безработицы, возрастают риски повышения недовольств граждан к органам государственной власти. Система взаимодействия муниципальных органов власти и граждан, в целом не только должна обеспечивать повышение уровня жизни населения, но и предупреждать возможное возникновение протестных настроений населения.
Обеспечение условий функционирования эффективной системы взаимосвязей актуальных потребностей граждан и возможностей их обеспечения государственными органами на всех уровнях, не возможно без выстраивания четкого механизма информационного обмена между субъектами этой системы. Необходимо понимать, что выстраивание эффективной системы взаимодействия должно основываться не только на базе правовых основ государства, но и на использовании передового международного опыта управления, культурных, национальных, климатических особенностях и других факторах ментальности населения в конкретном территориальном субъекте, вплоть до муниципальных образований.
Например, работа в органах местного самоуправления в сельской местности имеет свою специфику. Постоянный контакт граждан поселения с представителями муниципальной власти позволяет эффективно и своевременно решать социальные, общественные проблемы, что также подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Совершенствование работы с населением позволит решить проблемы взаимного сотрудничества с населением и сориентировать деятельность исполкома не только на заявительный характер (ответ на заявление), но и на предъявительный (консультации).
За органами местного самоуправления закреплен широкий круг вопросов по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности каждого человека и населения муниципального образования в целом.
Население осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Среди всех форм гражданского участия в местном самоуправлении, организация работы с обращениями граждан на высоком уровне будет залогом успешного исполнения остальных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, другими словами, обеспечит хорошую явку на муниципальные выборы, активное участие на публичных слушаниях и увеличит общую гражданскую активность населения.
Объектом исследования данной работы выступает исполком Актанышбашского сельского поселения.
Предмет исследования - работа с населением в исполкоме
Актанышбашского сельского поселения.
Целью данной работы является разработка пакета проектов документов по совершенствованию работы с населением в исполкоме Актанышбашского сельского поселения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Освоить теоретические основы организации работы с населением в органах местного самоуправления.
2. Провести анализ работы с населением на территории Актанышбашского сельского поселения.
3. Разработать пакет проектов документов по совершенствованию работы с населением в исполкоме Актанышбашского сельского поселения.
В работе использованы следующие методы исследования: сравнение, анализ документов, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа.
Формы участия граждан в местном самоуправлении регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ.
В работе использованы исследования Зотова В.Б., Грицюка Т.В. Пикулькина А.В., Роя О.М., А. Широкова и С. Юрковой. В работе В.Б. Зотова
«Система муниципального управления в схемах» представлены наиболее важные аспекты муниципального управления в муниципальных образованиях.
Данные схемы позволяют анализировать систему органов муниципального управления, в частности формы гражданского участия населения в местном самоуправлении, избирательные системы, формы обращений граждан.
А. Широков и С. Юркова в статье «Гражданское участие в местном самоуправлении», опубликованной в журнале «Муниципальная власть» за 2013 год, подчеркивают, что «на уровне местного самоуправления гражданское участие может и должно быть более широким, так как именно там решается большинство вопросов жизнедеятельности населения, эти вопросы для населения абсолютно понятны, и существуют все необходимые для этого организационные возможности» [23.С.14]. Ими представлено детальное регулирование порядка проведения местного референдума, муниципальных выборов, схода граждан, определены инициаторы их назначения. Подробно оговорены общие принципы, порядок и процедура подготовки, проведения вышеназванных форм прямого волеизъявления граждан, условия их назначения, установление результатов местного референдума и обозначены ответственные за обеспечение исполнения принятого решения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе работы выявлены задачи, функции и методы работы с населением на муниципальном уровне, нормативно-правовое регулирование данной деятельности. Определены критерии эффективности методов и приемов работы с населением на муниципальном уровне.
Во втором разделе дана характеристика социально-экономического развития Актанышбашского сельского поселения. Сделан анализ методов и приемов работы с населением на территории сельского поселения.
Третий раздел имеет практический характер и включает проект пакета документов по улучшению методов и приемов работы с населением в исполкоме Актанышбашского сельского поселения.
Совершенствование работы с населением обеспечит реальное, а не формальное становление самоуправления, которое невозможно без сознательного участия граждан в реформаторских процессах. Это предполагает необходимость изменения общественного сознания и поведения людей, отказ от старых форм мышления и деятельности, развитие личности как само ценности и ее гражданское становление. Большое значение приобретает получение знаний о новой реальности, связанной с демократическими преобразованиями в стране. Вместе с тем, низкий уровень политической культуры и социальная пассивность значительной части населения тормозят развитие этих процессов. В этой связи особое значение приобретает необходимость преодоления социальной апатии населения путем осознания им основных ценностей демократии, конституционных основ местного самоуправления, а также путем создания условий для проявления социальной инициативы и создания условий реального участия граждан в принятии решений, в первую очередь, на местном уровне.
Органы и должностные лица местного самоуправления являются основным звеном в системе местного самоуправления. Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их
подконтрольность населению.
Систематическое использование новых подходов в работе с
обращениями граждан, своевременное информирование их о происходящем, поможет показать населению всю ту огромную работу, чем приходится заниматься исполкому поселения. Применение максимально большого количества критериев, обеспечивающих высокую степень организации работы с населением, качества исполнения обращений будет способствовать созданию в органах местного самоуправления хорошей материально - технической базы, грамотной, профессиональной команды персонала и комфортных условий для осуществления социальных, политических прав граждан.
Умение должностных лиц и специалистов местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев её дееспособности, залогом успеха в привлечении населения на участие в местном самоуправлении. Доверие людей к власти напрямую зависит от того, насколько эффективно и быстро решаются как общие проблемы населения, так и проблемы отдельного человека. Уровень организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления в немалой степени зависит от личного участия их руководителей в рассмотрении злободневных и проблемных вопросов, поднимаемых гражданами. Увеличение контактов, постоянная связь с руководством организаций, расположенных на территории, приведет к установлению доверительных отношений между руководителями и Главой поселения. А доверие гарантирует успех и бесконфликтное совместное решение появившихся задач. На одной территории необходимо жить в тесном контакте друг с другом, стремиться к одной цели единой командой.
Инновационность программы автор видит в том, что при успешном внедрении проектов в жизнь будет освоен новый подход к работе с населением
- предъявительный характер общения, будут охвачены современные позиции совместного решения возникших проблем: оказание
помощи(информационной, моральной, материальной) ни когда попросят, а предложение его заранее.
Работа в органах местного самоуправления в сельской местности имеет свою специфику. Географическая и личная близость между жителями и местными руководителями имеет очевидные преимущества. Те, кто принимает решения на местах, более доступны для общения и они знают самые непосредственные потребности в сфере прав человека, а также связанные с этим проблемы. Диалог с жителями и неправительственными группами может быть более прямым и открытым именно на местном уровне. По мнению автора, очень многого можно добиться, если занимать активную позицию в отношении прав человека, если подходить к людям как к «носителям прав», а не просто пытаться удовлетворить их потребности. Но это требует и определенной активной просветительской работы среди местных руководителей и населения. Важно добиться того, чтобы люди понимали свои права, а также права других граждан.
Наличие порядка, формы контроля за исполнением функции по рассмотрению обращений граждан, порядка обжалования действий по рассмотрению обращений граждан и решений, принятых по обращениям повышают ответственность должностных лиц и специалистов при исполнении своих обязанностей.
Информационные стенды, установленные в малых населённых пунктах по освещению вопросов, связанных с обращениями граждан обеспечат упорядочение всего процесса работы приема граждан, исключая обращения населения вне графика работы. Со значительным уменьшением количества обращений, телефонных звонков у должностных лиц и специалистов появится дополнительное время, которое требуется для изучения изменений в законодательстве, на что раньше использовалось личное время сотрудников исполкома. План по совершенствованию работы с населением в исполкоме предполагает организацию конкретных мероприятий, направленных формированию «единой команды управления», состоящей из руководителей учреждений, расположенных на территории поселения. Единство в планах приведет к единству в делах по повышению уровня качества жизни населения.
Реализация данного плана позволит населению быть в курсе всех событий, которые планируются и происходят на территории, принимать активное участие в общественной жизни. Это - спортивные, культурные мероприятия, праздники, массовые гуляния.
Дополнительной целью разработки плана мероприятий является ознакомление жителей с многогранной работой Совета и исполкома.
Реализация плана мероприятий по улучшению и совершенствованию работы с обращениями граждан на территории Актанышбашского сельского поселения позволит повысить ответственность муниципальных служащих перед населением. Реализация разработанных проектов документов в исполкоме Актанышбашского сельского поселения позволит:
- соответствовать Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закона РТ от 12 мая 2003 г. № 16-ЗРТ «Об обращениях граждан в Республике Татарстан» при исполнении должностных обязанностей и упорядочению работы с обращениями граждан;
- уменьшить загруженность специалистов;
- создать условия для повышения самообразования специалистов.
Таким образом, имея большой опыт в работе с обращениями граждан и
совершенствуя его, исполком сельского поселения обязательно добьется желаемых результатов и в работе с обращениями граждан, и в привлечении населения на гражданское участие в местном самоуправлении.
I. Нормативно - правовые материалы:
1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.-1993.- 25 декабря.
2. О референдуме Российской Федерации / Федеральный конституционный закон // от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации/Федеральный закон РФ//от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ
4. О муниципальной службе в Российской Федерации /Федеральный закон// от 2 марта 2012г. № 25 - ФЗ
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации/Федеральный закон// от 26 апреля 2006г. № 59 - ФЗ
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации/Федеральный закон//от 12 июня
2002 года № 67-ФЗ.
7. О личном подсобном хозяйстве /Федеральный закон// от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ.
8. О местном самоуправлении в Республике Татарстан/Закон Республики Татарстан// от 1 июля 2004 г. № 45 ЗРТ.
9. О муниципальной службе в Республике Татарстан/Закон Республики Татарстан//от 17 января 2013 г. № 5-ЗРТ.
10. О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан /Закон Республики Татарстан//от 12 мая 2003 года № 16 ЗРТ.
11. Текущий архив организации
11. Устав муниципального образования «Актанышский муниципальный район».
12. Устав муниципального образования «Актанышбашское сельское
поселение Актанышского муниципального района РТ».
13. Положение об исполнительном комитете Актанышбашского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан.
14. Регламент Совета Актанышбашского сельского поселения Актанышского муниципального района Республики Татарстан
15. Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Актанышбашское сельское поселение»
16. Дела «Выборы» за 2012-2015гг.
17. Отчеты о работе с обращениями граждан за 2005 - 2015 гг.
18. Отчеты по ЗАГСу за 2012-2015гг.
19. Похозяйственные книги за 2012-2016 годы.
20. Протоколы собраний Актанышбашского сельского поселения за 2012-2015гг.
21. Протоколы выборов - 2013-2015годы.
22. Протоколы публичных слушаний.
23. Сведения за 2012-2015гг.
24. Статистические отчеты за 2012-2015гг.
III. Специальная литература
25. Антонов, В.А. Система государственного управления: Учебное пособие /В.А.Антонов // - М.: ГУУ.М, 2010.-246с.
26. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления/Р.В.Бабун // -СПб.:
2015.
27. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник/И.А.Василенко. //- 2-е изд. испр. и доп.-М.:Гардарики, 2012.-317с.
28. Виханский, О.С., Наумов А.И. Человек, стратегия, организация, процесс. /О.С.Виханский // Менеджмент.-М.: МГУ, 1995
29. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления /Н.И.Глазунова // - М.2013
30. Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального управления Учебник / Т.В.Грицюк // - М.: Издательство РДЛ, 2014.- 592с.
31. Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В.Б.Зотов // Учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В.Б. Зотова.- СПб.: Питер, 2013. - 512с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов Местное самоуправление в государственном устройстве »).
32. Зотов, В.Б. Система муниципального управления в схемах /
B. Б.Зотов //Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2013.-192с.
33. Замотаев, А.А. России Практика муниципального правления / А.А.Замотаев// -2006.-№10 октябрь С 3-13.
34. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве Учебное пособие / А.Г.Кобилев А.Г. // РнД 2012
35. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник / А.В.Пикулькин // -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.- 639 с.
36. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового - М.: Бизнесшкола, 2010
37. Широков А., Юркова С. Гражданское участие в местном самоуправлении 38. Широков, С. Юркова // Муниципальная власть- 2013.- № 2
C. 14-23.
IV. Источники удаленного доступа
38. Старченко Е.Н. Совершенствование организационных структур администраций городов в условиях реформы местного самоуправления Кемерово, 2007. - 191 с. РГБ ОД, 61:07-8/3801- URL: http://www.lib.ua- ru.net/diss/cont/274616.html (дата обращения 23.12.2015)
39. Крестьянова М.М. Организационная структура государственного и
муниципального управления М.: Юрайт, 2011. - 240 с.- URL:
http://catalog.studentochka.ru/06580.html (дата обращения 14.01.2016)