Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агрессия у детей старшего дошкольного возраста (Педагогика, психология, Кемеровский Государственный Университет)

Работа №59160

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы39
Год сдачи2019
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ №1 «Боровичок» (г.Кемерово ).
Выборка исследования составила 20 человек, это воспитанники старшей группы, в возрасте от 5 до 7 лет.
Есть приложение (Баллы по методике «Волшебный мир» Л.Д. Столяренко).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1. Теоретические представления о старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Физиологические особенности детей в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности психологии детей в старшем дошкольном возрасте 11
Глава 2. Агрессия в старшем дошкольном возрасте. 15
2.1. Теоретические подходы к агрессии. 15
2.2 Виды агрессии 18
2.3 Проявление агрессии в старшем дошкольном возрасте. 21
Глава 3. Исследование агрессии в старшем дошкольном возрасте 26
3.1. Организация и методы исследования 26
3.2. Результаты исследования 28
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39


В последние годы научная заинтересованность к вопросам детской агрессивности значительно увеличилась. При всем разнообразии объяснений данного действия, агрессивность в общих чертах понимается как направленное причинение физического либо психического вреда иному лицу.
В зарубежной психологии исследования проблемы агрессивного поведения раскрыты более широко, чем в отечественной психологии. К тому же, они имеют более глубокие корни, которые начали активно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах З. Фрейда, А. Адлера, А. Фрейд, С. Шпильрейн, М. Кляйн, К. Юнга и др.
В отечественной психологии проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович, А. А. Люблинская, А. А Назаретян, Н. А. Волкова, М П. Якобсон, А. И Захаров, Е. А. Рогов и другие исследователи, считающие агрессивность детей реальной проблемой, и что на нее следует обращать внимание уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы исключить ряд проблем, которые могут возникнуть в подростковом периоде.
Однако, несмотря на существенное число исследований, монографий, которые посвящены данной теме, основные проблемы, которые связаны с истоками и природой агрессивности, остаются открытыми.
Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение психологических условий и механизмов его протекания необходимо не только для оперативной диагностики этого явления, но и для коррекции.
Объект - психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Цель - исследовать агрессию у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную физиологическим, психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста
2. Выявить причины проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методы и методики для диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Агрессия у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Можем предположить, что через консультирование родителей агрессивных детей, можно снизить уровень агрессии старших дошкольников, либо изменить формы ее проявления.
Методы исследования:
1. Теоретические;
2. Эмперические;
3. Методы математической статистики.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Интервью «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко);
2. Методика «Несуществующее животное».
Выборка исследования составила 20 человек, это воспитанники старшей группы, в возрасте от 5 до 7 лет.
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ №1 «Боровичок» в городе Кемерово.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирических глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.
Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т.е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т.е. жертвы. Но мы остановимся на следующем её определении. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.
В настоящее время агрессии классифицируют по разным факторам. По направленности на объект выделяют гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя. По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. По целенаправленности отмечается инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту. По открытости проявления выделяют прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и косвенную агрессию ( обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно). По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба).
Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.
В ходе проведенного экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что детям старшего дошкольного возраста свойственно проявление агрессии. Так, агрессия было выявлено у 6 (60%) старших дошкольников по методике «Кактус» А.М. Панфиловой», средний уровень агрессии был выявлен у 4 (40%) старших дошкольников и низкий уровень агрессии у 4 (40%) старших дошкольников по методике «Волшебный мир» Л.Д. Столяренко.
Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции. Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания семейных отношений. .: АпрельПресс: Эксмо-Пресс, 2000
2. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Бачинин В. А. Социология // Энциклопедический словарь. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2005
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия контроль. URL: http://flogiston.ru/library/bercovitz
5. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
6. Васильева М.А. Программа воспитания обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно-досуговая деятельность Дошкольное воспитание. 2004. -№2. – С. 23-26.
7. Выгодский Л.С. Психология. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2000.
8. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие я педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка - Синтез, 2006.
9. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 2008.
10. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004.
11. Клиническая психиатрия. / Под ред.Т.Б. Дмитриевой. - Москва, 2011
12. Куликова М. С., Путько А. М. Беспризорность, безнадзорность и бродяжничество несовершеннолетних как фоновые явления преступности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. – № 4(18) / 2015. – С. 27–28.
13. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). URL: http://www.dorian.ru/118.html
14. Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ. - метод. пособие. -М.: Айрис-пресс, 2005.
15. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 1999.
16. Миленко В. Нужно ли учить детей играть//Дошкольное воспитание. -2005. -№4. – С. 12.
17. Митителло В. Л. Эстетизация безобразного в современной отечественной массовой культуре // Возрождение и развитие традиций эстетического воспитания молодежи 21 века. – Самара, 2001. – С. 18.
18. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000.
19. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. -2-е изд. -М.: АРКТИ, 2010. –
20. Перлз Ф. Эго, голод агрессия. URL: http://www.auditorium.ru/ books/1417/
21. Психологический словарь. Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. Изд.2-е. - Москва, 2007.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
23. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб: "Прайм - Еврознак", 2004
24. Суакисян С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. URL: http://www.postindex.otrok.ru/teach/agress/agress1.htm
25. Савкина Е. В. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка // Вестник Самарского юридического института: научнопрактический журнал. – № 2(13) / 2014. – С. 57.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. URL: http://www.avp.inrussia.org/lib/a4d4.htm
27. Фромм А. Азбука для родителей. .: Знание, 2007. – 288 с.
28. Фрейд З. О психоанализе. .: Алфавит, 2006. –38 с.
29. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей подростков. .: Трикста, Акад. Проспект, 2005
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Москва: Гардарики, 2004. – 256 с.
31. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ