Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ №1 «Боровичок» (г.Кемерово ).
Выборка исследования составила 20 человек, это воспитанники старшей группы, в возрасте от 5 до 7 лет.
Есть приложение (Баллы по методике «Волшебный мир» Л.Д. Столяренко).
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она подойдет для любого вуза или города.
Введение 3
Глава 1. Теоретические представления о старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Физиологические особенности детей в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности психологии детей в старшем дошкольном возрасте 11
Глава 2. Агрессия в старшем дошкольном возрасте. 15
2.1. Теоретические подходы к агрессии. 15
2.2 Виды агрессии 18
2.3 Проявление агрессии в старшем дошкольном возрасте. 21
Глава 3. Исследование агрессии в старшем дошкольном возрасте 26
3.1. Организация и методы исследования 26
3.2. Результаты исследования 28
Заключение 33
Список использованных источников 36
Приложение 39
В последние годы научная заинтересованность к вопросам детской агрессивности значительно увеличилась. При всем разнообразии объяснений данного действия, агрессивность в общих чертах понимается как направленное причинение физического либо психического вреда иному лицу.
В зарубежной психологии исследования проблемы агрессивного поведения раскрыты более широко, чем в отечественной психологии. К тому же, они имеют более глубокие корни, которые начали активно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах З. Фрейда, А. Адлера, А. Фрейд, С. Шпильрейн, М. Кляйн, К. Юнга и др.
В отечественной психологии проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович, А. А. Люблинская, А. А Назаретян, Н. А. Волкова, М П. Якобсон, А. И Захаров, Е. А. Рогов и другие исследователи, считающие агрессивность детей реальной проблемой, и что на нее следует обращать внимание уже в дошкольном возрасте, для того, чтобы исключить ряд проблем, которые могут возникнуть в подростковом периоде.
Однако, несмотря на существенное число исследований, монографий, которые посвящены данной теме, основные проблемы, которые связаны с истоками и природой агрессивности, остаются открытыми.
Между тем выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение психологических условий и механизмов его протекания необходимо не только для оперативной диагностики этого явления, но и для коррекции.
Объект - психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
Цель - исследовать агрессию у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвященную физиологическим, психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста
2. Выявить причины проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать методы и методики для диагностики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Агрессия у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Можем предположить, что через консультирование родителей агрессивных детей, можно снизить уровень агрессии старших дошкольников, либо изменить формы ее проявления.
Методы исследования:
1. Теоретические;
2. Эмперические;
3. Методы математической статистики.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Интервью «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко);
2. Методика «Несуществующее животное».
Выборка исследования составила 20 человек, это воспитанники старшей группы, в возрасте от 5 до 7 лет.
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения МАДОУ №1 «Боровичок» в городе Кемерово.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирических глав, заключения, списка литературы, приложений.
Отклонения в поведении детей – одна из главных психолого-педагогических проблем. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных, социальных и других факторов отрицательно влияет на образ жизни современных детей. Это приводит и к нарушению эмоциональных отношений с окружающим миром, нарушению поведения детей. Выделяют различные виды нарушения поведения. Среди них – агрессивное поведение.
Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, т.е. самого агрессора, и позицию объекта агрессии, т.е. жертвы. Но мы остановимся на следующем её определении. Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.
В настоящее время агрессии классифицируют по разным факторам. По направленности на объект выделяют гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя. По причине появления: реактивная агрессия представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель, спонтанная агрессия появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов. По целенаправленности отмечается инструментальная агрессия, совершаемая как средство достижения результата (спортсмен, добивающийся победы; ребёнок, громко требующий от родителей покупки игрушки), и целевая (мотивационная) агрессия, которая выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение ущерба или вреда объекту. По открытости проявления выделяют прямую агрессию (направлена непосредственно на объект, вызывающий раздражение, возбуждение или тревогу) и косвенную агрессию ( обращается на объекты, не вызывающие непосредственно раздражения и возбуждения, но более удобные для проявления агрессии – они доступны, проявление в их адрес агрессии безопасно). По форме проявления агрессия бывает вербальная (выражается в словесной форме), экспрессивная (проявляется невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией голоса) и физическая (прямое применение силы для нанесения физического или морального ущерба).
Следует отметить, что обычно человек проявляет сразу несколько видов агрессии, они постоянно меняются, переходя друг в друга.
В ходе проведенного экспериментального исследования был сформулирован вывод о том, что детям старшего дошкольного возраста свойственно проявление агрессии. Так, агрессия было выявлено у 6 (60%) старших дошкольников по методике «Кактус» А.М. Панфиловой», средний уровень агрессии был выявлен у 4 (40%) старших дошкольников и низкий уровень агрессии у 4 (40%) старших дошкольников по методике «Волшебный мир» Л.Д. Столяренко.
Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции. Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т.к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания семейных отношений. .: АпрельПресс: Эксмо-Пресс, 2000
2. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Бачинин В. А. Социология // Энциклопедический словарь. СПб.: изд-во Михайлова В. А., 2005
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия контроль. URL: http://flogiston.ru/library/bercovitz
5. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений . - 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
6. Васильева М.А. Программа воспитания обучения и развития в детском саду: Эстетическое воспитание: Культурно-досуговая деятельность Дошкольное воспитание. 2004. -№2. – С. 23-26.
7. Выгодский Л.С. Психология. - М.: Из - во ЭКСМО - Пресс, 2000.
8. Веракс Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие я педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозайка - Синтез, 2006.
9. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 2008.
10. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004.
11. Клиническая психиатрия. / Под ред.Т.Б. Дмитриевой. - Москва, 2011
12. Куликова М. С., Путько А. М. Беспризорность, безнадзорность и бродяжничество несовершеннолетних как фоновые явления преступности // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. – № 4(18) / 2015. – С. 27–28.
13. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). URL: http://www.dorian.ru/118.html
14. Маркова Л.С. Работа педагога-психолога в ДОУ. - метод. пособие. -М.: Айрис-пресс, 2005.
15. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. СПб.: Питер, 1999.
16. Миленко В. Нужно ли учить детей играть//Дошкольное воспитание. -2005. -№4. – С. 12.
17. Митителло В. Л. Эстетизация безобразного в современной отечественной массовой культуре // Возрождение и развитие традиций эстетического воспитания молодежи 21 века. – Самара, 2001. – С. 18.
18. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2000.
19. Наревская И.Н., Сабирова Н.Г, Куранова Н.А, Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ. -2-е изд. -М.: АРКТИ, 2010. –
20. Перлз Ф. Эго, голод агрессия. URL: http://www.auditorium.ru/ books/1417/
21. Психологический словарь. Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. Изд.2-е. - Москва, 2007.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
23. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб: "Прайм - Еврознак", 2004
24. Суакисян С. Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. URL: http://www.postindex.otrok.ru/teach/agress/agress1.htm
25. Савкина Е. В. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска ребенка // Вестник Самарского юридического института: научнопрактический журнал. – № 2(13) / 2014. – С. 57.
26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. URL: http://www.avp.inrussia.org/lib/a4d4.htm
27. Фромм А. Азбука для родителей. .: Знание, 2007. – 288 с.
28. Фрейд З. О психоанализе. .: Алфавит, 2006. –38 с.
29. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей подростков. .: Трикста, Акад. Проспект, 2005
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Москва: Гардарики, 2004. – 256 с.
31. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.