Введение 3
Глава 1. Психологическая характеристика тревожности у детей подросткового школьного возраста 5
1.1 Понятие тревожности 5
1.2 Проблема школьной тревожности в психологии 6
1.3 Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте 8
Глава 2. Исследование психологами проблем тревожности и саморегуляции подростков. 13
2.1. Исследование проблем тревожности и саморегуляции в русской психологии 13
2.2. Рассмотрение феномена тревожности и саморегуляции в зарубежных научных школах 16
Глава 3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению школьной тревожности. 19
Заключение 23
Список использованной литературы 25
На настоящий момент повысилось количество тревожных детей, кото-рые отличаются повышенной неуверенностью, беспокойством, неустойчиво-стью эмоций. Закрепление и возникновение тревожности связано с неудовлетворением возрастных детских нужд. Устойчивым образованием личности тревожность становится в подростковый возраст, определяя особенностями «Я-концепции», самооценку. До этого она - производная широкого спектра нарушений.
Тревожность обладает ярко выраженной возрастной спецификой, находящиеся в ее источниках, содержание, формах реализации компенсации и защиты. Для любого возрастного периода существуют конкретные сферы, объекты реальности, вызывающие увеличенную тревогу множества детей в независимости от присутствия действительной угрозы либо тревожности как устойчивого образования. Эти "возрастные тревожные пики" - следствие наиболее важных общественных потребно-стей.
В данные "возрастные тревожные пики" тревожность является неконструктивной, вызывающей паническое состояние, уныние. Ребенок начинает сомневаться в своих силах и способностях. Но тревога разрушает не только учебную сферу жизни, она начинает рушить структуры личности. Потому знания причин появления увеличенной тревожности, приведет к своевременному созданию и проведению коррекционной работы, помогая снизить тревожность и сформировать адекватное поведение у детей школьного подросткового возраста.
Теоретическая значимость работы заключена в том, что была сделана попытка систематизировать теоретические источники в связи с исследуемыми проблемами, дана зависимость между тревожностью и неудовлетворенностью положение среди сверстников - детей школьного подросткового возраста.
Целью данной работы является систематический анализ тревожности в подростковом возрасте.
Цель обусловила постановку следующих задач:
1. Дать понятие тревожности
2. Рассмотреть особенности проблемы школьной тревожности в психо-логии.
3. Изучить факторы проявления тревожности у подростков
4. Дать представление об исследовании данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями.
5. предложить пути коррекционного и профилактического характера по предотвращению и борьбе с подростковой тревожностью.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Тревожность обладает ярко выраженной возрастной спецификой, находящиеся в ее источниках, содержание, формах реализации компенсации и защиты. Для любого возрастного периода существуют конкретные сферы, объекты реальности, вызывающие увеличенную тревогу множества детей в независимости от присутствия действительной угрозы либо тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные тревожные пики» - следствие наиболее важных общественных потребно-стей.
Наиболее типично появление тревожности в школе, которое связано с социально - психологическими условиями либо условием образовательных программ. На основе анализа литературных источников и опыта работы с тревожностью в школе нами выделено несколько условий, воздействия которых помогает ее закреплению и формированию. В их число входят:
- перегрузки в учебе;
- неспособность ученика понять школьную программу;
- неверные ожидания с родительской стороны;
- плохие отношения с учителями;
- регулярно повторяющиеся ситуации экзаменации и оценивания;
- смена коллектива в школе или непринятие коллективом детей.
Л.С. Славина, Т.В. Драгунова, Е.С. Макслак, М.С. Неймарк утверждают, что аффект превращается в препятствие правильного построения личности, потому его очень важно преодолеть.
Основатель психоанализа З. Фрейд полагал, что человек обладает не-сколькими врожденными влечениями – инстинктами, которые являются дви-жущей основой человеческого поведения, воздействуют на его настроение.
Адлером выдвинуты три условия, которые могут повлечь у ребенка к возникновение неверной позиции и жизненного стиля. Данные условия следующие:
1. Органическая, физическая неполноценность организма.
2. Излишняя избалованность
3. Отверженность ребенка.
Психопрофилактическая и психокоррекционная деятельность по пре-одолению школьной тревожности предполагает связанных направленностей: работа с родителями, работа с учителями и психологическая помощь самому ребенку.
Обеспечение личностного подхода к ученикам конкретизирует необходимость соблюдать щадящий режим и требовать от учителя проявления особого учительского такта по отношению к ученикам с повышенным риском нервно-психических срывов, повышенной степенью невротизации, тревожности. Необходимо, с целью формировать безопасное образовательное пространство, с учётом здоровье сберегающих технологий и устранения отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное состояние участников процесса образования факторов, проведение особых мероприятий (тренинги эмоциональной стойкости, психологическая разгрузка и проч.) для участников процесса образования.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академ. проект, 2001. – 699 с
2. Бакеев В.А. Экспериментальные исследования психологических меха-низмов внушаемости / В.А. Бакеев. М.: Лениздат, 1970 – 17 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- Москва-Воронеж: МОДЭК, 1997.- 352с.
4. Василик М. А. Хрестоматия по психологии. – М.: Юнити, 2000. – 201 с.
5. История психологии. XX в. – М.: Акад. Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 480 с.
6. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. – СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.
7. Лукацкий М.А., Остренокова М.Е. Психология. Учебник. – М.: ГЭО-ТАР-Медиа, 2008. – 584 с.
8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Академия, 2000.-190 с.
9. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь, 2004.-247 с
10. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления /М.З. Неймарк// Советская педагогика – 1963 - №5 – С. 38-40.
11. Немов С. Р. Общие основы психологии. – М.: Просвещение, 2003. – 693 с.
12. Немов, С. Р. Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математический статистики. Кн. 3 /Немов Р.С. психология: учебное пособие для студентов педагогических вузов. В 3 кн. – М., 1999. – 269 с.
13. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448с.
14. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование.-1998.- №2. – С. 24-27
15. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.-М.:МОДЭК, 2000.- 304с.
16. Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика/ Прихожан А.М. // Школьный психолог.- 2002. - №4 – С. 35-40
17. Словарь психолога-практика /состав. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.
18. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции 1-15. – СПб.: Алатейя, 1999. – 315 с.
19. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов / К. Хорнм. – СПб.: Лань, 1997 – 240 с.