Объектом работы является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №120» г. Барнаула.
Введение 3
1 Теоретические основы функционирования бюрократической организации и роль лидера в ее развитии 5
1.1 Сущность бюрократической структуры управления предприятием 5
1.2 Роль личности и ее лидерских качеств в развитии бюрократической организации 10
2 Анализ структуры управления деятельностью МБОУ «СОШ №120 г. Барнаула и роли личности в организации 16
2.1 Общая характеристика деятельности учреждения 16
2.2 Анализ структуры и системы управления персоналом учреждения 18
2.3 Анализ особенностей формирования портрета лидера у персонала предприятия 22
3 Совершенствование структуры управления МБОУ «СОШ №120» и кадровой работы руководства с трудовым коллективом учреждения 25
3.1 Разработка рекомендаций по результатам исследования 25
3.2 Ожидаемые результаты реализации предложенных рекомендаций 27
Заключение 29
Список испльзованных источников и литературы 31
Приложения 33
Многие прорывы в управленческой мысли были сконцентрированы именно в переосмыслении рациональной формы структурных образований с привлечением к управлению формальных и неформальных лидеров в трудовом коллективе. Тема лидерства становится все более актуальной именно потому, что сегодня происходит формирование новых моделей организации рабочего процесса. Только эффективный лидер и его слаженная команда могут обеспечить успешную реализацию управленческих проектов организации.
Необходимое для решения данной задачи системное реформирование системы управления напрямую связано с совершенствованием деятельности многочисленных образовательных и научных организаций. Оно предполагает, прежде всего, формирование профессиональных компетенций, работающих в сфере образования педагогических и управленческих кадров, их полную готовность к реализации инновационной деятельности и развитию многофункциональной информационно-образовательной среды.
Цель работы – выявление роли личности в деятельности МБОУ «СОШ №120».
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть теоретические аспекты бюрократических организационных структур управления;
− установить роль личности и ее лидерских качеств в развитии бюрократической организации;
− провести анализ организационно-управленческой структуры МБОУ «СОШ №120» и сформировать модель лидера в ходе практического исследования на базе данного учреждения;
− разработать мероприятия по выявлению и формированию команды лидеров, способных обеспечить более эффективное функционирование МБОУ «СОШ №120» в рамках бюрократической структуры управления.
Объектом исследования являются бюрократические организационные структуры управления предприятием.
Предмет исследования – личность в бюрократической организации на примере МБОУ «СОШ №120».
Теоретическую базу исследования составляют труды Б.В. Артамонова, В.А. Баринова, Д.В. Олянича, Н.И. Кабушкина, В.Н. Буркова и других авторов, рассматривающих особенности различных типов организационных структур, в том числе бюрократических, а также работы Т.В. Бендас, Р.Л. Кричевского, Л.Д. Столяренко, О.В. Евтихова, Р.В. Овчаровой, М. Кипнис, В.Н. Дружинина и др., занимающихся среди прочего проблемой лидерства в современной организации.
В качестве методов исследования выступают наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез.
Цель и задачи написания работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.
Организационная структура является одним из ключевых понятий менеджмента, тесно связанным со всеми этапами процесса управления предприятием, его целями, задачами и функциями, работой менеджеров и распределением между ними соответствующих полномочий. Суть управления при этом состоит в обеспечении согласованности действий отдельных компонентов любой управляемой системы. Соответственно, управление представляет собой процесс, который на основе поступившей информации должен обеспечить ликвидацию рассогласований, возникших либо внутри объекта управления, либо в процессах его взаимодействия с внешней средой. Саму же организационную структуру можно определить как единство подразделений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных производственных или управленческих задач и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.
В современной науке обобщаются и предлагаются к использованию два подхода к формулировке и решению задач формирования организационных структур – бюрократический и органический.
К наиболее распространенных типам оргструктур, построенных на принципах бюрократической модели, относятся линейно-функциональная и дивизиональная структуры.
Необходимыми показателями эффективности работы любой организации являются профессионализм и деловые качества ее персонала, что особенно актуально для бюрократических организаций, так как здесь основная ответственность за их результаты деятельности лежит на конкретных людях – менеджерах нижнего, среднего и высшего звена с учетом их должностных обязанностей. В связи с этим необходимым условием успешного функционирования таких предприятий является наличие на руководящих постах сотрудников с ярко выраженными лидерскими качествами.
Практическая часть настоящего исследования была подготовлена на базе МБОУ «СОШ №120», где принята линейно-функциональная модель управления в сочетании с элементами самоуправления (Управляющий совет, Попечительский совет, Педагогический совет, родительский комитет и др.).
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать следующие выводы: испытуемые представляют себе лидера как личность, влияющую на последователей (руководит, направляет их действия, организует деятельность), а также как человека, который навязывает другим свои взгляды и мнения, заставляет слушать себя, но при этом несет ответственность за свою группу (команду). Данный факт свидетельствует о том, что для испытуемых лидер видится руководителем, поскольку предлагаемые ими характеристики относятся в основном к личным качествам руководителя. Власть руководителя формализована, и подчиненные ждут от него указаний. Однако названные респондентами уверенность и харизма все же свойственны, скорее, лидеру. Большинство участников эксперимента выделяют такие качества лидера, как ответственность, ум, профессионализм, целеустремленность. В полученных высказываниях отсутствует информация о росте и внешности лидера, не названо желание лидера доминировать, хотя оно является одним из основных его мотивов. При этом респонденты отмечали у лидеров либо те качества, которыми они обладают сами, будучи лидерами, либо качества, которые они ценят в силу своего мировоззрения и образа жизни. Кроме того, большинство испытуемых считают свойства лидера приобретаемыми в процессе социализации.
По результатам практического исследования проблемы лидерства для руководящего состава МБОУ «СОШ №120» был разработан ряд рекомендаций, реализация которых позволит оптимизировать процесс коммуникаций на предприятии, стабилизировать психологический климат в трудовом коллективе путем внедрения социально-психологических методов кадрового менеджмента и др.
1. Баринов, В.А. Организационное проектирование: Учебник / В.А. Баринов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.
2. Бендас, Т. В. Психология лидерства: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2014. – 448 с.
3. Бурков, В.Н. Введение в теорию управления организационными системами / В.Н. Бурков, Н.А. Коргин, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2014. – 264 с.
4. Горшкова, Л.А. Современный подход к организационному развитию / Л.А. Горшкова, Б.Н. Поплавский, В.А. Поплавская // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Выпуск 2. – С. 1-12.
5. Добровинский, А.П. Управление персоналом организации / А.П. Добровинский. – Томск: ТПУ, 2013. – 416 с.
6. Дорофеев В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелев, Н.Ю. Шестопал. – М.: Инфра-М, 2015. – 440 с.
7. Евтихов, О. В. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. – СПб.: Речь, 2015. – 319 с.
8. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2013. – 336 с.
9. Катернюк, А. В. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование: учебник для вузов / А.В. Катернюк. – Р н/Д.:Феникс, 2015. - 320 с.
10. Кипнис, М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. – М.: Ось-89, 2014. – 144 с.
11. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства: учебное пособие / Р.Л. Кричевский. – М.: Статут, 2015. – 544 с.
12. Кумпилова, Б.А. Современные формы организации управления на предприятиях малого и среднего бизнеса: развитие безъядерных структур / Б.А. Кумпилова, С.А. Хатукай // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 2 (120). – С. 182-187.
13. Либкинд, Е.В., Рябикова Н.Е., Чепурин В.А. Организационные структуры управления: конспект лекций / Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А.Чепурин. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2015. – 42 с.
14. Месхи, С.В. Управление профессиональной компетентностью в аспекте управления персоналом / С.В. Месхи // Вестник академии. – 2013. – № 1. – С. 74-75.
15. Мошкина, Т. Многоликая структура / Т. Мошкина // Управление персоналом. – 2013. – № 12. – С. 38-42
16. Олянич, Д.В. Теория организации: учебник / ДБ. Олянич. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 408 с.
17. Пищухина, А.М. Моделирование организационной структуры предприятия на различных этапах жизненного цикла / А.М. Пищухина, Е.А. Коршунова // Вестник ОГУ. – 2014. - №4. – С. 88-93
18. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
19. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для средних специальных учебных заведений / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2014. – 536 с.
20. Столяренко, Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 507 с.
21. Туровец, О.Р. Организация производства и управление предприятием: учебник / О.Р. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Родинов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 544 с.
22. Чичкина, В.Д. Экономика промышленных предприятий: учебное пособие / В.Д. Чичкина. – Сызрань, 2010. – 204 с.
23. Ягунова, Н.А. Роль организационных структур управления в интенсификации процесса управления / Н.А. Ягунова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - № 5. – С. 229-235.