Введение
Глава 1. Теоретические основы социологического исследования интерактивных методов обучения
1.1. Сущность, виды, особенности применения интерактивных методов обучения
1.2. Опыт социологических исследований интерактивных методов обучения в системе образования 16
Глава 2. Интерактивные методы обучения в начальной региональной школе (по материалам конкретно-социологических исследований)
2.1. Влияние формы занятий на эффективность обучения в учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ СШ №9 г. Тверь) 29
2.2. Эффективность применения интерактивных методов
обучения в учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ СШ №9 г. Тверь)
2.3 Сравнительный анализ результатов конкретно-социологических исследований, направленных на изучение эффективности применения интерактивных методов обучения в начальных классах МБОУ СШ №9 г. Тверь 43
Заключение
Список использованной литературы 54
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Актуальность темы исследования. Социально-экономические перемены, которые произошли в нашей стране в последние десятилетия, вызвали потребность в реформировании системы российского образования. Новые требования в системе образования, связанные, в том числе, с развитием технологий, требуют пересмотра традиционных способов обучения. Встает вопрос о том, как в современном обществе следует проводить занятия с наибольшей эффективностью в усвоении материала. В связи с этим набирают популярность интерактивные способы обучения, которые позволяют заинтересовать обучающихся в предлагаемом материале, предоставить им возможность самостоятельно делать выводы из полученной информации.
В современных учебных учреждениях до сих пор применяются традиционные методы обучения, которые соответствуют традиционной системе оценки знаний. Несомненно, эти методы долгое время позволяли обеспечивать качественное образование для населения. Однако в современной действительности, с учетом радикально нового компетентностного подхода к обучению, данные методы не удовлетворяют потребностей общества и требований к системе образования.
На данный момент существует множество исследований, целью которых является выявление степени влияния интерактивных методов на эффективность обучения взрослого населения. Данные исследования проводятся, в основном, в учебных заведениях высшего профессионального образования. Меньшее количество исследований имеют своим объектом учащихся старшей и средней школы, однако эффективность использования интерактивных методов обучения в начальной школе является не менее важной темой для исследования.
Несмотря на острую необходимость исследования данной проблематики, ощущается дефицит конкретных прикладных исследований, направленных на изучение эффективности применения интерактивных методов обучения в начальной школе. Следовательно, данная проблематика заслуживает особого внимания, как в теоретическом, так и прикладном значении.
Степень разработанности темы в литературе. Так как тема применения интерактивных методов в системе образования носит междисциплинарный характер, следует выделить следующие группы работ.
Первую группу работ составляют труды современных отечественных учёных, посвящённых общим проблемам образования, образованию как социальному институту, его особенностям и современному процессу реформирования. Это работы Б.С. Гершунского, Т.И. Заславской, Г.Е. Зборовского, Ф.Г. Зиятдиновой, В.Н. Турченко, Ф.Э. Шереги и др. [45, 74, 75, 78, 125, 129].
Вторая группа работ посвящена общей характеристике интерактивных методов обучения. Это работы Балицкой И. В., Гаджиевой П. Д., Гущина Ю. В., Ефимовой Е. А., Зеера Э. Ф и др. [15, 39, 51, 67, 76,].
Третья группа работ посвящена раскрытию конкретных интерактивных методов обучения. К ним можно отнести труды Герасимовой Н. И., Дмитрука Н. Г., Енина А. В., Кларина М. В., Козырева Ю. В. И др. [43, 55, 61, 87-88, 91].
К четвертой группе представляется возможным отнести работы, посвященные социально-психологическим и психолого-педагогическим исследованиям по данной тематике. Данная группа представлена работами Авдюковой А. Е., Арстанова М. Ж., Бабанского Ю. К., Вединеевой Н. А., Добрыниной Т. Н., Еременко М. И., Кирилловой Е. И. и др. [3, 9, 12-12, 30, 56, 62-63, 83].
Анализ изученности исследуемой проблемы показал, что, несмотря на широкое распространение в педагогических и психологических работах, с социологической точки зрения она изучена недостаточно. В связи с этим существует потребность в данном исследовании.
Объект исследования - применение интерактивных методов обучения в начальной региональной школе.
Предмет исследования - эффективность применения интерактивных методов обучения в начальной региональной школе.
Цель исследования - выявление степени эффективности применения интерактивных методов обучения в начальной региональной школе.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть содержание интерактивных методов обучения;
2. Проанализировать опыт социологических исследований интерактивных методов обучения в системе образования;
3. Выявить степень влияния формы занятий на эффективность обучения в учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы МБОУ СШ №9 г. Тверь;
4. Выяснить уровень эффективности применения интерактивных методов обучения в учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы в мнениях и оценках учителей МБОУ СШ №9 г. Тверь;
5. Сравнить результаты конкретно-социологических исследований, направленных на изучение эффективности применения интерактивных методов обучения в учебно-познавательной деятельности учащихся начальной школы.
Научная и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в системном исследовании эффективности применения интерактивных методов обучения на уроках начальной школы. Материалы данного исследования могут быть использованы органами и руководителями, занимающимися модернизацией образовательной системы, разработкой и реализацией соответствующих программ, для создания оптимальных условий, способствующих повышению качества образования, а также на курсе «Социология образования».
Апробация работы в публикациях и выступлениях на конференциях:
1. Кабанова А.С. Современному образованию современные методы // Наука. Молодость. Талант: сб. ст. стипендиатов Оксфордского Российского Фонда: выпуск 7. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2017. - с. 70-74.
2. Кабанова А.С. Проблемы модернизации современного школьного образования // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам: выпуск 2. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. - с. 51-53. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37060454.
3. Участие в IV международной научно-практической Интернет-конференции «Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений», организованной в г. Вологда 25 марта - 2 апреля 2019 г. с докладом «Интерактивные формы обучения как инструмент социализации».
4. Участие в региональной научно-практической конференции, организованной 26 - 28 марта 2020 г. Тверским государственным университетом «Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения образования» с докладом «Интерактивные методы обучения в начальной региональной школе».
Структура выпускной квалификационной работы определяется логикой научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим основам интерактивных методов обучения и опыту предыдущих исследований данной тематики. Вторая глава посвящена выявлению эффективности применения интерактивных методов обучения по материалам конкретно-социологических исследований, а также их сравнительному анализу.
Интерактивное обучение - это особая форма организации познавательной деятельности, которая осуществляется в форме совместной деятельности обучающихся. Главное преимущество интерактивных методов обучения состоит в том, что, благодаря особой форме данной технологии, обучающиеся получают новые знания не только из одного источника информации - учителя или учебника, а из целого ряда источников, включая собственный опыт участников обучения.
Быть интерактивным означает быть во взаимодействии. Интерактивное обучение отличается от активного именно тем, что в процессе познавательной деятельности в состоянии взаимодействия находятся абсолютно все участники: как обучающиеся, так и обучающие.
Интерактивные же методы обучения предполагают самостоятельный поиск необходимой информации обучающимся, при этом педагог является проводником, он не дает готовых знаний, а побуждает обучающихся к поиску, мотивирует их, заинтересовывает, ставит задачи, для решения которых необходимо погрузится в поиск нужных знаний.
При этом учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, им дана возможность оценивать широту и глубину своих знаний, их общий уровень по той или иной теме. Они могут рефлектировать по поводу своих знаний, мыслей, способов решения заданной проблемы.
Вырабатывать общую стратегию взаимодействия друг с другом и отношения к информации. При этом они учатся не только искать необходимые им знания, но и находить различные пути получения этих знаний, структурировать их, выделять самое важное из потока информации, формулировать главную мысль, составлять тезисы по найденному материалу. Это способствует выработки у обучающихся таких важных для успешной социализации навыков, как критическое мышление, креативность, работа в команде, коммуникация и др.
Эффективность интерактивных технологий в обучении является интересующей темой для изучения многих исследований. Такого рода исследования проводятся как в школах, так и в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Сбор данных производится с помощью социологических экспериментов, суть которых состоит во внедрении интерактивных методов обучения на различные занятия и последующей оценке их эффективности. Также есть исследования, проводящиеся с помощью анкетирования участников такого вида обучения. В целом, опыт исследований интерактивных методов обучения в системе образования показывает, что данные методы имеют высокую степень эффективности как при повторении уже изученного материала, так и при изучении нового. Однако ощущается недостаток исследований на уровне начальной школы данной проблематики.
В результате первого проведенного исследования с помощью метода социологического эксперимента было выявлено, что интерактивные методы обучения способствуют более глубокому пониманию учебного материала учащимися, лучшему запоминанию ими новой информации, дают возможность проявить себя каждому члену группы обучающихся. Также наблюдается большая заинтересованность в предмете, у учащихся возрастает мотивация к обучению.
Второе исследование, проведенное с помощью метода экспертного опроса, подтвердило результаты предыдущего. Также была получена более глубокая информация об условиях, в которых учителя начальных классов применяют интерактивные методы обучения, и о степени влияния данных условий на эффективность внедрения данных технологий.
Кроме того, было проведено третье исследование, целью которого было получить дополнительную информацию о трактовке учителями начальных классов термина «интерактивное обучение»; выяснить, кто в данной школе является инициатором использования интерактивных технологий на уроках начальных классов; определить, какие методические материалы используют учителя для подготовки к интерактивным занятиям.
Таким образом, результаты всех проведенных исследований показали, что интерактивные методы обучения являются эффективными для использования на уроках начальных классов. У учащихся отмечается рост умений, знаний и навыков и профессионально важных компетенций. Также по итогам обучения увеличивается средний балл всего класса, учащиеся активнее отвечают на вопросы, эффективно работают в команде, дают более развернутые ответы, четко формулируют аргументацию полученных в результате работы результатов.
1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация: введение в интерпретативную социологию Текст. / X. Абельс. СПб.: Алетейя, 1999. - 261 с.
2. Абрамова, И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования./И.Г. Абрамова - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.
3. Авдюкова, А.Е. Формирование социальной компетентности учащихся в интерактивном взаимодействии на уроках обществознания Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / А.Е. Авдюкова Екатеринбург, 2006.-32 с.
4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер; [пер. с англ. A.A. Боковикова]. М.: Акад. проект, 2007. - 232 с.
5. Аксенова Т. Н., Рябичкина Г. В. Исследование опыта применения активных и интерактивных методов обучения в курсе «Макроэкономика» // Вестник Калмыцкого университета. - 2018. - №3. - С. 78 - 83.
6. Аксючиц А. А. Интерактивные методы обучения общению в 5 - 7 классах средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-188012.html
7. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества Текст. / В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 212 с.
8. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс Текст.: Кн. 2 / В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.- 120 с.
9. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст.: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2007. - 362 с.
10. Арстанов, М.Ж. Проблемно-модельное обучение: вопросы и теории технологии Текст. / М.Ж. Арстанов. Алма- Ата: Мектеп, 1980. - 207 с.
11. Арутюнов, Ю.С. Деловая игра «Выбор руководителя» Текст. / Ю.С. Арутюнов. М.: Знание, 1990. - 108 с.
12. Асмолов, А.Г. Психология личности Текст.: учеб. для вузов / А.Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
13. Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения Текст. / Ю.К. Бабанский // Народное образование. 1986. -№ 11.-С. 105-111.
14. Бабанский, Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы Текст.: метод, рекомендации / Ю.К. Бабанский. М.: Мин-во Просвещения СССР, 1985. - 68 с.
15. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. /Б.Ц Бадмаев - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 272 с.
16. Балицкая, И.В. Интерактивные методы обучения и воспитания США Текст.: монография / И.В. Балицкая. Южно- Сахалинск: Изд-во Сах-Гу, 2004. - 108 с.
17. Барабанов, В.Ф. Интерактивная система оценки знаний Текст.:учеб. пособие / В.Ф. Барабанов, Л.И. Лыткина. Воронеж: Гос. технол. акад., 2000.- 100 с.
18. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика. /В.С. Безрукова- М.: Мысль, 2009. - 318 с
19. Белова, Е. Мотивация учения: традиционные ценности и современные ориентиры Текст. / Е. Белова // Директор школы. 2006. - № 1. - С. 37-41.
20. Беркалиев, Т.Н. Инновации и качество школьного образования Текст.: науч.-метод. пособие для педагогов инновационных школ / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.Г. Тряпицина. СПб.: КАРО, 2007. - 144 с.
21. Бодалев, A.A. Психология общения: избранные педагогические труды Текст. / A.A. Бодалев. М.: Институт практической психологии, 1996.-255 с.
22. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 3-12.
23. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№4.-С. 11-16.
24. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1995. - № 4. -С. 28-36.
25. Борисова, Н.В. Педагогические условия развития функции самореализации личности старшеклассников в учебно-деловой игре Текст.: авто-реф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.В. Борисова. Волгоград, 2001. -24 с.
26. Брылева, Л.Г. Самореализация личности (онтокульторологический аспект) Текст. / Л.Г. Брылева СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 188 с.
27. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр Текст.: учебное пособие / В.М. Букатов. М.: Флинта, 1997. - 96 с.
28. Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России Текст. / А.П. Булкин. М.: Дубна, 2001. - 63 с.
29. Вакуленко, В.А. Интерактивное обучение на уроках права Текст. / В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова// «Право в школе»; -2004. -№ 1.-С. 9-11.
30. Васильев, Г.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез Текст.: сб. науч. тр. / Г.Н. Васильев, В.Н. Келасьев. СПб.: Изд-во СПб. Госта ун-та, 2003.-204 с.
31. Вединеева, Н. А. Научно-исследовательские проекты как средство самореализации старшеклассника Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / H.A. Вединеева. Оренбург, 2006. - 26 с.
32. Вербицкий, A.A. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции Текст. / A.A. Вербицкий, О.П. Ларионова. М.: Логос, 2009. - 336 с.
33. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе. /А.А. Вербицкий - М: Велби, 2007. - 480 с
34. Верзилина, А.К. Географические игры в школе Текст. / А.К. Вер-зилина. М.: Просвещение, 1966. - 144 с.
35. Вислобоков, Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.
36. Вопросы конструирования содержания общего среднего образования Текст.: сб. науч. тр. / под ред. В.В. Краевского. М.: ПИИ общей педагогики АПН СССР, 1980. - 120 с.
37. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной педагогики в средних профтехучилищах Текст.: сб. науч. тр. / под ред. М.И. Махмутова. М.: Научно-исследовательский институт общей педагогики, 1980.- 165 с.
38. Воронина, Г.А. Естественнонаучное образование в профильных классах. 10-11 классы: Текст.: метод, пособие / Г. А. Воронина. М.: Вента-на-Граф, 2006 - 47 с.
39. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. - Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.
40. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87.
41. Газман, О.С. В школу с игрой Текст.: кн. для учителя / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
42. Газман, О.С. Педагогическая поддержка в образовании: концепция проектирования Текст. / О. Газман // Директор школы. 2007. - № 3. - С. 1016.
43. Гейхман, JI.K.1 Интерактивное обучение общению. Подход и модель Текст. / JT.K. Гейхман Пермь: Изд-во Пермского госуд-го ун-та, 2002.260 с.
44. Герасимова, Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 1. - С. 24- 25. 9.
45. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б.С. Гершунский // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 3 -7.
46. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века Текст.: учеб. пособие / Б.С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002.-512 с.
47. Голубкова, O.A. Использование активных методов обучения в учебном процессе Текст.: учеб-метод, пособие / O.A. Голубкова. СПб.: Во-енмах, 1998.-42 с.
48. Гончаров, B.C. Факторы взаимодействия учителей с учениками на уроке Текст. / B.C. Гончаров // Школьные технологии. 2006. - № 6. - С. 119-121.
49. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология: Учебное пособие для вызов. - М: Центр социального прогнозирования, 2003. - 312 с.
50. Гращенкова, Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика Текст.: учеб.-метод. комплекс / Е.Л. Гращенкова. М.: МГПИ, 2006. - 194 с.
51. Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий Текст. / В.В. Гузеев. М.: Сентябрь, 2006. - 192 с.
52. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. - 2012. - №2. - С. 1 - 18.
53. Демидова, И.Ф. Психология развития и возрастная психология Текст. / И.Ф. Демидова. Таганрог, 2003. - 315 с.
54. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики Текст. / М.Н. Скаткин, [и др.]. Рига: Звайгзне, 1984. - 290 с.
55. Дистанционное обучение Текст.: учеб. пособие для студ. / М.Ю. Бухаркина [и др.]; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004. - 416 с.
56. Дмитрук, Н.Г. Творческие самостоятельные работы как условие самореализации личности учащегося Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.Г. Дмитрук. Великий Новгород, 2004. - 21 с.
57. Добрынина, Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе Текст.: автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Н. Добрынина. Новосибирск, 2003. - 24 с.
58. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося Текст. / Т.Д. Дубовицкая // Вестник Оренбургского университета. 2004. - № 2.- С. 75-79.
59. Дубовицкая, Т.Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении Текст.: учеб.-метод. материалы / Т.Д. Дубовицкая. М.: РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. - 115 с.
60. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие Текст.: учеб.-метод. материалы / В.К. Дьяченко. М.: Педагогика, 1989.- 159 с.
61. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю.Н. Емельянов. СПб.: Изд-во Ленинградского гос-го ун-та, 1985. - 165 с.
62. Енин, A.B. Конструирование игровых сценариев Текст. / A.B. Енин // Школьные технологии. 2006. - № 3. - С. 98-103.
63. Еременко В. Т. Применение активных и интерактивных методов обучения при организации образовательного процесса. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК», 2015. - 50 с.
64. Еременко, М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассника в условиях имитационного моделирования жизненных ситуаций Текст. / М.И. Еременко. Волгоград: Панорама, 2006. - 64 с.
65. Еримбетова, С.А. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся Текст. / С.А. Еримбетова, А.Г. Маджуга, Б.А. Ахметжан // Вестник высшей школы Альма Матер, 2003. - № 11. - С. 48 - 50.
66. Ермаков, Д.С. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании Текст.: монография / Д.С. Ермаков // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2004. - №4. - С. 6-12.
67. Ефимов, В. Гуманистическая направленность образования Текст. / В. Ефимов // Учитель, 2005. - № 4. - С. 76¬77.
68. Ефимова, Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 10. - С. 23-24.
69. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. М.: Академия, 2007. - 187 с.101.
70. Загрекова, Л.В. Теория и технология обучения Текст.: учеб. пособие для вузов / Л.В. Загрекова, В.В. Николина. М.: Высш. шк., 2004. - 157 с.
71. Заир-Бек, Е.С. Активные формы обучения Текст.: метод, рекомендации для учителей / Е.С. Заир-Бек, Т.Г. Сорокина. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 1991. - 44 с.
72. Зайцев, С.А. Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость Текст. / С. Зайцев // Директор школы. 2001. - № 6. - С.68 - 75.105.3анков, Л.В. Избранные педагогические труды Текст. / Л.В. Зан-ков. М.: Новая школа, 1996. - 426 с.
73. Закон Российской Федерации «Об Образовании» Текст.. - М.: Новая школа, 1992. - 61 с.
74. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2004. - 400 с.
75. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию / Г.Е. Зборовский // Социс. - 2000. - № 6. - С. 21-29.
76. Зверева, Н.М. Организация профессионального роста учителя в условиях образовательного учреждения Текст. / Н.М. Зверева, И.В. Про-свирнина. Н.Новгород, 2007. - 108 с.
77. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход Текст. / A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. М.: Изд-во Московского психолого¬социального ин-та, 2005. - 215 с.
78. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования / Ф.Г. Зиятдинова. - М.: РГГУ, 1999. - 283 с.
79. Зобов, P.A. Становление личности молодого человека Текст. / P.A. Зобов, A.B. Лисовская. СПб.: Знание, 1987. - 32 с.
80. Иванов, Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании? / Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л. Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008. С. 3-56.
81. Кавтарадзе Д.Н. Интерактивные методы: обучение пониманию Текст. / Д.Н. Кавтарадзе // Биология в школе.
1998. - № 3. - С. 30-35.
82. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения Текст. / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Просвещение , 2009 - 173 с.
83. Касьян, A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение Текст. / A.A. Касьян. Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 1996. -132 с.
84. Кириллова, Е.И. Самореализация личности школьника в условиях школы-гимназии Текст. / Е.И. Кириллова // Педагогическая наука и образование. Белгород, 1998. - С. 83¬90.
85. Киршбаум, Э.И. Психологическая защита Текст. / Э.И. Киршба-ум, А.И. Еремеева. М.: Смысл, 2000. - 181 с.
86. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта Текст. / М.В. Кларин. М.: Наука, 1997. - 223 с.
87. Кларин, М.В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта Текст. / М.В. Кларин // Педагогика. -
2000. - № 7. - С. 12-18.
88. Кларин, М.В. Обучение как дискуссия. Модели учебной дискуссии Текст. / М.В. Кларин // Школьные технологии.
2004. - № 6. - С. 58-78.
89. Кларин, М.В. Обучение как игра Текст. / М. В. Кларин // Школьные технологии. 2004. - № 5. - С. - 45-58.
90. Клименко Е. И. Интерактивные методы обучения в системе высшего профессионального образования // ВГУ. - 2019. - №6. - С. 50 - 54.
91. Коделенок А. В. Методические приемы вовлечения учащихся средней ступени школы в интерактивную деятельность на уроке английского языка. - Челябинск: ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», 2017 г. - 57 с.
92. Козырев, Ю. В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. - 2011. - N 6. - С. 60-68.
93. Козырева, H.A. Самоутверждение личности школьника в учебной деятельности Текст.: учеб-метод, пособие для вузов / H.A. Козырева. Саратов: Изд-во Сарат. госуд-го ун-та, 2004. - 49 с.
94. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 № 393 Текст. // Учительская газета, 2002. №31. С. 1-4.
95. Корниенко, С.Г. Интерактивное обучение Текст. / С.Г. Корниенко // Специалист.- М., 2005. - №10. - С. 30-32.
96. Коротаева, Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики) Текст.: учеб. пособие / Е.В. Коротаева. -Екатеринбург: Изд-во Уральск, гос.-го пед. ун-та, 1995. 84 с.
97. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов Текст. / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. 1999. - № 5. -С.3-8.
98. Коротаева, Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме Текст. / Е.В. Коротаева // Мир образования образование в мире. - 2003. №4.-С. 132-143.
99. Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. - М: Астрель, 2004. - 512 с.
100. Краевский, В.В. Общие основы педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Краевский. — М.: Академия,
2005. 256 с.
101. Крылов, A.A. Компьютерный инструментарий учителя: картографические ресурсы Текст. / A.A. Крылов // Народное образование. №2. -2008. - С.207-211.
102. Крылова, Н.Б. Организация индивидуального образования в школе Текст. / Н.Б. Крылова, Е.А. Александрова. М.: Сентябрь, 2004. - 215 с.
103. Крюкова, Е.А. Личностно ориентированные образовательные технологии: природа, проектирование, реализация Текст. / Е.А. Крюкова. -Волгоград: Панорама,
1999. - 208 с.
104. Кудрявцев, Л.Д. О реформах образования в России Текст.: сб. науч. тр. / Л.Д. Кудрявцев // Образование, которое мы можем потерять; под ред. В.А. Садовничего. -М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. С.45-70.
105. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования Текст. / Н.В. Кузьмина. М.: Народное образование, 2002. - 208 с.
106. Куликов, Л.В. Психологическое исследование Текст.: метод, рекомендации к проведению / Л.В. Куликов. СПб.: Наука, 1994. - 119 с.
107. Куприянов, Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей Текст.: учеб.- метод. пособие / Б.В. Куприянов, М.И. Рожков, И.И. Фришман. М.: ВЛАДОС, 2001. - 216 с.
108. Куркин, Е.Б. Технологизация образования требование времени Текст. / Е.Б. Куркин // Школные технологии. - 2007. - № 1. - С. 23-33.
109. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения Текст.: метод, рекоменд. / В.В. Лаврентьев // Завуч. 2005. - № 1. - С. 83-88.
110. Лебедев, O.E. Компетентностный подход в образовании Текст. / O.E. Лебедев // Школьные технологии.-2004.-№5. С.3¬12.
111. Литова, З.А. Деловые игры в школе Текст. / З.А. Литова // Школьные технологии. 2000. - № 1. - С. 190-196.
112. Малышева, Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16. 15. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М. : Новый учебник , 2002. - 192 с.
113. Махмутов, М.И. Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах Текст.: сб. науч. тр. / М.И. Махмутов. М.: НИИОП, 1980. - 165 с.
114. Моносзон, Э.И. Содержание образования в современной школе Текст. / Э.И. Моносзон. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1954. - 60 с.
115. Монтень, М. О воспитании детей Текст. /М. Монтень. Кн.
1. -М.: Мысль, 1979. - С. 135-166.
116. Муляр, В.И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого социологический аспект) Текст.: автореф. дис. канд. фил. наук: 09.00.11 / В.И. Муляр. - Киев, 1990. - 16 с.
117. Муминов Б. Б., Мухамадиева К. Б. Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - №2. - С. 9 - 16.
118. Наша новая школа Текст.: сб. ст. / Нижний Новгород: ЗУМ, 2009. 126 с.
119. Никитина, Е.А. Самореализация школьника в учении (теория и практика) Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.А. Никитина. -Саратов, 2002. 25 с.
120. Николина, В.В. Проектное обучение в школьной
географии: теория и практика Текст.: практико¬
ориентированная монография / В.В. Николина. Н.Новгород: НГПУ, 2008. - 107 с.
121. Новиков, A.M. Формы учебной деятельности Текст. / A.M. Новиков // Школьные технологии. 2007. - № 4. - С. 18-28.I
122. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2009 - 268 с.
123. Паневина Г. Н. Интерактивный урок географии. - Хабаровск: Российский учебник, 2018. - 52 с.
124. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю. Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286
125. Турченко В.Н. Научно-техническая революция и революция в образовании / В.Н. Турченко // Вопросы философии. - 1973. - № 2. - С. 7-11.
126. Хутыз З. М. Опыт внедрения интерактивных методов обучения в вузовском образовании // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №11. - С. 1 - 12.
127. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 6. - С. 13-15.
128. Шакирова Д.У., Усова Л.Б. Опыт внедрения интерактивных методов обучения бакалавров направления подготовки «Математика и компьютерные науки» // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6. -
С. 64 - 74.
129. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования / Ф.Э. Шереги. - М.: Академия, 2001. - 463 с.
130. Якимова С. Ю. Интерактивные технологии преподавания курса «Теория государства и права». - Екатеринбург: ФГБОУ ВО УГПУ, 2016. - 71 с. ресурс] Режим доступа
http ://www.vshu. ru/lections. php?tab_id=3&a=info&id=2600
132. Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?
id=884788#text
133. Интерактивные методы обучения в системе СПО
[Электронный ресурс] Режим доступа:
file:///E:/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%B0/%D0%9A %D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F/ 4%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%92%D0%9A %D0%A0/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD %D0%B8%D0%BA%D0%B8/Interaktivnyie-metodyi-obucheniya- v-sisteme-SPO.pdf
134. Курышева И. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.dissercat.com/content/interaktivnye-metody- obucheniya-kak-faktor-samorealizatsii-starsheklassnikov-v- uchebnoi-deya