Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа №59123

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста..7
1.2. Экологически проекты в ДОО условиях реализации ФГОС
дошкольного образования 12
1.3. Методика проектной деятельности в экологическом
воспитании детей дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Выявление уровня экологических знаний у детей дошкольного возраста 26
2.2. План работы по внедрению проектной деятельности в
экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОО 43
2.3 Анализ и описание полученных результатов 51
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее время серьезное беспокойство со стороны ученых и педагогов - практиков свидетельствуют о том, экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют отныне, живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе и ее ресурсах.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Два десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. За это время осуществлялся поиск новых, эффективных методов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Согласно проекту "Стратегии экологического образования в РФ "...экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности" [48].
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. [3].
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.[9;]
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к проектной деятельности.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.
Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослым, способом реализации личностно - ориентированного подхода в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста за счет использования методов проекта. Решение проблемы определило:
Цель исследования - теоретически изучить и эмпирически доказать влияние проектной деятельности на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания в ДОО.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство
экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет проходить успешно, если будет использоваться проектная деятельность.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы определить психологопедагогические основы содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста через проектную деятельность;
2. Определить значение проектной деятельности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать проектную деятельность для использования в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Сформулировать выводы о целесообразности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Методологическая база исследования:
Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др.
О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова.
Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (Л.П. Молодова, Л.И. Егоренков, С.Н.Николаева, В.Н.Вересов, В.Г.Ашиков и С.Г. Ашикова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н.Г. Найденская, Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б.Т. Лихачев, 3.Г. Нигматов, И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Р.Я. Дыганов и др ).
Практическая значимость исследования заключается в разработке плана работы с дошкольниками, их родителями, разработка конспектов организованной деятельности направленных на экологическое воспитание средствами проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого -
педагогической методической литературы; наблюдение, беседа, тестирование; педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.
Экспериментальной базой нашего исследования послужил МБДОУ №1 г. Елабуга. В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Возраст детей 5-6лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой части нашей квалификационной работы подчеркивалось, что экологическая проектная деятельность представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет экологические знания. Педагог приучает детей самостоятельно мыслить, развивает познавательный интерес, стимулирует мышление, развивает воображение, речь.
Во второй части нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень знаний дошкольников об окружающем повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанная нами проектная деятельность, направленная на повышение уровня экологической воспитанности, достаточно эффективна. Результаты и выводы экспериментального исследования однозначно указывают на то, что применение проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует экологическому воспитанию детей дошкольного возраста не только обосновано, но и необходимо.
Таким образом, цель исследования - изучение особенностей применения проектной деятельности способствует формированию экологического воспитания у детей дошкольного возраста - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - проектная деятельность, способствует формированию экологического воспитания у детей дошкольного возраста
доказана.



1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] /З.Ф. Аксенова - М.: ТЦ Сфера, 2013 - 210 с.
2. Аянян А.Н. Продуктивные виды деятельности дошкольников в констексте ФГОС ДО // Воспитатель. -20015. -№2 - С.68 -80.
3. Белолуцкая Ф.К. Организация детской проектной деятельности в детском саду [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С.32-39.
4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет / Т.М. Бондаренко - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 145 с.
5. Градобоев Т.Н. Создание экологической тропы и методика работы на ней // Дошкольное воспитание - 2012 - № 7.
6. «От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Просвещение, 2011453с.
7. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015. -64с.
8. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности/ Н.С. Варенцова - СПб.: Реноме, 2013. — 49 с.
9. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей/ Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - С.190.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. -- М.: Просвещение, 1983- 433с.
11. Дрягунов В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - В.А.Дрягунов М.: 2014. - 50с.
12. Дыбина О.В. Игра - путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание - 2005 - №4- С.14-28
13. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Мозайка-Синтез, 2012.-88с.
14. Журавлева В.Д. Проектная деятельность старших дошкольников /
B. И.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2013. - 202с.
15. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии / И.Д. Зверев - М.: Перемена, 2011. -123с.
16. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание - 2013 - № 7. - с. 45-48.
17. Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Зерщикова Т.Я., Ярошевич Т.Н., -М.; Дошкольное воспитание, 2000. - с.3-9.
18. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 240 с.
19. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание, 2014, № 7. - С. 10-14.
20. Иноземцева Е. Родной природы щедрые дары // Дошкольное воспитание, 2013, № 9. - С. 60 - 66.
21 . Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников // Г.Казарчук. - М.: Ребенок в детском саду - 2005. - № 4 -
C. 54-56. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой/Л.А. Каменева - М.: Просвещение, 2015. 207 с.
22. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе/ Л.В. Кокуева - М., 2015-248с.
23. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. - 2-е изд., перераб. и дополненное - М.; Издательские центр «Академия», 2000. -416с.
24. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС. 2012.-160с.
25. Кочергина В. Н. Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании дошкольников Кочергина В.Н. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития и лечебная педагогика. - 2007. - N 6.
26. Кисилёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Л.С. Киселева - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 230с.
27. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. [Текст] / Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
28. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] /Л.Д. Морозова // Ребенок в детском саду. - 2013 - №2 - с.7
29. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детство - пресс, 2000. - с.319
30. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области/В.Е. Мельникова - . - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 138 с.
31. Миронов А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание - 2015. - №4 - с. 31.
32. Миленко В Т. Творческие проекты как форма организации современного образовательной деятельности детей // Дошкольное воспитание - 2015. - №8 с.22.
33. Михайлова Е. Вода в природе и жизни человека. Экологический проект. // Дошкольное воспитание - 2015.- №10 с.40.
34. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст]: методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2007. — 144 с.
35. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей/ С.Н. Николаева - М.: Академия, 2015 - 336 с.
36. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства/ С.Н. Николаева - Пермь, 2012.-143с.
37. Никонова Л.О., Талызина М.И. Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с природой/Л.О. Никонова, М.И. Талызина - Волгоград: Учитель, 2008. - 26. с.
38. Николаева С., Булатова Т. Методическое управление экологическим педагогическим процессом в детском саду: новый взгляд на проблему. Статья 1. Теоретический аспект // Дошкольное воспитание - 2015. - №6 - с.82.
39. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 112с.
40. Николаева С.Н. . Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Н. Николаева - 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2012. - 226с.
41. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М., Издательские центр «Академия», 2014. - 272 с.
42. Панько Е.А. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности дошкольников [Текст] / Е. А. Панько // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.).- СПб.: Реноме, 2012. - С. 47-49.
43. Пенькосвкая О.В. // Дошкольное воспитание - 2013. - №10 - с. 31.
44. Поддьяков Н.Н. Особенности психологического развития детей
дошкольного возраста/Н.Н. Поддъяков - М.: Ассоциация
«Профессиональное образование», 2006-375с.
45. Полуэктова М.В. Проектная деятельность со старшими дошкольниками в летний период // Методист, - 2015. - №15 - С.84 -104.
46. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. пспр. и доп. - М. : АРКТИ, 2007. - 96 с.
47. Павлова Л.Ю. Сборник игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4- 7 лет. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 80с.
48. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 [Текст]: "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
49. Саморуковой П.Г. Как знакомить дошкольников с природой, // под ред. Саморуковой П.Г. — М. Просвещение, 2014 год.
50. Серябрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования /Т.А.Серебрякова. 4-е изд., стер. - М.: Издательство центр «Академия», 2014. -208с.
51. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой
деятельности // Дошкольное воспитание. - 2012. №4. - С.70.
52. Сивенкова О.А. Технология проектной деятельности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск, 6-7 ноября 2008 г. - Томск, 2008-159с.
53. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2013. - 208с.
54. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 2015. №5 -с.20.
55. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Рыжова Н.А. - М.: Дошкольное воспитание, 2008. - с.22.
56. Рыжова Н.А. Я и природа/ Н.А. Рыжова - М.: Просвещение, 2004-356с.
57. Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание - 2001, № 6.
58 Рыжова, Н. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2013. - №7. - С.26.
59. Фокина В. Экологическое воспитание - это воспитание наравственности , духовности и интеллекта [Электронный ресурс] http: //nsportal .ru/detskiv-sad/okruzhavushchiv-mir/2014/01/23/uvazhaemye- kollegi-predlagavu-vam-spisok-rekomenduemov
60. Шпыг Т.Н. Ознакомление с комнатными растениями // Воспитатель - 2014, - №11, С -33.
61. Шубина Т.И. Экологическое воспитание детей в проектной деятельности [Электронный ресурс] Статьи Фестиваля «Открытый урок» http://festival.1september.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ