ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста..7
1.2. Экологически проекты в ДОО условиях реализации ФГОС
дошкольного образования 12
1.3. Методика проектной деятельности в экологическом
воспитании детей дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Выявление уровня экологических знаний у детей дошкольного возраста 26
2.2. План работы по внедрению проектной деятельности в
экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОО 43
2.3 Анализ и описание полученных результатов 51
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ОБЗОР НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Историко-педагогический аспект проблемы проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста..7
1.2. Экологически проекты в ДОО условиях реализации ФГОС
дошкольного образования 12
1.3. Методика проектной деятельности в экологическом
воспитании детей дошкольного возраста 18
Выводы по первой главе 25
Глава 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Выявление уровня экологических знаний у детей дошкольного возраста 26
2.2. План работы по внедрению проектной деятельности в
экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОО 43
2.3 Анализ и описание полученных результатов 51
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее время серьезное беспокойство со стороны ученых и педагогов - практиков свидетельствуют о том, экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют отныне, живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе и ее ресурсах.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Два десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. За это время осуществлялся поиск новых, эффективных методов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Согласно проекту "Стратегии экологического образования в РФ "...экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности" [48].
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. [3].
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.[9;]
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к проектной деятельности.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.
Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослым, способом реализации личностно - ориентированного подхода в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста за счет использования методов проекта. Решение проблемы определило:
Цель исследования - теоретически изучить и эмпирически доказать влияние проектной деятельности на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания в ДОО.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство
экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет проходить успешно, если будет использоваться проектная деятельность.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы определить психологопедагогические основы содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста через проектную деятельность;
2. Определить значение проектной деятельности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать проектную деятельность для использования в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Сформулировать выводы о целесообразности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Методологическая база исследования:
Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др.
О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова.
Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (Л.П. Молодова, Л.И. Егоренков, С.Н.Николаева, В.Н.Вересов, В.Г.Ашиков и С.Г. Ашикова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н.Г. Найденская, Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б.Т. Лихачев, 3.Г. Нигматов, И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Р.Я. Дыганов и др ).
Практическая значимость исследования заключается в разработке плана работы с дошкольниками, их родителями, разработка конспектов организованной деятельности направленных на экологическое воспитание средствами проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого -
педагогической методической литературы; наблюдение, беседа, тестирование; педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.
Экспериментальной базой нашего исследования послужил МБДОУ №1 г. Елабуга. В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Возраст детей 5-6лет.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Два десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. За это время осуществлялся поиск новых, эффективных методов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Согласно проекту "Стратегии экологического образования в РФ "...экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности" [48].
Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. [3].
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.[9;]
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к проектной деятельности.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что ребенок, выступающий как объект, в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.
«Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых: Е.Г.Кагарова, М.В.Крупениной, Н.Е.Веракса, О.М.Дьяченко, Л.А.Венгера.
Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослым, способом реализации личностно - ориентированного подхода в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста. В основе, которой лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Проблема данного исследования заключается в повышении эффективности экологического воспитания детей дошкольного возраста за счет использования методов проекта. Решение проблемы определило:
Цель исследования - теоретически изучить и эмпирически доказать влияние проектной деятельности на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экологического воспитания в ДОО.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство
экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет проходить успешно, если будет использоваться проектная деятельность.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы определить психологопедагогические основы содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста через проектную деятельность;
2. Определить значение проектной деятельности в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать проектную деятельность для использования в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Сформулировать выводы о целесообразности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Методологическая база исследования:
Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др.
О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И.Р. Колтунова, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова.
Большинство исследований по теории и методике экологического образования дошкольников связано с разработкой программ (Л.П. Молодова, Л.И. Егоренков, С.Н.Николаева, В.Н.Вересов, В.Г.Ашиков и С.Г. Ашикова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И. Н. Белавина, Н.Г. Найденская, Т.А. Бабакова, Л.Д. Бобылева, Н. М. Черновоиванова, Л.П. Салеева-Симонова, А.А. Плешаков, В. И. Зебзеева, Б.Т. Лихачев, 3.Г. Нигматов, И.Т. Гайсин, З.А. Хусаинов, Р.Я. Дыганов и др ).
Практическая значимость исследования заключается в разработке плана работы с дошкольниками, их родителями, разработка конспектов организованной деятельности направленных на экологическое воспитание средствами проектной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ психолого -
педагогической методической литературы; наблюдение, беседа, тестирование; педагогический эксперимент, математическая обработка полученных данных.
Экспериментальной базой нашего исследования послужил МБДОУ №1 г. Елабуга. В исследовании приняли участие 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Возраст детей 5-6лет.
В первой части нашей квалификационной работы подчеркивалось, что экологическая проектная деятельность представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет экологические знания. Педагог приучает детей самостоятельно мыслить, развивает познавательный интерес, стимулирует мышление, развивает воображение, речь.
Во второй части нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень знаний дошкольников об окружающем повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанная нами проектная деятельность, направленная на повышение уровня экологической воспитанности, достаточно эффективна. Результаты и выводы экспериментального исследования однозначно указывают на то, что применение проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует экологическому воспитанию детей дошкольного возраста не только обосновано, но и необходимо.
Таким образом, цель исследования - изучение особенностей применения проектной деятельности способствует формированию экологического воспитания у детей дошкольного возраста - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - проектная деятельность, способствует формированию экологического воспитания у детей дошкольного возраста
доказана.
Во второй части нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления эффективности применения проектной деятельности в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень знаний дошкольников об окружающем повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе была выше, чем в контрольной по всем показателям. Это позволило нам сделать вывод о том, что разработанная нами проектная деятельность, направленная на повышение уровня экологической воспитанности, достаточно эффективна. Результаты и выводы экспериментального исследования однозначно указывают на то, что применение проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе способствует экологическому воспитанию детей дошкольного возраста не только обосновано, но и необходимо.
Таким образом, цель исследования - изучение особенностей применения проектной деятельности способствует формированию экологического воспитания у детей дошкольного возраста - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза - проектная деятельность, способствует формированию экологического воспитания у детей дошкольного возраста
доказана.
Подобные работы
- Средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях сельской местности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Методика формирования представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Возможности обучения дошкольников счетной деятельности средствами проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Проектная деятельность как средство экологического воспитания
детей среднего дошкольного возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



