Объект исследования - ООО «Абсолют»(г. Барнаул) Основной вид деятельности - разработка, производство и реализация мебели..
Ассортимент продукции:
корпусная и мягкая мебель;
раздвижные книжные стеллажи;
фасады;
малые формы (книжные полки, прихожие, столы, стулья и т.п.).
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности и рыночной устойчивости предприятия 5
1.1. Сущность конкурентоспособности и рыночной устойчивости предприятия 5
1.2. Эволюция научных взглядов на развитие конкурентоспособности и рыночной устойчивости предприятия 9
Глава 2. Анализ конкурентоспособности и рыночной устойчивости ООО «Абсолют» 14
2.1. Общая и экономическая характеристика деятельности организации 14
2.2. Оценка уровня конкурентоспособности и рыночной устойчивости организации 16
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Приложения 29
Формирование конкурентных преимуществ помогает своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, с максимальной выгодой использовать открывающиеся перед компанией возможности.
При этом основу конкурентоспособности образуют мероприятия по достижению экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортирования продуктов, повышения эффективности проводимых научно-исследовательских работ, рекламы и маркетинговой деятельности в целом и т.п.
Цель работы заключается в анализе конкурентоспособности и рыночной устойчивости ООО «Абсолют» с учетом положений существующих в экономической науке теорий конкуренции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы конкурентоспособности и рыночной устойчивости современной организации;
проанализировать результаты деятельности ООО «Абсолют» и его положение на рынке мебельной продукции;
наметить пути повышения конкурентоспособности и рыночной устойчивости предприятия.
В качестве объекта исследования в данном случае выступает ООО «Абсолют».
Предметом исследования является конкурентоспособность и рыночная устойчивость современного предприятия.
Для сбора и обработки материала в ходе исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов, а именно наблюдение, сравнение, обобщение, анализ и синтез.
Теоретической базой исследования служат труды основоположников различных теорий конкуренции – К. Маркса, А. Маршалла, М. Портера, Д. Рикардо, Дж. Робинсона, А. Смита, Э. Чемберлина и др., а также работы Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, И. Ансоффа и др., посвященные разработке конкурентных преимуществ организации, и работы А.В. Андреева, О.А. Ильенка, И.М. Лифица и др. в сфере общего управления конкурентоспособностью предприятия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект, предмет и методы исследования. В первой главе представлен анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности. Вторая глава посвящена анализу результатов деятельности ООО «Абсолют» и уровня его конкурентоспособности на мебельном рынке г. Барнаула. Здесь же осуществляется разработка рекомендаций по решению выявленных проблем. В заключении систематизированы результаты проведенного исследования.
Термин «конкурентоспособность» уже более двадцати лет применяются во многих отраслях и к различным по природе объектам: товарам, отраслям экономики, сферам человеческой жизни.
Ясность в определение понятия «конкуренция» впервые попытался внести известный шотландский политэкономист Адам Смит в своей работе «Исследование о богатствах народов». Он писал, во-первых, о конкуренции среди покупателей как о следствии сокращения предложения, влекущего за собой повышение цен, и, во-вторых, о конкуренции среди продавцов, когда предложение на рынке слишком велико, причем в данном случае цена будет падать тем ниже, чем больше конкуренция между продавцами, или, смотря по тому, насколько окажется для них быстрее сбыть этот товар. Отсюда сущность конкуренции А. Смит определял как совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Иными словами, конкуренция в трактовке А. Смита и его последователей, в частности Дж. Стиглера, представляет собой процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен.
Понятие «конкурентоспособность» буквально обозначает «быть способным к конкуренции». Обобщая взгляды исследователей на эту проблему, мы можем определить конкурентоспособность как обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования и обеспечивающие его рыночную устойчивость.
Анализ литературных источников позволяет сделать вывод об определенной эволюции теоретических подходов в определении экономических категорий конкуренции и конкурентоспособности. В последнее время все большее количество авторов рассматривают их в комплексе взаимоотношений предприятия с иными субъектами хозяйствования, с учетом влияния региональных и международных факторов и другими элементами внешней среды.
Объектом нашего исследования выступает деятельность ООО «Абсолют», специализирующегося на разработке, производстве и реализации мебели в г. Барнауле.
Несмотря на активную производственную и торговую деятельность ООО «Абсолют» не является лидером рынка, уступая своим основным конкурентам по целому ряду позиций – объему производства и реализации, уровню цен на продукцию, узнаваемости торговой марки, качеству продукции, технологическому оснащению производства и др.
Среди основных причин относительно слабых конкурентных позиций компании необходимо, прежде всего, назвать:
присутствие на рынке большого количества конкурентов;
отсутствие системы стратегического планирования;
неэффективную маркетинговую и рекламную деятельность;
отсутствие действенной системы менеджмента качества.
Решение перечисленных проблем путем разработки комплексной программы стратегического развития организации, основанной на матрице И. Ансоффа, обеспечит ООО «Абсолют» устойчивое конкурентное положение, позволит постоянно расширять рынок сбыта и добиваться стабильного роста финансово-экономических показателей.
Уже в первый год реализации проекта предполагается получение прибыли от продаж и чистой прибыли в размере 148,12% от суммы 2016 г., что полностью подтверждает экономическую эффективность подготовленных нами рекомендаций.
1. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // СПС «Консультант плюс. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.11.2018).
2. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. – М.: Академия, 2015. – 256 с.
3. Андреев, А. В. Развитие концепции конкурентоспособности предприятия (на примере предприятий пищевой промышленности) / А. В. Андреев // Вестник ПАГС. – 2016. – С. 186-194
4. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия: Пер. с англ. / И. Ансофф. – СПб.: Питер, 2017. – 416 с.
5. Арутюнова, Д. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Д. В. Арутюнова. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. – 122 с.
6. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело, 2015. – 627 с.
7. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2015. – 816 с.
8. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2015. – 2015 с.
9. Волошин, А. В. Эволюция теорий конкуренции и конкурентоспособности в экономической науке / А. В. Волошин, Ю. Л. Александров // Экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 330-338.
10. Ильенок, А. О. Совершенствование экономических механизмов повышения конкурентоспособности предприятий / А. О. Ильенок. – Саратов, 2016. – 224 с.
11. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л. Н. Качалина. – М.: Эксмо, 2016. – 464 с.
12. Лебедева, О. А. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 192 с.
13. Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учебное пособие / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2016. – 335 с.
14. Лунев, В.Л. Управление зарубежной промышленной фирмой / В. Л. Лунев. – Новосибирск: НГАЭИУ, 2017. – 164 с.
15. Мазилкина, Е. И Управление конкурентоспособностью / Е. И. Мазилкина, Т. Г. Паничкина. – М.: Омега-Л, 2016. – 325 с.
16. Маркс, К. Сочинения. Т. 23: Капитал. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Наука, 1990. – 908 с.
17. Маршалл, А. Принципы политической экономии. – М.: Прогресс, 2015. – 416 с.
18. Милль, Дж. С. Основы политической экономии. Т. 1 / Дж. С. Милль. – М.: Прогресс, 2011. – 480 с.
19. Нагапетьянц, Н. А. Прикладной маркетинг: учебное пособие для вузов / Н. А. Нагапетьянц. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 272 с.
20. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 454 с.
21. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. – 608 с.
22. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикордо. – М.: Эксмо, 2016. – 960 с.
23. Робинсон, Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 2015. – 362 с.
24. Рыночная экономика: словарь / Под ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2015. – 524 с.
25. Смит, А. Исследование о богатствах народов / А. Смит. – М.: Академия, 2013. – 255 с.
26. Спиридонов, И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России / И. А. Спиридонов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 170 с.
27. Стиглер, Дж. Вехи экономической мысли: теория фирмы. Т. 2. / Под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Питер, 2016. – 380 с.
28. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сэй. – М.: Дело, 2013. – 232 с.
29. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2016. – 448 с.
30. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В. Е. Хруцкий, И. В. Коренева. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 528 с.
31. Чемберлин, Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин. – М.: Центр, 2015. – 302 с.
32. Шумпетер, Й.А. Теория экономического развития / Й. А. Шумпетер. – М.: Инфра-М, 2015. – 455 с.