Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты использования ИКТ в начальной школе для адаптации детей-мигрантов 8
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной
школе 8
1.2 Особенности процесса адаптации детей-мигрантов в начальной
школе 18
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-
мигрантов в процессе языковой адаптации 24
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов в процессе использования ИКТ 35
2.1 Результаты мониторинга развития речи и словесно-логического
мышления детей-мигрантов 35
2.2 Формирующий этап: использование ИКТ для развития речи и
словесно-логического мышления детей-мигрантов 45
2.3 Контрольное исследование развития речи и уровня развития
словесно-логического мышления детей-мигрантов 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что характерным признаком современной российской школы является ее полиэтничность, то есть многонациональный состав классов и как следствие, разная степень владения русским языком и общей культурой учеников. Рост численности детей-мигрантов с каждым годом является важной проблемой для российских общеобразовательных школ, которые часто бывают не готовы к приему иностранных граждан. Задача успешной адаптации детей, приехавших из других стран, стала решающей и требует серьезного внимания со стороны не только администрации школы, региона, но и государства. Ведь многие школы до сих пор не владеют надлежащим официальным статусом, который бы позволил привлечь высококвалифицированных специалистов, которые бы решили существующие проблемы адаптации детей-мигрантов.
Усилившиеся внутренние и внешние миграционные потоки в России затрагивают практически все элементы социума, включая обучение детей в школах. В школах дети мигрантов сталкиваются с большими трудностями, так как образовательная программа учреждения построена на неродном для них русском языке, который они начинают осваивать сразу, без специального обучения. Причем трудности, которые испытывают дети-мигранты, или иначе дети-инофоны, являются трудностями не только интеллектуального характера.
В связи с этим существует настоятельная необходимость в поиске новых форм, методов, средств обучения, которые бы существенно адаптировали учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду. Применение ИКТ и мультимедийных-технологий в процессе обучения младших школьников-мигрантов представляются как инновационное направление эффективной социальной и языковой адаптации. ИКТ позволяют приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Я.А.Ваграменко, Е.П.Велихов, Г.Р.Громов,
В.И.Гриценко, Б.С.Гершунский, Д.В.Зарецкий, Е.В.Зворыгин, В.М.Монахов, Т.Б.Казиахмедов, О.А.Кривошеев, Ю.А.Первин, В.Ф.Шолохович, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А.П.Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча. [7] Изучением же проблемы исследования факторов успешной адаптации мигрантов занимались А.Г.Асмолов, Г.С.Витковская, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, О.Л. Проскурякова, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филиппова, В.К. Шаповалов и др [4, с. 32].
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». [36] Одной из важных сторон информатизации обучения является достижение нового высокого уровня качества школьного образования. Основной целью использования информационно - коммуникационных технологий в начальной школе является научить младших школьников решать нестандартные задачи, используя современное программное обеспечение, развивать умение работать с дополнительными материалами, строить алгоритмы, правильно выбирать источники дополнительного материала, владеть ИКТ компетентностью.
Перспективность использования информационных технологий связана, прежде всего, с увеличением мотивации учения детей за счет задействования множества наглядных средств, а так же, за счет использования групповых форм работ, где ученики-мигранты и их одноклассники будут достигать результаты сообща, развивая коммуникативные умения, что немаловажно в процессе адаптации детей-инофонов. Задействовав цифровые образовательные ресурсы в условиях общеобразовательной школы можно достигнуть визуализацию учебного процесса, и такие формы работы в классе, где ученики будут активными участниками познавательной деятельности. Для успешной и эффективной адаптации детей-мигрантов уроки построенные при помощи ИКТ - ценны, прежде всего, потому, что только так ученики научаться работать в команде, конструктивно контактировать с одноклассниками и носителями чужого для них языка для достижения цели. Что доказывает и доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области "Знание и понимание" и "Практические и презентационные навыки" по таким предметам как математика, а так же по научным и социальным дисциплинам [47].
Итак, в современных реалиях, когда большинство детей рождено в информационную эпоху, некорректно было бы использовать старые методы обучения, которые себя исчерпали. Данная тема является актуальной проблемой школьного образования, когда существует противоречие между готовностью детей к получению образования качественно на новом уровне и неготовностью самих школ к таким нововведениям. Каждый учитель сегодня должен уметь строить урок с использованием новых мультимедийных технологий, это касается не только презентаций к урокам, это так же видеоматериалы, электронное сопровождение к уроку, телекоммуникационные блоки, которые позволяют делиться опытом с другими странами, побыть на уроках у других учителей из других стран; устройства регистрации данных, которые существенно сократят время на обработку результатов; виртуальные конструкторы, позволяющие создавать символические модели реальности; тренажеры и тестовые среды, которые позволяют развить определенные навыки до автоматизма; комплексные обучающие пакеты, т.е. электронные учебники и т.д. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, информативно, интерактивно, позволяет всем ученикам работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учениками дифференцированно, индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что не сможет не сказаться на успешной и эффективной адаптации младших школьников, для которых язык преподавания является неродным.
Проблема исследования заключается в следующем: несмотря на актуальность для современной школы системы адаптации и обучения детей - мигрантов, использование ИКТ-технологий для развития речи и словесно логического мышления детей - мигрантов младшего школьного возраста остается незатронутой.
Цель работы: выявить эффективность использования информационно - коммуникационных технологий для развития речи и словесно-логического мышления детей - мигрантов в образовательном процессе языковой адаптации.
Объект исследования: особенности адаптации детей-мигрантов в процессе языковой адаптации.
Предмет исследования: эффективность использования
информационно-коммуникационных технологий для развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов младшего школьного в условиях адаптации.
Гипотезы исследования:
Развитие речи и словесно-логического мышления младших школьников-мигрантов будет эффективным при целенаправленном и систематическом использовании информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения и учете индивидуальных особенностей личности младших школьников-мигрантов.
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной педагогике к проблеме обучения и адаптации младших школьников-мигрантов;
2. Выявить образовательный и адаптационный потенциал ИКТ- технологий для детей мигрантов;
3. Выявить особенности развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов в процессе адаптации к новой образовательной среде;
4. Апробировать ИКТ-технологии для развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- Наблюдение;
- Интервью;
- Анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость: выявлены и описаны особенности информационно-коммуникационных технологий
сопровождения детей-мигрантов в условиях начальной школы; определены и проанализированы на качественном уровне компоненты социальной и языковой адаптации детей-мигрантов; разработана модель информационной технологии сопровождения детей для развития речи и словесно-логического мышления детей-инофонов.
На сегодняшний день, как никогда широко осмысливается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реорганизация начальной и средней школы, в условиях усилившейся миграции, обращает внимание на применение всех ресурсов и потенциалов, для роста эффективности учебно-воспитательного процесса, для успешной адаптации всех участников образовательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы применяются в области воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам обучения относятся информационно-коммуникационные технологии. На основании исследования, проведенного в рамках темы выпускной квалификационной работы, можно сделать ряд выводов, касающихся влияния информационно - коммуникационных технологий на развитие речи и словесно-логического мышления детей-инофонов в условиях языковой адаптации.
В качестве одной из наиболее значительных проблем, касающихся адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста, можно назвать проблему, которая находится в непосредственной взаимосвязи с языковым и социокультурным барьерами. Данные барьеры препятствуют успешному вовлечению детей-мигрантов младшего школьного возраста в разнообразные виды деятельности, носящие образовательный, культурно-досуговый и социальный характер, а так же успешной социализации всех детей.
В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются дети- мигранты младшего школьного возраста, можно назвать такие, как:
- сложность включения в другую культурную среду;
- трудности, связанные с освоением русского языка;
- отсутствие представлений о том, каковы нормы и основные культурные ценности общества Российской Федерации;
- отсутствие знаний, касающихся особенностей повседневного быта и норма общения в социуме;
- трудности с общением в коллективе учащихся и с педагогами;
- сложности с освоением учебного материала и т.д.
Дети-мигранты младшего школьного возраста не всегда легко могут интегрироваться в общество, культура которого кардинальным образом отличается от культуры того общества, в котором они были рождены и росли до определенного времени. Также необходимо отметить, что детям - мигрантам младшего школьного возраста крайне нелегко дается изменение своих психологических установок, и усвоение новых правил и норм поведения.
В качестве еще одной стороны описываемого процесса выступает включение детей-мигрантов младшего школьного возраста в местную детскую культуру, что должно происходить на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.
Описываемая адаптация вызывает необходимость введения в общеобразовательные учреждения новой схемы управления взаимодействием участников процесса образования, действие которой будет приходиться на период адаптации детей-мигрантов, а также необходимость создания для этого соответствующей нормативно-правовой базы.
Что касается использования информационно -коммуникационных технологий на занятиях, то необходимо отметить их высокую эффективность в том, что касается развития речи и словесно-логического мышления детей- мигрантов младшего школьного возраста, их включенности в коллектив и адаптации к реалиям начальной школы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Нами были рассмотрены и проанализированы основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной педагогике к проблеме обучения и адаптации младших школьников-мигрантов;
2) В ходе работы на основе анализа педагогической литературы было выявлено состояние разработанности данной проблемы исследования, было раскрыто значение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в условиях адаптации детей-мигрантов, выявлены особенности речевого развития и словесно-логичского мышления детей мигрантов в условиях адаптации к новой образовательной среде, апробированы ИКТ-технологии для развития речи и словесно-логического мышления и детей-мигрантов младшего школьного возраста.
3) В результате проведённого исследования гипотеза о том, что
если целенаправленно и систематически использовать информационно - коммуникационные технологии, учитывать индивидуальные особенности личности младших школьников-мигрантов, то развитие речи и словеснологического мышления младших школьников -мигрантов будет
эффективным, была подтверждена.
4) Помимо всего вышеперечисленного, необходимо отметить тот
факт, что у современных образовательных учреждений отсутствует готовность к тому, чтобы принимать таких учащихся и создавать им благоприятные условия для адаптации, причем вышесказанное касается как педагогического коллектива, у которых отсутствует необходимый опыт и навыки работы с детьми-мигрантами младшего школьного возраста, так и администрации образовательных учреждений, которая редко идет навстречу интересам мигрантов и их детей, а также и сверстников детей-мигрантов, которые являются представителями автохтонной группы и часто относятся с непониманием или даже враждебно к детям-мигрантам. Все
вышеперечисленное ведет к необходимости создания регламента и отработки алгоритма действий администрации образовательных учреждений и педагогического коллектива при поступлении ребенка из семьи мигрантов в образовательное учреждение начального образования.
В течение нашего экспериментального исследования нами были отобраны специальные сайты, для работы с детьми-инофонами, созданы и апробированы презентации-тренажеры для работы на уроках группами и индивидуально. Сайты: Проект «learningapps», сайты «Уря.ру»,
«rus4chld.pushkininstitute.ru», «Логозавр.ру», « Время говорить по -русски», «inofon.spb.ru», тренажеры: «Знакомство с Татарстаном», по русскому языку, по математике и окружающему миру. Так же совместно с классным руководителем класса была создан план ликвидации пробелов в знаниях конкретно для детей, у которых в течение эксперимента были низкие показатели словесно-логического мышления и развития речи.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Александров, Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г.Н. Александров // Информатика и образование. -М.: Россмэн, 2013. - 78с.
3. Акмалова А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. Пособие/ А.А.Акмалова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 220 с.
4. Артемьева (Посадова) Н.В. К проблеме адаптации детей современных мигрантов к образовательной среде (на примере Удмуртской республики) //Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №22 (351). - 131с.
5. Барканова О.В.,. Особенности социлизации детей младшего школьного возраста из семей мигрантов //Сибирский педагогический журнал/Барканова О.В., Петрищев В.И. - 2013. - №2. - 43с.
6. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2002.-352 с
7. Бубнов В.А., Информационные технологии на уроках в начальной школе// Информатика и образование/Толстова Г.С., Клемешова
O.E. — 2014. №5. — 85с.
8. Буковцова Н. И Инклюзивное образование детей с
ограниченными возможностями здоровья: проблемы и
перспективы//Инклюзивное образование: методология, практика,
технологии. - Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол. - пед. Ун - т; Редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ.- 2011.- 140с.
9. Бучилова И. А., Особенности социокультурной адаптации детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - 1321-1325с.
10. Верещагин Е.М., «Язык и культура». - М.: Индрик. - 2005. — 1038 с.
11. Верещагин, Е.М. Понятие «интерференция» в лингвистической и психологической литературе // Иностранные языки в высшей школе. - 1968. - №4. - 110с.
12. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов: 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Форум. - 2011. - 224 с.
13. Данилова М.В. Педагогическая поддержка учащихся-мигрантов в учебно-воспитательном процессе / под ред. В.А. Попова. - Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 187 с.
14. Дендебер И.А. Проблемы адаптации к развивающей
образовательной среде школы. Методы решения // Школа управления образовательным учреждением. - 2012. - №6. - С. 33-38.
15. Дергачева Л.М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр. // Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. / М., - 2006.- 320 с
16. Дюжакова М.В., Мязина О.Ю. Некоторые социально
педагогические аспекты работы с детьми-мигрантами // Известия Воронежского госпедуниверситета. Психология и педагогика: сб. науч. тр. / отв. ред. Ю.В. Юров. - Воронеж, 2012. - Т. 258. - 114с.
17. Железнякова Е.А. Дети мигрантов в современной российской школе: пути языковой адаптации //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. - №28. -778с.
18. Казаков Ю.Н. Инструментарий социальных технологий/ Учебное пособие под ред. А.А. Ильина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 261c.
19. Кирдяшова Е.В., Пшеничникова Н.А., Курков М.В. Кудьтура межличностного общения у младших школьников из семей мигрантов как
психолого-педагогическая проблема // Социально-психологическая
адаптация мигрантов в современном мире: материалы III Международной научно-практической конференции. - Пенза: Пензенский государственный университет; Педагогический институт им. В. Г. Белинского, 2016. - 84с.
20. Колин К.К. На пути к новой системе образования / ИФПИ РАЕН— М., 2013. - 94с.
21. Кравчук Н. Система международных органов в защите прав ребёнка"Заш,ити меня", - 2004. - № 1. - 32с.
22. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие/ В.А.Красильникова. - М.: ООО «Дом педагогики», 2006. - 231с.
23. Крившенко Л.П. Педагогика //Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. - 414с.
24. Куприянова В.Н. Из опыта педагогического сопровождения адаптации учащихся начальной школы из семей мигрантов дальнего зарубежья // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире.Материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В.В. Константинов. - М., 2014. - 97с.
25. Куприянова В.Н. Особенности адаптации млдших школьников к обучению из семей трудовых мигрантов //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. - 704с.
26. Лунина А.А. Социально-педагогическая работа с детьми мигрантами младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - 30с.
27. Макаров А.Я. Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде (на примере столичного мегаполиса): автореферат дисс. ... канд. социол. наук. - М, 2010. - 24 с.
28. Макусов Р.Я. Материалы Международной конференции «Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI». // Право и образование 1999, № 1. -132с.
29. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы
компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформы школы) - М.: Педагогика, 2010. — 192 с
30. Миронова Т.А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе // Молодой ученый. - 2015. - №4. - 662с.
31. Миязина О.Ю., Дендебер И.А. Адаптация детей-мигрантов к образовательной среде школы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - №2. - 192с.
32. Омельченко Е.Л. Адаптация детей мигрантов в школе. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского гос. ун-та, 2010. - 104 с.
33. Погребицкая Е.М. Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации //Пермский педагогический журнал. - 2015. - №7. -119с.
34. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др. / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
35. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
36. Приказ Минобразования РФ от 11-02-2002 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»
37. Проскурякин Р.В. Психологическая помощь мигрантам: учеб. пособие. - М.: Смысл, 2009. - 480 с.
38. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе
информационно- коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных
технологий, 2010. - 208 с.
39. Солдатова Г.У., Калиненко В.К., Кравцовой O.A., Прокофьева Т.Ю., Шайгеровой JI.A. Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
40. Спарк Р. и Берджесс Э. Социологические исследования Р. Спарка и Э. Берджесса- Электронный ресурс. - Режим доступа: http://studme.org Дата обращения: 26.02.2017.
41. Татарников А.Н., Татарникова Л.А. Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации: Учебное пособие. - Томск, 2008. - 96с.
42. Тихонова И.В., Куфтяк Е.В. Психологический анализ условий адаптации детей-мигрантов // Вестник КГУ имено Н.А. Некрасова. - 2007. - Том 13. - 159с.
43. Чанилова Н. Г. Педагогическое сопровождение как форма социального партнерства учеников проектного обучения / Мегапроект «развитие образования в России» М.: Просвещение, 2004. - 212с.
44. Чиршева Г.Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков (электронное издание). - СПб.: Златоуст, 2015. -448с.
45. Чурков А.А. Исследование учебной мотивации младших школьников-мигрантов в условиях современной образовательной ситуации // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - №2. - 53с.
46. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения / В. Ф. Шолохович // Информатика и образование. - 2012. - № 2. - С. 5-14
47. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ict.edu.ru. Дата обращения - 14.02.17
48. Использование информационных компьютерных технологий в
учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0901-5.htm. Дата обращения:
1.03.17.
49. Использование ИКТ на уроках в начальных классах. - 07.04.2017.
- Электронный ресурс. - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-
ispolzovanie-ikt-na-urokah-v-nachalnih-klassah-1758523.html. Дата обращения: 26.02.2017.
50. Профессиональный стандарт педагога. - Режим доступа: профстандартпедагога.рф. Дата обращения 18.02.2017
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - Электронный ресурс. - Режим доступа: минобрнауки.рф. Дата обращения: 18.04