ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ- МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты использования ИКТ в начальной школе для адаптации детей-мигрантов 8
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной
школе 8
1.2 Особенности процесса адаптации детей-мигрантов в начальной
школе 18
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-
мигрантов в процессе языковой адаптации 24
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов в процессе использования ИКТ 35
2.1 Результаты мониторинга развития речи и словесно-логического
мышления детей-мигрантов 35
2.2 Формирующий этап: использование ИКТ для развития речи и
словесно-логического мышления детей-мигрантов 45
2.3 Контрольное исследование развития речи и уровня развития
словесно-логического мышления детей-мигрантов 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты использования ИКТ в начальной школе для адаптации детей-мигрантов 8
1.1 Информационно-коммуникационные технологии в начальной
школе 8
1.2 Особенности процесса адаптации детей-мигрантов в начальной
школе 18
1.3 Особенности психолого-педагогического сопровождения детей-
мигрантов в процессе языковой адаптации 24
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов в процессе использования ИКТ 35
2.1 Результаты мониторинга развития речи и словесно-логического
мышления детей-мигрантов 35
2.2 Формирующий этап: использование ИКТ для развития речи и
словесно-логического мышления детей-мигрантов 45
2.3 Контрольное исследование развития речи и уровня развития
словесно-логического мышления детей-мигрантов 51
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что характерным признаком современной российской школы является ее полиэтничность, то есть многонациональный состав классов и как следствие, разная степень владения русским языком и общей культурой учеников. Рост численности детей-мигрантов с каждым годом является важной проблемой для российских общеобразовательных школ, которые часто бывают не готовы к приему иностранных граждан. Задача успешной адаптации детей, приехавших из других стран, стала решающей и требует серьезного внимания со стороны не только администрации школы, региона, но и государства. Ведь многие школы до сих пор не владеют надлежащим официальным статусом, который бы позволил привлечь высококвалифицированных специалистов, которые бы решили существующие проблемы адаптации детей-мигрантов.
Усилившиеся внутренние и внешние миграционные потоки в России затрагивают практически все элементы социума, включая обучение детей в школах. В школах дети мигрантов сталкиваются с большими трудностями, так как образовательная программа учреждения построена на неродном для них русском языке, который они начинают осваивать сразу, без специального обучения. Причем трудности, которые испытывают дети-мигранты, или иначе дети-инофоны, являются трудностями не только интеллектуального характера.
В связи с этим существует настоятельная необходимость в поиске новых форм, методов, средств обучения, которые бы существенно адаптировали учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду. Применение ИКТ и мультимедийных-технологий в процессе обучения младших школьников-мигрантов представляются как инновационное направление эффективной социальной и языковой адаптации. ИКТ позволяют приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Я.А.Ваграменко, Е.П.Велихов, Г.Р.Громов,
В.И.Гриценко, Б.С.Гершунский, Д.В.Зарецкий, Е.В.Зворыгин, В.М.Монахов, Т.Б.Казиахмедов, О.А.Кривошеев, Ю.А.Первин, В.Ф.Шолохович, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А.П.Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча. [7] Изучением же проблемы исследования факторов успешной адаптации мигрантов занимались А.Г.Асмолов, Г.С.Витковская, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, О.Л. Проскурякова, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филиппова, В.К. Шаповалов и др [4, с. 32].
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». [36] Одной из важных сторон информатизации обучения является достижение нового высокого уровня качества школьного образования. Основной целью использования информационно - коммуникационных технологий в начальной школе является научить младших школьников решать нестандартные задачи, используя современное программное обеспечение, развивать умение работать с дополнительными материалами, строить алгоритмы, правильно выбирать источники дополнительного материала, владеть ИКТ компетентностью.
Перспективность использования информационных технологий связана, прежде всего, с увеличением мотивации учения детей за счет задействования множества наглядных средств, а так же, за счет использования групповых форм работ, где ученики-мигранты и их одноклассники будут достигать результаты сообща, развивая коммуникативные умения, что немаловажно в процессе адаптации детей-инофонов. Задействовав цифровые образовательные ресурсы в условиях общеобразовательной школы можно достигнуть визуализацию учебного процесса, и такие формы работы в классе, где ученики будут активными участниками познавательной деятельности. Для успешной и эффективной адаптации детей-мигрантов уроки построенные при помощи ИКТ - ценны, прежде всего, потому, что только так ученики научаться работать в команде, конструктивно контактировать с одноклассниками и носителями чужого для них языка для достижения цели. Что доказывает и доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области "Знание и понимание" и "Практические и презентационные навыки" по таким предметам как математика, а так же по научным и социальным дисциплинам [47].
Итак, в современных реалиях, когда большинство детей рождено в информационную эпоху, некорректно было бы использовать старые методы обучения, которые себя исчерпали. Данная тема является актуальной проблемой школьного образования, когда существует противоречие между готовностью детей к получению образования качественно на новом уровне и неготовностью самих школ к таким нововведениям. Каждый учитель сегодня должен уметь строить урок с использованием новых мультимедийных технологий, это касается не только презентаций к урокам, это так же видеоматериалы, электронное сопровождение к уроку, телекоммуникационные блоки, которые позволяют делиться опытом с другими странами, побыть на уроках у других учителей из других стран; устройства регистрации данных, которые существенно сократят время на обработку результатов; виртуальные конструкторы, позволяющие создавать символические модели реальности; тренажеры и тестовые среды, которые позволяют развить определенные навыки до автоматизма; комплексные обучающие пакеты, т.е. электронные учебники и т.д. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, информативно, интерактивно, позволяет всем ученикам работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учениками дифференцированно, индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что не сможет не сказаться на успешной и эффективной адаптации младших школьников, для которых язык преподавания является неродным.
Проблема исследования заключается в следующем: несмотря на актуальность для современной школы системы адаптации и обучения детей - мигрантов, использование ИКТ-технологий для развития речи и словесно логического мышления детей - мигрантов младшего школьного возраста остается незатронутой.
Цель работы: выявить эффективность использования информационно - коммуникационных технологий для развития речи и словесно-логического мышления детей - мигрантов в образовательном процессе языковой адаптации.
Объект исследования: особенности адаптации детей-мигрантов в процессе языковой адаптации.
Предмет исследования: эффективность использования
информационно-коммуникационных технологий для развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов младшего школьного в условиях адаптации.
Гипотезы исследования:
Развитие речи и словесно-логического мышления младших школьников-мигрантов будет эффективным при целенаправленном и систематическом использовании информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения и учете индивидуальных особенностей личности младших школьников-мигрантов.
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной педагогике к проблеме обучения и адаптации младших школьников-мигрантов;
2. Выявить образовательный и адаптационный потенциал ИКТ- технологий для детей мигрантов;
3. Выявить особенности развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов в процессе адаптации к новой образовательной среде;
4. Апробировать ИКТ-технологии для развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- Наблюдение;
- Интервью;
- Анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость: выявлены и описаны особенности информационно-коммуникационных технологий
сопровождения детей-мигрантов в условиях начальной школы; определены и проанализированы на качественном уровне компоненты социальной и языковой адаптации детей-мигрантов; разработана модель информационной технологии сопровождения детей для развития речи и словесно-логического мышления детей-инофонов.
Усилившиеся внутренние и внешние миграционные потоки в России затрагивают практически все элементы социума, включая обучение детей в школах. В школах дети мигрантов сталкиваются с большими трудностями, так как образовательная программа учреждения построена на неродном для них русском языке, который они начинают осваивать сразу, без специального обучения. Причем трудности, которые испытывают дети-мигранты, или иначе дети-инофоны, являются трудностями не только интеллектуального характера.
В связи с этим существует настоятельная необходимость в поиске новых форм, методов, средств обучения, которые бы существенно адаптировали учащихся-мигрантов к вхождению в образовательную среду. Применение ИКТ и мультимедийных-технологий в процессе обучения младших школьников-мигрантов представляются как инновационное направление эффективной социальной и языковой адаптации. ИКТ позволяют приспособить процесс обучения к социальным и культурным особенностям обучаемых, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам.
Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Я.А.Ваграменко, Е.П.Велихов, Г.Р.Громов,
В.И.Гриценко, Б.С.Гершунский, Д.В.Зарецкий, Е.В.Зворыгин, В.М.Монахов, Т.Б.Казиахмедов, О.А.Кривошеев, Ю.А.Первин, В.Ф.Шолохович, С.Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер и др. Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли ученые под руководством академика А.П.Ершова, осуществлявшие работу по методическому и программному обеспечению компьютерного всеобуча. [7] Изучением же проблемы исследования факторов успешной адаптации мигрантов занимались А.Г.Асмолов, Г.С.Витковская, В.В.Гриценко, Н.М.Лебедева, В.Н.Павленко, О.Л. Проскурякова, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Е.И.Филиппова, В.К. Шаповалов и др [4, с. 32].
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». [36] Одной из важных сторон информатизации обучения является достижение нового высокого уровня качества школьного образования. Основной целью использования информационно - коммуникационных технологий в начальной школе является научить младших школьников решать нестандартные задачи, используя современное программное обеспечение, развивать умение работать с дополнительными материалами, строить алгоритмы, правильно выбирать источники дополнительного материала, владеть ИКТ компетентностью.
Перспективность использования информационных технологий связана, прежде всего, с увеличением мотивации учения детей за счет задействования множества наглядных средств, а так же, за счет использования групповых форм работ, где ученики-мигранты и их одноклассники будут достигать результаты сообща, развивая коммуникативные умения, что немаловажно в процессе адаптации детей-инофонов. Задействовав цифровые образовательные ресурсы в условиях общеобразовательной школы можно достигнуть визуализацию учебного процесса, и такие формы работы в классе, где ученики будут активными участниками познавательной деятельности. Для успешной и эффективной адаптации детей-мигрантов уроки построенные при помощи ИКТ - ценны, прежде всего, потому, что только так ученики научаться работать в команде, конструктивно контактировать с одноклассниками и носителями чужого для них языка для достижения цели. Что доказывает и доклад, сделанный Национальным институтом Мультимедии Образования в Японии, что ИКТ в области образования, при помощи программы интеграции, оказывает положительное влияние на успеваемость учащихся, особенно в области "Знание и понимание" и "Практические и презентационные навыки" по таким предметам как математика, а так же по научным и социальным дисциплинам [47].
Итак, в современных реалиях, когда большинство детей рождено в информационную эпоху, некорректно было бы использовать старые методы обучения, которые себя исчерпали. Данная тема является актуальной проблемой школьного образования, когда существует противоречие между готовностью детей к получению образования качественно на новом уровне и неготовностью самих школ к таким нововведениям. Каждый учитель сегодня должен уметь строить урок с использованием новых мультимедийных технологий, это касается не только презентаций к урокам, это так же видеоматериалы, электронное сопровождение к уроку, телекоммуникационные блоки, которые позволяют делиться опытом с другими странами, побыть на уроках у других учителей из других стран; устройства регистрации данных, которые существенно сократят время на обработку результатов; виртуальные конструкторы, позволяющие создавать символические модели реальности; тренажеры и тестовые среды, которые позволяют развить определенные навыки до автоматизма; комплексные обучающие пакеты, т.е. электронные учебники и т.д. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, информативно, интерактивно, позволяет всем ученикам работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учениками дифференцированно, индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения, что не сможет не сказаться на успешной и эффективной адаптации младших школьников, для которых язык преподавания является неродным.
Проблема исследования заключается в следующем: несмотря на актуальность для современной школы системы адаптации и обучения детей - мигрантов, использование ИКТ-технологий для развития речи и словесно логического мышления детей - мигрантов младшего школьного возраста остается незатронутой.
Цель работы: выявить эффективность использования информационно - коммуникационных технологий для развития речи и словесно-логического мышления детей - мигрантов в образовательном процессе языковой адаптации.
Объект исследования: особенности адаптации детей-мигрантов в процессе языковой адаптации.
Предмет исследования: эффективность использования
информационно-коммуникационных технологий для развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов младшего школьного в условиях адаптации.
Гипотезы исследования:
Развитие речи и словесно-логического мышления младших школьников-мигрантов будет эффективным при целенаправленном и систематическом использовании информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения и учете индивидуальных особенностей личности младших школьников-мигрантов.
Задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной педагогике к проблеме обучения и адаптации младших школьников-мигрантов;
2. Выявить образовательный и адаптационный потенциал ИКТ- технологий для детей мигрантов;
3. Выявить особенности развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов в процессе адаптации к новой образовательной среде;
4. Апробировать ИКТ-технологии для развития речи и словесно-логического мышления детей-мигрантов младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической, методической литературы;
- Наблюдение;
- Интервью;
- Анкетирование.
Теоретическая и практическая значимость: выявлены и описаны особенности информационно-коммуникационных технологий
сопровождения детей-мигрантов в условиях начальной школы; определены и проанализированы на качественном уровне компоненты социальной и языковой адаптации детей-мигрантов; разработана модель информационной технологии сопровождения детей для развития речи и словесно-логического мышления детей-инофонов.
На сегодняшний день, как никогда широко осмысливается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Реорганизация начальной и средней школы, в условиях усилившейся миграции, обращает внимание на применение всех ресурсов и потенциалов, для роста эффективности учебно-воспитательного процесса, для успешной адаптации всех участников образовательного процесса. Далеко не все педагогические ресурсы применяются в области воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам обучения относятся информационно-коммуникационные технологии. На основании исследования, проведенного в рамках темы выпускной квалификационной работы, можно сделать ряд выводов, касающихся влияния информационно - коммуникационных технологий на развитие речи и словесно-логического мышления детей-инофонов в условиях языковой адаптации.
В качестве одной из наиболее значительных проблем, касающихся адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста, можно назвать проблему, которая находится в непосредственной взаимосвязи с языковым и социокультурным барьерами. Данные барьеры препятствуют успешному вовлечению детей-мигрантов младшего школьного возраста в разнообразные виды деятельности, носящие образовательный, культурно-досуговый и социальный характер, а так же успешной социализации всех детей.
В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются дети- мигранты младшего школьного возраста, можно назвать такие, как:
- сложность включения в другую культурную среду;
- трудности, связанные с освоением русского языка;
- отсутствие представлений о том, каковы нормы и основные культурные ценности общества Российской Федерации;
- отсутствие знаний, касающихся особенностей повседневного быта и норма общения в социуме;
- трудности с общением в коллективе учащихся и с педагогами;
- сложности с освоением учебного материала и т.д.
Дети-мигранты младшего школьного возраста не всегда легко могут интегрироваться в общество, культура которого кардинальным образом отличается от культуры того общества, в котором они были рождены и росли до определенного времени. Также необходимо отметить, что детям - мигрантам младшего школьного возраста крайне нелегко дается изменение своих психологических установок, и усвоение новых правил и норм поведения.
В качестве еще одной стороны описываемого процесса выступает включение детей-мигрантов младшего школьного возраста в местную детскую культуру, что должно происходить на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.
Описываемая адаптация вызывает необходимость введения в общеобразовательные учреждения новой схемы управления взаимодействием участников процесса образования, действие которой будет приходиться на период адаптации детей-мигрантов, а также необходимость создания для этого соответствующей нормативно-правовой базы.
Что касается использования информационно -коммуникационных технологий на занятиях, то необходимо отметить их высокую эффективность в том, что касается развития речи и словесно-логического мышления детей- мигрантов младшего школьного возраста, их включенности в коллектив и адаптации к реалиям начальной школы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Нами были рассмотрены и проанализированы основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной педагогике к проблеме обучения и адаптации младших школьников-мигрантов;
2) В ходе работы на основе анализа педагогической литературы было выявлено состояние разработанности данной проблемы исследования, было раскрыто значение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в условиях адаптации детей-мигрантов, выявлены особенности речевого развития и словесно-логичского мышления детей мигрантов в условиях адаптации к новой образовательной среде, апробированы ИКТ-технологии для развития речи и словесно-логического мышления и детей-мигрантов младшего школьного возраста.
3) В результате проведённого исследования гипотеза о том, что
если целенаправленно и систематически использовать информационно - коммуникационные технологии, учитывать индивидуальные особенности личности младших школьников-мигрантов, то развитие речи и словеснологического мышления младших школьников -мигрантов будет
эффективным, была подтверждена.
4) Помимо всего вышеперечисленного, необходимо отметить тот
факт, что у современных образовательных учреждений отсутствует готовность к тому, чтобы принимать таких учащихся и создавать им благоприятные условия для адаптации, причем вышесказанное касается как педагогического коллектива, у которых отсутствует необходимый опыт и навыки работы с детьми-мигрантами младшего школьного возраста, так и администрации образовательных учреждений, которая редко идет навстречу интересам мигрантов и их детей, а также и сверстников детей-мигрантов, которые являются представителями автохтонной группы и часто относятся с непониманием или даже враждебно к детям-мигрантам. Все
вышеперечисленное ведет к необходимости создания регламента и отработки алгоритма действий администрации образовательных учреждений и педагогического коллектива при поступлении ребенка из семьи мигрантов в образовательное учреждение начального образования.
В течение нашего экспериментального исследования нами были отобраны специальные сайты, для работы с детьми-инофонами, созданы и апробированы презентации-тренажеры для работы на уроках группами и индивидуально. Сайты: Проект «learningapps», сайты «Уря.ру»,
«rus4chld.pushkininstitute.ru», «Логозавр.ру», « Время говорить по -русски», «inofon.spb.ru», тренажеры: «Знакомство с Татарстаном», по русскому языку, по математике и окружающему миру. Так же совместно с классным руководителем класса была создан план ликвидации пробелов в знаниях конкретно для детей, у которых в течение эксперимента были низкие показатели словесно-логического мышления и развития речи.
В качестве одной из наиболее значительных проблем, касающихся адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста, можно назвать проблему, которая находится в непосредственной взаимосвязи с языковым и социокультурным барьерами. Данные барьеры препятствуют успешному вовлечению детей-мигрантов младшего школьного возраста в разнообразные виды деятельности, носящие образовательный, культурно-досуговый и социальный характер, а так же успешной социализации всех детей.
В качестве основных проблем, с которыми сталкиваются дети- мигранты младшего школьного возраста, можно назвать такие, как:
- сложность включения в другую культурную среду;
- трудности, связанные с освоением русского языка;
- отсутствие представлений о том, каковы нормы и основные культурные ценности общества Российской Федерации;
- отсутствие знаний, касающихся особенностей повседневного быта и норма общения в социуме;
- трудности с общением в коллективе учащихся и с педагогами;
- сложности с освоением учебного материала и т.д.
Дети-мигранты младшего школьного возраста не всегда легко могут интегрироваться в общество, культура которого кардинальным образом отличается от культуры того общества, в котором они были рождены и росли до определенного времени. Также необходимо отметить, что детям - мигрантам младшего школьного возраста крайне нелегко дается изменение своих психологических установок, и усвоение новых правил и норм поведения.
В качестве еще одной стороны описываемого процесса выступает включение детей-мигрантов младшего школьного возраста в местную детскую культуру, что должно происходить на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.
Описываемая адаптация вызывает необходимость введения в общеобразовательные учреждения новой схемы управления взаимодействием участников процесса образования, действие которой будет приходиться на период адаптации детей-мигрантов, а также необходимость создания для этого соответствующей нормативно-правовой базы.
Что касается использования информационно -коммуникационных технологий на занятиях, то необходимо отметить их высокую эффективность в том, что касается развития речи и словесно-логического мышления детей- мигрантов младшего школьного возраста, их включенности в коллектив и адаптации к реалиям начальной школы.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) Нами были рассмотрены и проанализированы основные подходы и критерии в отечественной и зарубежной педагогике к проблеме обучения и адаптации младших школьников-мигрантов;
2) В ходе работы на основе анализа педагогической литературы было выявлено состояние разработанности данной проблемы исследования, было раскрыто значение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе в условиях адаптации детей-мигрантов, выявлены особенности речевого развития и словесно-логичского мышления детей мигрантов в условиях адаптации к новой образовательной среде, апробированы ИКТ-технологии для развития речи и словесно-логического мышления и детей-мигрантов младшего школьного возраста.
3) В результате проведённого исследования гипотеза о том, что
если целенаправленно и систематически использовать информационно - коммуникационные технологии, учитывать индивидуальные особенности личности младших школьников-мигрантов, то развитие речи и словеснологического мышления младших школьников -мигрантов будет
эффективным, была подтверждена.
4) Помимо всего вышеперечисленного, необходимо отметить тот
факт, что у современных образовательных учреждений отсутствует готовность к тому, чтобы принимать таких учащихся и создавать им благоприятные условия для адаптации, причем вышесказанное касается как педагогического коллектива, у которых отсутствует необходимый опыт и навыки работы с детьми-мигрантами младшего школьного возраста, так и администрации образовательных учреждений, которая редко идет навстречу интересам мигрантов и их детей, а также и сверстников детей-мигрантов, которые являются представителями автохтонной группы и часто относятся с непониманием или даже враждебно к детям-мигрантам. Все
вышеперечисленное ведет к необходимости создания регламента и отработки алгоритма действий администрации образовательных учреждений и педагогического коллектива при поступлении ребенка из семьи мигрантов в образовательное учреждение начального образования.
В течение нашего экспериментального исследования нами были отобраны специальные сайты, для работы с детьми-инофонами, созданы и апробированы презентации-тренажеры для работы на уроках группами и индивидуально. Сайты: Проект «learningapps», сайты «Уря.ру»,
«rus4chld.pushkininstitute.ru», «Логозавр.ру», « Время говорить по -русски», «inofon.spb.ru», тренажеры: «Знакомство с Татарстаном», по русскому языку, по математике и окружающему миру. Так же совместно с классным руководителем класса была создан план ликвидации пробелов в знаниях конкретно для детей, у которых в течение эксперимента были низкие показатели словесно-логического мышления и развития речи.



