Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки. .6
1.1 Понятие товарного знака и его правовая охрана в России...6
1.2 Механизм защиты прав на товарные знаки таможенными органами 14
1.3 Особенности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки 22
Глава 2 Анализ практической деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки 30
2.1 Анализ практики декларирования и контроля за
перемещением через таможенную границу России товаров, содержащих товарные знаки 30
2.2 Анализ результатов правоприменительной практики
таможенных органов при перемещении товаров, содержащих товарные знаки 37
2.3 Оценка эффективности таможенного контроля товаров,
содержащих товарные знаки 53
Глава 3 Проблемы и перспективы повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки 61
3.1 Проблемы защиты таможенными органами прав на
товарные знаки на современном этапе 61
3.2 Рекомендации по повышению эффективности таможенного
контроля товаров, содержащих товарные знаки 67
Заключение 74
Список сокращений 79
Список использованных источников 80
Приложения 8
На сегодняшний день в мире каждый год производится и реализуется огромное количество контрафактных товаров. Без согласия правообладателей товарных знаков в значимых объемах осуществляется перемещение контрафакта через таможенную границу. Помимо контрафакта также распространены случаи неправомерного перемещения товаров, маркированных товарными знаками, но ввозимых на таможенную территорию без соответствующей санкции правообладателя товарного знака. По оценкам экспертов объем незаконного контрафактной продукции на российском потребительском рынке превышает 2,5 трлн руб. в год, что составляет порядка 10 % совокупного розничного товарооборота [51]. Уровень контрафакта на рынке отдельной страны или экономического союза стран, оказывает значимое влияние на привлекательность данной территории для инвестиций, как для местных так и для иностранных предпринимателей, предопределяя неблагоприятные условия как для экономики, так и для населения. Так, при высоком уровне контрафакта на рынке, правообладатели товарных знаков попадают в сложную ситуации, при которой они вынуждены конкурировать с более дешевой контрафактной продукцией, производители и продавцы которой, как правило, не инвестируют свои средства в развитие бренда, не предоставляют потребителям таких товаров необходимого послепродажного обслуживания. Неправомерно ввезенная продукция может быть как поддельной (собственно контрафактной), так и оригинальной, но поступающей на таможенную территорию в обход лицензии правообладателя, которая предоставляется официальным дилерам. В описанной выше ситуации несут потери не только законные правообладатели товарных знаков и их дистрибьюторы, недополучающие часть прибыли, но также и потребители контрафактной продукции, которые, приобретая поддельный товар, не получают надлежащего послепродажного обслуживания и гарантии производителя, вынуждены в последствие существенно переплачивать за ремонт товара, не говоря уже о том, что некоторые виды контрафактной продукции, такие, например как фармацевтические товары, продукты питания и др. могут нанести вред жизни, здоровью и безопасности потребителей.
Таким образом, представляется очевидным, что контрафактная продукция, составляя значительную долю на потребительском рынке, представляет значимую угрозу для экономики и опасность для жизни, безопасности и здоровья граждан. Несмотря на активную работу государственных органов стран-участниц Евразийского экономического союза в борьбе с распространением контрафактных товаров и консолидацию усилий в этом направлении, объемы оборота контрафактной продукции ежегодно увеличиваются. В сложившихся условиях следует как на национальном, так и межгосударственном уровне предпринимать адекватные меры по формированию эффективной системы таможенной защиты прав на товарные знаки на всей территории Евразийского экономического союза.
Итак, выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен важностью таможенного контроля для защиты отечественного рынка от контрафактной продукции, рост объемов которой на рынке оказывает значимое неблагоприятное влияние на экономику страны, жизнь, безопасность и здоровье граждан.
Различные аспекты повышение эффективности таможенного контроля при незаконном использовании товарных знаков исследованы в работах отечественных ученных: С. А. Агамагомедовой, В. В. Белова, Г. В. Виталиева, Г. М. Денисова, А. Г. Ворожейкиной, И. А. Гокинаевой, Ю. А. Папочкиной, С. А. Жерягина, А. И. Красновой, А. И. Чечиной, С. В. Белозеровой, С. П. Гришаева и др.
Объектом исследования в работе выступает механизм защиты прав на товарные знаки таможенными органами.
Предметом исследования является анализ и оценка эффективности таможенного контроля при незаконном использовании товарных знаков и определение путей его совершенствования.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании рекомендаций по повышению эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследования эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки;
- провести анализ практической деятельности таможенных органов по организации таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки;
- выявить проблемы и определить перспективы повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки.
В процессе исследования использовались системный и логический подходы, в частности такие методы как дедукция, индукция, синтез и анализ, а также классификация, обобщение, группировка и иные методы научного познания.
Информационной основой исследования стали международные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты России, нормативные правовые акты зарубежных государств, материалы судебной практики, а также данные таможенной статистики.
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
В работе были исследованы теоретические и практические аспекты повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки.
В ходе изучения теоретических аспектов эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки было исследовано содержание понятия товарного знака, а также дана общая характеристика его правовой охраны в России. В наиболее общем смысле под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. К основным функциям товарного знака можно отнести следующие: индивидуализирующую,
информационную, гарантийную, рекламную, ограничительную, охранительную. Правовая охрана товарных знаков в России осуществляется на основании их регистрации в уполномоченном федеральном органе (Роспатент). Право на товарный знак - это исключительное право. Его исключительность подразумевает право на распоряжение и использование товарного знака любым не противоречащим закону способом, а также право на разрешение или запрещение такого использования иными лицами.
В работе была дана общая характеристика таможенного механизма защиты прав на товарные знаки. Сделан вывод о том, что основой современного механизм защиты прав на товарные знаки таможенными органами выступает формирование и ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы России. Нормы таможенного законодательства ориентированы в первую очередь на формирование активной позиции у правообладателей товарных знаков, формирование у них стимулов для включения принадлежащих им ОИС в таможенные реестры, с целью обеспечить им надлежащую правовую защиту при перемещении товаров через таможенную границу.
Также в теоретической части работы были выделены особенности таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих товарные знаки: Во-первых, таможенный контроль в рамках защиты прав правообладателей товарных знаков осуществляется Федеральной таможенной службой в отношении всех объектов контроля, с учетом того, что трансграничному перемещению подлежит товар, содержащий товарный знак, что несколько сужает область охвата такого контроля. Во-вторых, важной особенностью таможенного контроля товаров, содержащих товарный знак является соотношение документального и фактического контроля на различных этапах его осуществления. При таможенном контроле до выпуска товаров таможенные органы проводят документальный и фактический контроль, применяя при этом меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. Последующий контроль в рассматриваемом направлении осуществляется только в виде документального контроля, а меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не применяются. В-третьих, отличительной особенностью таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих товарный знак, является сам институт приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных. В-четвертых, к особенностям таможенного контроля за оборотом товаров, содержащих товарный знак, можно отнести то, что он применяется в сочетании с экспортным контролем.
В практической части работы был проведен анализ результатов правоприменительной практики таможенных органов при перемещении товаров, содержащих товарные, по результатам которого были сделаны следующие выводы:
- отмечена положительная тенденция роста активности правообладателей по защите своих прав и законных интересов через таможенный реестр. Об этом свидетельствует динамика количества товарных знаков в таможенном реестре. Так, за 2013-2018 гг. количество товарных знаков в реестре возросло на 62,5 % (среднегодовой темп прироста составил 10,19 %);
- сделано заключение о том, что санкционная политика стран Европейского Союза, США и ряда других стран по отношению к России, а также снижение курса рубля к основным мировым валютам приводят к росту объемов контрафактной продукции. Так, за 2013-2018 гг. количество выявленной контрафактной продукции увеличилось на 6,8 млн ед. или на 72,3% и составило в 2018 г. 16,2 млн ед.;
- отмечен рост общественной значимости проводимой таможенными органами работы в сфере защиты прав правообладателей товарных знаков. За анализируемый период (2013-2018 гг.) объем предотвращенного ущерба правообладателей существенно вырос на 1,8 млрд руб. или на 36 %.
Для оценки эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки была предложена и обоснована методика расчета интегрального показателя эффективности данного направления работы таможенных органов. Проведенная на основе данного показателя оценка эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки в 2013-2018 гг. позволила сделать вывод о снижении эффективности таможенного контроля. Так, интегральный показатель эффективности снизился с 3,75 в 2013 г. до 3,5 в 2018 г. Это свидетельствует о наличии значительного потенциала для повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки.
На основе проведенного в работе анализа был выявлен ряд проблем связанных с защитой прав правообладателей и были определены пути их решения. Одним из наиболее важных и проблемных аспектов защиты таможенными органами прав на товарные знаки на современном этапе является вопрос легализации параллельного импорта. Исследование данной проблемы показало, что основным минусом легализации параллельного импорта станет рост зависимости отечественной экономики от импорта, ухудшение экономического положения отечественных товаропроизводителей ввиду возросшей конкуренции, рост уровня контрафакта. Учитывая существенные негативные последствия для российской экономики от легализации параллельного импорта, было рекомендовано сохранить региональный принцип исчерпания прав на товарный знак.
Следующей значимой проблемой повышения эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки, на наш взгляд, является недостаточная степень унификации и гармонизации национального законодательства стран участниц Евразийского экономического союза. Для решения данной проблемы было рекомендовано внести в действующее законодательство стран Евразийского экономического союза следующих изменений:
— внедрить принцип «ex officio» в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза в качестве меры, обязательной к применению для всех государств-членов Евразийского экономического союза;
— максимально унифицировать гражданское
законодательство стран-участниц Евразийского экономического союза, а также обеспечить единые принципы регулирования;
— ввести систему преференции для нерезидентов из стран- участниц Евразийского экономического союза по аналогии с резидентами (в части оплаты пошлин при оформлении охранных документов и поддержании их в силе);
— изменить порядок и обеспечить переход на единую согласованную шкалу уплаты пошлины за регистрацию сделок, предусматривающие использование прав на товарные знаки на территории ЕАЭС;
— обеспечить уведомительный порядок регистрации договоров по распоряжению исключительными правами на товарные знаки в национальных патентных ведомствах стран- участниц Евразийского экономического союза.
Для решения проблемы низкой активности правообладателей при взаимодействии с таможенными органами нами рекомендовано полностью отменить обязанность по страхованию гражданской ответственности правообладателя товарного знака, либо существенно уменьшить страховую сумму.
Для решения проблемы недостаточной эффективностью формирования и использования таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности предлагается внесение изменений в Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра ОИС в части упрощения процедуры внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр [10]. Одним из таких изменений должен стать переход на регистрацию объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС в электронном виде, что позволит значительно ускорить и упростить процедуру включения объекта в реестр для правообладателей.
Для решения проблемы отсутствия комплексного показателя для оценки эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки в аналитической части работы нами была предложена методика расчета интегрального показателя эффективности таможенного контроля товаров, содержащих товарные знаки учитывающего наиболее важные аспекты составляющие такого контроля: результативность формирования и использования таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; результативности работы по выявлению и привлечению правонарушителей к административной ответственности; объемы предотвращенного ущерба правообладателей. Использование данной методики, позволит объективно оценивать результаты работы таможенных органов в сфере защиты прав правообладателей товарных знаков.
Итак, комплексная реализация предлагаемых рекомендаций по совершенствованию механизма таможенной защиты прав правообладателей товарных знаков таможенными органами, по нашему мнению, позволит обеспечить полноценное и эффективное его функционирование в условиях Евразийского экономического союза.
1. Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (ред. от 15.03.2018). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза : приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
4. О форме декларации на товары и порядке ее заполнения (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары») : решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 (ред. от 17.12.2019). Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006. № 230-ФЗ (ред. от 18.08.2019). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
8. Об экспортном контроле : федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2019). Доступ из справочно¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
9. По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 1252, статьи 1487 и пунктов 1, 2 и 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «ПАГ» : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. № 8-П // Российская газета. 2018 г. 22 февраля.
10. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности : приказ ФТС России от 28.01.2019 г. № 131. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
11. Об утверждении Правил составления, подачи и
рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по
государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков : приказ
Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482 (ред. от 12.03.2018). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (утратил силу). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
13. О сближении законодательств государств-членов в отношении товарных знаков и знаков обслуживания : директива № 2008/95/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 22 октября 2008 г. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 06.04.2020).
14. Агамагомедова С. А. Государственная услуга по
ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: новеллы административно-правового
регулирования // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2020. №. 2. С. 64-72.
15. Агамагомедова С. А. Критерии оценки деятельности таможенных органов РФ // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 3. C. 4-13.
16. Агамагомедова С. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и административные барьеры // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2016. №. 9. С. 13¬20.
17. Агамагомедова С. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых физическими лицами // Хозяйство и право. 2015. №. 7. С. 103-110.
контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2015. №. 1. С. 22-27.
19. Агамагомедова С. А. Механизм защиты
исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами при трансграничном перемещении // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 4. С. 45-51.
20. Арестова Е. Н., Крюкова Н. И., Никольская А. Г. Особенности квалификации и расследования преступлений в сфере таможенного дела : монография. М.: Юрайт, 2020. 243 с.
21. Белов В. В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: монография. М.: Юрист, 2019. 288 с.
22. Ворожейкина А. Г. Совершенствование методических
основ организации таможенного контроля за перемещением через таможенную границу РФ товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности : автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и упр. нар. хоз-вом (экономика, орг. и упр. предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность) / ГОУ ВПО
««Российская таможенная академия». Москва, 2015. 26 с.
23. Гокинаева И. А., Папочкина Ю. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. №. 2. С. 141-143.
24. Джабиев А. П. Основы таможенного дела : учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 489 с.
25. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Лезина М. Л. Статистика : учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 374 с.
26. Духницкий П.С., Кулешов А.В. Анализ возможностей автоматизации процессов таможенного контроля // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1. С. 48-50.
27. Емельянченко В. А., Игнатенко Т. О., Матвеева Н. В. Основные проблемы осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь // Научные достижения и открытия современной молодёжи: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 17 мая 2019 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 128-131.
28. Жерягин С. А. Механизм защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза. Современное состояние и методы совершенствования // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 3. С. 82-88.
29. Рабец А. П. Правовая охрана товарных знаков в России : монография. М.: Изд-во «Юридический центр», 2017. 460 с.
30. Иванова Е. Г. История развития понятия товарного знака и его функций // Юридическая наука. 2015. № 3. С. 48-51.
31. Исаева А. А., Кудюрова А. В., Михайлова С.Г. Взаимодействие таможни и бизнес-структур в форме таможенного контроля: проблемы и пути их решения в новых экономических условиях // Развитие науки в современном мире: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 11 июня 2019 г. Душанбе: НИЦ «Мир науки», 2019. С. 130-134.
32. Клейменова А. Н. Таможенный контроль после выпуска товаров : монография. М.: Юрайт, 2020. 130 с.
33. Костылева С. О. Роль таможенных органов в осуществлении таможенного контроля за незаконным перемещением объектов интеллектуальной собственности // Теневая Экономика. 2017. № 2. С. 83-88.
34. Краснова А. И., Чечина А. И. Анализ современного состояния практики таможенного декларирования и таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности // Ученые записки Санкт- Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 18-23.
35. Колесникова Я. М. Понятие товарного знака и знака обслуживания // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: сборник научных статей по материалам международной студенческой научно¬теоретической конференции 24 мая 2017 г. В 2-х ч. Часть 1 / под ред. О. А. Ковалева. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2017. 240 с.
36. Крюкова Н. И., Арестова Е. Н. Квалификация и
расследование преступлений в сфере таможенного дела : монография. М.: Юрайт, 2020. 223 с.
37. Лузина Т. В., Решетникова С. С. Организация делопроизводства в таможенных органах. М.: Юрайт, 2020. 273 с.
38. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС : учебник для вузов . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 376 с.
39. Очирова, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 298 с.
40. Покровская В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 293 с.
41. Покровская В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 341 с.
42. Старовойтова Е. Н., Долидович О. М. История таможенного дела и таможенной политики России : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 159 с.
43. Белозерова С. В. Анализ выполнения критериальных показателей эффективности деятельности таможенного органа [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер. Экономика. 2015. № 10. URL: http://abiturient.ncstu.ru(дата обращения 06.04.2020 г.).
44. Гришаев С. П. Правовая охрана товарных знаков [Электронный ресурс] // Подготовлен для системы Консультант-Плюс. URL: http://www.library.ru/help/docs/n46817/ tzo.doc (дата обращения 06.04.2020 г.).
45. Легализация параллельного импорта поможет в реализации нацпроекта по развитию малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАС РФ. URL: https://fas.gov.ru/news/27672(дата обращения 06.04.2020 г.).
46. Общие сведения о ФГБУ «ФАПРИД» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФГБУ «ФАПРИД». URL: https://www.faprid.ru/about/(дата обращения 06.04.2020 г.).
47. Параллельный импорт: за и против [Электронный ресурс] // Право.га. URL: https://pravo.ru/story/206261/(дата обращения 06.04.2020 г.).
48. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС РФ. URL: https://clck.ru/NLWfy(дата обращения 06.04.2020 г.).
49. Таможенный реестр объектов интеллектуальной
собственности ФТС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС РФ. URL:
http://customs.ru/registers/objects-intellectual-property(дата обращения 06.04.2020 г.).
50. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Республики Казахстан[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан. URL: https://clck.ru/NMCgb(дата обращения 06.04.2020 г.).
51. Фомченко Т. Необъяснимо, но контрафакт [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://clck.ru/ NMPES