Введение 3
Глава 1 Научно - методические основы развития гибкости у легкоатлетов 10¬12 лет 5
1.1. Возрастные особенности развития детей 10-12 лет 5
1.2. Гибкость и факторы, влияющие на ее развитие 10
1.3. Средства и методика развития гибкости 14
1.4. Характеристика развития гибкости у прыгунов в высоту 21
Глава II. Методы и организация исследования 23
2.1. Методы исследования 23
2.2. Организация исследования 26
Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту 28
3.1. Характеристика экспериментальных комплексов упражнений по развитию гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту 28
3.2. Анализ эффективности применения комплексов по развитию гибкости у
легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту 29
Выводы 37
Список использованной литературы
Гибкость - это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется способностью выполнять движения с большой амплитудой и степенью подвижности звеньев опорно - двигательного аппарата. Это физическое качество необходимо развивать с детства и систематически.
Внешнее проявление гибкости отражает внутреннее изменения в суставах, мышцах, сердечно - сосудистой системе. Хорошая гибкость позволяет легко выполнять различные упражнения и технические элементы, а также гибкость предохраняет от травм.
Это физическое качество часто снижается с годами, особенно после достижения половой зрелости. Поэтому совершенствование гибкости является обязательным компонентом тренировочного процесса на всех этапах физической подготовки спортсменов. Прыгуну в высоту нужна хорошая гибкость [19,6].
Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: методике и теории физического воспитания, биомеханике, анатомии, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости важно определить подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно - следственную связь всех сторон изучаемого качества.
Нами была выбрана тема исследования: «Развитие гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту».
Объектом исследования является тренировочный процесс развития гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту.
Предметом исследования является - комплекс пассивно - статических упражнений с партнером, направленный на развитие гибкости у легкоатлетов 10-12 лет, специализирующихся на прыжках в высоту.
Цель работы: определить эффективность применения комплекса пассивно - статических упражнений с партнером, направленный на развитие гибкости у легкоатлетов 10-12 лет, специализирующихся на прыжках в высоту.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) разработать и апробировать комплексы упражнений по развитию гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту;
3) выявить эффективность разработанных комплексов упражнений по развитию гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту.
Гипотеза: предполагалось, что развитие гибкости у легкоатлетов 10-12 лет специализирующихся на прыжках в высоту будет проходить более эффективно, если на каждом занятии будет применяться комплекс пассивных статических упражнений с партнером.
Методы исследования. Для решения задач применялись следующие методы исследования: анализ литературных источников; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент, тестирование; методы математической статистики.
База исследования: МБУДО ДЮСШ №2 г. Белгорода.
1. В результате анализа и обобщения литературных источников установлено, что у легкоатлетов возрасте 10-12 лет имеются благоприятные предпосылки для развития гибкости, а также совершенствование гибкости является обязательным компонентом тренировочного процесса на всех этапах физической подготовки прыгунов в высоту.
2. С целью определения развития гибкости у легкоатлетов были отобраны тесты, имеющие место в практике. Это тест на определение подвижности позвоночного столба; тест на определение подвижности тазобедренного сустава.
3. Для развития гибкости были разработаны комплексы пассивных статических упражнений с партнером учитывающие возрастные и индивидуальные особенности развития спортсменов. Комплексы упражнений применялись в рамках повторного метода, на каждом занятии.
4. Полученные результаты, позволяют утверждать, что до начала формирующего этапа педагогического эксперимента экспериментальная и контрольная группы находятся в равной степени подготовленности. Проверка достоверности по формуле t- критерия Стьюдента показала, что достоверных различий в показателях экспериментальной и контрольных групп нет (p >0,05).Таким образом, это дает нам основания считать исходные показатели развития гибкости у испытуемых экспериментальной и контрольной групп равными. Статистическая обработка контрольных измерений после эксперимента показала, что во всех группах произошло улучшение результатов. Однако наилучшие показатели выявлены у испытуемых экспериментальной группы.