Есть приложения (Примерные этические беседы для старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» и Перечень мультфильмов, формирующих духовно-нравственные ценности).
Если в данной работе подставить нужной название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 4
1 Теоретические аспекты развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста 5
Духовно-нравственные качества личности как основа нравственного развития личности 5
1.2 Особенности развития духовно-нравственных качеств у детей в старшем дошкольном возрасте 9
2 Организация воспитательной работы по духовно-нравственного развитию старших дошкольников 13
2. 1 Исторические аспекты и современное состояние духовно-нравственного воспитания дошкольников 13
2.1 Методы и средства воспитания духовно-нравственных качеств у старших дошкольников 19
Список использованных источников 29
Приложение 1 33
Приложение 2 36
Актуальность темы курсовой работы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности, ориентированной на нравственно значимые общечеловеческие ценности и нормы поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения объявлено приоритетным в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В частности, в данном документе сказано, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является «обеспечение духовно-нравственного воспитания, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям».
Все вышесказанное подтверждает необходимость подробного изучения темы исследования.
Цель исследования: изучение процесса развития духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были сформулированы задачи:
1. Дать характеристику духовно-нравственным качествам личности.
2. Выявить особенности развития духовно-нравственных качеств у старших дошкольников.
3. Проанализировать историю и современное состояние духовно-нравственного воспитания дошкольников.
4. Определить методы и средства воспитания духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Объект исследования – духовно-нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – развитие духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методической основой для изучения темы исследования послужили основополагающие труды в области педагогики, психологии и философии. В качестве источников выступили нормативные акты и программные материалы в образовательной сфере. Необходимо отметить немногочисленность исследований по духовно-нравственному воспитанию, к таким авторам относятся: О.А. Бахчиева, Д.О. Горшкова, М.А. Долгая, А.Н. Коваль,
Н.В. Кондрашова. В этой связи нужно отметить О.М. Потаповскую, которая исследовала данный вопрос в историческом и методологическом аспектах.
Методология и задачи работы обусловили применение комплекса методов сбора и анализа информации. Прежде всего, нужно указать на общенаучные методы, такие как системно-структурный и системно-функциональный, которые позволили определить место духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, этапы его развития и внутреннюю структуру.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников. В приложении представлены материалы, иллюстрирующие основные положения работы.
Важность формирования духовно-нравственных качеств личности объясняется тем, что современный человек живет в окружении множества источников воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые влияют на сферу нравственности. Для современного общества характерен кризис духовности, поэтому ее развитие должно стать приоритетными в системе образования.
Анализ трудов в области педагогики, психологии и философии, позволил сделать вывод о сложности понятия духовно-нравственного развития. Составляющими данной категории являются нравственность и духовность.
Несмотря на имеющиеся различия, эти понятия тесно взаимосвязаны. С помощью нравственных чувств человек делает правильный моральный выбор, духовность же ориентирует его на высшие ценности. Духовность, таким образом, является основой нравственности.
Совокупность усвоенных моральных норм, принципов и правил, которые человек применяет добровольно и правильно, называется духовно-нравственными качествами. Процесс по развитию указанных качеств нужно начинать в дошкольном возрасте. Каждый из возрастных периодов дошкольного детства имеет свои особенности. Что касается старшего дошкольного возраста, то в это время ребенок наиболее восприимчив к духовно-нравственному воспитанию. В качестве важнейших достижений можно назвать осознание собственного «Я», своего положения в обществе. Формирование духовно-нравственных качеств происходит в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности. Развитие духовно-нравственных качеств происходит в процессе воспитания
Как отдельное направление воспитания, духовно-нравственное выделилось относительно недавно. Однако изучением данного явления занимались исследователи в различные исторические периоды.
Основоположником дошкольного духовно-нравственного воспитания в считается Я.А. Каменский. Теоретические и методические аспекты данного направления были определены им в работе «Материнская школа». Методологической основой в современной российской педагогике является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Процесс духовно-нравственного воспитания характеризуется развитием:
нравственных представлений, нравственных чувств и нравственного поведения. В соответствии с указанными направлениями развития, выделяют три группы педагогических методов: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнения, пример); методы формирования нравственного сознания (убеждения, рассказ, разъяснение, этические беседы); методы стимулирования чувств и отношения (поощрения, наказания). В качестве современного инновационного метода формирования духовных качеств был выделен метод проектов. выбор указанного метода, как наиболее эффективного, обусловлен возрастными и индивидуальн0-психологическими особенностями старших дошкольников.
В воспитательном процессе используются различные средства, среди которых выделяются художественные средства, природные объекты, собственная деятельность и окружающая обстановка.
Таким образом, в результате исследования была охарактеризована сущность процесса духовно-нравственного развития, выделены возрастные и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
В результате изучения педагогической литературы определены наиболее эффективные методы и средства для развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника.
На основании вышеизложенного, можно заключить, что все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.05.2018)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт<неи дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – с. 9-14.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html, свободный.- (дата обращения 20.03.2019)
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html, свободный.- (дата обращения 21.03.2019)
5. Аблитарова А. Р. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств/ А.Р. Аблитарова, А.О. Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С. 9-11
6. Артюхова Е. С. Основные направления в формирования духовно-нравственной личности / Е.С. Артюхова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2012.- № 3. - С.26–28
7. Баранова С. П. Педагогика / С.П. Баранова, В.А. Сластенина - М.: Просвещение, 2013. - С. 256 – 277
8. Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовно- нравственном и творческом развитии дошкольника [Электронный ресурс]/Ю.А. Баранов// Концепт: научно-методический электронный журнал – 2014. – Спецвыпуск № 06 .- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm, свободный.- (Дата обращения 20.03.2019)
9. Бахчиева О.А. Научно-педагогические исследования духовно-нравственного воспитания личности/ О.В. Бахчиева//Философия и история образования.- 2013.- 2013.- №3.- С. 56
10. Бикмуллина О. В., Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / О.В. Бикмуллина // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 12-15
11. Богданова О. С., О нравственном воспитании детей/ О.С. Богданова, Л.И. Катаева. - М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
12. Гармаева Т.В. Нравственное воспитание дошкольников: опыт, проблемы, современные подходы/ Т.В. Гармаева// Вестник бурятского государственного университета.- 2017.- Вып. 7. – С. 67
13. Голоюс Е. А Исследование развития нравственного сознания у детей дошкольного возраста/ Е.А. Голоюс// Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1188–119
14. Горшкова Д. О. Исследование процесса формирования духовно-нравственных качеств у участников образовательного процесса/ Д.О. Горшкова // Молодой ученый. - 2018. - №22. - С. 308-309
15. Долгая М. А. Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности/ М.А. Долгая // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №2. – С. 22-23
16. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. - 464 с.: ил
17. Ежова Н.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Н.С. Ежова.- М .: Юрайт, 2017.- 183 с.
18. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы/ Р.М. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 762
19. Коваль А.Н. Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста/ А.Н. Коваль, А.Н. Малыгина//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 748-750
20. Кондрашова Н.В. Нравственно-духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок [Электронный ресурс]/ Н.В. Кондрашова, М.О. Шорчева// Концепт: электронный научно-методический журнал.- 2014.- №4.- Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/07/pdf/45, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 09.05.2018)
21. Киселев А.И. Духовность - сущность человека/ А.И. Кисилев // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. – 2014.- №2(196).- С. 83 - 91.
22. Меньшиков В.М. Духовно-нравственное воспитание: предмет и содержание/ В.М. Меньшиков// Вестник ПСГТУ.- 2015.- Вып. 5- С. 28
23. Мешков Н.И. К проблеме духовно-нравственного воспитания личности/ Н.И. Мешков// Гуманитарные науки. Педагогика.- 2017.- №2.- С. 34
24. Микляева Н.В. Теоретические основы дошкольного образования: учебник/ Н.В. Микляева. – М.: Юрайт, 2015. – 119 с.
25. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. - К.: Сфера, 2013. - 144 с.
26. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет/ И.Ф. Мулько. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 96 с.
27. Мустафаева С.Т.Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок/ С.Т. Мустафаева// Теория и практика дошкольного образования.- 2017.- №1.- С.63
28. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству/ Р.В. Овчарова//Теория и практика общественного развития .- 2013.- № 11.- С. 56
29. Потаповская О.М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста/ О.М. Потаповская// Вестник ПСТГУ.- 2012.- №3.- С.43
30. Свадковский И. Ф. Нравственное воспитание/ И.Ф. Свадовская. - М.: Академия, 2011. - 144 с.
31. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром:учебник / С. А. Козлова, С. В. Кожокарь, С. Е. Шукшина,
А. Ш. Шахманова. - М.: ИНФА, 2016. - 146 с.
32. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov, свободный.- Загл. с экрана.- (дата обращения 13.05.2018)
33. Ушинский К. Д. Избранное/ К.Д. Ушинский. - М.: Владос, 2009. – 465 с.
34. Философский словарь: энциклопедия философский терминов онлайн [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://znachenieslova.ru/slovar/philosoph/, свободный.- (дата обращения 25.03.2019)