Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей восприятия аудиовизуальной рекламы человеком 6
1.1 Особенности аудиовизуальной рекламы 6
1.2. Элементы аудиовизуальной рекламы 10
1.3 Смысловые элементы, подтексты аудиовизуальной рекламы 16
Глава 2. Операторы сотовой связи в России 24
2.1 Основные игроки рынка мобильной связи России 24
2.2 Анализ публичных коммуникаций операторов сотовой связи 28
2.3 Общая характеристика аудиовизуальной рекламы мобильных операторов 32
Глава 3. Исследование особенностей аудиовизуальной рекламы операторов мобильной связи 37
3.1 Выбор метода исследования 37
3.2 Практическое применение метода 43
3.3 Результаты: анализ информации и разработка рекомендаций 63
Заключение 70
Список литературы и источников 72
Есть интересные данные о том, сколько процентов информации человек воспринимает тем или иным органом чувств - и безусловными лидерами из шести основных имеющихся у человека способов ощущения мироздания (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат) являются зрение и слух (по разным данным, приблизительно 70 и 20% соответственно). Большая часть наших представлений об окружающем мире, связана именно с этими двумя чувствами.
Принимая во внимание вышесказанное, нет ничего удивительного в том, что именно аудиовизуальная реклама наиболее эффективна по сравнению с другими рекламными форматами - она лучше обращает на себя внимание, воздействует сильнее и запоминается на более длительный срок.
Мобильные операторы входят в число крупнейших рекламодателей в России (по данным Adindex, операторы «большой тройки» находятся в ТОП-10), причем большая часть их рекламного бюджета приходится на аудиовизуальную рекламу. МТС, «Билайн», «МегаФон» и Tele2 тратят на ТВ больше денег, чем на прессу, радио, наружную рекламу и рекламу в интернете в сумме. Операторы сотовой связи продают примерно одинаковые услуги (и набор этих услуг трансформируется у всех тоже примерно одинаково) по примерно одинаковой цене, а значит борьба за клиента между ними идет, в основном, на нематериальном уровне, на поле смыслов и отношений. В таких условиях требуется четкое позиционирование, позволяющее обособиться от конкурентов и внушить потребителю свою полезность и исключительность.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что из-за развития технологий и поправок в законодательстве, на рынке мобильной связи прямо сейчас происходят стремительные изменения, а учитывая, что операторы мобильной связи входят в число крупнейших рекламодателей страны, причем большая часть их рекламного бюджета приходится именно на аудиовизуальную рекламу, необходимо научно изучить особенности аудиовизуальной рекламы наиболее значимых сотовых операторов.
Методы исследования включают анализ научной литературы, контент- анализ, качественный и количественный медиа-анализ, анализ специальной литературы, анализ внутренних документов организаций, анализ открытых источников, бенчмаркинг.
Объект исследования: аудиовизуальная реклама операторов мобильной связи МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2.
Предмет исследования: особенности аудиовизуальной рекламы операторов мобильной связи МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2.
Цель исследования заключается в определении особенностей аудиовизуальной рекламы мобильных операторов МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2.
Задачи исследования: рассмотреть особенности аудиовизуальной рекламы вообще; проанализировать рыночное положение операторов сотовой связи, рассмотреть их публичные коммуникации; сделать подборку аудиовизуальной рекламы операторов мобильной связи, разработать критерии ее оценки; провести контент-анализ, структурировать полученные данные, сравнить аудиовизуальную рекламу операторов между собой, проанализировать полученные результаты; разработать рекомендации.
Эмпирическую базу исследования составили документальные источники, отчеты, независимые исследования, рекламные аудиовизуальные материалы сотовых операторов, медиатексты в региональных и федеральных СМИ о операторах мобильной связи, а также материалы исследований, проведенных автором работы (анализ внутренних документов, контент-анализ).
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух теоретических глав, практической главы, заключения, списка использованных источников и литературы.
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении основных особенностей аудиовизуальной рекламы четырех крупнейших мобильных операторов России.
Для достижения цели были рассмотрены общие признаки аудиовизуальной рекламы, проанализировано рыночное положение операторов сотовой связи, а также их публичные коммуникации, составлена подборка аудиовизуальной рекламы, проведено исследование в виде контент-анализа.
В ходе работы была произведена подборка аудиовизуальных рекламных роликов, главными критерием которой стала их новизна (все ролики выходили в эфир телеканалов в I квартале 2016 года), благодаря которой можно понять актуальный акцент рекламных коммуникаций компаний. На основе теоретических данных были разработаны критерии их классификации и оценки.
Контент-анализ позволил сравнить аудиовизуальную рекламу операторов между собой и показал, что компании, предоставляющие похожие услуги, по- разному подходят к созданию своих рекламных роликов. Были выявлены общие моменты, характерные для всех операторов, выделена индивидуальная специфика каждого, далее проведено качественное сравнение.
В результате были разработаны рекомендации.
Исследование может быть продолжено с применением иных исследовательских подходов. Представляется перспективной возможность связать результаты данного исследования с экономической эффективностью компаний, ведь операторы, лучше других показавшие себя на контент-анализе (МТС и Tele2), закончили 2015 год с ростом выручки, в отличии от своих конкурентов, ушедших в минус.
Таким образом, достигнута цель работы: определены особенности аудиовизуальной рекламы мобильных операторов МТС, «Билайн», «МегаФон», Tele2.
1. Алмаев Н. А. Применение контент-анализа в исследованиях личности / М.: Институт психологии РАН, 2014. С. 45
2. Аренс У! Вейголд М. Современная реклама / М.: Эксмо, 2010. С. 478
3. Беквитт Г. Продавая незримое / М.: Альпина Паблишер, 2016. С. 48
4. Берман М. Реклама, которая работает / Минск: Поппури, 2010. С. 152
5. Билайн» запустил флэшмоб «Люблю себя» после оплошности в Twitter / Цукерберг позвонит [электронный ресурс] - URL:https://vc.ru/p/love-myself(Дата обращения 04.04.2016)
6. Боткина О. Психология рекламы: откуда она пошла / М.: Рекламные технологии,2010. С. 42-43
7. Бузин В.Н., Бузина Т.С. Медиапланирование для практиков / М.: Вершина, 2010. С. 448
8. Вейль Г. Симметрия / М.: АСТ, 1988. С. 35
9. Выбираем недорогой мобильный безлимит в Москве: сравнение тарифов / ICT-Online [электронный ресурс] - URL:http://ict-online.ru/news/n116930/(Дата обращения 22.03.2016)
10. Геращенко Л. Психология рекламы: учебное пособие / М.: Астрель, 2006. С. 56
11. Гостевая лекция бывшего президента компании МТС Михаила Шамолина / Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [электронный ресурс] - URL:
http://www.gsom.spbu.ru/all news/mts lecture 2009 09 22/(Дата обращения: 19.02.2016)
12. Гуревич П.С. Психология рекламы. Историко-аналитическое и философское содержание / М.: Феникс, 2009. С. 52
13. Данилов А. Идеи, сценарий, дизайн в рекламе / М.: ДАН, 2009. С. 111
14. Джонс Д. Мифы, небылицы и факты о рекламе / М.: Омега-Л, 2007. С. 242
15. Дюпон Л. Реклама. 1001 совет. / Минск: Поппури, 2008. С. 174
16.Звезды благотворительного мюзикла «Поколение Маугли» / Sobaka.ru[электронный ресурс] - URL: http://www.sobaka.ru/city/cinema/37534(Дата обращения 10.04.2016)
17. Иванов А.И. Реклама. Игра на эмоциях / М.: Альпина Паблишер, 2016. С. 83
18. Имишнецкая И. Креатив в рекламе / М.: РИП-Холдинг, 2006. С. 47
19. История российской рекламы: От «МММ» до чикен-шейка / Афиша [электронный ресурс] - URL:http://www.afisha.ru/article/ad/page30/(Дата обращения: 02.04.2016)
20. Иттен И. Искусство цвета / М.: АСТ, 2015. С. 17
21. Камрин А.С. Психология рекламы / М.: ДНК, 2010. С.33
22. Кафтанджиев К. Герои и красавицы в рекламе / СПб.: Питер, 2008. С. 54
23. Компания «МегаФон» меняет свой слоган и концепцию / TJournal [электронный ресурс] - URL: https://tjournal.ru/4693-kompaniya-megafon- menyaet-svoi-slogan-i-koncepciu(Дата обращения: 01.04.2016)
24. Лебедев А. Ководство / М.: Издательство студии Артемия Лебедева, 2014. С. 57
25. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы / Харьков: Гуманитарный центр, 2012. С. 232
26. МТС увеличивает отрыв от конкурентов по мобильной выручке и OIBDA /
«Ведомости» № 4047 от 04.04.2016
27. Музыкант В.Л. Реклама. Учебное пособие / М.: РИОР, 2011. С. 107
28. Названы главные спонсоры Олимпиады в Сочи / РБК [электронный ресурс] - URL: http://www.rbc.ru/society/31/01/2009/277615.shtml(Дата обращения: 05.04.2016)
29. Новое яйцо МТС со всех сторон / ADME [электронный ресурс] - URL: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/novoe-yajco-mts-so-vseh-storon-200455/(Дата обращения: 25.03.2016)
30.Оворуцкий А.В. Анатомия рекламного образа / СПб.: Питер, 2004. С. 224
31. Райдогорский Д. Психология и психоанализ рекламы / Самара: Барах-М, 2007. С. 541
32. Рекламные бюджеты в 2014 году / AdIndex.ru[электронный ресурс] - URL: http://adindex.ru/rating3/marketing/122132/index.phtml(Дата обращения 12.03.2016)
33. Рожнов И. Психология и психоанализ рекламы / Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2012. С. 54
34. Сайт «Билайн» / URL:http://beeline.ru(Дата обращения: 27.02.2016)
35. Сайт «МегаФон» / URL:http://megafon.ru(Дата обращения: 27.02.2016)
36. Сайт Tele2 / URL:http://tele2.ru(Дата обращения: 27.02.2016)
37. Сайт МТС / URL:http://www.mts.ru/(Дата обращения: 27.02.2016)
38. Самые заметные и располагающие доверием каналы коммуникаций / AdIndex [электронный ресурс] - URL: http://www.adindex.ru/publication/videt-reklamu-ne-znachit-ej-doveryat-
22093.html(Дата обращения 14.03.2016)
39. Светлаков приелся главе «Билайна» / Рамблер/Новости [электронный ресурс] - URL: https://news.rambler.ru/31639615/(Дата обращения: 03.04.2016)
40. Сравнение тарифов на мобильный интернет в разных регионах / Habrahabr [электронный ресурс] - URL:https://habrahabr.ru/post/268175/(Дата обращения 23.03.2016)
41. Таршис Е.Я. Контент-анализ. Принципы методологии / М.: Либроком, 2014. С. 23
42. Уэллс У., Мориарти С., Бернет Д. Реклама. Принципы и практика / СПб.: Питер, 2008. С. 114
43. Федеральный закон «О Рекламе» от 13.06.2006 № 38 Ф-З
44. Фельсер Г. Психология потребителей и реклама / Харьков: Гуманитарный центр, 2009. С. 314
45. Шалак В. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии / М.: Омега-Л, 2006. С. 38
46.2014 BrandZ Top 100 Global Brands / Millward Brow [электронный ресурс] - URL: http://www.millwardbrown.com/docs/default-source/global-brandz- downloads/global/2014_BrandZ_Top100_Chart.pdf(Дата обращения 14.03.2016)
47.Grobelny J., Michalski R. The role of background color, interletter spacing, and font size on preferences in the digital presentation of a product / N.Y.: стр. 87
48.Interbrand. Best Russian Brands 2008 URL:http://interbrand.com/(дата обращения 11.03.2016)
49. Jaguar parodies Mercedes’ dancing chicken commercial / Luxury Daily [электронный ресурс] - URL: https://www.luxurydaily.com/jaguar-parodies- mercedes-dancing-chicken-commercial/(Дата обращения 15.03.2016)
50. Mail.Ru Group с помощью TNS Россия синхронизирует рекламу в интернете и на ТВ / Пресс-релиз компании Mail.ru[электронный ресурс] - URL: https://corp.mail.ru/ru/press/releases/9559/(Дата обращения: 11.03.2016)
51.SCA Group, Case study / Think with Google [электронный ресурс] - URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/case- study/pravilnoe-razmeshchenie-logotipa-povysilo- zapominaemost-brenda-libresse-na-300/(Дата обращения: 17.03.2016)
52. Tele2 сменил «Мафию» на «Честность» / Piter.tv [электронный ресурс] - URL: http://piter.tv/event/Tele2_smenil_Mafiyu_na_Chestnost/(Дата обращения: 11.04.2016)
53. Williamson J. Decoding advertisements: Ideology and meaning in advertising /
N.Y.: Marion Boyars, 1978. С. 180
54. Zuffi S., Brambilla C., Beretta G., Scala P Understanding the readability of colored text by crowd-sourcing on the Web / HP Laboratory, C. 23