ДЕЗИНФОРМАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ ИНТЕРНЕТ-СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В ИНТЕРНЕТ-СМИ 7
1.1. Понятие «дезинформация» в журналистике, история изучения явления 7
1.2. Специфическое разнообразие методов дезинформации в медийном
пространстве 11
1.3. Роль слухов и медиавирусов в современной дезинформации 21
2. СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЗИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ-СМИ 28
2.1. Функциональные предпосылки к возникновению ложной информации
в медиапространстве 28
2.2. Использование методов дезинформации в материалах российских
федеральных изданий 32
2.3. Использование методов дезинформации в интернет-изданиях
Башкортостана 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В ИНТЕРНЕТ-СМИ 7
1.1. Понятие «дезинформация» в журналистике, история изучения явления 7
1.2. Специфическое разнообразие методов дезинформации в медийном
пространстве 11
1.3. Роль слухов и медиавирусов в современной дезинформации 21
2. СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ ДЕЗИНФОРМАЦИИ В НОВОСТНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ИНТЕРНЕТ-СМИ 28
2.1. Функциональные предпосылки к возникновению ложной информации
в медиапространстве 28
2.2. Использование методов дезинформации в материалах российских
федеральных изданий 32
2.3. Использование методов дезинформации в интернет-изданиях
Башкортостана 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
С момента своего появления дезинформация играла важную роль в жизни общества и социальном взаимодействии. Под ее воздействием складывались многие глобальные процессы XX и XXI веков. С развитием технологий, в особенности тех, которые связаны с функционированием интернета, данное явление также начало развиваться, методы подачи ложной информации к аудитории расширились и стали более изощренными, а сама аудитория увеличилась в несколько раз.
Сетевые медиа стали идеальной площадкой для работы дезинформаторов, благодаря развитым техническим средствам, предоставляемые сетью «Интернет», огромной аудиторией, ограниченной лишь количеством пользователей сети (3,4 миллиарда по всему миру ). Кроме того, активному распространению дезинформации в СМИ способствуют развитые психологические и психолингвистические средства.
Несколько лет назад мировая общественность заговорила о таком виде подачи информации к аудитории, как фейковые новости, то есть преднамеренном распространении фальшивых новостных сообщений и мистификации, как в традиционных массмедиа (телевидение, печать, интернет-СМИ), так и в социальных сетях. К обсуждению проблемы фейковых новостей широко заговорили в начале 2017 года в результате политического скандала о возможном влиянии дезинформации на результаты последних выборов президента США. Согласно данным Google Trends, популярность запроса fake news увеличилась 21 раз в период с сентября 2016 по январь 2017 года. В дальнейшем частота использования термина только росла. В конце года словарь Collins Dictionary объявил «fake news» главным словом 2017 года.
Позднее другой авторитетный словарь Dictionary.comвыбрал термин «misinformation» (англ. - дезинформация) словом 2018 года.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современной журналистике фальшивые новости и дезинформация играют все большую роль и притягивают к себе все больше внимания. Изучение способов манипуляции над аудиторией в интернет-СМИ, как наиболее пригодной для дезинформации площадки, определит ее особенности и поможет проанализировать специфику данного явления. Несмотря на то, что в современном мире платформой для распространения фейков чаще всего выступают социальные сети, данная работа фокусируется на средствах массовой информации, так как именно журналисты играют ключевую роль в восприятии населением фактов.
Степень изученности: являясь относительно новой и неисследованной должным образом темой, дезинформация в интернет-СМИ сегодня представляет большой интерес для ученых. Ведущими исследователями в данной области за рубежом являются Д. Позетти, Р. Стенгел, О. Бойд-Барретт, Д.А. Барклэй, М. Какутани и Н.А. Кук. В России дезинформация и фейковые новости в интернете остаются слабо изученной темой, несмотря на то что в последние пять лет наблюдается увеличение количества публикуемых по теме работ на страницах российских научных изданий. Среди наиболее цитируемых выделяются работы А. П. Суходолова, Н. Ф. Пономарева, Ю. М. Ершова. В Башкортостане тема затрагивалась в работах самого автора и Н. А. Ахметьяновой.
Целью научной работы является анализ и сравнение всех используемых сегодня способов дезинформации, известных также как запрещенные способы ведения дискуссии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Понять, что представляют собой дезинформация и фейковые новости сегодня в контексте манипуляции над аудиторией средств массовой информации и обществом в целом;
2) Изучить специфику современного сетевого пространства, как наиболее благоприятного для манипуляторов места ведения запрещенной риторики;
3) Разобрать наиболее употребляемые способы дезинформации в журналистике;
4) Изучить основные тенденции в распространении дезинформации в интернете.
Объектом исследования служат тексты, опубликованные на сайтах новостных изданий.
Предметом исследования являются запрещенные приемы ведения дискуссии, используемые с целью манипуляции аудиторией, дезинформации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Анализ и синтез теоретического материала;
2) Сравнительный анализ;
3) Классификация имеющихся теоретических знаний;
4) Метод сопоставления;
5) Индуктивный метод;
6) Изучение исторических источников.
Апробация работы: промежуточные результаты части данного исследования, посвященной феномену слухов, были обсуждены на III ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Возможности и угрозы цифрового общества». В последствии тезисы были выбраны для публикации в одноименном сборнике. Кроме того, тезисы о роли дезинформации во времена социального беспокойства были опубликованы в виде статьи в научном журнале Colloquium-journal (2020, №8).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
Сетевые медиа стали идеальной площадкой для работы дезинформаторов, благодаря развитым техническим средствам, предоставляемые сетью «Интернет», огромной аудиторией, ограниченной лишь количеством пользователей сети (3,4 миллиарда по всему миру ). Кроме того, активному распространению дезинформации в СМИ способствуют развитые психологические и психолингвистические средства.
Несколько лет назад мировая общественность заговорила о таком виде подачи информации к аудитории, как фейковые новости, то есть преднамеренном распространении фальшивых новостных сообщений и мистификации, как в традиционных массмедиа (телевидение, печать, интернет-СМИ), так и в социальных сетях. К обсуждению проблемы фейковых новостей широко заговорили в начале 2017 года в результате политического скандала о возможном влиянии дезинформации на результаты последних выборов президента США. Согласно данным Google Trends, популярность запроса fake news увеличилась 21 раз в период с сентября 2016 по январь 2017 года. В дальнейшем частота использования термина только росла. В конце года словарь Collins Dictionary объявил «fake news» главным словом 2017 года.
Позднее другой авторитетный словарь Dictionary.comвыбрал термин «misinformation» (англ. - дезинформация) словом 2018 года.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в современной журналистике фальшивые новости и дезинформация играют все большую роль и притягивают к себе все больше внимания. Изучение способов манипуляции над аудиторией в интернет-СМИ, как наиболее пригодной для дезинформации площадки, определит ее особенности и поможет проанализировать специфику данного явления. Несмотря на то, что в современном мире платформой для распространения фейков чаще всего выступают социальные сети, данная работа фокусируется на средствах массовой информации, так как именно журналисты играют ключевую роль в восприятии населением фактов.
Степень изученности: являясь относительно новой и неисследованной должным образом темой, дезинформация в интернет-СМИ сегодня представляет большой интерес для ученых. Ведущими исследователями в данной области за рубежом являются Д. Позетти, Р. Стенгел, О. Бойд-Барретт, Д.А. Барклэй, М. Какутани и Н.А. Кук. В России дезинформация и фейковые новости в интернете остаются слабо изученной темой, несмотря на то что в последние пять лет наблюдается увеличение количества публикуемых по теме работ на страницах российских научных изданий. Среди наиболее цитируемых выделяются работы А. П. Суходолова, Н. Ф. Пономарева, Ю. М. Ершова. В Башкортостане тема затрагивалась в работах самого автора и Н. А. Ахметьяновой.
Целью научной работы является анализ и сравнение всех используемых сегодня способов дезинформации, известных также как запрещенные способы ведения дискуссии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Понять, что представляют собой дезинформация и фейковые новости сегодня в контексте манипуляции над аудиторией средств массовой информации и обществом в целом;
2) Изучить специфику современного сетевого пространства, как наиболее благоприятного для манипуляторов места ведения запрещенной риторики;
3) Разобрать наиболее употребляемые способы дезинформации в журналистике;
4) Изучить основные тенденции в распространении дезинформации в интернете.
Объектом исследования служат тексты, опубликованные на сайтах новостных изданий.
Предметом исследования являются запрещенные приемы ведения дискуссии, используемые с целью манипуляции аудиторией, дезинформации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) Анализ и синтез теоретического материала;
2) Сравнительный анализ;
3) Классификация имеющихся теоретических знаний;
4) Метод сопоставления;
5) Индуктивный метод;
6) Изучение исторических источников.
Апробация работы: промежуточные результаты части данного исследования, посвященной феномену слухов, были обсуждены на III ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Возможности и угрозы цифрового общества». В последствии тезисы были выбраны для публикации в одноименном сборнике. Кроме того, тезисы о роли дезинформации во времена социального беспокойства были опубликованы в виде статьи в научном журнале Colloquium-journal (2020, №8).
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глобальность мирового сообщества и технологических прогресс усилили манипулятивные возможности средств массовой информации. В результате дезинформация оказала значительное влияние на социальные процессы в России и других странах.
Опираясь на поставленные задачи, нам удалось в полной мере рассмотреть особенности дезинформации и ее развития в стране и регионе. Важнейшими понятиями в нашем исследовании являлись «черная риторика», «фейковые новости» и «дезинформация». Последний термин был введен в использование советскими пропагандистами, но по-настоящему вошел в массовое использование в прошедшее десятилетие, сначала на Западе, а затем снова в России. Данный процесс возник в начале двадцатого века посредством таких каналов связи как радио, печать, а затем в телевиденье, и с развитием интернет-пространства стал по-настоящему серьезной общественной угрозой.
В нашем исследовании дезинформация описывалась как намеренное искажение информации с целью ввести аудиторию в заблуждение и заставить ее думать и действовать в интересах издания. Издание в свою очередь может представлять интересы своих владельцев, акционеров или спонсоров. Такое представление о дезинформации сформировалось относительно недавно, и еще в конце XX века искажение фактов в новостных материалах считалось непрофессионализмом. Разобрав показательные примеры фейковых новостей из республиканских онлайн-изданий, мы пришли к выводу, что в Башкортостане, как и в других регионах, дезинформация в сетевом пространстве является скорее признаком непрофессионализма, что схоже с ситуацией в печатной журналистике 20-30 лет назад. По большей части, данный факт обусловлен как спецификой работы СМИ в интернете, так и характеристикой регионального рынка интернет-СМИ, в котором статистика просмотров напрямую влияет на привлекательность медиа для рекламодателей.
По отношению к крупным федеральным изданиям был сделан вывод, что сегодня в них используется большое количество разнообразных манипулятивных приемов разной эффективности. Подавляющее большинство из них не новы и были разработаны для традиционных каналов массовой информации, в основном для печати и радио. Проанализировав основные специфические свойства интернета, мы пришли к выводу, что все перечисленные нами приемы дезинформации не только хорошо приспосабливаются к использованию в онлайн-пространстве, но работают в нем с наибольшей эффективностью. К оригинальным свойствам интернета относятся гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Каждое из них облегчает как распространение традиционных новостей, опирающихся на факты, так и фейковых новостей.
Выяснилось, что дезинформация включает в себя: изменение ценностей и идей, изменение мнения по поводу определенного события и полное изменение жизненных установок. Были приведены главные правила дезинформации, без которых манипулятор не может рассчитывать на успех:
- простота изъяснения;
- четко выделенные основные положения;
- точно сформулированная главная мысль;
- постоянное повторение главной мысли;
- использование контрастов при заявлении идеи;
- детальность;
- адресность теста.
С учетом указанных правил дезинформации в данной выпускной квалификационной работе было выделено две большие равные группы приемов, которые условно можно обозначить как рациональные и психологические. В первую группу вошло двенадцать методов: селекция новостей, повторение, создание ассоциаций, использование ложных аналогий и мнимых доказательств, принцип контраста, отсылка к ложному авторитету, отсылка к анониму, присвоение ярлыков и классификаторов, использование эвфемизмов, допущение мелких ошибок, манипуляция статистикой, чрезмерное использование сложного языка и иноязычных терминов.
Вторая группа также состоит из двенадцати методов. Они характеризуются большей сложностью в использовании, но также и соразмерно большей эффективностью. Мы выделили следующие психологические приемы: отвлечение внимания, создание диссонанса, сенсорная, или информационная, перегрузка, психологический шок, ядовитый и сахарный сэндвич, создание и распространение слухов, медиавирусы, самоисполняющееся пророчество, создание мнимого социального одобрения, развитие идеи из лжи, иллюзия обратной связи, сенсационность. Дезинформация не ограничивается приведенными методами, однако анализ большого количества материалов российских онлайн-изданий показал, что данные приемы являются наиболее используемыми.
Рост количества фейковых новостей в современном медиапространстве стал обусловлен множеством факторов. Свою роль в данном процессе сыграла дифференцированность аудитории. Подача информации стала таргетирована, то есть разная информация достигает разные группы потребителей. Другим важным фактором является увеличивающаяся роль социальных сетей, в первую очередь Twitter, Facebook, «ВКонтакте», а также мессенджеров WhatsApp и Telegram. Использование одних и тех же платформ большим количеством людей способствует быстрому распространению фейковых новостей и, в особенности, слухов. Кроме того, разнообразие информационных каналов внутри самих социальных сетей обуславливает еще более таргетированное воздействие на читателя.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что на данный момент еще не существует действенного способа борьбы с таким явлением, как дезинформация. Феномен фейковых новостей возник на фоне развития интернет-коммуникаций, и с тех пор доля лжи в информационной картине дня лишь увеличивается, а методы манипулирования - улучшаются. Поэтому единственная эффективная мера в борьбе с дезинформацией - это подготовленность и информированность общества. Вопреки сложившемуся мнению об устарелости в эпоху постправды такого органа публичной подачи информации как СМИ, его общественная роль сегодня высока, как никогда. Засилье фейковых новостей в современном информационном пространстве создает запрос на массмедиа, которые придерживаются объективности в подаче информации, опровергают фейки и препятствуют распространению слухов.
Опираясь на поставленные задачи, нам удалось в полной мере рассмотреть особенности дезинформации и ее развития в стране и регионе. Важнейшими понятиями в нашем исследовании являлись «черная риторика», «фейковые новости» и «дезинформация». Последний термин был введен в использование советскими пропагандистами, но по-настоящему вошел в массовое использование в прошедшее десятилетие, сначала на Западе, а затем снова в России. Данный процесс возник в начале двадцатого века посредством таких каналов связи как радио, печать, а затем в телевиденье, и с развитием интернет-пространства стал по-настоящему серьезной общественной угрозой.
В нашем исследовании дезинформация описывалась как намеренное искажение информации с целью ввести аудиторию в заблуждение и заставить ее думать и действовать в интересах издания. Издание в свою очередь может представлять интересы своих владельцев, акционеров или спонсоров. Такое представление о дезинформации сформировалось относительно недавно, и еще в конце XX века искажение фактов в новостных материалах считалось непрофессионализмом. Разобрав показательные примеры фейковых новостей из республиканских онлайн-изданий, мы пришли к выводу, что в Башкортостане, как и в других регионах, дезинформация в сетевом пространстве является скорее признаком непрофессионализма, что схоже с ситуацией в печатной журналистике 20-30 лет назад. По большей части, данный факт обусловлен как спецификой работы СМИ в интернете, так и характеристикой регионального рынка интернет-СМИ, в котором статистика просмотров напрямую влияет на привлекательность медиа для рекламодателей.
По отношению к крупным федеральным изданиям был сделан вывод, что сегодня в них используется большое количество разнообразных манипулятивных приемов разной эффективности. Подавляющее большинство из них не новы и были разработаны для традиционных каналов массовой информации, в основном для печати и радио. Проанализировав основные специфические свойства интернета, мы пришли к выводу, что все перечисленные нами приемы дезинформации не только хорошо приспосабливаются к использованию в онлайн-пространстве, но работают в нем с наибольшей эффективностью. К оригинальным свойствам интернета относятся гипертекстуальность, мультимедийность и интерактивность. Каждое из них облегчает как распространение традиционных новостей, опирающихся на факты, так и фейковых новостей.
Выяснилось, что дезинформация включает в себя: изменение ценностей и идей, изменение мнения по поводу определенного события и полное изменение жизненных установок. Были приведены главные правила дезинформации, без которых манипулятор не может рассчитывать на успех:
- простота изъяснения;
- четко выделенные основные положения;
- точно сформулированная главная мысль;
- постоянное повторение главной мысли;
- использование контрастов при заявлении идеи;
- детальность;
- адресность теста.
С учетом указанных правил дезинформации в данной выпускной квалификационной работе было выделено две большие равные группы приемов, которые условно можно обозначить как рациональные и психологические. В первую группу вошло двенадцать методов: селекция новостей, повторение, создание ассоциаций, использование ложных аналогий и мнимых доказательств, принцип контраста, отсылка к ложному авторитету, отсылка к анониму, присвоение ярлыков и классификаторов, использование эвфемизмов, допущение мелких ошибок, манипуляция статистикой, чрезмерное использование сложного языка и иноязычных терминов.
Вторая группа также состоит из двенадцати методов. Они характеризуются большей сложностью в использовании, но также и соразмерно большей эффективностью. Мы выделили следующие психологические приемы: отвлечение внимания, создание диссонанса, сенсорная, или информационная, перегрузка, психологический шок, ядовитый и сахарный сэндвич, создание и распространение слухов, медиавирусы, самоисполняющееся пророчество, создание мнимого социального одобрения, развитие идеи из лжи, иллюзия обратной связи, сенсационность. Дезинформация не ограничивается приведенными методами, однако анализ большого количества материалов российских онлайн-изданий показал, что данные приемы являются наиболее используемыми.
Рост количества фейковых новостей в современном медиапространстве стал обусловлен множеством факторов. Свою роль в данном процессе сыграла дифференцированность аудитории. Подача информации стала таргетирована, то есть разная информация достигает разные группы потребителей. Другим важным фактором является увеличивающаяся роль социальных сетей, в первую очередь Twitter, Facebook, «ВКонтакте», а также мессенджеров WhatsApp и Telegram. Использование одних и тех же платформ большим количеством людей способствует быстрому распространению фейковых новостей и, в особенности, слухов. Кроме того, разнообразие информационных каналов внутри самих социальных сетей обуславливает еще более таргетированное воздействие на читателя.
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что на данный момент еще не существует действенного способа борьбы с таким явлением, как дезинформация. Феномен фейковых новостей возник на фоне развития интернет-коммуникаций, и с тех пор доля лжи в информационной картине дня лишь увеличивается, а методы манипулирования - улучшаются. Поэтому единственная эффективная мера в борьбе с дезинформацией - это подготовленность и информированность общества. Вопреки сложившемуся мнению об устарелости в эпоху постправды такого органа публичной подачи информации как СМИ, его общественная роль сегодня высока, как никогда. Засилье фейковых новостей в современном информационном пространстве создает запрос на массмедиа, которые придерживаются объективности в подаче информации, опровергают фейки и препятствуют распространению слухов.



