ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Социальная адаптация дошкольника к
дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности социальной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации
1.3. Характеристика сенсорной игры как средства социальной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. Изучение уровня социальной адаптированности ребенка
дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
2.2. Комплекс сенсорных игр, направленный на
социальную адаптацию дошкольника с расстройством аутистического спектра к
дошкольной образовательной организации
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПИСАНИЕ ШКАЛ «КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЯ Д. СТОТТА»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК К КАРТЕ НАБЛЮДЕНИЙ Д. СТОТТА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРОТОКОЛ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ПО МЕТОДИКЕ А. С. РОНЬЖИНОЙ
В становлении личности и социализации ребенка немалое значение имеет то, насколько успешно он адаптируется в ранние годы в мире людей (сверстников и взрослых), в образовательных дошкольных учреждениях, реализует свой потенциал и найдет свое место в жизни.
Актуальна на сегодняшний день проблема социальной адаптации детей и ее успешное протекание в дошкольной образовательной организации. Известно, что сверстники представляют собой «маленькое общество», а дошкольная образовательная организация является неким институтом по социализации детей на ее начальной стадии, где ребенок дошкольного возраста узнает социальные нормы, обретает различные социальные навыки взаимодействия с социумом.
Поступление в дошкольное учреждение связано с существенными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Особенности адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации рассматривались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М. Аксариной, Л. В. Белкиной, С. Н. Теплюк, Е. А. Ямбург и др.) [3, 13, 84, 97]. При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается учеными как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. Развитие личности здесь представляется процессом ее вхождения в новую социальную среду, и, в конце концов, интеграции с ней.
Конвенция организации объединенных наций по правам ребенка в качестве отчетной точки рассматривает права каждого отдельно взятого ребенка. В документе отмечено, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей для личностного развития, успешной социализации и последующей самореализации [1].
Мероприятия по социальной адаптации ребенка следует начинать как можно раньше, так как навыки, выработанные с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего развития личности. Особого подхода требует работа с дошкольниками с аутистическими расстройствами.
В Концепции развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. обозначается, что доказана возможность избежать формирования наиболее тяжелых вариантов аутистического развития и их последствий, при которых у ребенка отсутствует речь, принципиально затруднено общение и максимально выражены трудности произвольной организации собственного поведения. В отличие от дошкольного образования нормативно развивающихся детей, требуется обеспечить максимально возможную для каждого ребенка c ограниченными возможностями здоровья реализацию его потенциальных возможностей развития и социализации, т. е. реабилитационного потенциала [99].
Расстройства аутистического спектра являются достаточно распространенной проблемой детского возраста (по данным Всемирной организации здравоохранения они могут выявляться у одного из 160-ти детей) и в первую очередь, характеризуются нарушением развития эмоциональной сферы, что влияет на развитие социальных навыков и средств коммуникации.
В «Законе об образовании в Российской Федерации» (ст. 34 и ст. 79) говорится о том, что каждому ребенку должны предоставляться условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.
Специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе обозначаются: условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания [83].
Большинство исследователей сходится на том, что многим аутичным детям в целом доступны такие мыслительные операции, как классификация, обобщение, понимание причинно-следственных связей и пр. Существенное влияние на формирование мыслительных операций у детей с аутистическими расстройствами оказывают особенности их восприятия и внимания, проявляющиеся в чрезмерной концентрации отдельных аффективно значимых признаков, не имеющих социального значения [61].
Исследования Института коррекционной педагогики Российской Академии образования показывают, что вовремя, и правильно организованная коррекционная работа оказывает положительный эффект (у 60% детей с расстройством аутистического спектра появляется возможность обучаться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи и домашнего обихода). В тех случаях, когда коррекция отсутствует, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно — они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации [32].
Принимая во внимание разнообразие аутистических расстройств у детей и их проявлений, необходима разработка комплексных подходов к процессу социальной адаптации детей с аутизмом. Важное значение приобретает создание оптимальных условий для успешного развития ребенка, его воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество.
На сегодняшний день практически неразработанной остается проблема социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра в различные возрастные периоды. Это обусловлено, с одной стороны, трудностями психологической оценки эмоционального состояния ребенка с расстройством аутистического спектра, особенно в дошкольный период, с другой стороны — отсутствием объективных психологических критериев его адаптационных возможностей.
В работе с детьми с расстройством аутистического спектра используются отдельные методы: программа TEACCH, холдинг- терапия, ABA-терапия, пиктограммы, игры и др.
Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью социальной адаптации детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра к дошкольной образовательной организации и недостаточной методической разработанностью данного процесса.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске средств социальной адаптации дошкольника с расстройствами аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
По мнению А. И. Каримуллиной, И. И. Сунагатуллиной, Е. А. Янушко и др., сенсорные игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка [29].
Объект исследования: социальная адаптация дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: сенсорная игра как средство социальной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности сенсорной игры как средства социальной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сенсорная игра является средством, способствующим успешной социальной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации, если:
- способствует формированию умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, реализуемого через социальные действия и отношения;
- позволяет принимать индивидуальный набор социальных ролей.
Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были обозначены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности социальной адаптации к дошкольной образовательной организации у дошкольника с расстройством аутистического спектра на основе изучения и анализа литературы по проблеме исследования.
2. Описать сенсорную игру как средство социальной адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
3. Изучить и проанализировать особенности социальной адаптированности ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
4. Разработать комплекс сенсорных игр, направленный на социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, тестирование, метод анализа педагогической и медицинской документации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Разработанный комплекс игр может быть использован для социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Маячок» № 195 комбинированного вида города Нижнего Тагила в консультационно-методическом центре. В исследовании принял участие один ребенок мужского пола, возраст 5 лет. Испытуемый имеет заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с расстройством аутистического спектра.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 84 источника. Объем работы составляет 95 страниц, 2 таблицы, 3 приложения.
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы мы выявили сущность основных понятий: «адаптация», «дезадаптация», «социальная адаптация», особенности адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра, «метод», методы адаптации, «психологическая диагностика», виды психологической диагностики.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке [69].
Дезадаптация - это неприспособленность человека, по каким-то внешним или внутренним причинам к жизни в обществе.
Социальная адаптация — это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу), принятие норм, правил поведения, существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания, в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [74].
Особенностями адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации являются: организация пространства и структурированное занятие, обеспечивающие удовлетворение потребности в безопасности, использования прямого усилителя (поощрение, способствующее мотивации).
Сенсорная игра, по нашему мнению, может являться методом, с помощью которого социальная адаптация ребенка с расстройством аутистического спектра к дошкольной организации будет проходить успешнее.
Метод — это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины [58]. Для решения задач социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра применяются такие методы, как:
— использование пиктограмм (при системном использовании позволяет передавать и воспринимать информацию);
— стереотипная игра (для ребенка это комфортная ситуация, с помощью включения стереотипа игры можно вернуть ребенка в уравновешенное состояние, наличие комфорта и переживание удовольствия в игре — являются основой взаимодействия с ребенком);
— сенсорные игры (получение ребенком новой сенсорной информации, важно для расширения его представлений об окружающем мире, внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях).
Для диагностики уровня адаптированности ребенка с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации были проведены методики: «Карта наблюдений Д. Стотта», «Диагностика уровня адаптированности по методике А. С. Роньжиной».
Из «Карты наблюдений Д. Стотта» по таким параметрам, как депрессия, острые формы депрессии, можно сделать вывод, что мальчик замкнут, избегает физических контактов. У него выражены симптомы депрессии и ухода в себя. Эмоциональное напряжение и невротические симптомы проявляются ярко.
Средний балл был набран по параметрам: уход в себя, недостаток социальной нормативности (асоциальность), неугомонность, эмоциональное напряжение, умственная отсталость. Из чего видно, что ребенок в общении с окружающими пассивен, что затрудняет взаимодействие, и установление контактов с взрослыми и сверстниками. Свою деятельность ребенок контролировать не может, нуждается в постоянном сопровождении взрослых. В остальных параметрах таких как: враждебность к детям, неблагоприятные условия среды, сексуальное развитие, физические дефекты баллы отсутствуют, что говорит о спокойной и благополучной обстановке дома.
Диагностика уровня адаптированности по методике А. С. Роньжиной показала, что у ребенка низкий уровень адаптированности. Он не активен, попытки к сопротивлению отсутствуют. Выражено пассивное подчинение. Полное безразличие к взрослым и детям, присутствующим рядом.
Обобщая результаты диагностики, можно сделать вывод, что у ребенка с расстройством аутистического спектра наблюдается низкий уровень адаптированности к условиям детского сада. Социально-бытовое общение не сформировано. Навыки взаимодействия отсутствуют.
На основе результатов психологической диагностики был разработан психолого-педагогический проект, состоящий из комплекса сенсорных игр по адаптации дошкольника с расстройством аутистического спектра к дошкольной организации.
Проект включает два этапа: адаптационный (основной), полного включения (заключительный). Занятия распределены по шести темам, имеющим социальную направленность: ориентировка, гардероб, накрываем стол, режим, гигиена, взаимодействие. Содержание сенсорных игр, объединенных в тематические группы, способствует социальной адаптации ребенка на основе выполнения стереотипных бытовых действий и сенсорного восприятия. Участниками проекта являются ребенок с расстройством аутистического спектра, педагог- психолог, дети группы, причем увеличение количества участников игры предусмотрено только после установления устойчивого контакта и взаимодействия ребенка со взрослым.
Разработанный проект может быть использован педагогами и психологами для повышения уровня адаптации детей с расстройством аутистического спектра к дошкольной образовательной организации.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — М. : Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.
Литература
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. — М. : Медицина, 2006. — 304 с.
3. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме [Текст] / О. С. Аршатская // Дефектология. — 2005. - № 2. - С. 46-67.
4. Аутичный ребенок - проблемы в быту [Текст]: Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / Под ред.
С. А. Морозова. - М. : Общество помощи аутичным детям «Добро», 1998. - 92 с.
5. Баенская, Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет [Текст] / Е. Р. Баенская // Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 76-83.
6. Баенская, Е. Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями эмоционального развития [Текст] / Е. Р. Баенская // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2000. - № 2. - С. 36-38.
7. Башина, В. М., Симашкова, Н. В. Особенности речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом эндогенного генеза [Текст] / В. М. Башина, Н. В. Симашкова // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1990. - № 8. - С. 60-65.
8. Башина, В. М. Аутизм в детстве [Текст] / В. М. Башина.
- М. : Медицина, 1999. - 221 с.
9. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л. В. Белкина. — Воронеж : Учитель,2008. — 264с.
10. Воробьева, М. Н. Организация коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра на начальных этапах работы (из опыта деятельности центра «ПланетА», г. Бор Нижегородской области) [Текст] / М. Н. Воробьева // Преемственные подходы в профессиональной подготовке педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС: сборник статей / отв. ред. А. А. Лапшин. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2017. — С. 178-127.
11. Бирюкова, И В., Погореленко, А. П, Федосеенко, Т. Т.,
Щербина, Л. Б. «Сенсорная игра как средство установления контакта с ребенком с ранним детским аутистом» Социально-гуманитарное знание как фактор модернизации государства и общества: сборник научных трудов по материалам
Международной научно-практической конференции в 2-х частях [Текст] / И. В. Бирюкова, А. П. Погореленко, Т. Т. Федосеенко, Л. Б. Щербина / под общ.ред. Е. П. Ткачевой.
— Белгород, 2019. — С. 55-57.
12. Блейлер, Е. Аутическое мышление [Текст] / Е. Блейер // Хрестоматия по общей психологии. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - С. 112-125.
13. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Текст] / О. Богдашина. — Донецк : Лебедь, 1999. - 117 с.
14. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации // Дефектология. — 1997. — № 2. — С. 31-39.
15. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации [Текст] / М. Ю. Веденина // Дефектология. — 1997. - № 3. - С. 15-21.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4 (Кризис семи лет) [Текст] /Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1984. - 433 с.
17. Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 114-124.
18. Гилберг, К., Питерс, Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты [Текст] / К. Гилберг, Т. Питерс/ Под ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. — СПб. : ИСПиП, 1998. - 124 с.
19. Гурова, Е. В., Шляхта, Н. Ф., Седова, Н. Н. Диагностика психического развития детей: Учебно¬методическое пособие к курсу «Возрастная психология» [Текст] / Е. В. Гурова, Н. Ф. Шляхта, Н. Н. Седова. - М. : Институт молодежи, 1992. - 179 с.
20. Дилигенский, Н. Слово сквозь безмолвие [Текст] / Н. Дилигенский. — М. : Центр лечебной педагогики, 2000. — 231 с.
21. Елецкая, Е. В. Теория «социального действия» М. Вебера [Текст] / Е. В. Елецкая //Образование и наука безграниц: социально-гуманитарные науки. - 2016. - № 3. - С. 151-153.
22. Журенков, К. Аутизм — болезнь ХХ века [Текст] / К. Журенков // Огонек. - 2001. - № 22. - С. 4-8.
23. Жукова, Н. С., Мастюкова, Е. М. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. - М. : Медицина, 1993. - 124 с.
24. Коноплева, А. Н., Лещинская, Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография [Текст] / А. Н. Коноплева. — Мн. : НИО, 2003. - 232 с.
25. Каган, В. Е. Аутизм у детей [Текст] / В. Е. Каган. - Л. : Медицина, 1981. - 190 с.
26. Каган, В. Е., Исаев, Д. Н. Диагностика и лечение аутизма у детей [Текст] / В. Е. Каган, Д. Н. Исаев. - Л. : Ленингр. Педиатрический медицинский институт, 1976. - 342 с.
27. Каримуллина, А. И., Сунагатуллина, И. И.
Использование сенсорных игр для развития детей с расстройствами аутистического спектра
[Текст] / А. И. Каримулина, И. И. Сунагатуллина // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — №1. — С. 52-55.
28. Ковалец, И. В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом [Текст] / И. В. Ковалец // Дефектология. - 2003. - № 2. - С. 57.
29. Кузьмина, М. Аутизм [Текст] / М. Кузьмина // Школьный психолог. - 2000. - № 47. - С. 21-36.
30. Лебединская, К. С., Никольская, О. С. Вопросы диагностики раннего детского аутизма / Диагностика и коррекция [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1988. - 236 с.
31. Лебединская, К. С., Никольская, О. С., Баенская, Е. Р. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм [Текст] / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. - М. : Просвещение, 1989. - 95 с.
32. Лебединский, В. В. Нарушение психического развития у детей [Текст] / В. В. Лебединский. - М. : Просвещение, 1985. - 124 с.
33. Либлинг, М. М., Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье аутичного ребенка [Текст] / М. М. Либлинг // Дефектология. - 1996. - № 3. - С. 56-66.
34. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом [Текст] / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2007. - 288 с.
35. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1992. - 222 с.
36. Мастюкова, Е. М., Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст [Текст] /Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1997. — 234 с.
37. Мнухин, С. С., Зеленская, А. Е., Исаев, Д. Н. О синдроме раннего детского аутизма, или о синдроме Каннера у детей [Текст] / С. С. Мнухин, А. Е. Зеленская, Д. Н. Исаев // Журнал психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1967. - № 10. — С. 56-78.
38. Морозов, С. А., Морозова, Т. И. Мир за стеклянной стеной [Текст] / С. А. Морозов, Т. И. Морозова // Материнство. - 1997. - № 1. — С. 12-67.
39. Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либинг. - М. : Теревинф, 2005. - 220 с.
40. Никольская, О. С. Трудности школьной адаптации детей с аутизмом [Текст] / О. С. Никольская// Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Вып. 1. - М. : Центр лечебной педагогики, 1998. - С. 25-30.
41. Никольская, О. С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма [Текст] / О. С. Никольская. - М. : Центр лечебной педагогики, 2000. — 112 с.
42. Никольская, О. С., Баенская, Е. Р., Либлинг, М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либинг. - М. : Теревинф, 1997. - 342 с.
43. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей [Текст] / О. С. Никольская // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 8-17.
44. Нуриева, Л. Г. Развитие речи у аутичных детей [Текст] / Л. Г. Нуриева. - М. : Теревинф, 2003. - 242 с.
45. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями [Текст] / Под ред. Т. Л. Лещинской. - Мн. : НИО, 2005. - 260 с.
46. Общая психология [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. В. Гамезо. — М. : Ось-89, 2008. — 352 с.
47. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
48. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. : ИТИ Технологии,
2015. — 944 с.
49. Парк, К. Социальное развитие аутиста: глазами
родителей [Текст] / К. Парк // Московский
психотерапевтический журнал. - 1994. - № 3. - С. 65-95.
50. Питерс, Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию [Текст] / Т. Питерс. - М. : Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 2003. - 240 с.
51. Подготовка к обучению с ранним детским аутизмом [Текст] // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 80-86.
52. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Автор-сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Академия, 1999. — 160 с.
53. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации [Текст] / Автор-сост. Н. П. Бадьина. - Курган : Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009. - 59 с.
54. Ранний детский аутизм [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой, В. В. Лебединского, К. С. Лебединской. - М. : Речь, 1981. - 321 с.
55. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина. — М. : ООО «Национальный книжный центр», 2015. — 72 с.
56. Рычкова, Н. А. Диагностика, коррекция психопрофилактика [Текст] / Н. А. Рычкова. - М. : Гном и Д, 2000. - 231 с.
57. Сатмари, П. Дети с аутизмом [Текст] / П. Сатмари. - СПб. : Питер, 2005. - 224 с.
58. Семаго, Н. Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ [Текст] / Н. Я. Семаго. - М. : Центр «Школьная книга», Серия «Инклюзивное образование». Вып. 2, 2010. — 80 с.
59. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности [Текст] / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М. : Генезис, 2011. - 400 с.
60. Семаго, Н. Я., Соломахина, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС [Текст] / Н. Я. Семаго, Е. А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - № 1. - С. 4-14.
61. Соколова, Н. Секрет «Человека дождя» [Текст] / Н. Соколова // Семейная психология. - 2002. - № 22. -
С. 56-98.
62. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. - М. : Речь, 1980. - 320 с.
63. Субботина, Л. Г. Психологическая адаптация к условиям образовательной среды [Текст] / Л. Г. Субботина. - Кемерово : КГУ, 2014. - 160 с.
64. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 3. — С. 46-51.
65. Тикова, Ю. Г. Ребенок-аутист в детском саду: подходы, методы, приемы работы [Текст] / Ю. Г. Тикова // Вестник педагогических инноваций. - 2017. - № 1. - С. 101-109.
66. Тюрина, Н. В. Понятие адаптации в современной психологии [Текст] / Н. В. Тюрина // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2007. - № 5. - С. 152-157.
67. Ульянова, Р. К. Дошкольное воспитание аутичных детей [Текст] / Р. К. Ульянова // Дефектология. - 1988. - № 4. - С. 70.
68. Ульянова, Р. К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми [Текст] / Р. К. Ульянова // Педагогический поиск. - 1999. - № 9. - С. 11-29.
69. Хромова, И. В. Социальная адаптация личности [Текст] / И. В. Хромова // Воспитание и дополнительное образование. — 2002. - № 3. - С. 37-40.
70. Хаустова, В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутических нарушениях [Текст] / В. Хаустова // Аутизм и нарушение развития. - 2004. — № 3. — С. 112.
71. Цыбенко, Н. Л. Оказание психологической помощи аутичным детям средствами модифицированного варианта холдинг-терапии [Текст] // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1. - С. 176-180.
72. Шпицберг, И. Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / И. Л. Шпицберг // Аутизм и нарушения развития. - 2013. - № 2. - С. 33-45.
73. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии [Текст] / Я. Щепаньский. - М. : Прогресс, 1969. - 240 с.
74. Эльконин, Д. Б. Психология игры: Монография [Текст] / Д. Б. Элькконин. — М. : Владос, 1999. - 360 с.
75. Ямбург, Е. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы [Текст] / Е. Ямбург // Народное образование. - 2002. - № 1. - С. 79-85.
76. Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия [Текст] / Е. А. Янушко. — М. : Теревинф, 2018. — 128 с.
Источники из интернета
77. Аутизму нет. Методика Son-Rise [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://autizmy-net.ru/metodika-son- rise/(дата обращения: 17.10.2019).
78. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psycholoqy.academic.ru(дата обращения: 01.09.2019).
79. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/(дата обращения: 01.09.2019).
80. Концепция развития образования, обучающихся с
инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на период 2020-2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-concept-of-development-of-education-of-children-with-disabilities (дата
обращения: 01.09.2019).
81. Краткий психологический словарь. Мир психологии
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psycholoqy.net.ru/dictionaries/psy.html?Word=129(дата обращения: 15.10.2019).
82. Федеральный закон от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собрание законодательства РФ. — 2012. — 31 декабря — № 53 (ч. 1). Ст.
34, 73. — Режим доступа:
https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/(дата обращения: 01.09.2019).