Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КАРОЛИНЫ ПАВЛОВОЙ

Работа №58951

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы102
Год сдачи2013
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Жизнь и творчество К.К. Павловой 7
1.1. Жизненный и творческий век Каролины Павловой 7
1.2. Художественное сознание Каролины Павловой 21
Выводы 32
ГЛАВА II. Изобразительно-выразительные средства русского языка как отражение богатства поэтической речи 34
2.1. Лексические средства выразительности речи 34
2.2. Стилистические фигуры речи 41
Выводы 54
ГЛАВА III. Изобразительно-выразительные средства русского языка в творчестве Каролины Павловой
3.1. Тропы 56
3.2. Фигуры речи 70
Выводы 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЯ


Данная дипломная работа посвящена исследованию изобразительно-выразительных средств русского языка в творчестве русской переводчицы и поэтессы Каролины Карловны Павловой.
Творчество русских поэтесс XIX века является неотъемлемой частью русской культуры. Однако их произведения и даже имена оказались забыты. В последнее время наметился интерес к истории женской поэзии. Произведения русских поэтесс стали включаться в поэтические сборники, появились первые исследовательские труды о жизни и творчестве поэтесс.
Каролина Павлова принадлежит к числу так называемых «второстепенных» литературных деятелей, интерес к которым был в свое время утрачен. Ее литературная деятельность показательна для своего времени. Она выступает вполне самостоятельным художником, особенно чутким к проблемам сознания и самосознания.
Образные слова - необходимый конструктивный элемент поэтической речи. Поэтические произведения не только что-то сообщают нам, но и определенным образом воздействуют. Они не только понимаются читателем, но и переживаются. Только точно найденное выражение, образное соединение слов способны отобразить в поэзии действительность в ее конкретности и индивидуальности. Вот почему так важно, чтобы писатель умел использовать богатства родного языка, знал тончайшие оттенки и нюансы речи. И таким одним из ярчайших и неповторимых в своем творчестве мастеров поэтического слова является Каролина Карловна
Павлова.
Цель данной работы - изучить и проанализировать языковые средства и особенности их использования К.К. Павловой на протяжении всего ее творчества.
Постановка данной проблемы обусловила следующие задачи:
1. Изучить особенности творческого мышления Каролины Павловой.
2. Изучить и охарактеризовать использованные поэтессой изобразительно-выразительные средства русского языка.
3. Проанализировать особенности употребления стилистических приемов.
4. Выявить и отметить особенности синтаксиса поэтических текстов Каролины Павловой.
Объектом исследования является творчество Каролины Карловны Павловой.
Предметом стали изобразительно-выразительные средства русского языка в стихотворениях поэтессы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В I главе рассматриваются биография поэтессы, особенности ее художественного мышления. Во II главе анализируются изобразительно-выразительные средства русского языка - тропы и стилистические фигуры. И в III главе исследуются изобразительные средства, анализируются поэтические фигуры языка, которые использовала поэтесса при создании своих стихотворений.
В работе были использованы следующие методы:
1. Метод выделения из стихотворений приемов поэтической речи, с помощью которых и создается художественная образность.
2. Методика комплексного лингвистического анализа поэтического текста.
Актуальность выбора данной работы обусловлена слабой изученностью поэтического языка лирики К.К. Павловой. Важным структурным уровнем поэтической речи справедливо считается семантико-синтаксический. Без надлежащего внимания к нему научное познание поэзии является довольно проблематичным. Ведь психическое состояние поэта как нельзя лучше отражается, прежде всего, в структуре словесного выражения мысли. И именно поэтому среди средств мотивационно-эмоционального влияния на читателя предпочтение чаще отдается самым разнообразным синтаксически и семантически выразительным средствам, среди которых значительное место принадлежит тропам и стилистическим фигурам. Лингвостилистическое исследование системы тропов и стилистических фигур русского языка в творчестве Каролины Павловой помогает выяснить своеобразность языковых единиц, с помощью которых передается восприятие действительности, высказывается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание поэтических текстов.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы при изучении творчества «второстепенных» литературных деятелей XIX века и женской лирики в
общеобразовательных учреждениях и в качестве иллюстративного материала в вузовском курсе лексики, синтаксиса и стилистики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была предпринята попытка анализа изобразительно-выразительных средств русского языка в творчестве выдающейся поэтессы XIX века - Каролины Карловны Павловой.
Литературное наследие поэтессы, некогда забытое в силу различных обстоятельств, снова начинает возбуждать к себе интерес. Она прожила долгую и не всегда счастливую жизнь, большую часть которой посвятила литературному труду. Каролина Павлова не только вступила на «скользкое поприще поэта», но и стала профессиональным литератором. Проявив себя не только как поэт, но и переводчик, в своих трудах она старалась показать только самое лучшее, что есть в русской поэзии и переводе. Благодаря этому ее стихотворения интересны не только с литературной точки зрения. Они представляют большой интерес и со стороны изучения лексикологии, синтаксиса и стилистики.
К.К. Павлова уделяла большое внимание использованию изобразительно-выразительных средств русского языка - тропам и стилистическим фигурам. Поэзия не мыслима без литературных и стилистических приемов, которые помогают оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы. Они не только украшают текст и усиливают его психологическое влияние на читателя, но и могут составить композиционную основу стихотворений К.К. Павловой.
В своих сочинениях поэтесса использует множество изобразительно-выразительных средств русского языка. Распространены такие тропы как антомазия, метафора, эпитеты, олицетворение, перифраза и лексическая анафора. Встречаются реже оксюморон и антропоморфизм. Тропы совмещаются со стилистическими фигурами - аллюзии, анжабеман, изоклон, объективизация, парантеза, сравнения и другие, организуя единое поэтическое пространство.
Помимо выразительной функции, некоторые изобразительно-выразительные средства несут еще и некую познавательную функцию. Те стихотворения, в которых использованы антомазии, перифразы и аллюзии, не только рассказывают о чувствах лирической героини, но и повествуют об исторических событиях прошлого, называя при этом выдающихся государственных и литературных деятелей, города, острова и целые страны.
На сегодняшний момент необходим более глубокий анализ литературного наследия Каролины Карловны Павловой, что подтверждает актуальность выбранной нами темы.



1. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2 т. Т.1 / Предисл. В. Крейда. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1998. - 304 с.: ил.
2. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика / Сост., вступит. статья и коммент. А.С. Курилова. - М.: Современник, 1982. - 383 с., портр. - (Б-ка «Любителям русской словесности).
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Лексическая семантика. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 767 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1969. - 608 с.
5. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 - январь 1840. Ред. Н.К. Гей. Подготовка текста В.Э. Бограда. Статья и примеч. В.Г. Березиной. - М.: «Худож. лит.», 1977. - 631 с.
6. Белоусова Г.Э. «Мое святое ремесло.» Каролина Павлова // Новая библиотека. - 2008. - № 10. - С. 10-18.
7. Берковский Н.Я. Мир, создаваемый литературой. - М.: Сов. писатель, 1989. - 498 с.
8. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М.: Наука, 2011. - 520 с.
9. Власов А.С. Философия творчества и композиция произведения (На материале очерка Каролины Павловой «Двойная жизнь» и романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго») // Слово в словаре и дискурсе: Сборник научных статей к 50-летию Харри Вальтера. - М.: ООО «Изд- во «Элпис»», 2006. - С. 51-58.
10. Гайденков Н.М. Русские поэты XIX века. - М.: Просвещение, 1964.-
1040 с.
11. Гинзбург Л.В. Старые русские переводчики // Гинзбург Л.В. Над строкой перевода: статьи разных лет. - М.: Просвещение, 1981. - С. 51¬58.
12. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 10-е изд. - М.: Айрис-пресс,
2008. - 448 с. - (Высшее образование).
13. Деханов В.Г. Алексей Толстой и Каролина Павлова // Клубный репертуар. - 2007. - № 1. - С. 8.
14. Дубровина К.Н. Особенности библейской фразеологии в русском языке // Филологические науки: сб. научных статей. - 2001. - № 1. - С. 91-98.
15. «Здравствуй, племя младое.»: Антология поэзии пушкинской поры. Книга III / Сост., вступ. статья о поэтах и примеч. Вл. Муравьева. - М.: «Советская Россия», 1988. - 352 с.
16. Зиновьева Е.В. Лингвостилистический анализ переводов Каролины Павловой // Известия Пензенского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (13). - С. 26-28.
17. Зиновьева Е.В. Творчество Каролины Павловой // Известия Пензенского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (13). - С. 29-31.
18. Зиновьева Е.В. Переводческая деятельность и литературные связи Каролины Павловой // Известия Пензенского государственного педагогического университета. - 2008. - № 9 (13). - С. 31-35.
19. Изобразительно-выразительные средства русского языка // http://www.allabest.ru.
20. История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / под ред. С.П. Карпова. - 4-е издание. - М.: Изд-во «Высшая школа», 2003. - 640 с.
21. Киреевский И.В. Избранные статьи / Сост., вступ. статья и коммент. В. Котельникова. - М.: Современник, 1984. - 383 с., порт. - (Б-ка
«Любителям российской словесности).
22. Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М.: Флинта, Наука, 2006. - 696 с.
23. Кони А.Ф. Воспоминания о писателях. / Сост., вступ. ст. и комм. Г.М. Миронова и Л.Г. Миронова. - М.: Изд-во «Правда», 1989. - 656 с.
24. Корсунская И. Княгиня русского стиха (к 200-летию Каролины Павловой) // http://stihi.pro/1793-karolina_pavlova.html.
25. Крупчанов Л.М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.
26. Кузнецов В. Бесценная Каролина Карловна // http://exlibris.ng.ru/kafedra/2005-06-02/3_karolina.html.
27. Лагута О.Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Часть 1. Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Лукьянова. - Новосибирск: Новосибирский госуниверситет,
1999. - 71 с.
28. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхард. - М.: Правда, 1988. - 576 с., ил.
29. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.: ил.
30. Мещеряков В.П., Козлов А.С. и др. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с.
31. Мизинина И., Тюрина Т. Выразительные средства языка (Справочное пособие). - М.: ООО Н-ПРО, 2006. - 108 с.
32. Минералов И.Ю. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
33. Мицкевич А. Избранное. Лирика. Баллады. Поэмы. - М.: ОГИЗ: Государственное издательство художественной литературы, 1946. - 601 с.
34. Мокиенко В.М. Словарь сравнений русского языка. - СПб.: «Норинт», 2003. - 608 с.
35. Москвин В.П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных
классификаций // Филологические науки. - 2002. - № 4. - С. 75-85.
36. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. - 3-
е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 768 с.
37. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / под ред. А.И. Плюснина.
- М.: «Благовест», 2010. - 1200 с.
38. Озеров Л. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов: В 2 т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1988. - 524 с.
39. Павлова К.К. Стихотворения / Сост., вступ. ст. и примеч. Е.Н. Лебедева; Худож. В.И. Юрлов. - М.: Сов. Россия, 1985. - 240 с., 1 л. порт.
40. Поэтессы XIX века // http://www.allabest.ru.
41. Реформатский А.А. Введение в языкознание: Учебник для вузов / А.А. Реформатский; Под ред. В.А. Виноградова. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 536 с.
42. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. Учеб. пособие для вузов. - М.: «Высш. школа», 1974. - 352 с.
43. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учеб. пособие для студентов-филологов заочного обучения. - М.: Высш, шк., 1991. - 559 с.
44. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
45. Русские писатели. Биобиблиогр. слов. [В 2 ч.] Ч.2 М-Я / Редкол.: Б.Ф. Егоров и др., Под ред. П.А. Николаева. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с., 4 л. ил.
46. Русская поэзия XIX - начала XX в. / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья, примеч. Н.
Якушина. - М.: Худож. лит., 1987. - 863 с. (Б-ка учителя).
47. Русские поэты второй половины XIX века. / Состав, предисловие, комментарий, справочные и методические материалы Ю.Б. Орлицкого.
- М.: АСТ: Астрель, 2006. - 585, [7] с. - (Школа классики).
48. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 5-11 классов школ, гимназий и лицеев гуманитарной направленности. / Збарский А.А., Алхазова Т.И. - Армавир, 2004. - 60 с.
49. Русская элегия конца XVIII - начала XIX в.: Антология / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч. В. Афанасьева; Худож. В. Орлов. - М.: Сов. Россия, 1983. - 240 с., ил. - (Школьная б-ка).
50. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 192 с. - (Серия «Высшее образование).
51. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ф.П. Филин. - М.: «Советская энциклопедия», 1979. - 432 с. с илл.
52. Табакова Н. Мое святое ремесло // Литература. - 1998. - № 17. - С. 4,
13.
53. Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с.
54. Черноусова Е.Г. Царицы муз // Читаем, учимся, играем. - 2009. - № 7. - С. 30-31.
55. Эсалнек А.Я. Теория литературы. - М.: Наука, 2010. - 208 с.
56. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева.- 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.: ил.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ