Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«НОВАЯ ПРОЗА» В. П. КАТАЕВА: ПОЭТИКА АВТОБИОГРАФИЗМА

Работа №58947

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
508
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 «Функции автобиографизма в повести “Святой колодец”» 19
Глава 2 «Повести “Трава забвенья” и “Кубик” как модель мифологической автобиографии» 46
Заключение 64
Список использованных источников и литературы

Валентин Петрович Катаев (1897 - 1986) - знаковая фигура в истории отечественной литературы XX века, в каждый новый период развития литературы писатель создает произведения, которые наиболее точно и полноценно отражают поэтические тенденции эпохи: «формалист», трансформировавшийся в «классика социалистического реализма», выросший в «соцмодерниста», и окончивший свой творческий путь на рубеже модернизма и постмодернизма.
Однако особый литературоведческий интерес, в том числе и у зарубежных исследователей отечественной литературы, и по сей день вызывает поздний период писателя (60е - 80е гг.), названный «новой прозой». «Новизна» поздней прозы заключается в кардинальной смене поэтики: Катаев отходит от эстетики соцреализма, вводя в произведения поэтологические элементы, свойственные эстетике модернизма, среди них - выраженная субъективированность повествования, а также использование приема автобиографизма. Хотя, как утверждает Т. Рытова, на настоящем этапе развития литературы «новая проза» не может восприниматься как актуальное литературное явление, тем не менее, внимание литературоведов к произведениям именно этого периода не спадает, в то время как о «конъюнктурных» вещах вспоминают только в рамках интереса к литературе соцреализма.
«Новая проза» зародилась в «оттепельные» 1960-е годы на фоне социально-политических изменений и в условиях все более ощущаемого кризиса соцреалистической парадигмы. Поэтика одиннадцати поздних произведений («Маленькая железная дверь в стене» (1960 - 1964), «Святой колодец» (1962 - 1965), «Трава забвенья» (1964 - 1967), «Кубик» (1967 - 1968), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1969 - 1972), «Кладбище в Скулянах» (1973 - 1975), «Алмазный мой венец» (1975 - 1977), «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман» (1980 - 1981), «Спящий» (1984), «Сухой лиман» (1985)) существенно отличается от прежней поэтики прозы Катаева. Исследователи отмечают близость перечисленных произведений модернистской эстетике, что проявляется в катаевском тексте в предельно субъективированном образе мира, который создается, живет и развивается силами «творческой энергии личной памяти», также автор вырабатывает свой собственный стиль, которому дает название «мовизм». Т. Кораблина в своем исследовании, ссылаясь на теоретические работы М. Эпштейна и М. Липовецкого , объясняет близость поздних произведений Катаева к модернистской парадигме тем, что именно «новой прозе» удалось «художественно реализовать ту растерянность перед надличной реальностью, которую мы считаем сутью модернистской концепции в искусстве». Н. Лейдерман также отмечает показательность и востребованность для 1960-х годов эстетически близких модернистской парадигме «мовистских» экспериментов Катаева, где соединяется «опыт реалистического проникновения в “диалектику души” с модернистским ощущением онтологического хаоса и постмодернистским скепсисом».
Отличительной особенностью поздних произведений Катаева является акцентированная ретроспекция: эксплицитная обращенность к прошлому, воспроизведение и анализ минувших событий, пропущенных через призму художественного воображения, «собственную новую оптику», или, как обозначал это Катаев, через «магический кристалл памяти». Обращение в художественном произведении к опыту и фактам собственной жизни - не изобретение Катаева, напротив, произведения с «жизнеподобной» мотивировкой встраиваются в целый ряд созданных в то же «оттепельное» время произведений: «Дневные звезды» О. Берггольц, «Владимирские переселки» и «Капля росы» В. Солоухина, «Золотая роза» К. Паустовского. Все перечисленные произведения, включая «новую прозу» Катаева, объединяет проблема определения жанровой принадлежности. В литературоведческой практике встречается обширный спектр жанрового обозначения «мовистских» произведений: лирико-документальная проза, мемуарная проза, памфлетный мемуарный роман, мемуарно-автобиографическая проза , лирическая проза и даже - более узкое - аналитическая ветвь лирической повести, - при всем разнообразии наименований, эти «поджанровые» категории имеют общее - указание на присутствие в произведениях материала фактического, биографического характера, а некоторые из них обнаруживают и литературность, и фикциональность материала.
Вследствие обилия фактуального материала в произведениях «новой прозы» возникала проблема определения жанровой принадлежности. Жанровая неопределенность стала причиной искаженной трактовки многих поздних произведений. «Мовистские» произведения нередко рассматривались, особенно в ранней критике , в документальном русле, автор порицался за искажение фактов, особенно горячие дискуссии велись вокруг достоверности фактов в «Алмазном моем венце» и «Траве забвения», произведениях, описывающих литературный быт начала и середины XX века. И. Шайтанов в связи с этим отмечает: «Любое мемуарное произведение оценивается с точки зрения того, насколько точно помнит автор и имеет ли право вспомнить то, о чем пишет». На наш взгляд, ошибкой является рассмотрение «новой прозы» как порождения документального жанра, несмотря на то, что даже такой авторитетный исследователь творчества Катаева, как М. Литовская, с крайней осторожностью подходит к вопросу разграничения фактического и вымышленного, отводя «новой прозе» место на границе «художественной и документальной прозы, в зоне взаимопереплетения мемуаров, автобиографических и лирических повестей». Однако нельзя пренебрегать литературной, фикциональной, природой произведений. Согласимся с Л. Гинзбург, которая справедливо отмечает, что «литература вымысла черпает свой материал из действительности, поглощая его художественной структурой; фактическая достоверность изображаемого, в частности происхождение из личного опыта писателя, становится эстетически безразличной». Подобной точки зрения придерживается и Б. Галанов, который утверждает, что прочтение «новой прозы» исключительно с целью выискивания истинных фактических событий неизмеримо обедняет, выключает целый ряд поэтологических слоев. Попытки создания и обоснования художественного-документального жанра и причисления к этому жанру поздних работ Катаева, не являются, на наш взгляд, удовлетворительными. К примеру, в работе Т. Симоновой «Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра», в разряд художественно-документального жанра попадает подавляющее большинство произведений русской литературы, будь то «Слово о полку Игореве», повесть «Трава забвенья» и роман «Алмазный мой венец» Катаева, «Война и мир» Л. Толстого и «Это я - Эдичка» Э. Лимонова. Однако очевидно, что перечисленные произведения принадлежат совершенно разным литературным жанрам.
Все перечисленное выше дает основания полагать, что одним из наиболее плодотворных путей исследования позднего творчества может быть интерпретация катаевского текста с учетом авторских автобиографических стратегий.
Автобиографизм редко становился объектом литературоведческих исследований не только в отечественной, но и в мировой практике. Прием автобиографизма в теоретическом аспекте на настоящий момент описан только в одной статье - «Автобиография / Автобиографизм» М. Медарич. Подобная неизученность приема связана, в первую очередь, с трудностями определения понятия автобиографии.
Определение категории автобиографии является одной из наиболее затруднительной в литературоведении вследствие флюидности категории жанра, отсутствия выработанной методологии при изучении текстов, в которых фактуальность сплавлена с фикциональностью. Принадлежность автобиографии сразу к нескольким научным областям также усложняет исследование: социология, психология, лингвистика, филология, история, философия.
Над вопросом соотношения фактического и вымышленного задумывались еще формалисты, В. Шкловский предрекал скорую смерть роману именно от засилия мемуаров и автобиографий, вердикт формалиста безоговорочен: «Писатели, начавшие безматериально, люди типа Каверина и Вагинова, перешли к памфлетным мемуарным романам. Они делают ошибку, потому что нельзя пририсовывать птичьи ноги к лошади». Активные дискуссии, инициированные в 1960-х Г. Гусдорфом и Ф. Леженом , подхваченные позже литературоведами и философами разных направлений, к единым итогам не привели: Лежен, попытавшись обосновать автобиографию как литературный жанр и отграничить ее от всех остальных жанров, своей же статьей «Автобиографический пакт» дискредитировал теорию, хотя позже Ж. Старобински, рассматривая проблему определения автобиографии с нарративной точки зрения, соглашается с позицией Лежена, заявляя о невозможности существования автобиографического стиля, вследствие чего произведение либо является автобиографией, либо нет. Дальнейшая практика исследования, вслед за Старобински и в противовес Лежену, выводит автобиографию за рамки жанра. П. де Ман рассматривает автобиографию как фигуру чтения и отмечает, что каждое отдельное произведение подобного рода - исключение из правил, более того, де Ман утверждает, что в любом произведении в той или иной степени присутствует автобиография, - концепция, приближающаяся к сути приема автобиографизма. К подобным выводам, но в иных терминах, приходит и Ж. Деррида . Современные американские исследователи автобиографии стараются обходить вопрос жанровой принадлежности стороной, соглашаясь, однако, с де Маном в уникальности каждого текстового случая. Высказывание о жанровой неопределенности автобиографии становится общим местом для работ американских литературоведов: «автобиография предшествует теории»; «жанровая неопределенность является преимуществом», «у автобиографий есть образцы, но не может быть правил». Примечательно, что вследствие неоднозначности явления автобиографии, немногие литературоведы отваживались входить в поле изучения явлений, порожденных автобиографией, хотя неоднократно отмечалось, что автобиография, автобиографизм и автобиографический - понятия родственные, но не идентичные: «Автобиографический и автобиография - явления совершенно разного порядка».
История дискуссии вокруг автобиографии с разных точек зрения и с акцентом на различные аспекты проблемы неоднократно была описана в зарубежных и в отечественных источниках. Подавляющее большинство работ, затрагивающих вопрос автобиографии, не обходится без рассмотрения истории проблемы, более того, в зарубежном литературоведении существует ряд статей, целью которых является именно изложение истории проблемы. Каждое серьезное филологическое исследование в области автобиографии или, как в нашем случае, поэтики автобиографизма, в той или иной мере освещает вопрос истории эволюции концепта автобиографии. Н а сегодняшний день двухтомная «Энциклопедия жизнеописания: автобиографические и биографические формы» является изданием, исчерпывающе освещающим проблемы жизнеописания в мировом литературоведении.
Для нашего исследования были изучены все перечисленные выше работы, однако в связи с обилием материала по истории проблемы не представляется необходимым в очередной раз подробно воспроизводить этапы теоретических изысканий в сфере автобиографии, вследствие чего перейдем непосредственно к разработке литературоведческого инструментария для анализа автобиографизма у В. Катаева.
Опираясь на положения, содержащиеся уже упомянутых теоретических работах, с уверенностью можно сказать, что особенности поэтики автобиографизма у каждого писателя уникальны: критерии, примененные к случаю И. Бунина, В. Набокова и литераторов русского авангарда, не адекватны в случае «новой прозы» Катаева, поэтому определение автобиографизма требует доработки, уточнения.
М. Медарич, в процессе изучения поэтики автобиографизма в авангардных произведениях, делает вывод, что автобиографизм, во-первых, является стилистически маркированным литературным приемом, во-вторых, представляет собой отзвук жанра автобиографии, основываясь на безоговорочном тождестве между автором, повествователем и центральным персонажем (как основное условие существования жанра), в-третьих, может быть обнаружен только в произведениях, которые не воспринимаются как автобиография и другие смежные с ней документальные жанры, в-четвертых, выполняет в произведении три функции: самовыражения, проблематизирования структуры текста и игровую.
Мы соглашаемся, с выводами исследователя, однако некоторые пункты требуют уточнения. Одним из оснований существования автобиографии, а следовательно и автобиографизма, признается подлинная природа описываемых событий, их истинность, что в теории автобиографии нередко является камнем преткновения, так как определение степени достоверности зачастую является невыполнимой задачей. Для установления правдивости описываемого прибегают к внетекстовым источникам; американские исследователи вовсе призывают избавить автобиографию от пристального внимания к фактам, однако, по нашему мнению, следует обратить внимание на то, что автор при создании произведения черпает материал не из внешнего мира, а из собственной памяти, соответственно речь не может идти об объективном описании фактов, событий. Предметом произведения становится осмысление и воспроизведение жизненных ситуаций по памяти, иными словами, субъективная интерпретация, что не противоречит категории достоверности: «Фактические отклонения притом вовсе не отменяют ни установку на подлинность как структурный принцип произведения, ни вытекающие из него особые познавательные и эмоциональные возможности».
Сказанное выше дает нам основание при анализе автобиографизма пользоваться экстратекстовыми материалами биографического характера, которые, в первую очередь, служат для выявления автобиографизма в художественном тексте.
Также дополнительного рассмотрения требует проблема функциональности приема автобиографизма в поздних текстах Катаева. Мы учитываем при анализе катаевского текста, выделенные М. Медарич три функции, которые, на наш взгляд, в нем реализованы: функцию самовыражения (авторефлексия субъекта текста, включая установку на исповедальность), игровую функцию (проявление автора в тексте, соотношение его с другими персонажами), функцию проблематизирования структуры текста (автор посредством введения своей фигуры в фикциональный мир текста поднимает ряд вопросов, связанных с функцией автора в тексте и функциями творца) . Однако нами было обнаружено еще несколько особенных функций автобиографизма, свойственных поэтике В. П. Катаева: функция автотематизма, функция литературоцентризма и конститутивная функция.
В качестве предварительных итогов отметим, что в нашем исследовании мы воспринимаем катаевский текст как фикциональный, в котором обилие материала биографического характера объясняется интенциональным использованием приема автобиографизма, который является производной автобиографии и представляет собой авторскую стратегию использования в тексте материала биографического характера с особой художественной целью и который наделен особым функционалом, в чем мы соглашаемся с М. Медарич. Для выявления приема в тексте мы будем обращаться к экстратекстовым источникам.
«Новая проза» становится объектом литературоведческих исследований с начала 1980-х годов, исследованию подвергались различные аспекты поэтики поздней прозы, на материале отдельных произведений или в совокупности всего периода. Большинство ранних научных исследований и монографий о жизни и творчестве Катаева не свободны от марксистско- ленинской идеологии, вследствие чего результаты исследований не могут считаться научно объективными . В настоящее время не потеряли актуальности стилистические и лингво-стилистические исследования прозы Катаева, среди которых следует отметить работу В. Петровского «Семантико-стилистическая функция “слов-ключей” в прозе В. Катаева» , исследующую роль слов-ключей в организации образно-речевой системы текста и во много проясняющую авторскую позицию писателя. Попытку же обосновать жанровое единообразие произведений «новой прозы» предпринята в труде Т. Геворкян «Жанрово-стилевые особенности прозы В. П. Катаева 60-х - 70-х годов» , выводы из которой, дают основание объединить поздние произведения в один творческий период. Более значимой для нашей работы является диссертация Т. Рытовой , предметом исследования которой является непосредственно один из аспектов поэтики в «новой прозе»: вне жанровых рамок описываются модели авторского присутствия во всех поздних текстах Катаева. Особняком стоит объемная монография М. Литовской , в которой рассмотрены и систематизированы все произведения автора, а также учтена вся опубликованная критика, вызванная произведениями Катаева, воспоминания и отзывы о писателе, на основании обширного литературного и социального материала описан путь формирования феномена Катаева и определено его место в литературном процессе, основные положения и результаты которой мы будем учитывать в ходе анализа катаевского текста в основной части нашей работы.
Рассмотренные выше научные работы дают основания судить об актуальности и новизне проводимого исследования: вопреки практике отождествления произведений «новой прозы» Катаева с автобиографией, мемуарами и другими разновидностями документальной прозы, мы придаем катаевскому тексту статус художественного и исследуем его с точки зрения присутствия стилистически маркированного приема автобиографизма.
В качестве объекта исследования были выбраны три ранних произведения «новой прозы»: «Святой колодец» (1962 - 1965), «Трава забвенья» (1964 - 1967), «Кубик» (1967 - 1968). Из изучаемого ряда исключена повесть «Маленькая железная дверь в стене» в связи с недостаточной проявленностью в ней автобиографизма, что связано с тем, что в «Маленькой железной двери в стене» автор только проводит пробу своих новых художественных принципов, «мовизм» - как неповторимый авторский стиль - еще не сформирован, о нем ни разу не упоминается, более того, Н. Лейдерман утверждает, что, хотя повесть «Маленькая железная дверь в стене» является мовистской, замаскированной под ленинскую тему, в полном объеме Катаев обретает творческую свободу от идеологических и эстетических табу только в «Святом колодце», который в полной мере считается первым полноценным произведением «новой прозы» . Той же позиции придерживается М. Литовская, полагая, что повесть «Маленькая железная дверь в стене» является «первым экспериментальным текстом», однако она с трудом может быть причислена к разряду «новой прозы» из-за чрезмерной официальности тематики . Выбор произведений, написанных в 1960-х годах, так же не случаен: М. Литовская выделяет внутри «новой прозы» три подэтапа - каждое десятилетие является отдельным подэтапом . Подобная периодизация основывается не столько на хронологическом принципе, сколько на тематическом и поэтологическом единстве произведений внутри десятилетия. Н. Лейдерман также выделяет несколько подэтапов в «новой прозе», особое внимание уделяется последнему - 1980-е гг., в произведениях этого периода литературовед обнаруживает признаки по стмодернизма .
Предмет исследования состоит в идентификации катаевского автобиографизма и выявлении его функций в тексте.
Цель работы заключается в выявлении и описании функции автобиографизма в произведениях «Святой колодец», «Трава забвенья» и «Кубик», относящихся к «новой прозе».
Среди поставленных задач выделим следующие:
1. На основании положений, сделанных в теоретических исследованиях по проблеме автобиографии, предложить определение понятия автобиографизма, адекватное для «новой прозы» Катаева;
2. Провести литературоведческий анализ обозначенных текстов, выявляя прием автобиографизма;
3. Рассмотреть, как прием автобиографизма влияет на поэтику произведения.
Методология исследования основана на широком спектре теоретической литературы, посвященной вопросам автобиографии, в том числе и работы зарубежных исследователей - П. де Мана, Дж. Старрок, Р Фолкенфлик - однако базовой (вследствие своей уникальности) для нас стала статья М. Медарич «Автобиография / Автобиографизм».
Структура исследования представляет собой введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении содержится библиографический обзор, освещена актуальная для проводимого исследования литература, разрабатывающая проблему автобиографии и автобиографизма, а также исследования, посвященные непосредственно «новой прозе» В. П. Катаева. На основании рассмотренного материала предложено адекватное для изучаемых произведений определение приема автобиографизма и методология анализа. Основная часть состоит из двух глав. Первая глава «Функция автобиографизма в повести “Святой колодец”» полностью посвящена анализу поэтики автобиографизма в повести «Святой колодец», так как повесть стала первой в творчестве Катаева, ознаменовавшей появление «нового» Катаева, обратившегося к новой теме и новому стилю. Повесть «Святой колодец» является в одно и то же время зарождением и квинтэссенцией приема автобиографизма у Катаева, в связи с чем важно проследить, какими функциями изначально был наделен прием. Во второй главе мы обращаемся к двум последующим повестям «Трава забвенья» и «Кубик», которые обнаруживают тесную сюжетную связь, обеспеченную наличием в повестях приема автобиографизма. Более того, в ходе работы над главой нами было установлено, что обе повести, прочитанные в едином метатексте, представляют собой модель мифологической авторской автобиографии. В заключении подводятся итоги исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Поздний этап творчества Катаева дал литературоведам основание говорить о «новом» Катаеве в связи с обращением автора к новому стилю и новым темам. Основным ценностным центром «новой прозы» становится «я» творца, его самоидентификация и саморепрезентация. Этим объясняется активное обращение автора к фактам собственной биографии, однако в художественном мире произведений документальные факты претерпевают трансформацию, подчиняясь законам литературы они обретают новые свойства и функции. В этой связи ранняя критика испытывала затруднения в атрибуировании произведений какому-либо жанру, рассматривая «новую прозу» в русле документальной или мемуарной прозы.
В настоящей работе мы ставили перед собой цель выявить и описать прием автобиографизма в повестях «Святой колодец», «Трава забвенья» и «Кубик», относящихся к «новой прозе» Катаева. Мы проанализировали катаевский текст, поместив его в контекст фикциональной литературы, в которой хронотоп, персонажная система, сюжетные эпизоды имеющие автобиографический характер, являются особой авторской стратегией организации и подачи художественного материала.
Таким образом, нам удалось установить, что повесть «Святой колодец» обладает многослойной композиционной структурой вследствие попытки автором отобразить механизм работы сознания творческого человека, а элементом, скрепляющим между собой воедино разные уровни композиции, является прием автобиографизма. Также в повести мы отметили элемент двойничества, истоки которого также находятся в автобиографизме, так как двойники являются воплощением негативных сторон личности автобиографического героя, из чего следует, что данный элемент наделяется исповедальной и авторефлексивной функциями. Вводя в художественный мир «Святого колодца» цитаты и отсылая к произведениям деятелей искусства, автор акцентирует собственную творческую природу и пытается найти место собственному творчеству в мире искусства, чем определяется литературоцентричная функция. Ассоциативный метод повествования, впервые в полной мере примененный в «Святом колодце» также отвечает авторской задаче максимально точно воспроизвести работу сознания. Ассоциативный принцип реализуется посредством введения онирического элемента, который занимает центральное место в повести и позволяет автору «безнаказанно» смешивать фактуальные элементы и фикциональные. Онирический элемент определяет также определяет эксплицитную установку на ретроспекцию и крайнюю субъективность повествования. Элементы художественной действительности тянут за собой ассоциативный ряд воспоминаний, чувственных ощущений, вызванных теми или иными событиями и героями.
В отношении двух последующих повестей - «Травы забвенья» и «Кубика» - нам удалось установить взаимосвязь обеих повестей на сюжетном уровне, а также проследить эволюцию функционирования приема автобиографизма, перенятого от предшествующей повести. Прием автобиографизма сохраняет свою конструктивную функцию, однако поле действия расширяется с одной повести на две. Таким образом, автобиографизм связывает воедино «Траву забвенья» и «Кубик», которые при прочтение в едином контексте образуют модель мифологической авторской автобиографии. Автобиографический герой в «Траве забвенья» описывает собственное творческое становление, особое внимание уделяя двум поэтам, которые оказали на него наибольшее влияние. Автор предлагает субъективные интерпретации творчества и жизни двух поэтов - Бунина и Маяковского. Акцентируя многие физиологические особенности (кашель Маяковского, «геморроидальный» вид Бунина) и умалчивая некоторые подробности, при этом ссылаясь на несовершенства собственной памяти, автор проявляет творческую стратегию, поднимает вопрос об отношении к двум «властителям дум», принадлежащим к разным эпохам. Также в подобных эпизодах с биографической подоплекой присутствует интенция к самоопределению, осознанию истоков собственного творчества и установлению его места в литературной иерархии, то есть проявляется литературоцентричная функция приема. Также указания на изъяны памяти позволяют автору восполнять описанием собственных ощущений забытые фактологические моменты, таким образом подчиняя действительные факты собственному художественному замыслу. Прием автобиографизма в «Кубике» служит индикатором, указывающим на того, кто скрывается за маской героя повести Рюрика Пчелкина, соответственно, отсылая читателя к повести «Трава забвенья». Вводя в художественный мир повести «Кубик» в качестве героев обширный ряд деятелей искусства, автор демонстрирует свою творческую лабораторию. Более того, размышления о природе творчества, о методах искусства, которыми руководствовались те или иные творческие личности, в числе которых Бунин, введеный в повесть под маской «Учителя» и чьи наставления из «Травы забвенья» в «Кубике» подвергаются критической оценке, автор воспроизводит процесс творчества, демонстрирует на примере одной темы - темы богатства, свой собственный художественный метод - мовизм.
На основании всего сказанного у нас есть основание полагать, что предложенный нами способ прочтения и анализа катаевского текста как фикционального с наличием в нем приема автобиографизма является плодотворным, так как определенные нами функции приема позволили выявить авторские интенции, неявные при интерпретации повестей как мемуарных.



1. Катаев В. П. Кубик / В. П. Катаев // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Худож. лит., 1984. - Т. 6. - С. 447 - 533.
2. Катаев В. П. Святой колодец / В. П. Катаев // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Худож. лит., 1984. - Т. 6. - С. 143 - 244.
3. Катаев В. П. Трава забвенья / В. П. Катаев // Собр. соч. : в 10 т. - М. : Худож. лит., 1984. - Т. 6. - С. 245 - 446.
4. Бабореко А. К. Поэзия и правда Бунина // В. Н. Муромцева- Бунина. Жизнь Бунина 1870 — 1906. Беседы с памятью ; сост. прим. и предисл. А. К. Баборенко. — М.: Вагриус, 2007. — С. 5 — 22.
5. Бальбуров Э. Своеобразие сюжета новой катаевской прозы («Трава забвенья») // Русская литература, 1973. N 2. С.189 — 195.
6. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества ; сост. С. Г. Бочаров / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 423 с.
7. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М. : Советская Россия, - 1979. - 320 с.
8. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С. П. Белокурова. - СПб, 2005. - 320 с.
9. Болдырева Е. М. Memini ergo sum: автобиографический метатекст И. А. Бунина в контексте русского и западноевропейского модернизма: монография / Е. М. Болдырева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 497 с.
10. Вознесенский А. Катаев — 75 // Юность, 1972. № 1. С. 69 - 71.
11. Волков О. В. Погружение во тьму / О. В. Волков. — М. : Вагриус, 2001. — 544 с.
12. Галанов Б. Е. Валентин Катаев. Размышления о Мастере и диалоги с ним / Б. Е. Галанов. - М. : Худож. лит., 1989. - 319 с.
13. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования: монография / Б. М. Гаспаров. — М. : НЛО, 1996. — 348 с.
14. Геворкян Т. М. Жанрово-стилевые особенности прозы В. П.Катаева 60-х - 70-х годов: дисс. канд. филол. наук / Т. М. Гевркян. - М., 1985. - 189 с.
15. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург. - Л., 1971. - 443 с.
16. Главлит и литература в период литературно-политического брожения в Советском Союзе ; вст. ст. и публикация Т. Горяевой // Вопросы литературы, 1998. № 5. С. 279 - 281.
17. Гринберг И. Наблюдательность или лицезрение // Вопросы литературы, 1968. № 1. С. 61 - 77.
18. Гусев В. Две стороны медали // Вопросы литературы, 1968. № 1. С. 50 - 60.
19. Денисова Н. Необычайные метаморфозы в трех измерениях // Литературная газета, 1969. № 25. С. 4 — 5.
20. Дудинцев В. Две магии искусства // Литературная газета, 1966. № 95. С. 2.
21. Евтушенко Е. А. Волчий паспорт / Е. А. Евтушенко. — М. : Вагриус, 1998. — 573 с.
22. Ефимов Б., Фрадкин В. О временах и людях: мемуары [Электронный ресурс] / Б. Ефимов, В. Фрадкин. - Режим доступа: http://1001.ru/books/item/54(Дата обращения: 24.01.2016)
23. Златар А. Автобиография глазами исследователей средневековья // Автоинтерпретация : сб. науч. ст. / СПбГУ ; под ред. А.
Б. Муратовой, Л. А. Иезуитовой / А. Златар. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - С. 33 - 54.
24. Иванов Вс. В. Дневники ; сост. М. В. Иванов, Е. А. Папкова / Вс. В. Иванов. — М. : ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2001. — 492 с.
25. Каганская М. Время, назад! // Синтаксис, 1979. № 3. — С. 106.
26. Катаев В. П. Алмазный мой венец // Собр. соч. : в 10 т. М. : Худож. лит., 1984. Т. 7. С. 5 - 342.
27. Катаев В. П. Кубик / В. П. Катаев // Собр. соч. : в 9 т. - М. : Худож. лит., 1968. - Т. 9.
28. Катаев В. П. Место писателя // Литературная газета, 1937. № 56. С. 2.
29. Катаев П. В. Доктор велел мадеру пить.: Книга об отце / П. В. Катаев. — М. : Аграф, 2006. — 224 с.
30. Кондратович А. И. Новомирский дневник (1967 - 1970) / А. И. Кондратович. — М. : Советский писатель, 1991. - 528 с.
31. Кораблина Ю. Н. Художественная картина мира в мемуарных произведениях В. П. Катаева : дис. канд. филолог. наук. / Ю. Н. Кораблина. — Сургут, 2006. - 177 с.
32. Культурная атмосфера // Русская литература XX века (1950
- 1990-е годы). в 2 томах ; под ред. Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий.
- М. : Academia, 2006. - Т. 2. - С. 6 - 17.
33. Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: аШоЕсйоп // НЛО, 2010. № 103. С. 12 - 40.
34. Лейдерман Н. Л. «Мовизм» Валентина Катаева // Русская литература XX века (1950 - 1990-е годы) : в 2 томах ; под ред. Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. - М. : Academia, 2006. - Т. 2. - С. 333 - 374.
35. Лейдерман Н. Л. «Уходящая натура», или самый поздний Катаев // «Октябрь». 2001. № 5. С. 158-165.
36. Лейдерман Н. Л. Взаимодействие жанровой и стилевой структур в лирической прозе // Взаимодействие стиля и жанра в советской литературе; ред. В. А. Дашевский. - Свердловск: Изд-во СГПИ, 1984. - С.71 - 80.
37. Лекманов О. А., Котова (Рейкина) М. А. Плешивый щеголь // Вопросы литературы, 2004. № 2. — С. 68 - 90.
38. Лекманов О. А., Рейкина М. А. В лабиринтах романа- загадки. Комментарий к роману В. П. Катаева «Алмазный мой венец» / О. А. Лекманов, М. А. Рейкина. — М. : «Аграф», 2004. — 288 с.
39. Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики) : монография / М. Н. Липовецкий. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. — 317 с.
40. Литовская М. А. «Феникс поет перед солнцем»: Феномен Валентина Катаева / М. А. Литовская. - Екб. : Изд-во Уральского ун-та, 1999. - 608 с.
41. Литовская М. А. История и современность в художественной прозе 60 - 80-х годов: дисс. канд. филол. наук / М. А. Литовская. — Свердловск, 1985. — 217 с.
42. Литовская М. А. Социохудожественный феномен В. П. Катаева: автореф. дис. докт. филол. наук / М. А. Литовская. — Екб, 1999. — 50 с.
43. Литовская М.А. Форма сновидения в прозе В. Катаева 60-х - 70-х годов // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе: Тезисы докладов ; ред. Н. Л. Лейдерман. - Свердловск, 1990. - С. 98 - 107.
44. Маликова М. Э. Автобиографический дискурс в творчестве
В. Набокова (Сирина): автореф. дисс. канд. филол. наук / М. Э. Маликова. - Спб, 2001. - 22 с.
45. Мандельштам Н. Я. Воспоминания ; вст. ст. Д. Быкова / Н. Я. Мандельштам. - М. : Вагриус, 2006. - 448 с.
46. Мандельштам О. Э. Разговор о Данте // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1994. — Т. 3. — С. 216 — 259.
47. Маяковский Вл. Собр. соч. : в 13 т. / Вл. Маяковский ; подг. текста и прим. В. В. Новикова, И. Л. Робина, В. В. Тимофеева. - М. : ГИХЛ, 1958. - Т. 7. - 536 с.
48. Медарич М. Автобиография / Автобиографизм // Автоинтерпретация : сб. науч. ст. / СПбГУ ; [под ред. А. Б. Муратовой и
Л. А. Иезуитовой] / М. Медарич. - Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998.
- С. 5 - 32.
49. Михайлов О. Минувшее меня объемлет живо // Литературная газета, 1967. № 25. С. 6.
50. Новикова О., Новиков Вл. Зависть // Новый мир. 1997. № 1.
С.219 — 224.
51. Петровский В. В. Семантико-стилистическая функция «слов-ключей» в прозе В. Катаева: дисс. канд. филол. наук / В. В. Петровский. — Днепропетровск, 1984. — 171 с.
52. Рытова Т. А. «Новая проза» Валентина Катаева (Поэтика воплощения авторского самосознания) : дис. канд. филол. наук / Т. А. Рытова. - Томск, 1998. - 178 с.
53. Самойлов Д. «Мы живем в эпоху результатов...»: переписка ; публ. и прим. Г. И. Медведевой-Самойловой, Е. Ц. Чуковской и Ж. О. Хавкиной// Знамя, 2003. №5. С. 26 - 41.
54. Сарнов Б. Угль пылающий и кимвал бряцающий // Вопросы литературы, 1968. № 1. С. 21 — 49.
55. Сидельникова Т. Н. Валентин Катаев: Очерк жизни и творчества: монография / Т. Н. Сидельникова. — М.: Советский писатель, 1957. — 246 с.
56. Симонова Т. Г. Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра: Учебное пособие / Т. Г. Симонова.
— Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2002. — 119 с.
57. Смольнякова И. Л. Советская мемуарно-автобиографическая проза 70-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук. / И. Л. Смольнякова. — Вологда, 1980. — 28 с.
58. Супа В. «Мовизм» В. Катаева в контексте термина «постмодернизм» // Русский постмодернизм: Материалы межвузовской научной конференции ; под ред. Л. П. Егоровой. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 1999. - С. 37 - 42.
59. Супа В. Проблематика и поэтика повести Валентина Катаева «Уже написан Вертер» // Вестник ТГУ, 1999. № 3. С. 20 - 21.
60. Тодоров Цв. Поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей / Цв. Тодоров. - М., 1975. - С. 37 - 113.
61. Федунина О. В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. в контексте традиции): монография / О. В. Федунина. - М.: Intrada, 2013. - 196 с.
62. Чуковская Л. К. Александр Солженицын // Из дневника. Воспоминания / Л. К. Чуковская. — М. : Время, 2010. — 736 с.
63. Шайтанов И. О. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая мемуарная проза) / И. О. Шайтанов. — М. : Знание, 1981. — 64 с.
64. Шалагинов Н. В. Русская литература социалистического реализма и проблема ее генезиса : дис. канд. филолог, наук. / Н. В. Шалагинов. — Нижний Новгород, 2006. - 191 с.
65. Шевченко И. Е. Повести В.Катаева 60 — 70-х годов и проблемы современной советской лирической прозы: автореф. дисс. канд. филол. наук / И. Е. Шевченко. — Одесса, 1983. — 18 с.
66. Шкловский В. Б. Тогда и сейчас // Литература факта: Первый сборник материалов ЛЕФа ; под ред. Н. Ф. Чужака / Шкловский В. Б. — М.: Захаров, 2000. — С. 129 — 131.
67. Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков / М. Н. Эпштейн. — М. : Советский писатель, 1988. - 416 с.
68. Borden R. C. The Art of Writing Badly: Valentin Kataev's Mauvism and the Rebirth of Russian Modernism / R. C. Borden. — Northwestern University Press, 1999. - 404 p.
69. Bruner J. The Autobiographical Process // The culture of autobiography: constructions of self-representation ; ed. by Robert Folkenflik. - Stanford : California : Stanford University press, 1993. - pp. 38 - 56.
70. Derrida J. Otobiographies // The ear of the other ; ed. by Cristie V. McDonald, translated from french by Avitall Ronell. — NY. : Shocken Books, 1985. pp. 1 - 38.
71. Encyclopedia of Life Writing: Autobiographical and Biographical Forms : in 2 Vol. ; ed. by Margaretta Jolly. - Dearborn, 2001.
72. Folkenflik R. The institution of Autobiography // The culture of autobiography: constructions of self-representation ; ed. by Robert Folkenflik. - Stanford : California : Stanford University press, 1993. - pp. 1 - 20.
73. Folkenflik R. The Self as Other //The culture of autobiography: constructions of self-representation ; ed. by Robert Folkenflik. - Stanford : California : Stanford University press, 1993. - pp. 215 - 234.
74. Gusdorf G. Conditions and limits of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical ; ed. by James Olney. - Princeton University Press, 1980. - pp. 28 - 48.
75. Lecomte S. The prose of Valentin Kataev / S. Lecomte. - Nashville, 1974. - 168 p.
76. Lejeune Ph. On Autobiography // Theory and history of Literature Vol. 52 ; translated from french by Paul John Eakin. — University of Minnesota Press, 1989. — pp. 35 — 68.
77. Man P de Autobiography as De-Facement // Paul De Man, The Rhetoric of Romanticism / P Man de. - NY : Columbia University press, 1984. - pp. 67 - 81.
78. Sturrok J. Theory versus Autobiography // The culture of autobiography: constructions of self-representation ; ed. by Robert Folkenflik. - Stanford : California : Stanford University press, 1993. - pp. 21 - 37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ