ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАБОТЫ
С КОНФЛИКТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Общие характеристики конфликтов в школе
1.2. Понятие и принципы школьной медиации
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
2.1. Зарубежный опыт применения школьной медиации
2.2. Развитие программ школьной медиации в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Состояние российской системы общего образования в последние два десятилетия характеризуется как динамичное. Разнообразные изменения в содержании образования, в методиках обучения, в управлении системой образования и в целом в позиционировании школы во взаимодействии с государством и другими социальными институтами отмечают педагоги, социологи и экономисты. Масштабность и разнонаправленность происходящих изменений оказывают непосредственное влияние на образовательные учреждения. Это обуславливает потребность модернизации управления школой, что, в свою очередь, актуализирует значение современного научного обоснования этого процесса.
Школьная система переносит множество реформаций, которые связаны как с организационной формой функционирования образовательных учреждений, так и с дидактическими основами процесса обучения.
Формирование качественной системы образования в настоящий период времени рассматривается большим количеством ученых, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования образовательного процесса и всех аспектов, связанных с процессом обучения.
В настоящее время обучение является общественной ценностью, оказывая влияние не только на уровень знаний населения, но и на формирование у подростков таких качеств, как культура, общее психологическое развитие, нравственность, принятие сформированных ценностей и толерантность.
Ценность качества образования как ядра образовательной политики делает о строактуальной проблему поиска действенных приспособлений управления им на всех уровнях образовательной системы.
Современная школа является объектом, взаимодействующим с окружающей внешней средой и который имеет свою внутреннюю среду, состоящую из субъектов, взаимодействующими между собой. Такая среда, на сегодняшний день, остаётся одним из главных социализирующих институтов. Поэтому школа, как система, в которой находится большое количество взаимодействующих между собой субъектов, является пространством для появления различных конфликтов, влияющих на процесс взросления учеников. Внедрение технологий школьной медиации как своеобразный ответ на интенсификацию конфликтов в образовательной среде требует описание и обобщения данного опыта с целью возможной корректировки имеющийся стратегии и выбора наиболее адекватной российской реальности модели школьных служб примирения обуславливает актуальность данной работы.
Цель дипломной работы - обобщить и описать зарубежный и российский опыт применение медиации для разрешения конфликтов в школьной среде.
Объектом данного исследования является школьная медиация.
Предметом исследования является опыт применения медиации в школах в России и за рубежом.
В рамках сформулированной цели были определены следующие задачи дипломной работы:
• дать общую характеристику конфликтов в школе
• проанализировать подходы к понятию и принципам школьной медиации
• обобщить зарубежный опыт применения школьной медиации
• описать и оценить развитие программ школьной медиации в России.
Теоретико-методологическая база данного исследования основана на междисциплинарном подходе, который объединяет исследования школьных конфликтов в области педагогики, конфликтологии, психологии.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
На сегодняшний день, пока присутствуют различные группы и делении подростков, будут время от времени возникать противоречия в их взаимодействиях. Вследствие этого проблема состоит в том, чтобы обнаружить возникающие противоречия, не допустить внедрения насилия, обнаружить действенные методы урегулирования неоднозначных вопросов. Речь, по сути, идет об управлении возникающими конфликтами в обществе, которое имеет большое количество разделений, иерархий и групп. Школа является пространством, на котором образуются связи между группами и соответственно конфликты между ними. Дав общую характеристику конфликтам в школе, можно сказать, что причины их возникновения являются абсолютно разными, как и разными являются субъекты взаимодействия этих конфликтов.
Проанализировав понятие школьной медиации, было выяснено, что такая процедура имеет множество преимуществ в разрешении конфликтных ситуаций в школе за счёт особенностей своих принципов. Главной особенностью такой программы является участие учащихся школы в службах примирения. Эта методика способствует разбору конфликтов между группами принадлежащих к различным иерархическим ступеням, что позволяет провести объективную оценку конфликта. Также цель таких служб заключается в том, чтобы не просто урегулировать конфликтную ситуацию, а поспособствовать беспроигрышному результату для обеих сторон, чтобы избежать дальнейшего развития конфликта.
В процессе обобщения зарубежного опыта применения школьной медиации было доказано, что во многих странах данная программа активно используется и до статочно стремительно развивается. На примере нескольких исследований можно увидеть, как успешное применение такой практики, как школьная медиация достаточно эффективно влияет на положительные изменения в школьной среде.
Рассматривая принципы снижения конфликтности в современной школе, хочется обратить внимание, что применение зарубежного опыта в современных учебных заведениях в небольшой степени, но всё же присутствует.
Существует ряд проблем, которые могут препятствовать такой программе, как медиация. Это прежде всего связано с авторитарностью образовательной политики в учебных заведениях, когда директор школы по большей части придерживается Устава и редко принимает во внимание мнение о стальных участников образовательного процесса.
Практически во всех школах должность штатного психолога является номинальной, функции психолога по работе с учащимися и учителями по предупреждению конфликтов не выполняется, а какие-либо иные меры, за исключением формирования нормативных правил поведения, что чаще всего придает только внешний эффект стабильности в школе, не приводят к положительным результатам по снижению уровня конфликтности.
Оценивая возможность применения наблюдательного совета для решения конфликтных ситуаций, представляется более реальным в современном обществе, но выполнимо в первую очередь только при соблюдении следующих условий:
На должность руководителя наблюдательного совета должен быть приглашен сторонний квалифицированный психолог, не заинтересованный в формальном исполнении своих обязанностей;
С целью повышения эффективности работы совета необходимо ежегодно проводить оценку уровня конфликтности и фактов наступления конфликтных случаев в учебном заведении с целью оценки работы совета;
Формирование в уставе школы четкого регламента того, что образовательное учреждение является светской организацией, что позволит предупредить о возникновении конфликтов и упростить решение конфликтов, связанных с вопросами в отношении различных религиозных и малых этнических групп.
При решении поставленных задач, рассмотрев результаты развития программ школьной медиации в России, можно прийти к выводу, что, соблюдая, все необходимые вышеуказанные условия, формирование программы медиации в настоящее время в российских школах представляется возможным. Внедрение современных методов снижения конфликтности, применяемые в развитых странах на сегодняшний день, в Российских является действующим процессом.
1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001
2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. - М: Альфа - М; ИНФРА- М, 2009.
3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирск. ун - та. 2015. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konfliktologicheskaya-kultura-uchitelya-i-ee-proyavlenie-v-professionalnoy-deyatelnosti
4. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство // Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Москва - 2012
5. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов. Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Всероссийская ассоциация восстановительной медиации. Москва, 2014
6. Пестова И. В., Дыненкова Е. Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Методические рекомендации. 2014
7. Пинкевич А. Г., Сунами А. Н. ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ: PEER MEDIATION. 2014
8. Платонов Ю.В. Этнопсихология. - Москва: Академия, 2012
9. Положение о службе школьной медиации в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5 Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
10. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
11. Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд «Новая Евразия», 2012
12. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие - М.: «Щит-М», 2009
13. Daunic A. Р, Smith S. W., Robinson R., Miller M. D., Landry K. L. School-wide conflict resolution and peer mediation programs: experience in three middle schools // Intervention in School and Clinic. — 2000
14. Hilary Cremin. Peer Mediation. Citizenship and social inclusion revisited // Open University Press. First published 2007
15. «Общественный центр Судебно-Правовая Реформа». 2001-2012: http://sprc.ru/
16. Youth Risk Behavior Surveillance - United States, 2003 National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion, CDC Опубликовано: 21 мая 2004 г.: http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/ ss5302a1.htm